Научная статья на тему 'Компьютерные и медиа технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса'

Компьютерные и медиа технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4419
593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современный театр / сценография / театральный художник / Театральное искусство / художественное оформление спектакля

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Астафьева Татьяна Владимировна

<i>Рассматриваются вопросы использования компьютерных технологий в интересах развития теории и практики современного театрального постановочного процесса. Содержатся сведения о внедрении в постановочный процесс и в сценографию комплекса аппаратных и программных средств, позволяющих существенно повысить художественное качество театральной постановки.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные и медиа технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса»

Terra Humana

мир художественной культуры

УДК 75.054 ББК Щ 85

Т.В. Астафьева

компьютерные и медиа технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса

Рассматриваются вопросы использования компьютерных технологий в интересах развития теории и практики современного театрального постановочного процесса. Содержатся сведения о внедрении в постановочный процесс и в сценографию комплекса аппаратных и программных средств, позволяющих существенно повысить художественное качество театральной постановки.

Ключевые слова:

современный театр, сценография, театральный художник, театральное искусство, художественное оформление спектакля.

Театральное искусство на стыке веков проходит сложный и активный путь экспериментирования, испытывая на прочность основы классического театра [4, с. 149-157]. Технологии, соединяющие различные средства информации и коммуникации (кино, телевидение, Интернет, мобильную связь) стремительно внедряются театр. Синтетический характер деятельности театральных художников превращает этот процесс в неотъемлемую творческо-технологическую часть работы над сценографией. Новые технологии в большей степени ориентированы на создание визуальных образов, поэтому использование их в сценографии оправдано с точки зрения универсализации создания спектакля от идеи, эскиза, макета до декораций. Современные театральные постановщики предпочитают завоевывать интерес зрителей «медий-ностью» сценографии. Инновационные технологические решения в свете, звуке, декорациях и костюмах не только обеспечивают зрелищность образов, но в первую очередь помогают создать и поддержать эмоциональную среду спектакля, которая органично окружает актеров и зрителей. Сегодня театральным постановщикам доступен большой спектр технологического оборудования: проекционные приборы, системы озвучивания, видеоизображения и светового оформления. Используя возможности компью-

тера, звукорежиссер может произвести монтаж фонограмм любой сложности, включая многоканальное микширование и сведение музыкального материала [2, с. 29-44].

Художнику предлагается широкий выбор компьютерных программ для создания визуальных эскизов в «проекционной» сценографии [1, с. 70-84]. Световое оформление приобретает все большую художественную выразительность. Постановщики, конкурируя на «театральном рынке» используют в спектаклях видеопроекции, электронные декорации с мультимедийными экранами, светодиодные костюмы и занавесы, множество световых спецэффектов, конструктивные элементы и площадки с дистанционным управлением. Синтез искусств как признак современности, применение передовых технологий в театральной «визуальной эпохе» на сегодняшний день - самый распространённый прием в сценографии. Чтобы компьютерная графика превратилась из многообещающей идеи в широкодоступный инструмент сценографа, потребовались усилия многих талантливых авторов. Разрабатывая образ спектакля, сценографы осуществляют не только творческую, но и огромную «рутинную» работу по изготовлению планировок, технических расчетов, чертежей, описей предметов художественного оформления и предварительной сметы. Сегодня эти задачи можно решать в динамике,

в интерактивном режиме с отображением результатов на экране монитора.

Использование компьютерных программ в качестве инструмента сценографа (как карандаш или кисть) и материала (как краска или глина) влияет на стиль художника и образ мышления. Также и художник в поисках большей выразительности, влияет на развитие изобразительных возможностей компьютерных технологий. Художников, творчески использующих компьютерные средства, условно можно разделить на два типа.

Первый тип - художники «медиа-арт». Объектом отражения у них «становится не реальный мир, а его образ, созданный медийными средствами, то есть медиамир сам по себе. Художник не только адаптирует для творчества медийные технологии, но и использует коммерческие медиапродукты в качестве исходного материала: сканирует фотографии из газет, редактирует фрагменты телепередач, «извлекает» эпизоды из художественных или телевизионных фильмов (виртуальный аналог техники коллажа и монтажа). Получив такого рода «ремиксы», они превращают их в «замкнуто-кольцевые» ролики. Помимо фотографии, кино и видео медиа-арт берет за основу работы, выполненные в традиционной технике (живопись, графика, скульптура). Кроме того, художники выбирают фрагменты из кинофильмов или телепрограмм, переделывают их в замкнутые ролики («видеоинсталяции»).

Другой тип - художник-программист, адепт soft-ware art. Часто произведения программистов напоминают абстрактные композиции эпохи модернизма, может быть, потому что их художественное решение строится на линиях и геометрических фигурах, включает математически генерированные завитки, оконтуренные цветные поля и т.п. Художник-программист «пишет» и «рисует» средствами компьютера, используя готовые образцы и возможности компьютерных программ.

Мультимедийные программы можно разделить: на программы создающие компьютерные игры; технологии для создания презентаций; специальные программы, предназначенные для самостоятельного производства различных мультимедийных продуктов [5, с. 126]. Сейчас создается и совершенствуется большое количество 3D (трехмерных) программ, которые позволяют довольно быстро построить объемную конструкцию в иллюзорном пространстве. Примером таких программ могут служить Virtus WT Pro или Form-Z. При помощи та-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кой программы можно занести двумерные параметры (например, планировку), затем задать третье измерение (высоту) и получить модель объемной конструкции. Такая модель вполне может заменить большинство основных функций макета, т.к. ее можно вращать, двигать, менять цвет, фактуру, размер, расположение любого элемента, имитировать освещение при помощи Fotoshop (в случаях, когда требуется несложная иллюстрация какой-либо фактуры) или, например, Electric Image или WYSIWYG (которые дают возможность более сложной работы со светом, с созданием иллюзии перспективы в цвете или фактуры). Создание сценографии в виртуальном театре, являющемся моделью реально существующего, позволяет предельно точно рассчитать геометрию планшета сцены. Создав базовую модель зрительного зала и сценической коробки, постановщики театрального действия получают возможность «увидеть» актёра и декорации с любой точки зрительного зала, в любом масштабе и определить границы их наилучшего взаимодействия. При моделировании сценического пространства происходит предварительное освоение потенциальной сцены, на которой будет происходить сценическое действие. Ряд программ помогает развить в виртуальном пространстве эскиза экспликацию постановки, разработать мизансцены спектакля, используя модели фигур актеров, предметов интерьера, бутафории, и других необходимых объектов. Режиссер может очень точно свести музыкальную и световую экспликацию, развить композиционную структуру мизансцен. Виртуальные проекты художник и режиссер могут создавать и творчески дополнять на любом этапе, включая монтаж и демонтаж декораций и расчет временных и материальных ресурсов. Графические программы эстетически совершенствуют сценографию спектакля путем создания выразительной визуализации: подробной детализации,

расширенным цветовым и световым диапазоном, проявлении большой точности в передаче объема, формы и фактуры взаимодействующих предметов.

Компьютерное моделирование спектакля актуально в театральных проектах, в которых доминирует динамический визуальный ряд. Цифровые копии эскиза и макета театральной постановки удобны для презентации нового проекта спектакля, незаменимы в том случае, когда традиционный макет частично утрачен или его сложно транспортировать. Моделируя материальный мир спектакля, сценограф

Общество

Terra Humana

создаёт соответствующую метафору, как в декорациях, так и в театральном костюме, помогая актеру в поисках выразительности характера персонажа и действия, преобразуя одежду действующих лиц, в стиле заданной эпохи, в соответствии с определяемым жанром. Современные театральные художники успешно используют программы персонального компьютера для разработки конструкции костюма, кроя и подбора декоративной отделки. Это удобно не только для обмена информацией, но и для запуска костюма в производство. Создание компьютерной модели сценического персонажа (актёра в театральном костюме) в 3D, даёт возможность выбора наиболее удачно найденного художественного образа и технологии изготовления костюма, позволяет осуществлять более точную конструктивную разработку и детализацию с учётом размеров и особенностей фигуры актёра-исполнителя, вносит многовариантность цвета и фактур тканей.

Во время постановки балета «Маша и Мышиный король» в Михайловском театре (Санкт-Петербург) по сюжету балета «Щелкунчик» в 2005 г. автору статьи как сценографу была поставлена режиссерская задача создания образа сказочного персонажа, который мог превращаться из огромной мыши в армию мышей. Такой персонаж был создан в популярном жанре современного искусства - инсталляции. Это композиция, скомпонованная из разных предметов, характеризующаяся целостным восприятием составных элементов. Образ-инсталяция персонажа балета сначала создавалась в карандашных набросках, затем - в цветных эскизах, трансформированных в компьютерных графических программах.

Мышиный король значительно выше и крупнее человека, коробка сцены казалась для него тесной. Чтобы такой огромный персонаж мог существовать на реальной сцене, «костюм» был конструктивно решен как инсталляция - голова гигантской мыши стала самостоятельным костюмом солиста балета, а «телом» Мышиного короля (его армией) была группа артистов балета в костюмах из лохмотьев разных оттенков серой «шерсти», накрытых огромным алым шелковым полотнищем - плащом короля мышей. Созданный персонаж своей необычной пластикой напоминал огромного «китайского дракона». Чтобы понять, как может двигаться такое «существо», в компьютерной модели проектируемой конструкции, были пластически проработаны действия каждого

артиста. В 3D модели была произведена подборка фактур, тканей с учетом количества всех материалов и способов их художественной обработки. Точный расчет веса такого «костюма» определил оптимальные габариты - то, что «необходимо и достаточно» и позволяло артистам балета свободно, сообща двигаться по сцене, под складками плаща создавая иллюзию «единого существа», и мгновенно «исчезнуть», разбежавшись врассыпную. Это образное решение было продемонстрировано на экране монитора и явилось основой художественного оформления спектакля.

Организация пространства сцены неразрывно связана с использованием новых достижений науки в техническом оснащении театра (светодиодные табло, мобильные проекционные дисплеи, адаптированные для небольших залов и концертных площадок, проекционные натяжные экраны, плазменные панели с разными диагоналями, мультифункциональные световые приборы, светодиодные матрицы, туманный экран, интерактивный пол, интерактивное стекло, различные постановочные приемы, использующиеся в видео-проекции). Возможности новых технологий позволяют художнику-постановщику синтезировать творческую и техническую часть своей деятельности, органично соединяя процесс создания художественного образа, конструктивное решение жестких декораций и производство габаритных чертежей. Новые технологии, применяемые в разработке и конструировании сценической композиции, благодаря своей универсальности помогают создать целостность пространственной среды. Они обладают рядом характеристик, необходимых для создания образа, построения и творческого осмысления декорации: мобильностью, целостностью, возможностью создания объемно-пространственной структуры, вариативностью. Сегодня изменилась не только форма спектакля, но и технологии создания декораций, имитирующие живопись, ткани, различные фактуры (металл, камень, снег и т.д.). Появились средства изготовления декораций, прямо соответствующих эскизам сценографа, наиболее точно передающих цветное изображение и авторский почерк - полноцветное принти-рование и проецирование декорационных росписей на экраны-задники. В целом все это позволяет достигнуть эффекта, высоко оцениваемого современным зрителем.

Новая форма сценографии внесла в постановочный процесс «динамическую картинку», трансформирующую объекты

Пример творческо-технологического процесса создания автором эскизов сценографии оперы «Царская невеста» (Марийский государственный театр оперы и балета им. Э. Сапаева, 2007). При создании сценографии первоначальной задачей было выявление эмоциональной стороны спектакля, использовались кисть и краски.

Дальнейшее 3D моделирование (с использованием 3D Max) позволило сделать сценографию оперы более информативной, композиционно и технически сбалансированной.

Предметы художественного оформления, мебель и реквизит, при 3D моделировании обладают дополнительными пластическими, цветовыми и другими характеристиками.

Эскиз и схема инсталляции-костюма «Мышиный король».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общество

Terra Humana

оформления спектакля, мобилизовав пространство сцены в плоский проекционный экран. Выразительным средством стало световое художественное оформление спектаклей с использованием различных видеопроекций и экранов. Такая творческая работа требует соответствия технических возможностей сценической площадке и наличия дополнительного дорогостоящего оборудования, доступного только ведущим петербургским театрам.

Одним из первых громких событий в области новых постановочных технологий в Мариинском театре стала премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец». В 1998 г. в мастерских Мариинского театра произошел пожар, который превратил в пепел декорации к постановке, осуществленной режиссером Темуром Чхеидзе и художником Георгием Цыпиным. Поэтому сегодня можно судить о постановке лишь по видеоматериалам и многочисленным компьютерным эскизам, полностью соответствующим, по словам очевидцев, реальным сценам из спектакля. Видеоинсталяция, стилистически объединяющая конструктивную сценографию и музыкальное произведение, дала возможность включения новых смыслов в общую концепцию художественного образа спектакля. Спектакль стал революционным примером синтеза классической музыки и новых постановочных, сценографических технологий и был способен на равных конкурировать с многочисленными сценическими версиями оперы, чрезвычайно популярной на Западе. Обращение Мариинки к модернистскому театру стало важным художественным направлением, благотворно влияющим на развитие и имидж театра.

В театральном постановочном процессе Михайловского театра также происходит активный поиск художественного образа спектаклей путем соединения двух пространств - виртуального и реального. Технология, давшая возможность совмещать реальный и виртуальный миры получила название match moving. Основная задача этой технологии - совмещение движения отснятого материала с объектами, созданными в трех- и двухмерном пространстве. Для достижения этого результата используется огромное количество разнообразного программного обеспечения. В дальнейшем происходит объединение визуальных элементов из различных источников в единый образ (compositing), чтобы создать иллюзию, что все эти элементы являются частями одной и той же сцены [6]. Этот прием, широко использу-

емый в экранных искусствах, стал экспериментальной формой осуществления оперы «Русалка» на сцене Михайловского театра (2009 г.). Сценография и костюмы, визуальный ряд, многочисленные видеопроекции и художественный свет, созданные П. Окуневым, О. Шаишмелашвили и Д. Солнцевым стали несомненной удачей спектакля. В постановке драматического режиссера И. Коняева само музыкальное произведение Дворжака было «перекроено» под видеоряд, а акцент «медийной» сценографии оперы «Русалка» сместился к визуализации чувственного восприятия как новой форме эстетического переживания, художественному проявлению, ориентированному на ценности «нестабильного» современного мира.

В опере «Катя Кабанова» Леоша Яначека, поставленного в Михайловском театре (2011), художник Фолькер Хинтермайер в монохромном минимализме сценографии предложил концепцию бесконечной «пустоты». Режиссер Нильс-Петер Рудольф в качестве средства художественной выразительности использовал супрематическую видеопроекцию на экране-заднике. Груда сломанных стульев на ближнем плане сцены создавала образ «разрушения ценностей прошлого», а вспышки стробоскопа в кульминационных моментах свидетельствовали о «духовных преображениях» главных героев. Творческие задачи художника и режиссера объединились в единой «технологической партитуре».

Эксперименты с «репетициями виртуального» становятся новой традицией и академической Александринской сцены. Спектакль «Изотов» А. Могучего в соавторстве с художником А. Шишкиным свидетельствует об огромном творческом потенциале постановщиков и технической подготовленности театра к эксперименту. Сценография «Изотова» на первый взгляд проста - планшет сцены, плавно переходящий из горизонтального в вертикальное положение, накрыт многослойными контрастными тканями. Он служит то белым экраном для проекций, то местом действия героев пьесы в реальности и в иных, воображаемых измерениях. Экран, будучи препятствием для перехода объемного объекта в плоскостное изображение, становится образом непреодолимой границы реального и потустороннего существования персонажей спектакля. Авторская оптимизация звуковой образности со зрелищной является выразительной формой передачи постановочной концепции. Спектакль конструктивен в режиссер-

ской задаче объединения выразительных средств мультимедиа и зрелищных форм неинтерактивного, игрового пространства, создания образа экзистенциального выбора человека, как фактора «неосознанного и непостижимого».

Специфика использования разнообразных компьютерных эффектов в современной сценографии вызывает большое количество дискуссий. Очевидно лишь то, что новые технологии могут значительно расширить диапазон средств достижения художественной выразительности спектакля. Однако несбалансированность визуальных технологий с творческими усилиями постановщиков может сделать спектакль похожим на некий аттракцион, в котором сюжет пьесы становится «раскадрированной» иллюстрацией. Какой должна быть сценография, чтобы показаться актуальной современной публике - большой вопрос. «Самодостаточность искусства означает только то, что для осуществления в культуре своей роли, ему необходимо быть искусством, а не чем-нибудь еще» [3, с. 13].

Повсеместное внедрение компьютера, Интернета, современных технологий в жизнь человека, начиная с самого раннего возраста, существенно меняет всю ментально-психическую структуру личности. Средства массовой коммуникации оказали мощное воздействие на формирование социального состава аудитории и ее психологических установок. Социологи отмечают, что культура интеллектуальной элиты,

список литературы:

вступая в многообразные взаимодействия с массовой культурой деформируется, усредняется. В условиях развития средств массовой коммуникации популярное искусство может быть результатом совпадения характеристики художественного произведения с господствующим эстетическим вкусом. Ориентация театра на массовый вкус зрителя и кассовый сбор способствует появлению «модных» произведений искусства, которые не выдерживают испытание временем и скоро забываются публикой. Несомненно, что развитие современного театра зависит от творческой интуиции постановщиков в осмыслении культурносоциальных процессов.

Широкий диапазон возможностей информационных технологий способствует развитию современной сценографии. С появлением визуального оформления спектакля одновременно усиливается зрительский интерес к традиционному (натуральному, конструктивному, живописному, графическому) решению декорации. Обмениваясь опытом с зарубежными коллегами, принимая во внимание изменения, происходящие в мировом пространстве, современные российские сценографы сохраняют основу культурных традиций сформировавшихся в национальном театре на протяжении многих поколений. Петербургские постановщики, использующие передовые технические достижения и информационно-коммуникативные технологии продолжают актуализировать театр как форму духовной коммуникации общества.

[1]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

Алдошина И.А., Сошников В.Д., Познин В.Ф., Денисов А.В., Игнатов П.В., Кузнецов И.Р. Шехтер Т.Е. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника // Новое в гуманитарных науках. Вып. 45. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 204 с.

Дворко Н.И. и др. Мультимедиа: творчество, техника, технология // Новое в гуманитарных науках. Вып.17. - СПб.: СПбГУП, 2005. - 176 с.

Праздников Г.А. Многообразие искусства: безграничность или беспредельность? Глобализация как тенденция культурного развития современности. Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок // Материалы II всероссийской научно-практической конференции 30 января. - СПб.: СПБГУП, 2009. - 18 4 с.

Шеповалов В.М. Становление теории сценографии и ее роль в науке о театре // Искусство и эстетическая культура. Сб. науч. тр. - СПб.: Санкт-Петербургский институт театра музыки и кинематографии, 1992. - С.149-157.

Шлыкова О.В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной культуры. - М.:МГУКИ, 2003. - 268 с.

Brinkmann R. The Art and Science of digital compositing. - N. Y., 1999.

Fleischman M., Reinhard U. Digital Transformations. Media Art at the Interface between Art, Science, Economy and Society. - 2004.

Dixon S. Digital Performance. The History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. - Cambridge: Massachusetts Institute of Technology, The MIT Press, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.