Научная статья на тему 'КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ОСНОВА ОСНОВ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНЫХ ШКОЛ'

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ОСНОВА ОСНОВ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
хореография / классика / пластика / культура тела

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ольга Анатольевна Останина

В данной статье автор говорит о специфике преподавания предмета «Классический танец» для студентов театральных школ, как основе воспитания танцевально-пластической культуры актера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ОСНОВА ОСНОВ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНЫХ ШКОЛ»

"Oriental Art and Culture" Scientific Methodical Journal / https://oac.dsmi-qf.uz Volume 4 Issue 5 / October 2023

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - ОСНОВА ОСНОВ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНЫХ ШКОЛ

Ольга Анатольевна Останина olga.o stanina. 67@mail .ru Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: в данной статье автор говорит о специфике преподавания предмета «Классический танец» для студентов театральных школ, как основе воспитания танцевально-пластической культуры актера.

Ключевые слова: хореография, классика, пластика, культура тела

CLASSICAL DANCE - THE BASIS OF DANCE TRAINING FOR THEATER

SCHOOLS STUDENTS

Olga Anatolyevna Ostanina olga.o stanina. 67@mail .ru Uzbekistan State Institute of Arts and Culture

Abstract: in this article, the author talks about the specifics of teaching the subject "Classical dance" for students of theater schools, as the basis for educating the dance and plastic culture of an actor

Keywords: choreography, classics, plastic arts, body culture

В современное театральное искусство, как и во все сферы человеческой деятельности, постоянно вторгается технический прогресс. Но мастерство актера остается главным двигателем театрального действия. И, по-прежнему единственными собственными (личными) средствами выразительности у актера являются его тело и голос (все остальные способы выражения принадлежат другим участникам театрального процесса - драматургу, режиссеру, художнику, композитору и многим другим). По сути, они материальны. Голос актера является также продуктом деятельности тела. Как и всякая материя существует в сфере действия законов природы, так и мастерство актера не может существовать вне этих законов. «Надо культивировать голос и тело артиста на основах самой природы. Это требует большой систематической и долгой работы, к которой я вас и призываю с сегодняшнего дня. Если же это не будет сделано, то ваш телесный аппарат воплощения окажется слишком грубым для предназначенной ему нежной работы. Нельзя с неподготовленным

ПссШ^^Ш] 427 ISSN 2181-063Х/ Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)

телом передавать бессознательное творчество природы, так точно, как нельзя играть Девятую симфонию Бетховена на расстроенных инструментах»[1].

Современный интеллектуальный театр требует от актера не только глубокого аналитического подхода к роли, но и высокой степени интеллигентности, непосредственности, эмоциональной возбудимости, подлинного артистизма сценического искусства, которые достигаются безупречным владением техникой искусства и, в частности, безупречным владением телом. Вопросам танцевального воспитания будущих актеров сегодня уделяется много внимания. В совокупности с такими учебными дисциплинами, как «мастерство актера», «сценическая речь», «вокал», «ритмика», «пластика», «сценическое движение», «фехтование» - «танец» является неотъемлемой частью системы театрального образования во всех театральных школах мира. Этот учебный предмет закладывает основы танцевально-пластической культуры актера. Совершенствование танцевальных навыков, полученных в театральной школе, продолжается в театре в процессе тренинга, постановочной и репетиционной работы. Танец - это также средство общения, поэтому важно, как и в жизни, доносить мысль, идею через тело актера на сцене. Сегодня существует множество новых направлений и техник в хореографическом искусстве. Но по-прежнему классический танец является основой основ в обучении начинающего актера. Большинство людей слово «классический» воспринимают как слово привычное, и не вникают в его смысл. Но хочу остановиться на его значении. Классикой (от лат. classicus -совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Образцовый, совершенный - вот истинная сущность этого слова. Классические хореографические произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К «классическим», могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и современные. Классический танец - основное выразительное средство балета; система, основанная на тщательной разработке различных групп движений, появившаяся в конце XVI века. Классический танец, исторически сложившаяся, упорядоченная система танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов, одно из главных выразительных средств искусства балета. По определению теоретика хореографического искусства Л.Д.Блок, «классический танец - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический танец эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в

ПЙта^^Н 428 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)

абстрагированном до формулы виде» [2]. Традиционно в классическом танце принята французская терминология. Система построена на различных группах движений, объединённых общими для каждой группы признаками, например группа приседаний (плие), прыжков (жете), вращений (пируэт, тур, фуэте), положений корпуса (аттитюд, арабеск) и др. Установлены позиции ног, рук, корпуса и головы, причём число групп движений строго ограничено. «Движения классического танца строятся на основе выворотности (способности к свободному развёртыванию ног наружу от бедра до кончиков пальцев, при котором ступни образуют линию, параллельную линии плеч)»[3]. Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы классического танца, служит средством создания художественных образов балетного спектакля. Классический танец сам по себе требует дисциплины и стержня в теле. Как учебная дисциплина классический танец представляет собой танцевальную гимнастику, необходимую для совершенствования выразительных средств актера. Классический танец - это фундамент всех сценических видов танца, это азбука, изучение которой является необходимым условием для обучения любому танцевальному стилю или направлению. Классический танец - это основа хореографии, великая гармония сочетания движений с классической музыкой. Практика показывает, что студенты, благодаря осмысленному подходу к предлагаемому материалу, делают поразительные успехи в довольно короткий срок. Программа обучения классическому танцу развивает выносливость, пластичность, грациозность, выразительность, музыкальность и, конечно, утонченный вкус. Занятия классикой очень полезны для студентов театральных учебных заведений, т.к. развивается правильная осанка, музыкальность и пластика, координация, постепенно исправляются различные случаи искривления позвоночника. Основы классического танца настолько универсальны, что даже многие состоявшиеся актеры не прекращают заниматься классикой. Уроки классического танца в театральной школе помогают студентам окунуться в мир высокого искусства. И чтобы исполнение упражнений стало настоящим произведением искусства, в него необходимо вложить и мастерство актера, прочувствовать гармонию тела и музыки, придать телу пластическую выразительность, ощутить настоящую эстетику движения. Основное требование, предъявляемое преподавателями актерского мастерства к занятиям танцем и другими пластическими дисциплинами, заключается в формировании в актере естественности движений, пластической свободы. Таким образом, перед предметом «танец» поставлены задачи воспитания у будущих актеров чувства формы, развития пластичности. А также координации, гармонии, логики и мышечной «свободы» и выразительной красоты движения. Идея в танце - это и есть актерская задача танцора. То есть

ПссШ^^Ш] 429 ISSN 2181-063Х/ Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)

главная роль хореографа - правильно объяснить, в чем сюжет танца, какова идея, проблема и так далее, а дальше уже дать танцору попробовать прожить эту роль. Это и будет актерская составляющая в танце. Музыка также помогает нам понять смысл, прочувствовать все до мелочей. Известный хореограф Н.И.Тарасов писал, что музыкальный характер мелодии должен восприниматься не выразительно, а как эмоционально - образное начало. Порой, именно музыка и дает энергию педагогу - хореографу или балетмейстеру на постановку танцевального номера, а, следовательно, дает и эмоциональное наполнение актерам. Величайший педагог-балетмейстер Р.В.Захаров в своей книге «Записки балетмейстера» пишет о специфике работы с драматическими артистами, выражающейся в отборе балетмейстером «самых скупых и несложных танцевальных» средств выразительности»[4]. Уровень пластического развития актера определяется степенью его сценической выразительности, воздействующей на зрителя. По утверждению Станиславского, несовершенство техники сценического воплощения может обеднить и даже исказить до неузнаваемости самый прекрасный и глубокий замысел актера. «Мучительно не быть в состоянии верно воспроизвести то, что красиво чувствуешь внутри себя»[5]. Подготовка физического аппарата актера драмы, его гармоничное психофизическое развитие - основная функция танца (в том числе и классического) в создании пластической культуры актера. Танец, воспитывая тело актера, развивает его творческий организм для выражения мысли через движения, для физического выражения чувств действующего лица, выявления этих чувств в художественной форме.

Использованная литература

[1] Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1955. В 8 т. Т. 3. С. 29.

[2] Л. Д. Блок. «Классический танец. История и современность». Москва. Искусство. 1987 С. 16.

[3] «Большая российская энциклопедия». ЭЛ № ФС77-84198.

[4] Захаров Р.В. «Записки балетмейстера». М.: Искусство, 1976. С.308.

[5] Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3, М., «Искусство». С.6.

430

ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.