Научная статья на тему 'Развитие связной речи у дошкольников с речевым недоразвитием на материале авторских и народных сказок'

Развитие связной речи у дошкольников с речевым недоразвитием на материале авторских и народных сказок Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СКАЗКА / SPEECH STATEMENT / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / FAIRY TALE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трудова Д.А., Фуреева Е.П.

В данной статье рассматриваются вопросы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством авторских и народных сказок. Выявляются наиболее распространенные проблемы развития связной речи у дошкольников, и определяется эффективность сказки как средства формирования речевого высказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATED SPEECH AT PRESCHOOLERS WITH SPEECH UNDERFLUENCE ON THE MATERIAL OF AUTHOR'S AND NATIONAL TALES

This article discusses the development of coherent speech in preschoolers with a general underdevelopment of speech through copyright and folk tales. The most common problems in the development of coherent speech are identified among preschoolers, and the effectiveness of a fairy tale as a means of forming a speech is determined.

Текст научной работы на тему «Развитие связной речи у дошкольников с речевым недоразвитием на материале авторских и народных сказок»

level of ability for independent cognitive activity as high. An average level of their own abilities for independent cognitive activity was indicated by 65% and 85,7% (p9>0,05) students from I and II groups. And every tenth representative from I group indicated low ability for self-cognition.

4,7% students from II group spent less than an hour for self-training for classes. 1 hour for self-training was spent by 25 % and 23,7% (p9>0,05) students from I and II groups respectively. Longer self-training for classes (from 1 hour to 4 hours) was indicated by 75% and 71,4% (p9>0,05) respondents from I and II groups.

Therefore, it should be noted that on the whole students liked problem-oriented teaching methods. They learnt to work in a team, to analyze and synthesize new information, to make decisions in different clinical situations and become able to identify and avoid medical errors.

Conclusion. Problem-oriented teaching method is the most optimal for graduating students, since it enables to systematize the obtained knowledge, to analyze and synthesize new information more effectively.

References

1. Bilous T.M., Haras M.N., Lehkun H.V. Experience in implementation of problem-oriented learning in the study of childhood diseases by graduates of the ERASMUS + grant project (anonymous survey results)/ Problemy bezperervnoi medychnoi osvity ta nauky. - 2017. - №1. - S. 16-20.

2. Dmitrenko N.Ye. Implementation of problem-oriented training in higher education / N.Ye. Dmitrenko // Innovative solutions in modern science. — 2016. — № 1. — S. 1-13.

3. Kliuchko S.S. Principles of organization of problem-oriented training at the department of histology, cytology and embryology in the conditions of introduction of modern information technologies / S. S. Kliuchko // Medytsynskaia ynformatyka y ynzhen-eryia. — 2015. — № 4. — S. 29-33.

4. Edstrom K. PBL and CDIO: complementary models for engineering education development / K. Edstrom, A. Kolmos // European Journal of Engineering Education. — 2014. — Vol. 39, № 5 — P. 1-17.

5. Hmelo-Silver C.E. Problem based learning: What and how do students learn? / C.E. HmeloSilver // Educational Psychology Review. — 2004. — № 16. — P.235-266

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ НА МАТЕРИАЛЕ АВТОРСКИХ И НАРОДНЫХ СКАЗОК

Трудова Д.А.,

магистр II курса

Волгоградского государственного социально-педагогического университета

г. Волгоград, Россия Фуреева Е.П. научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета

г. Волгоград, Россия

DEVELOPMENT OF COMMUNICATED SPEECH AT PRESCHOOLERS WITH SPEECH UNDERFLUENCE ON THE MATERIAL OF AUTHOR'S AND NATIONAL TALES

Trudova D.,

II year master

Volgograd State Social and Pedagogical University Volgograd, Russia

Fureeva E. scientific director

Candidate of pedagogical sciences, associate professor Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, Russia Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством авторских и народных сказок. Выявляются наиболее распространенные проблемы развития связной речи у дошкольников, и определяется эффективность сказки как средства формирования речевого высказывания. Аbstract

This article discusses the development of coherent speech in preschoolers with a general underdevelopment of speech through copyright and folk tales. The most common problems in the development of coherent speech are identified among preschoolers, and the effectiveness of a fairy tale as a means of forming a speech is determined.

Ключевые слова: речевое высказывание, дошкольники, общее недоразвитие речи, сказка. Keywords: speech statement, general speech underdevelopment, fairy tale.

Вопрос о создании условий развития связной речи у детей дошкольного возраста поднимается в настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики. Этот интерес далеко не случаен, так как недостаточно изучены условия формирования языковой способности ребенка дошкольного возраста.

Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Самую многочисленную категорию - около 40% составляют дети с общим недоразвитием речи. Поэтому вопросы формирования речевого высказывания, развития связной речи у детей этой группы стоят особенно остро.

Грамотная четкая речь одно из условий разностороннего и гармоничного воспитания ребёнка. У детей с общим недоразвитием речи как раз возникают определенные сложности в формировании речевого высказывания и развития связной речи. У этой категории детей слабые представления об окружающей действительности, скудный словарный запас, грамматически неправильное оформление речи. У них отмечаются недостатки формирования логики связного высказывания. Дети данной категории испытывают трудности в подборе нужного слова, затрудняются формулировать свои мысли, строить предложения, последовательно излагать пересказ, не удерживают в памяти программу внутренней речи. Старший дошкольный возраст - это возраст наиболее благоприятный для своевременной коррекции навыков речевого высказывания, закладывания основ грамотного речевого оформления [4].

Формирование связной речи предполагает достаточный словарный запас, овладение грамматическим строем, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом. Формирование речевого высказывания является важнейшим условием успешности обучения ребенка. Только обладая сформированным речевым высказыванием, ребенок может давать развернутые ответы на вопросы, последовательно и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и устного народного творчества [3].

При развитии связного высказывания ребенка педагоги применяют различные дидактические игры, занятия, читают детям художественную литературу, в том числе и сказки. Работа со сказкой -это метод, который давно используется в работе с детьми. В логопедии, он получил широкое распространение около десяти лет назад [5].

Проблемой формирования связной речи у детей с речевым недоразвитием занимались Ф.А. Со-хин, Е.А.Флерина, А.М.Бородич, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко и др. В работах многих авторов отмечается, что в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием формирование связной речи превращается в сложную задачу, приобретает особое значение. Сложная структура дефекта требует длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте Ф.А.Сохин выделил три основных направления:

- структурное (формирование структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

- функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения);

- когнитивное (познавательное формирование способности к элементарному осознанию языков и речевых явлений) [1].

Все три направления взаимосвязаны, так как они включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны речевого развития.

В качестве основных показателей формирования речевого высказывания было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания [2].

Следует подчеркнуть, что осознание ребенком звукового состава предложения закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой для успешного школьного обучения. Практическая проверка результатов исследований показала, что знакомство детей с авторской и народной сказкой приводит к положительным результатам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У ребенка обогащается словарный запас, формируется культура речи, повышается точность речи, ее выразительность и связность. Дети с речевым недоразвитием начинают правильно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом высказывании. Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить речевое высказывание предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Речевое высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка [1].

Поэтому одним из средств эффективного формирования речевого высказывания детей является материал авторских и народных сказок. Народные и авторские сказки раскрывают меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества с яркостью особенно проявляет себя именно в народных и авторских сказках. Яркость, образность, простота, меткость выражений, народная мудрость выдвигают сказки на первое место при формировании речевого высказывания детей. Народные и авторские сказки способствуют развитию речи, дают образцы литературного языка [5].

Таким образом, проведение коррекционной логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на материале авторских и народных сказок показывает положительную динамику и хорошие результаты коррекционной логопедической работы.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М: Издательский Центр «Академия», 2010. - 400 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей/Учебник для студ. учреждений высшего образования. - 5 изд., стереотип. - М.: Академия, 2014. - 448 с.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / A.M. Бородич. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.

4. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Чиркиной Г.В. - М.: «Аркти», 2011. - 240 с.

5. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкоте-рапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 c.

THE ISSUE OF DIAGNOSING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN RUSSIA

Khalilullina L.,

5 year student ofInstitute of Psychology and Education, Kazan (Volga region) Federal University

Mefodeva M.

Associate professor of Department of Foreign Languages, Kazan (Volga region) Federal University

Abstract

The issue of autism among children and teenagers is rather relevant nowadays as the number of children with autism spectrum disorders is constantly growing. The authors analyze the statistics of autism in different countries and emphasize the absence of such statistics in Russia. It is paid attention to the fact that in Russia there is no the state system of comprehensive assistance to children and teenagers suffering from early autism and there are not enough special (remedial) educational state institutions for children with autism.

Keywords: autism, TEACCH, ABA, to diagnose ASD, remedial educational institutions, developmental disability, intellectual disability.

Introduction

The issue of autism is becoming relevant in many ways. The ratio of the number of sick people increases compared with previous years.

In 2007, the World Health Organization (WHO) stated that humanity is facing a serious problem: the number of people with mental and neurological problems, including autism, is growing steadily. These diseases account for 11% of all global health problems. WHO claims that there are at least 1,100,000 cases of autism in China, 650,000 in the United Kingdom, 500,000 in the Philippines, and at least 180,000 in Thailand. Autism prevalence worldwide is growing up to 14% every year. In China, the growth rate is slightly higher, namely about 20% per year. The prevalence of autism in 2000 was investigated to estimate from 5 to 26 cases per 10,000 children, whereas in 2005 one case of autism accounted for 250-300 newborns. Unfortunately, it was more than the number of cases with isolated deafness and blindness, Down syndrome, diabetes mellitus or cancer diseases in childhood. According to the World Autism Organization, in 2008 one case of autism accounted for 150 children. As a result, the United Nations (UN), understanding the depth of the problem and the severity of the consequences for society, proclaimed April 2 as "World Autism Awareness Day". In 2012, Centers for Disease Control and Prevention (CDC) reported in average one case of autism for every 88 children. Over ten years, the number of children with autism has increased 10 times. But in 2018,

this figure changed - one case for fifty nine children [1,2,8,13].

The analysis of autism statistics shows that the largest number of people suffering from this pathology live in South Korea and America. There is no similar available statistics in Russia, but it can be assumed that in Russia there are about 200 thousand autistic children. At the same time a new published analysis of the data showed that the real ratio of boys and girls with autism is 3 to 1, but not 4 to 1, as it was previously thought. New data suggest that girls with autism are often diagnosed incorrectly, or they are diagnosed late or are not diagnosed at all. In most sources, the ratio of boys and girls with autism is 4 to 1. The new analysis is based on data of the studies that were conducted on the prevalence of autism in different countries. This indicator is being investigated after the National Autistic Society conducted a statistical survey. It has shown that the results of the diagnosis of autism for women are diminished. Women with ASD are found to be more sociable than men with this disorder, and their characteristic autistic symptoms are more difficult to notice. [5,8,9,12].

Methods

There are several corrective approaches that are used while working with ASD children. According to most investigations the greatest results can be achieved by applying several methods simultaneously. The conceptual basis is made by the TEACCH and ABA methods [3,4]. In addition to these methods, some other therapies are used, for instance Sensory-Integration therapy, Sandplay therapy, Horseback riding therapy, Pet

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.