Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ващенко В.А.

В статье представлен анализ научных исследований по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Метод наглядного моделирования рассматривается в качестве эффективного средства развития связной речи дошкольников с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также описана роль данного метода в развитии речи дошкольника с речевыми нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ващенко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR IN THE PROCESS OF USING THE METHOD OF VISUAL MODELING

The article presents an analysis of scientific research on the problem of the development of coherent speech in older preschool children with ONR. The method of visual modeling is considered as an effective means of developing coherent speech of preschoolers with ONR in a preschool educational institution, and the role of this method in the development of speech of a preschooler with speech disorders is also described.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»

УДК 376.44

Ващенко В. А. студент 3 курса

Донской государственный технический университет

Россия, г.Ростов-на-Дону

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ научных исследований по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Метод наглядного моделирования рассматривается в качестве эффективного средства развития связной речи дошкольников с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также описана роль данного метода в развитии речи дошкольника с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, методы наглядного моделирования, дети старшего дошкольного возраста, связная речь.

Vaschenko V.A.

3rd year student Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don

THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH ONR IN THE PROCESS OF USING THE METHOD OF VISUAL MODELING

Annotation. The article presents an analysis of scientific research on the problem of the development of coherent speech in older preschool children with ONR. The method of visual modeling is considered as an effective means of developing coherent speech of preschoolers with ONR in a preschool educational institution, and the role of this method in the development of speech of a preschooler with speech disorders is also described.

Key words: general underdevelopment of speech, methods of visual modeling, older preschool children, coherent speech.

В современном мире большое количество детей страдают общим недоразвитием речи, и у них наблюдается недостаточный уровень сформированности компонентов языковой системы, а именно: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, фонематического слуха, грамматики, в том числе страдает и связная речь. Развитие речи и речевого

общения является одним из самых необходимых критериев благополучного развития ребёнка и его социализации, а также высокий уровень развития связной речи - это показатель готовности к школе. Помимо умения правильно составлять предложения, ребёнку также необходимо научиться повествованию, причем, не просто называть какой-либо предмет, а также необходимо уметь описывать его (какого он цвета, формы, размера). Крайне важно, чтобы его рассказ состоял из нескольких предложений, в которых он сможет охарактеризовать существенные стороны, свойства предмета.

Ряд исследователей, таких как: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, доказали, низкий уровень развития связной речи отрицательно влияет на дальнейшее развитие ребёнка с ОНР и на его обучение. [4] У детей с ОНР страдает речевая активность, речь так же малопонятна. Внимание, память, познавательная активность снижены, связная речь либо мало развита, либо отсутствует.

Исследованием связной речи с ОНР в области логопедии занимались: С.В. Бойкова, Г.А.Волкова, Р.А.Кирьянова, Р.Е.Левина, О.С.Ушакова. [1; 5; 6]

В современной науке накоплен большой опыт на тему изучения процесса развития связной речи детей с различными речевыми нарушениями. Особенности развития связной речи изучались С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, А.М. Леушиной, а также большинством других специалистов. Во многих исследованиях использование метода наглядного моделирования предполагается как эффективное средство развития связной речи, так как он влияет не только на речь ребенка, но и на общее психическое развитие ребенка, который имеет системную речевую патологию. Обладая внешними формами альтернативного и визуального моделирования, дети могут использовать эти модели в своем сознании, представлять с их помощью то, что говорят взрослые, предвидеть возможные последствия своих действий, что является показателем развития высокого уровня умственных способностей. Это особенно важно для дошкольников, ведь визуальные материалы усваиваются лучше, чем словесные, потому что их умственные задачи решаются при основной роли внешних средств.

Экспериментальные исследования проводились на базе Детского сада города Ростова-на-Дону. Для исследования было выбрано 10 детей, в возрасте 5-6 лет с ОНР III уровня. При проведении констатирующего этапа эксперимента мы опирались на методику исследования связной речи В.К. Воробьёвой [2]; методику определения связной речи, разработанную В.П. Глуховым при участии С.Н. Шаховской, методику Т.Б. Филичевой. [3;4]

В результате проведённого эксперимента мы получили следующие результаты: дети испытывали трудности во время выполнения заданий. В процессе пересказа дети смогли раскрыть смысл и содержание текста, но периодически у них не получалось согласовать члены предложения.

Наблюдались нарушения в порядке слов. Дети не смогли передавать содержание текста в правильной последовательности и соблюдать связность повествования. Нами были отмечены нарушения грамматики, иногда он неверно согласовывал члены предложения в роде, числе и падеже. Самым трудным заданием для детей оказалось составление рассказа по сюжетной картинке, им было достаточно сложно связывать предложения по смыслу и заострять своё внимание на тех моментах, которые являются наиболее значимыми.

При проведении формирующего этапа эксперимента нами были подобраны схемы наглядного моделирования. Мы использовали адаптированные схемы для составления рассказов Т.А.Ткаченко [7], тексты с опорными словами Т.В.Пятница, Т.И.Прончак [8].

В результате исследования мы пришли к выводу, что опорные схемы помогли детям придерживаться плана рассказа, их речь становилась более информативной только тогда, когда они основывались на наглядную модель. Многие не могли справиться с заданием до конца без помощи взрослого, но повествование детей стало более связным, чётким и ясным. Использование текстов с опорными словами также помогло детям добиться лучших результатов. В процессе составления рассказа дети могли самостоятельно подбирать нужные слова, описывать предметы более красочно и ярко.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы дает нам возможность сделать вывод о важности развития связной речи у старшихдошкольников с общим недоразвитием речи. Теоретический анализ иэмпирическое изучение развития связной речи у старших дошкольников подтверждает предположение о том, что развитие связной речи является благоприятным в процессе использования метода наглядного моделирования.

При проведении эксперимента, мы выяснили, что дети с ОНР имеют лексические ошибки, а именно: повторы одних и тех же слов, неуместное употребление слов, незнание их значения. Синтаксические ошибки: нарушение согласования и управления в предложении, нарушение порядка слов, неверное использование местоимений, также дети испытывали сложности в разграничении предложений. Некоторые дети скудно использовали либо не использовали вовсе художественно-стилистические элементы, некоторые дети испытывали трудности с согласованием членов предложений. Дети пропускали некоторые фрагменты рассказа, действия и предметы, им требовались наводящие вопросы.

Так, в процессе формирующего этапа эксперименты, было выявлено, что использование методов наглядного моделирование положительно сказывается на развитии связной речи детей. При использовании опоры на модель связность повествования нарушалась реже, дети понимали, как продолжить рассказ, а также, с чего начать новое предложение.

Высказывания детей стали более структурированы и развёрнуты, а количество распространённых предложений увеличилось.

На основе исследования можно сделать вывод, что включения методов наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие связной речи у детей с ОНР, что помогает качественно сформировать их речевые навыки.

Использованные источники:

1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 45 с.

2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT:

Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.

3. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: издательство В. Секачев, 2019. - 232 с.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Книга для логопеда. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1988 г. - 320 с.

5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем -логопедом в коррекционной работе с детьми 5 -6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб.: "Каро", 2002. - 368 с.

6. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е.Левина, Н.А.Никашина // Основы теории и практики логопедии. —М.: Просвещение, 1968, — 173 с.

7. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева

8. Пятница Т.В., Прончак Т.И. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Издательство: Белый ветер, 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.