Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
843
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева Кристина Андреевна, Медведева Елена Юрьевна

Статья посвящена проблеме формирования связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Описываются показатели связной речи при нормативном развитии. Дана характеристика уровней общего недоразвития речи. В статье представлены результаты сравнительного экспериментального исследования уровня развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи и нормативным развитием. Для экспериментального исследования был подобран диагностический инструментарий. Целью экспериментального исследования являлось выявление недостатков связной речи у старших дошкольников с ОНР. В статье описывается ход проведения каждой методики. Для наглядности приведены таблицы с результатами выполнения методик. Авторами отмечена важность формирования связной речи в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи, выделены основные сложности, с которыми сталкиваются дошкольники, испытывающие трудности в формировании связной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарева Кристина Андреевна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COHERENT SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of formation of coherent speech of children with ONR of senior preschool age. The indicators of coherent speech in normative development are described. The characteristic of the levels of general underdevelopment of speech is given. The article presents the results of a comparative experimental study of the level of development of coherent speech in children with general speech underdevelopment and normative development. Diagnostic tools were selected for the experimental study. The aim of the experimental study was to identify the shortcomings of coherent speech in older preschoolers with ONR. The article describes the progress of each technique. For clarity, tables with the results of the methods are given. The authors noted the importance of the formation of coherent speech at preschool age in children with general speech underdevelopment, highlighted the main difficulties faced by preschoolers experiencing difficulties in the formation of coherent speech.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Рассмотренные компоненты профессиональной подготовки будущих специалистов сферы сервиса и туризма позволили обозначить педагогические условия необходимые для формирования компетенций студентов направлений подготовки сервиса и туризма при взаимодействии с представителями трансграничных образовательных консорциумов.

При организации обучения необходимо использовать активные и интерактивные формы проведения занятий. Одним из результатов является организация практик по заказу организаций партнёров. Реализация программы предполагает сочетание организационно-управленческого и проектного типов профессиональной деятельности.

Выводы. Подводя итог отметим, что модернизация образовательной системы, диктует необходимость подготовки кадров для индустрии туризма, которые обладают необходимыми профессиональными компетенциями т.е. способностью применять знания, умения при работе как в российских, так и зарубежных организациях. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка сетевой образовательной программы, направленной на продвижение российского образования в сопредельное государство.

Литература:

1. Бай, Т.В. Внедрение компетентностного подхода в профессиональное туристское образование / Т.В. Бай, О.В. Котлярова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2017. - №3.

2. Белецкая, И.А. Теоретико-методологические основы формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов сферы туризма в системе высшего образования / И.А. Белецкая // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66-4.

3. Биттер, Н.В. Формирование ключевых профессиональных региональных компетенций будущих специалистов сферы туризма и сервиса Алтайского края с точки зрения работодателей / Н.В. Биттер // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 2(35). - С. 42-46.

4. Бондарь, Е.В. Формирование компетенций специалиста сферы туризма / Е.В. Бондарь, Е.Г. Теличева // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - №9.

5. Веретенникова, О.Б. Разработка стратегии образовательного учреждения: методические рекомендации / О.Б. Веретенникова, Н.В. Дрантусова, А.К. Клюев, С.В. Кортов, В.И. Майданик, Л.А. Малышева, Л.Н. Попова // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 4.

6. Кокшарова, Н.М. Ключевые компетенции будущего специалиста в области сервиса и туризма с точки зрения работодателей г. Читы / Н.М. Кокшарова // Наука и образование без границ: материалы III междунар. науч.-практ. конф. 16-27 дек.2007 г. - София: Бял ГРАД-БГ ООД. - 2007. - С. 79-85.

7. Кокшарова, Н.М. Формирование ключевых компетенций будущего специалиста сферы туризма в вузе в ходе изучения естественнонаучных дисциплин: специальность 13.00.08: диссертация на соискание ученой степени кандидата / Н.М. Кокшарова. - Чита. 2010 - 236 с.

8. Лазарев, Г.И. Консорциум вузов сервиса как форма сетевого партнерства / Г.И. Лазарев // Высшее образование в России. - 2010. - №10.

9. Решетникова, К.В. Компетентностная модель обучения магистров в сфере гостеприимства и туризма: опыт формирования научно-исследовательских и аналитических компетенций / К.В. Решетникова, М.Д. Предводителева // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 3 (103). - С. 95-103.

10. Chirikov, I. Russian Universities' «MidB range» Collaboration Strategies: InterB national Higher Education. -2010. - № 58.

Педагогика

УДК 376.2

магистрант Бондарева Кристина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Описываются показатели связной речи при нормативном развитии. Дана характеристика уровней общего недоразвития речи. В статье представлены результаты сравнительного экспериментального исследования уровня развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи и нормативным развитием. Для экспериментального исследования был подобран диагностический инструментарий. Целью экспериментального исследования являлось выявление недостатков связной речи у старших дошкольников с ОНР. В статье описывается ход проведения каждой методики. Для наглядности приведены таблицы с результатами выполнения методик. Авторами отмечена важность формирования связной речи в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи, выделены основные сложности, с которыми сталкиваются дошкольники, испытывающие трудности в формировании связной речи.

Ключевые слова: связная речь, формирование, развитие, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи. Annotation. The article is devoted to the problem of formation of coherent speech of children with ONR of senior preschool age. The indicators of coherent speech in normative development are described. The characteristic of the levels of general underdevelopment of speech is given. The article presents the results of a comparative experimental study of the level of development of coherent speech in children with general speech underdevelopment and normative development. Diagnostic tools were selected for the experimental study. The aim of the experimental study was to identify the shortcomings of coherent speech in older preschoolers with ONR. The article describes the progress of each technique. For clarity, tables with the results of the methods are given. The authors noted the importance of the formation of coherent speech at preschool age in children with general speech underdevelopment, highlighted the main difficulties faced by preschoolers experiencing difficulties in the formation of coherent speech.

Key words: coherent speech, formation, development, senior preschoolers, general underdevelopment of speech.

Введение. Дети старшего дошкольного возраста с нормативным развитием способны без труда употреблять в речи различные конструкции сложных предложений и развёрнутые фразы. Дошкольники имеют обширный активный словарь,

они способны изменять слова, в зависимости от рода, числа, падежа. Как раз в старшем дошкольном возрасте до конца формируется звуковой анализ и синтез и чистое произношение звуков.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями является актуальной проблемой в дефектологии. Важность данной проблемы связана с тем, что связная речь ребенка-дошкольника обеспечивает свободу общения, а это в свою очередь способствует активному включению ребенка в процесс социальной" коммуникации. Также, степень сформированности способностей речевой коммуникации зависит от уровня результативности речевого общения и всего образовательного процесса [1, 6].

Изложение основного материала статьи. Тему связной речи освещали знаменитые логопеды (Т.А. Ткаченко, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.), педагоги (Е.А. Флёрина, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич, А.М. Леушина и др.), психологи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Дети с ОНР отстают во всех структурных аспектах речи; у них ослаблена память, словесно-логическое мышление; присутствуют нарушения в координации движений мелкой, общей, мимической и артикуляционной видах моторики [4, С. 89].

Для первого уровня речевого развития характерно отсутствие связной речи. Средства общения очень ограничены. Основной словарный запас представляет собой некоторое количество плохо произносимых простых слов, звукоподражаний и звуковых комбинаций. Чаще используются жесты указания и яркая мимика [7, С. 143].

На втором уровне у детей возрастает речевая активность. Общение представляет собой применение постоянного словарного запаса, но все же узкого и искаженного. Обозначения предметов, действий и признаков проявляются дифференцированно. На данном уровне иногда появляются элементарные местоимения, союзы и предлоги. Но речевая недостаточность четко видна во всех аспектах. У детей присутствует в предложениях в среднем 2-4 слова. Запас слов улучшен, но все же не дотягивает до возрастной нормы [2, С. 68].

Третий уровень характеризуется частичным лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим недоразвитием с наличием у детей развёрнутой фразовой речи. Имеются сложности с фонематическим восприятием. При относительном умении использовать развернутую речь все же имеются неточности в большом количестве лексических значений [3, С. 105].

Наше исследование предполагало изучение своеобразия формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и последующее целенаправленное ее формирование на основе разработанных логопсихологических тренингов.

Целью экспериментального исследования являлось выявление недостатков связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Выборку составили 30 дошкольников от 5-6 лет.

Исследование проводилось на базе: МБДОУ «Детский сад № 3 «Колобок» комбинированного вида, МБДОУ «Детский сад № 114 «Подсолнушек» г. Нижнего Новгорода.

Для достижения задач исследования был подобран диагностический инструментарий, базирующийся на методике обследования связной речи В.П. Глухова.

Для исследования связной речи детей дошкольного возраста мы использовали следующую серию заданий:

1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.

2. Составление предложения по трём картинкам, связанным тематически.

3. Пересказ знакомой сказки.

4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

5. Сочинение рассказа на основе личного опыта.

6. Составление рассказа - описания.

Все задания давались каждому ребёнку индивидуально.

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.

Детям было предложено несколько картинок: «мальчик поливает цветы», «девочка ловит бабочек», «мальчик ловит рыбу», «девочка катает коляску», «девочка катается на санках». Инструкция звучала следующим образом: «Что нарисовано на картинке? Что он (она) делает?». Ребёнку было необходимо ответить на данный вопрос полной фразой.

У большинства дошкольников с ОНР 3 уровня (53%) данное задание не вызвало трудностей. Оставшаяся часть детей не смогли построить связной фразы, а просто перечисляли всё, что видели, например, «мальчик, цветы, дерево» или называли, что нарисовано на картинке, но не называли само действие («девочка с сочком»).

Что касается дошкольников с нормативным развитием, то данное задание они выполнили на достаточно высоком уровне (87%). У некоторых детей ответ на вопрос инструкции сопровождался небольшим рассказом по картинке.

Составление предложения по трём картинкам, связанным тематически.

Детям были предложены три картинки: девочка, корзинка лес. Им было необходимо составить предложение с использованием всех картинок, например, «Девочка взяла корзинку и пошла в лес за грибами».

У 87% дошкольников с ОНР 3 уровня данное задание вызвало затруднение. Многие дети без помощи не могли составить предложение. Некоторые дети называли все картинки в отдельности. Детям задавались направляющие вопросы, а в некоторых случаях первую часть предложения приходилось озвучивать за ребёнка. Часть детей в предложении использовали только две картинки вместо трёх, например, «девочка гуляет в лесу».

Дошкольники с нормой развития, как и дошкольники с ОНР 3 уровня, тоже не показали высоких результатов в выполнении данного задания. Лишь 33% детей успешно выполнили задание. Некоторые дошкольники также называли отдельные картинки или составляли предложение с использованием двух картинок, но после дополнительного вопроса почти все дети понимали, что от них хотят и воспроизводили правильно оформленное высказывание.

Пересказ знакомой сказки.

Детям для пересказа была дана сказка «Теремок». Текст прочитывался 2 раза, а потом ребёнку давалась инструкция: «Расскажи мне эту сказку».

Дошкольники экспериментальной группы в целом верно передавали содержание сказки «Теремок». Только 40% дошкольников не справились с заданием. В процессе пересказа были отмечены продолжительные паузы, нарушение хронологии, пропуски отдельных моментов.

Лишь 13% детей с нормативным развитием неточно передали сюжет сказки. Остальные дети достаточно подробно и информативно изложили свой пересказ. В некоторых моментах дошкольникам задавались уточняющие вопросы.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Детям были даны четыре последовательно связанные картинки, на которых нарисована спящая бабушка, вязавшая носок и кот, который стал играть с клубком ниток и все их размотал.

У большинства детей с ОНР 3 уровня (53%) возникли сложности с выполнением данного задания. Для получения связного рассказа в некоторых случаях приходилось задавать детям наводящие вопросы, указывать на конкретную

картинку. Иногда дети просто начинали перечислять то, что видят на картинках (бабушка, кот, нитки), но после оказания им помощи, детям удавалось составлять рассказ.

Дети контрольной группы в целом хорошо справились с данным заданием. Дошкольникам оказывалась стимулирующая помощь, после которой дети достаточно точно составили рассказ по серии картинок.

Сочинение рассказа на основе личного опыта.

Детям было необходимо составить рассказ о своём участке в детском саду и сообщить, чем они любят заниматься, во что играть, рассказать о сезонных играх.

53% детей с ОНР справились с данным заданием на низком уровне. Большинство детей просто перечисляют предметы, находящиеся на участке, игры, в которые они играют. Например, «на участке ракета, песочница, забор». Рассказы детей малоинформативны, они содержат в себе недостаточно деталей. Дети в процессе рассказа делали частые паузы.

Большинство детей контрольной группы хорошо справились с данным заданием. Лишь 20% детей не смогли в полной мере справиться с заданием и составить связный рассказ. Дошкольники достаточно информативно рассказывали о прогулках на участке детского сада. Например, «у нас есть веранда, и те, кто наказан там сидят. Когда подумают о своём поведении, их отпускают».

Составление рассказа - описания.

Детям было дано задание - описать знакомый им овощ - помидор. Нужно было рассказать всё, что они знают об этом овоще: цвет, форма, вкус, где растёт, что можно из него приготовить.

В целом, дети с ОНР 3 уровня неплохо справились с заданием. Лишь у 33% возникли трудности с выполнением задания. Часто дошкольникам задавались наводящие и уточняющие вопросы, им было сложно начать рассказ. Некоторые дети не знают где растут помидоры («мы их покупаем в магазине», «они растут на дереве»).

Дети с нормативным развитием в целом успешно справились с заданием, они достаточно информативно дали описание овоща. В некоторых случаях также, как и детям с ОНР, задавались уточняющие и наводящие вопросы.

Таблица 1

Результаты исследования связной речи у детей с нормативным развитием

Имя ребёнка 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание 6 задание Общее кол-во баллов

Арина А. 5 3 4 4 4 4 24

Рита Б. 3 3 3 4 3 4 20

Никита Г. 5 3 3 3 2 3 19

Владислав В. 4 3 3 2 2 3 17

Алиса З. 5 5 2 3 4 3 22

Роман И. 4 3 2 3 3 3 18

Дарья И. 3 3 3 2 4 3 18

Анна К. 4 3 4 3 4 3 21

Юрий К. 5 4 4 2 2 2 19

София Л. 5 5 4 4 3 4 25

Павел М. 5 3 3 3 4 3 21

Олег П. 4 3 3 3 4 3 20

Раиса П. 5 5 3 4 4 3 24

Маша Р. 4 4 3 3 3 3 20

Сергей Т. 4 3 4 2 4 3 20

Таблица 2

Результаты исследования связной речи у детей с ОНР 3 уровня

Имя ребёнка 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание 6 задание Общее кол-во баллов

Лёня М. 5 3 4 3 3 3 21

Алексей Т. 5 3 2 2 3 3 18

Андрей Ю. 5 2 1 3 2 2 15

Виктория З. 2 3 3 1 2 3 14

Анастасия Л. 3 2 3 4 2 2 16

Милана И. 4 4 4 3 3 3 21

Савелий С. 3 4 4 2 3 3 19

Евгений П. 4 2 4 3 3 3 19

Артём К. 2 2 4 2 2 3 15

Тимофей К. 4 3 2 3 2 3 17

Мирослава К. 3 2 2 2 3 2 14

Кирилл М. 4 3 3 3 2 2 17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Елена Н. 3 2 1 1 2 3 12

Михаил П. 4 3 3 2 2 2 16

Назар Р. 3 2 1 2 3 3 14

Выводы. Таким образом, результаты эмпирического исследования позволяют сделать выводы:

1. Испытуемые обладают неудовлетворительным уровнем сформированности фразовой речи. Дети обеих групп в своём большинстве строят фразу грамматически неправильно, испытывают трудности в составлении развёрнутого предложения.

2. Во время исследования у детей с ОНР возникли трудности при составлении рассказа-описания. Во время составления рассказа дети допускали длительные паузы, путали последовательность изложения.

3. Испытуемые, выполняя задание составление рассказа по серии сюжетных картинок, путали очерёдность изложения, логичность рассказа.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод, что в дальнейшем обучении и развитии мы будем делать упор на овладение лексическим, семантическим, грамматическим и функциональным содержанием языка и формирование способности использовать эти навыки самостоятельно.

Литература:

1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.

2. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общ. недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 111 с.

3. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 1997. - 109 с.

4. Ткаченко Д.А. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи / Д.А. Ткаченко, Ю.И. Родин // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1118

5. Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.А. Тютюева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 91-95. - URL: http://e-koncept. ru/2016/46019.htm

6. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 4-7 лет / О.С. Ушакова // Дошк. воспитание. - 2009. - №1. - С. 59-66.

7. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чирки- на. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с. - (Библиотека логопеда-практика).

8. Харченко, А.А. Особенности развития связной речи в онтогенезе / А.А. Харченко // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. - 2019. - С. 114-117

9. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д.Б. Эльконин. - Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1958. - 116 с. - URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=94361

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью подполковник Борщ Александр Алексеевич

ФГКВОУВО «Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ» (г. Новосибирск); доцент кафедры управления повседневной деятельностью подполковник (запаса) Лысиков Сергей Александрович

ФГКВОУВО «Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ» (г. Новосибирск)

СУЩНОСТНЫЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВНГ РФ

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые методологические подходы к рассмотрению процесса формирования и выявления структуры ценностных ориентаций курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации, взаимосвязи внутренних нравственных установок с требованиями профессиональной деятельности офицера. Авторы делают вывод о том, что сущностные, содержательные и структурные компоненты формирования ценностных ориентаций курсантов военных институтов, представленные в статье, обладают целостностью и способны отражать основные характеристики целенаправленно организуемого в военном вузе процесса формирования ценностных ориентаций курсантов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, курсанты, офицеры, войска национальной гвардии.

Annotation. This article discusses some methodological approaches to the process of formation and identification of the structure of value orientations of cadets of military institutions of the troops of the National Guard of the Russian Federation, the relationship of internal moral attitudes with the requirements of an officer's professional activity. The authors conclude that the essential, substantive and structural components of the formation of value orientations of cadets of military institutes, presented in the article, have integrity and are able to reflect the main characteristics of the process of forming the value orientations of cadets purposefully organized in a military university.

Key words: value orientations, cadets, officers, National Guard troops.

Введение. Осуществить задачу подготовки офицеров войск национальной гвардии можно лишь в том случае, если направить все свои усилия не только на усвоение курсантами необходимых знаний, приобретение умений и навыков работы с людьми, но и сформировать у них соответствующие ценностные ориентации. Данная мысль давно не вызывает сомнений у учёных [5; 6; 10 и др.].

В то же время установлено, что нормы морали будут осознаваться как внутренняя потребность и как ценность лишь тогда, когда они станут предметом оценки, отбора и принятия их человеком на личностном уровне.

Изложение основного материала статьи. Содержательная часть всего процесса формирования ценностной составляющей у военнослужащих заключается в трансформации, которая обусловлена переходом от ценности общественной в личностную. Переход этот происходит посредством оценки индивида в рамках его личностных взглядов и индивидуальных потребностей. Согласно данному процессу, личность человека составляют исключительно указанные отношения, которые интерпретируются как ценностная социальная система, состоящая из индивидуально обусловленных связей личности и окружающей действительности, сгруппированных по принципу обобщенности.

Согласно подходу В.П. Тугаринова [8, С. 152], ценностное отношение включает в себя два условных этажа. Верхний этажа состоит из категорий познания, практики и оценки, которые объединяются в единое целое, при этом сохраняя различия. Этаж нижний - фундаментальный - подразумевает под собой некую триаду из ценностей, целей и потребностей, которые напрямую происходят из таких значимых сторон человеческой жизни, как биологическая, социальная и психологическая. Этим же путем, от идеологического определения, формулировки и содержательной характеристики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.