Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР'

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1020
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / PRESCHOOLER / COHERENT SPEECH / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / SPEECH IMPAIRMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Траутман Евгения Робертовна, Медведева Елена Юрьевна

В статье представлены результаты проведенного экспериментального исследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Траутман Евгения Робертовна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONNECTED SPEECH IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE WITH ONR

The article presents the results of the study of the features of coherent speech in older preschool children with General underdevelopment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»

6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - СПб.: Речь, 2010. - 152 с.

7. Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. - М.: «Практика», 2016. - 864 с.

8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь,

2016. - 220 с.

9. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. - М.: Теревинф,

2017. - 288 с.

10. Сердюкова Е.Ф. Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе как необходимый этап организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2019. № 1. С. 173-178.

11. Славина Л.С. Трудные дети: авторский сборник. - М.: МПСИ, 2002. - 432 с.

12. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. 2001. № 3-4. С. 30-34.

13. Стожарова М.Ю. Предшкольное образование. Модели и реальность. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 224 с.

14. Теппер Е.А., Грицкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения // Сибирское медицинское обозрение. 2011. Т. 67. № 1. С. 12-16.

15. Шрамм P. Детский аутизм и ABA: ABA (Applied Behavior Análisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. - 208 с.

16. Delaney T. Games and Activities for Children with Autism, Asperger's and Sensory Processing Disorders. Rama Publishing. 2014. - 260 с.

Педагогика

УДК 376.37

магистрант Траутман Евгения Робертовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного экспериментального исследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: дошкольник, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение речи.

Annotation. The article presents the results of the study of the features of coherent speech in older preschool children with General underdevelopment.

Keywords: preschooler, coherent speech, General speech underdevelopment, speech impairment.

Введение. Актуальность предложенной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время отмечается рост числа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории дошкольников отмечаются многообразные стойкие нарушения, среди которых большой процент приходится на нарушения всех составляющих речевой системы, включая связную речь. Связное высказывание определяется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется последовательно, логично и грамматически правильно [1, 2, 8].

На момент поступления в школу у детей с нормой речевого развития связная речь достигает достаточно высокого уровня. Это существенно в целях последующего результативного обучения, а также в целях полноценного формирования личности детей.

Связная речь выполняет одну из основных задач речевого развития дошкольников с расстройствами речи, поскольку как раз связная речь способствует социальной и коммуникативной активности.

Изучению проблемы связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи уделяли внимание в своих исследованиях В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие. Их исследования делают возможным сделать заключение, что при общем недоразвитии речи обнаруживаются разного рода сложные речевые нарушения, при которых у дошкольников диагностируются нарушения всех составляющих речевой функциональной системы, включая связную речь [4, 8, 9].

Изложение основного материала статьи. С целью определения специфики развития связной речи старших дошкольников было проведено экспериментальное исследование.

Для исследования особенностей развития связной речи была применена методика обследования состояния связной речи В.П. Глухова [4].

Глухов В.П. предлагает обследовать речь детей в свободной игровой, бытовой и образовательной деятельности, главным образом, обращая внимание на наличие фразовой речи и уровень ее развития. Фиксируются ответы дошкольников на занятиях в виде высказываний, сообщений, рассказов.

С целью комплексного исследования состояния связной речи детей применяется группа заданий, содержащая: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания.

Экспериментальное исследование состояния связной речи дошкольников проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 461» г. Нижнего Новгорода, в котором принимали участие 15 детей с общим недоразвитием речи и 15 детей с нормой речевого развития. К исследовательской работе были привлечены дети из старших

возрастных групп с нормальным физическим слухом и с сохранными возможностями интеллектуального развития.

Применяя данную методику Глухова В.П. стоит фиксировать полноту и точность отражения в речи основных свойств предметов, наличие или отсутствие логичности сообщения, последовательность в описании деталей и признаков предметов.

Условия проведения диагностического исследования:

- поддержание в процессе обследования эмоционально-положительного настроя ребенка, благоприятного для общения;

- использование игровой формы;

- речевая инструкция должна предъявляться с опорой на картинки;

- для уточнения понимания задаются уточняющие вопросы.

В процессе диагностического обследования у некоторых дошкольников с нарушениями речи была отмечена чрезмерная активность и расторможенность. Другие дети наоборот были малоактивны, быстро истощались. Большая часть испытуемых с общим недоразвитием в процессе длительного обследования речи отказывались продолжать работу, объясняя свое поведение усталостью. Дети с речевыми нарушениями в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием демонстрировали низкую устойчивость внимания, его недостаточное распределение, а также незрелость эмоционально-волевой сферы.

В результате эксперимента выявлено, что у большинства дошкольников с речевыми нарушениями были сложности в составлении фразового высказывания, в связи с чем, появилась необходимость использования дополнительных вопросов, требующих охарактеризовать действие, изображенное на картинке.

У большей части дошкольников были отмечены продолжительные паузы, ошибки в окончаниях, нарушение очередности слов. У 33% обследуемых зафиксированы синтаксические и смысловые трудности выраженные в различной степени.

В ходе второго задания детям было предложено составить предложение по трем картинкам, что вызвало еще большие трудности по сравнению с первым заданием.

Данное задание нацелено на выявление способностей дошкольников к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченного фразового высказывания.

Ни один из испытуемых экспериментальной группы не смог самостоятельно составить предложение, учитывая взаимосвязь всех предъявляемых картинок. Вследствие этого всем детям этой группы задание было предъявлено повторно, с указанием на пропущенную картинку, но и после оказания помощи 60% детей не удалось составить адекватное содержанию высказывание. 13% испытуемых экспериментальной группы не смогли выполнить предложенное задание. У большинства дошкольников были выявлены выраженные синтаксические трудности, неправильно обозначены изображенные предметы, распространенное действие в ситуации не названо, либо названо ошибочно.

Все дошкольники контрольной группы успешно справились с первым заданием. 13% испытуемых этой группы составили фразу на основе предметного содержания только двух картинок, после оказания помощи дети смогли составить адекватное по содержанию высказывание.

Третье задание направлено на выявление возможностей дошкольников в воспроизведении - пересказе небольшого по объему и несложного по структуре литературного произведения. В данном исследовании была использована знакомая детям сказка «Теремок». Никто из испытуемых экспериментальной группы не смог составить пересказ самостоятельно. Всем детям этой группы задавались повторные наводящие вопросы. Были отмечены пропуски отдельных моментов действия и целых фрагментов.

Чаще всего трудности появлялись в начале воспроизведения, при пересказе моментов появления новых персонажей. Почти у всех детей было отмечено нарушение связности изложения, неоднократные повторения фраз, смысловые несоответствия, ограниченность словарного запаса.

У 20% дошкольников экспериментальной группы были отмечены резко выраженные сложности в выполнении данного задания, а именно бедность содержания, нарушенная связность повествования, грубые лексико-грамматические ошибки.

Почти все дети контрольной группы успешно справились с третьим заданием. Только у одного ребенка данной группы были отмечены пропуски фрагментов произведения.

Четвертое задание использовалось для составления связного рассказа по серии сюжетных картинок. Для исследования была применена серия картинок по сюжету «Кошки и птички» Н. Радлова. Благодаря использованию этого задания появилась возможность для определения ряда специфических особенностей связной речи детей с общим речевым недоразвитием.

У всех детей с ограниченными речевыми возможностями не получилось составить самостоятельный связный рассказ, несмотря на то, что предварительно было разобрано предметное содержание каждой картинки. В связи с этим была оказана помощь в виде указания соответствующей картинки и конкретных деталей, а также вспомогательных вопросов. Практически все дошкольники этой группы затруднялись при переходе от одной картинки к другой, также у них были отмечены пропуски моментов действия, смысловые несоответствия. Дошкольники затруднялись самостоятельно продолжить рассказ, пытались поменять картинки местами, не учитывали детали в них. У 60% дошкольников данной группы рассказы подменялись простым перечислением действий персонажей.

Все дошкольники с общим недоразвитием речи нуждались в значительной помощи при выполнении данного задания. У большинства испытуемых рассказ не имел характер связного повествования и сводился к ответам на наводящие вопросы.

У 20% дошкольников из общеобразовательной группы для составления рассказов использовались наводящие вопросы, в их рассказах были отмечены отдельные смысловые несоответствия. Остальные дошкольники этой группы успешно справились с составлением рассказа данного вида.

Пятым заданием стало составление рассказа из личного опыта, а именно на тему «На участке нашей группы». С помощью этого задания появилась возможность определить особенности владения связной речью при передаче ситуации из своего жизненного опыта.

Испытуемым заранее был предложен план рассказа, состоящий из пяти вопросов. Предлагалось рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого дети составляли свои рассказы по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос повторялся.

Все дошкольники группы компенсирующей направленности не смогли самостоятельно составить рассказ из личного опыта. У детей данной группы отсутствовали ответы в виде фраз, представляя собой простое перечисление предметов и действий. Серьезные нарушения при построении фразы были отмечены уже на этапе планирования ее содержания. У дошкольников отмечались серьезные лексико-грамматические трудности, вызывало сложности согласование рода и числа, правильный выбор падежных окончаний, предлогов, глаголов. Пытаясь составить фразу, дети пропускали важные смысловые звенья, что делало рассказ малопонятным.

У 27% дошкольников был отмечен выраженный комплекс нарушений. Их описание не отражает существенные свойства и признаки, выявлены серьезные лексико-грамматические трудности, отсутствует логическая последовательность рассказа.

Все дошкольники с нормой речевого развития успешно справились с составлением данного вида рассказа.

Шестое задание представляло собой составление рассказа-описания по предложенной детям игрушке собаке с ярко представленными основными свойствами и деталями. Дошкольникам было предложено составить рассказ по плану: «Расскажи об этой собаке: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части ее тела; скажи, из чего она сделана» и т.д.

Все дошкольники с нарушениями речи не справились с самостоятельным составлением рассказа-описания. Дети выполняли данное задание при помощи наводящих вопросов экспериментатора, не отражали существенные признаки и свойства предметов. В рассказах также отмечены выраженные лексико-грамматические нарушения.

У 13% дошкольников с нормой речевого развития рассказы были недостаточно информативны. Их рассказы были составлены с помощью отдельных побуждающих вопросов. Также отмечены лексические затруднения и грамматические недостатки в составлении предложений. Остальные испытуемые этой группы успешно справились с составлением рассказа-описания.

Анализируя результаты эксперимента, необходимо отметить, что рассказы дошкольников с общим недоразвитием речи и детей с нормой речевого развития отличались по объему и уровню информативности. Объем рассказов у дошкольников с нарушениями речи в среднем был равен 19 словам, в то время как у детей с нормой речевого развития 74 словам. Рассказы дошкольников с нормой речевого развития в большинстве своем были развернутыми и содержали уточнения и пояснения.

Рисунок 1. Сравнение результатов обследования связной речи детей контрольной и

экспериментальной групп

Исходя из полученных результатов обследования (рис. 1), следует, что 67% детей контрольной группы имеют высокий (хороший) уровень развития связной речи и 33% удовлетворительный уровень. В экспериментальной группе 7% имеет удовлетворительный уровень развития связной речи, 60% недостаточный и 33% низкий уровень.

Выводы. Дошкольники экспериментальной группы с трудом сосредотачивали внимание на задании, проявляли большую утомляемость по сравнению с детьми с нормой речевого развития. Все испытуемые экспериментальной группы нуждались в помощи взрослого. Составление рассказа у дошкольников с недоразвитием речи вызывало серьезные затруднения. В рассказах наблюдались смысловые пропуски, незавершенные фрагменты, длительные паузы, нарушенная логическая последовательность изложения.

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается значительное отставание в формировании навыков связной речи в сравнении с детьми с нормой речевого развития. Это говорит о необходимости целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенное исследование с использованием

различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с общим недоразвитием речи, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.

Литература:

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7 No 1. URL: https://vestnik.mininunier.ru/jour/article/view/931

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2006. - 166 с.

5. Жулина Е.В., Аргунова С.Е. К вопросу о развитии связной речи в условиях дизонтогенеза. Проблемы современного педагогического образования. 2019 г. № 57. - С. 173-178.

6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Альянс 2013. - 367 с.

7. Мироненко В.А., Медведева Е.Ю. Современные информационные технологии коррекции грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи / Мироненко В.А., Медведева Е.Ю. // Журнал «Проблемы современного педагогического образования». - Ялта, 2017, № 57-10.

8. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина - М.: Дрофа, 2014. - 127 с.

9. Чиркина, Г.Ф. Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике речевых нарушений / под ред. проф. Г.Ф.Чиркиной. 3-е изд. доп. — Москва: АРКТИ, 2003 - 240 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук Третьякова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» (г. Краснодар)

О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ СИНХРОННОГО И АСИНХРОННОГО ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ

ПАНДЕМИЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются проблема поиска дидактических моделей, отвечающих запросам современной образовательной среды в условиях перехода на дистанционный формат обучения, обусловленный пандемией и глобальными процессами социума в контексте цифровизации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательная среда современных вузов, онлайн-обучение, синхронный и асинхронный формат, техническая поддержка, цифровизация образования, дидактическая модель.

Annotation. The article discusses the problem of finding didactic models that meet the needs of the modern educational environment in the context of the transition to a distance learning format due to the pandemic and global processes of society in the context of digitalization.

Keywords: distance learning, educational environment of modern universities, online learning, synchronous and asynchronous format, technical support, digitalization of education, didactic model.

Введение. На сегодняшний день основным трендом реформации классического образования высшей школы выступает цифровизация, которая оказалась весьма актуальной в условиях пандемии. Это оказало существенное влияние на работу высших и средних учебных заведений всех без исключения стран мира, поставила вузы в тяжёлые условия, требуя за короткий период адаптироваться к происходящим событиям, ускорив цифровизацию и перевод обучения в дистанционный формат. К сожалению, не все университеты были способны оперативно перевести обучение в онлайн, в основном по причине отсутствия необходимой инфраструктуры. По данным, представленным в Аналитическом отчёте к V Международной конференции «Больше чем обучение: вызовы новой нормальности», университет Буэнос-Айреса вместо перевода студентов в дистанционный формат принял решение отменить учебные занятия и внёс изменения в академический календарь, объясняя, что только очное обучение может гарантировать высокий уровень качества [1].

Процент вузов, в которых было полностью отменено преподавание, оказался очень низок по всему миру. Однако, в Африке он составил 24%. При этом только 29% африканских вузов смогли быстро перенести преподавание и обучение в онлайн-режим по сравнению с 85% вузов в Европе [1].

Ключевым опасением со стороны всех вузов стало падение качества высшего образования. Образовательный опыт, который студенты получают дистанционно, очень сильно зависит от хорошего технического оснащения и готовности преподавателей работать в новых условиях так же эффективно, как и до пандемии. Отдельно стоит упомянуть недостаточную техническую компетентность преподавательского состава при переходе в дистанционные форматы: многие просто не были знакомы с платформенными решениями для онлайн-обучения и их функционалом. Поэтому преподавателям пришлось наращивать этот опыт непосредственно в ходе выполнения своих рабочих функций. При этом сложности возникали и на стороне самих платформенных сервисов - Zoom, Google Meet, Skype, Webex. Например, взлом виртуальных классов или утечка персональных данных вынуждали временно приостановить обучение в некоторых университетах.

Как следствие неудовлетворённости изменениями, студенты ряда стран заявляли о неготовности обучаться в дистанционных форматах. В Великобритании более 300 тыс. студентов подписали петицию, требуя возместить им оплату обучения [2]. Аналогичные петиции подписали студенты американских бизнес-школ в Стэнфорде, Северо-западном университете и Уортонской школе бизнеса [3]. Студенты Филиппин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.