На занятиях акцентируется внимание на положительные качества и достижения иностранных студентов, на удовлетворение их потребности в самоутверждении и общении. Нагрузка подбирается в зависимости от физической подготовленности занимающихся. Учитываются гендерные особенности иностранных студентов. Значительное внимание уделяется тестированию физических качеств обучающихся, тесты носят информационный характер, давая представление обучающимся о текущем уровне развития физических качеств. Ведется поиск новых подходов к содержанию дисциплин по физической культуре и спорту с учетом поведенческих и этнических особенностей иностранных студентов, ориентированных не только на двигательную подготовку обучающихся, но и на развитие личности. Учитывается особая значимость и привлекательность игровой деятельности.
Таким образом, особенности реализации дисциплин по физической культуре и спорту на факультете иностранных студентов способствуют формированию положительной динамики физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния организма иностранных студентов, развитию ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни, привитию навыков здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Позволяют решать психолого-педагогические задачи здоровьесбережения личности, адаптации к условиям образовательного пространства медицинского вуза.
Литература:
1. Груцяк, Н.Б. Физическая культура как мощный фактор, способствующий адаптации иностранных студентов в вузе. / Н.Б. Груцяк, В.И. Груцяк // Физическое воспитание студентов. - 2010 - № 2. - С. 37-39
2. Ермакова, М.А. Педагогические условия формирования культуры здоровьесбережения обучающихся / М.А. Ермакова, М.И. Болотова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55 - Ч.6. - С. 47-54
3. Коровин, С.С. Ценностный потенциал физической культуры в воспитании личности: учебное пособие / С.С. Коровин, Т.М. Панкратович; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; ФГБОУ ВО «Оренб. гос. пед. ун-т». - Оренбург :Изд-во ОГПУ, 2018. - 212 с.
4. Рахимов, Р.Г. Особенности организации обучения иностранных студентов в вузе и направление его развития / Р.Г. Рахимов // Язык и культура. - 2010. - №4 (12). - С. 123-126.
5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные техноло-гии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. — М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.
6. Ушакова, И.А Преподавание «Физической культуры» с учетом этнических особенностей иностранных студентов / И.А. Ушакова, В.Б. Мандриков // Вестник ВолгГМУ. - №3 (39). 2011 г. - С. 85-87
7. Ушакова, И.А. Здоровьесберегающее обучение в профессиональной социализации иностранных студентов - медиков: монография / И.А. Ушакова; под ред. В.Б. Мандрикова. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2014.
8. Фазлеева, Е.В. Занятия физической культурой в вузе как средство адаптации иностранных студентов к обучению / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков, А.С. Шалавина // Наука и спорт: современные тенденции. №2 (Том 11), 2016 г. С. 31-34
Педагогика
УДК 376.3
старший преподаватель, аспирант Ефимова Ольга Витальевна
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова (г. Ульяновск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Парфёнова Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова (г. Ульяновск)
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос использования предметно-практического моделирования в рамках коррекционно-логопедической работы; охарактеризована сущность и возможности данного метода; обосновываются условия его применения в контексте формирования понимания дошкольниками с ОНР функционально-смысловых особенностей связного высказывания, а также умения планировать и моделировать собственное связное высказывание.
Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, предметно-практическая деятельность, моделирование, метод предметно-практического моделирования.
Annotation. This article discusses the use of subject-practical modeling in the framework of correction and speech therapy; characterized the nature and possibilities of this method; the conditions of its use in the context of the formation of understanding by preschool children with ONR functional-semantic features of a coherent utterance, as well as the ability to plan and model their own coherent utterance are justified.
Keywords: connected speech, general speech underdevelopment, subject-practical activity, modeling, visual object-practical modeling method.
Введение. Полноценное овладение связанной речью, являющейся сложной формой речевой деятельности, предполагает наличие у ребенка определенного уровня речевого и интеллектуального развития, который характеризуется: степенью усвоения словарного запаса языка и умения им пользоваться, сформированностью навыков практического применения языковых законов и норм родного языка при передаче содержания готово текста, или при составлении самостоятельного связного высказывания.
Изложение основного материала статьи. С лингвистической точки зрения связная речь - это состоящий из более или менее законченных самостоятельных частей, обладающий определенной протяженностью, отрезок речи [15].
В психологии под данным термином понимается: во-первых, понятная, на основе ее собственного предметного содержания, речь; во-вторых, последовательность связанных друг с другом мыслей, выраженных точными словами в правильно построенных предложениях, а не просто последовательность слов или предложений; в-третьих, изложение определенного содержания, осуществляемое точно, логично, последовательно, образно и грамматически правильно [12; 20; 23].
В педагогике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название радела работы по развитию речи; 4) единое целое, организованное по законам логики и грамматического строя данного языка, речевое высказывание [2; 25].
В логопедии связная речь рассматривается в двух аспектах:
1) как обеспечивающее общение и взаимопонимание людей развернутое смысловое высказывание;
2) как сложная форма речевой деятельности человека, носящая характер последовательного развернутого изложения, основной функцией которого является коммуникативная, осуществляемая в двух основных формах - диалоге и монологе [3;6; 19, 32].
Говоря о структуре речевого высказывания А. А. Леонтьев, указывает на ее трёхчленность: создание плана, его реализация и сличение. Рассматривая речевое высказывание как речевое действие, он характеризует его с позиций мотивированности и целенаправленности, выделяя в нем содержательную, связанную с задачей действия, и операциональную, обусловленную условиями действия стороны [10]. Выполняя коммуникативную функцию, связное высказывание реализуется в двух основных формах -диалоге и монологе. В нашем исследовании интерес представляет монологическая форма речи, к основным свойствам которой, по мнению А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и А. А. Леонтьева относятся односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, развернутость, определенная последовательность изложения [13, 22, 18].
У детей с нормальным речевым развитием формирование связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления, деятельности и общения. При этом большинство психологов (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, Л.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) утверждают, что связная речь является показателем умственного, речевого развития ребенка и результатом общего развития речи. По мнению Л.С. Выготского, речедвигательные процессы способствуют лучшему протеканию мышления, помогают процессам понимания, а внутренняя речь обеспечивает лучшее запечатление и объединение понимаемого [5]. Так, в возрасте 5 - 6 лет дошкольники способны рассказать об увиденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причины и следствия, составить рассказ по картине, отличить сказку от рассказа. В 6 - 7 лет, опираясь образец, дети сами могут придумать рассказ и сказку, поясняя, при этом, где сказка, а где рассказ. Самостоятельно составленные высказывания дошкольников, как правило, получаются логичными и развернутыми [32].
Главной особенностью речи детей дошкольного возраста является ее планирующая функция, в форме монологической контекстной речи. Дети осваивают разное структурно-функциональные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Однако, приходится констатировать что, не все дети в дошкольный период в полной мере овладевают навыком построения самостоятельного связного высказывания в силу ограниченности словарного запаса и несформированности грамматической стороны речи.
Р.Е. Левиной выделена и подробно описана категория детей у которых, наряду с трудностями усвоения навыков словоизменения и словообразования, обусловленных нарушением произношения и различения звуков, недостаточно полноценным овладением системой морфем, отмечается качественная и количественная неполноценность словаря, несформированность грамматического строя речи, затрудняющих развитие связной речи, Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» (ОНР) [17].
Своеобразие развития словаря, грамматического строя и связной речи при общем ее недоразвитии раскрыто в исследованиях В.К. Воробьевой Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Ф.А. Сохина, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. Авторами отмечается скудность и узко-ситуативный характер словаря детей, что отражается в неумении употреблять усвоенные слова и понятия при изменении ситуации речевого общения [28], невозможность осуществлять детьми данной категории спонтанно выбор усвоенных лингвистических языковых единиц и использовать их в речевой деятельности, что говорит о несформированности языковых средств, о значительном преобладании пассивного словаря над активным [21]. В.К. Воробьева [4] и С.Н. Шаховская [21] отмечают несовершенство самостоятельной связной контекстной речи детей с речевым недоразвитием по структурно-семантической организации, указывая на возникающие у них трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое, в отборе материала для той или иной цели коммуникации. При этом, развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости и последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц, труднее всего данной категории детей дается самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания [27].
Таким образом, анализ работ ученых позволяет констатировать, что связное речевое высказывание детей с ОНР отличается отсутствием четкости, последовательности и полнотой изложения в силу того, что:
1) пассивный словарь детей шире активного, и понимание речи остается ограниченным по сравнению со здоровыми сверстниками;
2) номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качество, признаки, состояния предметов и действий;
4) наблюдается недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка, т. е. несформированность лексико- грамматической стороны речи.
Преодоление недоразвития лексико-грамматической стороны речи и формирование связного речевого высказывания у детей с ОНР, по мнению Т.А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой и др., возможно в условиях специального обучения, при использовании соответствующих, основанных на учете параметров дизонтогенеза, компенсаторных и индивидуальных возможностях каждого ребенка, методик и технологий [27, 30]. При организации коррекционно-логопедической работы необходимо опираться на ряд принципов, одним из которых является принцип предметно-практической направленности процесса обучения языку
[3, 24, 16]. Учет данного принципа предполагает формирование мотивации к речевому общению и развертывание языковых ориентировок при выполнении совместной практической деятельности, в процессе которой естественно возникают мотивы речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении и активном применении слов и целостных речевых структур, необходимых для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью [8]. Кроме того, овладение действиями с различными предметами обеспечивает ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. Постепенно усложняясь, сенсорные процессы и практические действия, все более тесно взаимодействуют с процессами мышления. Чем старше ребенок, тем сложнее его манипуляции с предметами, а совершаемая деятельность все больше подчиняется определенной цели (или замыслу). Развивающее воздействие предметно-практической деятельности определяется тем, насколько она согласуется с этим замыслом. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что предметно-практическая деятельность является естественной базой для: формирования у детей понятий; развития речи как средства коммуникации; воспитания речевой активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность. У детей с речевым недоразвитием стихийно такое взаимодействие само по себе, как правило, не возникает. Для его формирования, как отмечают психологи и педагоги, необходимо создание такой специальной обучающей среды, которая позволила бы решить задачи развития речи через развитие познавательных процессов при использовании сенсорного опыта детей. При этом практическая деятельность должна быть необходимым звеном в протекании этих процессов [7]. В рамках предметно-практической деятельности решение данных задач возможно через предметно-практическое моделирование.
В педагогике под моделированием понимается деятельность по созданию моделей, их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов [1]. Использование метода предметно-практического моделирования в коррекционной работе с детьми с ОНР позволяет осуществить непосредственное знакомство детей с предметами, провести сравнение и сопоставление их признаков, представить наглядно структуру текста и взаимодействие его частей. А также способствует:
- увеличению объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, активизацией познавательной деятельности (мышление, восприятие, представление, памяти, внимания и др.);
- активизации словаря, совершенствованию процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь;
- формированию у детей умения планирования высказывания в соответствие с целью речевой коммуникации и в зависимости от вида речевого сообщения [9].
Использование метода предметно-практического моделирования в рамках коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи дошкольников с ОНР предполагает соблюдение следующих условий:
1. Постепенное усложнение речевого материала.
2. Соблюдение строгой последовательности при формировании устойчивых связей между словом, образом и символом.
3. Обязательное соотнесение предметного и речевого действия с символом.
4. Практические задания должны быть направлены на стимулирование познавательной и речевой активности детей.
Выводы. Таким образом, научные исследования подтверждают, что наглядные модели, являются доступной детям дошкольного возраста формой познания окружающей действительности. Их применение способствует не только развитию умственных способностей дошкольника, оно позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей с речевым недоразвитием, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные грамматические конструкции. Применение метода предметно-практического моделирования в рамках коррекционно-логопедической работы может обеспечить формирование у дошкольников с ОНР умения моделировать собственное связное высказывание в соответствии с ситуацией речевой коммуникации, основанного на осознанном понимании структурных особенностей разных типов связных высказываний.
Литература:
1. Агаева, Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. / Агаева Елена Леонидовна. - М., 1984. - 173 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология»] / А.М. Бородич. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
4. Воробьева, В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М., 1975. - С. 55-65
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: «Питер», 2017 - 431 с.
6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.
7. Козлина, А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: конспекты занятий [методика] / А.В. Козлина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 62 с.
8. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Некоторые методы и приемы: Метод. Пособие для логопедов и воспитателей / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 46 с.
9. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности «Логопедия» / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - Москва: В. Секачев: Сфера, 2007. - 128 с.
10. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева. - Санкт-Петербург.: Наука-Питер, 2006 - 102 с.
11. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка - дошкольника / Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. - М.: Педагогика, 1979. - 234 с.
12. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - Изд. 8-е-Москва: Ленанд, 2014. - 211 с.
13. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; Под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов-н/Д: Феникс,
1998. - 416 с.
14. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 94 с.
15. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / [Н.Е. Богуславская и др.]; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.
16. Носкова, Л.П. Основные направления работы по речевому развитию глухих детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.П. Носкова. // Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой, Е.Н. Марциновской, О.П. Гаврилушкиной. - М.: АПН СССР, 1990. - С. 12-30.
17. Основы теории и практики логопедии [Текст] / [Р.Е. Левина и др.]; под ред. Р.Е. Левиной. - Репр. изд. - Москва: Альянс, 2013. - 366 с.
18. Основы теории речевой деятельности [Текст]: монография / отв. ред. А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
19. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно-методическое пособие / [Ж.В. Антипова и др.]; под ред. Т.В. Волосовец. - Москва: Сфера: Секачев В.Ю., 2007. - 223 с.
20. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / [В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.]; Под ред. Ф.А. Сохина. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1984. - 223 с.
21. Расстройства речи и методы их устранения [Текст]: (сборник трудов) / М-во просвещения РСФСР, Московский гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, Каф. Психопатологии и логопедии; [под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской]. - Москва: Московский гос. Пед. ин-т им. В.И. Ленина, 1975. - 194 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: «Питер», 2015. - 705 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия»,
1999. - 560 с.
24. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (I - IV кл.) / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.
25. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе: [Учебник для пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.»] / А.В. Текучев. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
26. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Е.И. Тихеева; Под ред. Ф.А. Сохина. - 5-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
27. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общ. недоразвития речи у детей 6 лет: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 140 с.
28. Трауготт, Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят / Н.Н. Трауготт. - СПБ.: Гармония, 1994. - 59 с.
29. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский: Ред. коллегия: А.М. Еголин (глав. ред.), Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский; [Вступ. статьи: В. Струминский. «Об изданиях сочинений К.Д. Ушинского. (Историогр. Очерк)», с. 8-23; Е. Медынский. «Основы педагогической системы К.Д. Ушинского», с. 24-40]: Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - Москва: Ленинград: Акад. пед. наук РСФСР, 1948 - 1952. - 10 т. Т. 7 Родное слово: Год 3-й: Руководство к преподаванию по «Родному слову». - 1949. - 356 с.
30. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 1991. - 44 с.
31. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: диссертация ... доктора педагогических наук в форме науч. докл.: 13.00.03. - Москва, 2000. - 148 с.
32. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: [В 2 ч.] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - [2-е изд., испр.] - М.: Альфа, 1993. - Ч. 1 :Первый год обучения: (Ст. группа). - М.: Альфа. - 103 с.
Педагогика
УДК:37.018.552
кандидат педагогических наук, доцент Железнякова Елена Алексеевна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ШКОЛА КАК НОВЫЙ ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются изменения современной российской школы, связанные с активной миграцией последних десятилетий. Выделяются основные черты поликультурной школы и намечаются пути совершенствования учебного и образовательного процесса.
Ключевые слова: поликультурная школа, дети мигрантов, диалог культур, толерантность. Annotation. The article deals with the changes of the modern Russian school associated with the active migration of recent decades. The main features of the multicultural school are highlighted and the ways of improving the educational process are outlined.
Keywords: multicultural school, children of migrants, dialogue of cultures, tolerance.
Исследование выполнено за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований
(проект № 19-013-00213 А)