Научная статья на тему 'Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой'

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1128
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
связная речь / диалог и монолог / художественная литература / дети среднего дошкольного возраста / критерии / показатели и уровни развития связной речи / coherent speech / dialogue and monologue / fiction / children of middle preschool age / criteria / indicators and levels of development of coherent speech

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зотова И. В., Пузанова И. Г.

в статье рассматривается актуальность исследования развития связной речи детей среднего дошкольного возраста, раскрыты функции и виды связной речи, перечислен ряд разновидностей устной монологической речи, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Описано значение художественной литературы в становлении личности ребенка. Выделены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой), с соответствующими показателями оценивания развития связной речи, а также подобран и модифицирован соответствующий диагностический инструментарий, состоящий из серии шести заданий. Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению актуального уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зотова И. В., Пузанова И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONNECTED SPEECH IN CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGENCY IN THE PROCESS OF ACKNOWLEDGMENT WITH ARTISTIC LITERATURE

the article discusses the relevance of the study of the development of coherent speech in children of middle preschool age, reveals the functions and types of coherent speech, lists a number of varieties of oral monologue, characteristic of children of middle preschool age. The significance of fiction in the formation of the personality of a child is described. Criteria (cognitive, reproductive and speech) were identified, with corresponding indicators for assessing the development of coherent speech, and the corresponding diagnostic tools consisting of a series of six tasks were selected and modified. The results of an experimental study to identify the current level of development of coherent speech in children of middle preschool age are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

DEVELOPMENT OF CONNECTED SPEECH IN CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGENCY IN THE PROCESS OF ACKNOWLEDGMENT WITH ARTISTIC LITERATURE Zotova I.V.1, Puzanova I.G.2 (Russian Federation) Email: Zotova564@scientifictext.ru

'Zotova Irina Vasilevna - PhD in Pedagogy, Associate Professor;

2Puzanova Irina Georgievna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING- PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article discusses the relevance of the study of the development of coherent speech in children of middle preschool age, reveals the functions and types of coherent speech, lists a number of varieties of oral monologue, characteristic of children of middle preschool age. The significance of fiction in the formation of the personality of a child is described. Criteria (cognitive, reproductive and speech) were identified, with corresponding indicators for assessing the development of coherent speech, and the corresponding diagnostic tools consisting of a series of six tasks were selected and modified. The results of an experimental study to identify the current level of development of coherent speech in children of middle preschool age are presented. Keywords: coherent speech, dialogue and monologue, fiction, children of middle preschool age, criteria, indicators and levels of development of coherent speech.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ Зотова И.В.1, Пузанова И.Г.2 (Российская Федерация)

'Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Пузанова Ирина Георгиевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассматривается актуальность исследования развития связной речи детей среднего дошкольного возраста, раскрыты функции и виды связной речи, перечислен ряд разновидностей устной монологической речи, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Описано значение художественной литературы в становлении личности ребенка. Выделены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой), с соответствующими показателями оценивания развития связной речи, а также подобран и модифицирован соответствующий диагностический инструментарий, состоящий из серии шести заданий. Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению актуального уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: связная речь, диалог и монолог, художественная литература, дети среднего дошкольного возраста, критерии, показатели и уровни развития связной речи.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция речи -коммуникативная (общения). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Значимость связной речи раскрывали в своих трудах Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.

Одним из средств развития связной речи является художественная литература. Произведения художественной литературы не только расширяют и углубляют детские представления об окружающем, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Данная тема актуальна для детей среднего дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средства становления личности ребенка очень велика.

Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения. Основная и главная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах - диалоге и монологе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Монологическая речь это развернутый, организованный вид речи, который стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении [3].

К основным видам монологов относят: определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение, вопрос - ответ. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты [6].

Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка [5].

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости [4].

Ребенок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Ознакомление с художественной литературой включает в себя целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического и речевого развития.

Опираясь на теоретическое исследование В.К. Воробьевой [1], Ж.М. Глозман, А.Ю. Потаниной, А.Е. Соболевой [2], а также изучение задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» [7] нами были выделены следующие критерии развития связной речи детей среднего дошкольного возраста:

- когнитивный критерий с показателями: наличие способности понимать логико-грамматические конструкции;

- репродуктивно-речевой критерий с показателями: наличие умения пересказывать адаптированный текст; наличие умения составлять повествовательный рассказ (по серии картинок); наличие умения составлять описательный рассказ; наличие умения составлять рассказ по сюжетной картинке; наличие умения составлять рассказ из личного опыта.

Для экспериментального исследования мы избрали методики, при помощи, которых определили уровень развития связной речи среднего дошкольного возраста. Диагностический инструментарий, состоял из шести заданий («Пробы на понимание речи», «Пересказ», «Последовательные картинки», «Опиши по картинке», «Составление рассказа по сюжетной картинке», «Составь рассказ «Мой день в детском саду»), направленных на выявление соответствующих критериев и показателей.

Обобщенные результаты об уровнях развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста по всем шести диагностическим заданиям свидетельствуют, что большинство детей находятся на среднем уровне развития связной речи, но, тем не менее, присутствуют дети с низким уровнем развития связной речи и отсутствуют дети среднего дошкольного возраста, которых можно было бы отнести к высокому уровню развития связной речи.

Следовательно, свою дальнейшую деятельность видим в разработке и апробации системы работы педагога по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, а также использовании приемов индивидуальной работы, направленных на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

60

Список литературы / References

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. М.: Астрель; Транзиткнига, 2006. 158 с.

2. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. СПб.: Питер, 2006. 80 с.

3. Глухое В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. М.: АРКТИ, 2006. 150 с.

4. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей / Н.С. Крапинская. М.: Педагогика, 2006. 105 с.

5. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Academia, 2013. С. 485-497.

6. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд., 1974. 257 с.

7. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 304 с.

METHODS OF FORMATION OF LITERARY CONCEPTS IN PRIMARY

SCHOOL STUDENTS Mamatova G.A. (Republic of Uzbekistan) Email: Mamatova564@scientifictext.ru

Mamatova Gulshan Amankulovna - Senior Teacher, DEPARTMENT METHODS OF PRESCHOOL, PRIMARY AND SPECIAL EDUCATION, REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PUBLIC EDUCATION

EMPLOYEES

TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article will cover the content of formation of literary concepts in pupils in primary school reading lessons. An analysis of the methods of formation of literary concepts in primary school students is given. The content of the work of art is manifested in form, and the reader is immersed in the content of the work through its formal components. The influence of the form on the reader is especially noticeable in poetic texts, which, as a rule, are the result of the artistic transformation of the poet's emotional experiences. Keywords: elementary class, literary reading lessons, pupils, literary concepts, formation, pedagogical system, principles of analysis, techniques, artistic work.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Маматова Г.А. (Республика Узбекистан)

Маматова Гулшан Аманкуловна - старший преподаватель, кафедра методики дошкольного, начального и специального образования, Областной центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье будет рассмотрено содержание формирования литературных понятий у учащихся начальных классов на уроках чтения. Дан анализ методов формирования литературных понятий у младших школьников. Содержание художественного произведения проявляется в форме, а читатель погружается в содержание произведения через его формальные компоненты. Особенно заметно воздействие формы на читателя в поэтических текстах, которые, как правило, представляют собой результат художественного преобразования эмоциональных переживаний поэта.

Ключевые слова: начальный класс, уроки литературного чтения, учащиеся, литературные понятия, формирование, педагогическая система, принципы анализа, приемы, художественная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.