Научная статья на тему 'Особенности пересказа повествовательных текстов старших дошкольников с ОНР III уровня'

Особенности пересказа повествовательных текстов старших дошкольников с ОНР III уровня Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1994
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пересказ / связная речь / общее недоразвитие речи / retelling / coherent speech / general underdevelopment of speech

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е. П. Карпунина, С. А. Мусихина

В статье рассматривается значение развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня для овладения навыком пересказа повествовательных текстов. Описываются особенности связной речи и пересказа повествовательных текстов детьми старшего дошкольного с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Е. П. Карпунина, С. А. Мусихина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NARRATIVE TEXTS RETELLING OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH THE GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL III

The article considers the importance of the development of coherent speech in children of preschool age with general underdevelopment of speech of the third level for mastering the skill of retelling narrative texts. Features of coherent speech and retelling of narrative texts by children of the senior preschool with speech disorders are described.

Текст научной работы на тему «Особенности пересказа повествовательных текстов старших дошкольников с ОНР III уровня»

УДК 371.927

Е.П. Карпунина, С.А. Мусихина

Курганский государственный университет,

Курган

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСКАЗА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

Аннотация. В статье рассматривается значение развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня для овладения навыком пересказа повествовательных текстов. Описываются особенности связной речи и пересказа повествовательных текстов детьми старшего дошкольного с нарушениями речи.

Ключевые слова: пересказ, связная речь, общее недоразвитие речи.

E.P. Karpunina, S.A. Musikhina Kurgan state University, Kurgan

FEATURES OF NARRATIVE TEXTS RETELLING OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH THE GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL III

Abstract. The article considers the importance of the development of coherent speech in children of preschool age with general underdevelopment of speech of the third level for mastering the skill of retelling narrative texts. Features of coherent speech and retelling of narrative texts by children of the senior preschool with speech disorders are described.

Key words: retelling, coherent speech, general underdevelopment of speech.

Родной язык в жизни каждого человека играет огромную роль в становлении личности. Язык и речь развивают мышление, воображение, память и эмоции. В дошкольном возрасте закладываются основы умственных операций, таких как сравнение, анализ, обобщение и другое. Связная речь представляет собой систематическое последовательное развернутое изложение и является наиболее сложной формой речевой деятельности. Связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание детей. От того, как развита речь у ребенка, зависит степень познания окружающего мира, становление сознания, развитие личности в целом. Овладение дошкольниками связной устной речью способствует успешной подготовке к обучению в школе [1].

Вопросом изучения пересказа занимались многие педагоги: М.М. Алексеева, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, Р.И. Габова, А.М. Бородич и другие.

Пересказ имеет большое значение для умственного, эстетического, нравственного воспитания детей и особенно для развития речи.

М.М. Алексеева и В.И. Яшина определяют пересказ как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи, как сложную деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение [1].

Б.С. Найденов, М.М. Алексеева и В.И. Яшина выделяют виды пересказа для дошкольников: подробный, или близкий к тексту; краткий, или сжатый (краткая передача содержания произведения или его части); выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями (устное сочинение). В старшей группе детского сада используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе [4].

В норме пересказ имеет следующие особенности: осмысленность, логичность (связность, последовательность), полнота (развернутость), непрерывность изложения. Под осмысленностью понимается полное понимание текста ребенком. Логичность пересказа подразумевает правильность в изложении сюжета и последовательности действий, что обеспечивает и полноту пересказа. Пересказ должен быть развернутым, если перед дошкольником ставится задача сделать подробный пересказ. Отсутствие пауз, ровный темп изложения обеспечивает непрерывность пересказа

Дошкольников с ОНР III уровня отличают: недостаточное понимание причинно-следственных отношений между событиями, отрыв от действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования пересказа [6]. Исследования самостоятельной связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, проведенные В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской и др., позволяют говорить о недостаточно развитом умении связно и последовательно пересказывать повествовательный текст. Набор слов и синтаксических конструкций у таких детей существует в ограниченном объеме и упрощенном виде. Они испытывают значительные трудности в программировании высказывания и в отборе материала для пересказа. Как следствие - длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев [2]. Словарный запас ограничен, речь их кажется бедной и стереотипной из-за многократного использования одинаково звучащих слов с различными значениями. Дети правильно понимают логику событий, но при этом ограничиваются лишь перечислением действий. Самостоятельно без наводящих вопросов дети пересказать весь текст не могут. Между предложениями возникают длительные паузы, следовательно нарушается связность повествования. Лексико-грамматическое оформление пе-

ресказа: нераспространенные простые предложения, стереотипное грамматическое оформление, множественные аграмматизмы [5].

При пересказе повествовательных текстов дети с ОНР III уровня допускают ошибки в последовательности событий, пропуская отдельные звенья, могут неоднократно повторять части фраз или целые фразы. В пересказах детей часто искажается смысл внутри предложения, нарушается синтаксическая связь, пропускаются глаголы и т.д. Иногда в пересказе даже знакомого текста дети опускают важную информацию или заменяют ее на другую. Действующие лица также могут заменяться, главные герои зачастую просто перечисляются [3].

Для преодоления этих трудностей у детей с ОНР III уровня в старшей группе используют пересказ с помощью серии картинок. Существуют определенные требования к текстам для пересказов по картинкам. Тексты подбираются небольшие по содержанию, близкие опыту детей данного возраста. Важно, чтобы при пересказе ребенок мог выразить личное отношение к данному событию, а не просто описать картинки. Дошкольники с общим недоразвитием речи охотнее пересказывают тексты, где присутствуют знакомые персонажи с яркими поступками, при этом с понятными для них мотивами действий персонажей [2].

Пересказ знакомого сюжета или сказки детям с ОНР III уровня дается легче. При пересказе же незнакомого повествовательного текста не всегда полностью понимают смысл прочитанного и нередко при изложении подменяют пересказом знакомого текста. Дети делают акцент на внешние поверхностные впечатления, добавляют воспоминания из личного опыта, не могут подобрать необходимые слова или фразы. Иногда в пересказе возникают пропуски, обычно ребенок опускает описания и сравнения, от чего пересказ становится схематичным, лишенным языковых средств. Эту проблему и решает серия картинок к тексту пересказа, которая направляет ребенка по сюжетной линии, позволяет не путать последовательность действий. Нередко иллюстрация является толчком для описания эмоций.

Таким образом, дети 5-6 лет с ОНР III уровня обладают недостаточной развитой связной речью. Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются. Пересказ повествовательных текстов вызывает у детей с общим недоразвитием речи III уровня затруднения. Это могут быть искажение информации, нарушение синтаксической связи, грамматические ошибки. При описании различных событий явлений плохо передают смысловые связи между частями высказывания. К концу обучения в старшей группе большинство

детей с общим недоразвитием речи могут пересказывать короткие тексты, в основном опираясь на сюжетные картинки. Именно это отличает пересказ таких детей от связных пересказов детей с нормальным речевым развитием [6].

Список литературы

1 Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие /

М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. -400 с.

2 Грибова О. Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. -Москва, 1992. - 250 с.

3 Леонтьев А. А. Признаки связности и цельности текста /А. А. Леонтьев. - Москва : МГПИИЯ им. М.Тореза, 1974. - С. 170-172.

4 Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения : пособие для учителей / Б. С. Найденов. - Москва : Просвещение, 1969. - 263 с.

5 Основы теории и практики логопедии / под. ред. Р. Е. Левиной. - Москва, 1968. - 263 с.

6 Ткаченко Т. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР / Т. Ткаченко //Дошкольное воспитание. - 1990. -№ 11. - С. 16-21.

References

1 Alekseyeva M. M. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkolnikov: ucheb. posobiye /

M. M. Alekseyeva, V. I. Yashina. - Moskva : Akademiya, 2000. -400 s.

2 Gribova O. E. Formirovaniye grammaticheskogo stroya rechi uchashchikhsya nachalnykh klassov shkoly dlya detey s tyazhelymi narusheniyami rechi/O. E. Gribova, T. P. Bessonova. -Moskva, 1992. - 250 s.

3 Leontyev A. A. Priznaki svyaznosti i tselnosti teksta / A. A. Leontyev. - Moskva : MGPIIYa im.M.Toreza, 1974. -S. 170-172.

4 Naydenov B. S. Vyrazitelnost rechi i chteniya : posobiye dlya uchiteley /B. S. Naydenov. - Moskva : Prosveshcheniye, 1969. - 263 s.

5 Osnovy teorii i praktiki logopedii /pod. red. R. E. Levinoy. -Moskva, 1968. - 263 s.

6 Tkachenko T. O rabote vospitatelya v gruppe dlya detey s ONR / T. Tkachenko // Doshkolnoye vospitaniye. - 1990. -

№ 11. - S. 16-21.

УДК 371.927

А.Н. Максимова, Л.С. Дмитриевских Курганский государственный университет, Курган

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В статье дается обзор недостатков диалогический формы речи у данной группы детей. Рассматриваются работы ученых и исследователей, посвященные теме диалога.

Ключевые слова: диалогическая форма речи, дизартрия, особенности диалога, старшие дошкольники с дизартрией, языковой, коммуни-

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.