Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ'

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие речи / мнемотехника / дошкольники / общение / запоминание / speech development / mnemonics / preschoolers / communication / memorization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Т.Н.

Автор делится опытом развития речи воспитанников детского сада через использование мнемотехники. Считает, что использование мнемотехники помогает дошкольникам сделать процесс запоминания более простым и интересным, развивает их коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of coherent speech with mnemonic techniques

The author shares her own experience of developing preschool children’s speech through using mnemonics. She supposes that using mnemonics helps preschoolers make their remembering process easier and more interesting, develops their communicative skills to speak to peers and adults.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ»

УДК 373.2.02

*

s х

<С m о

го £

W

О *

S

1-ч

О

ч о

X

X ш tS t* s

рц

о

ш t-

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

Ацдатпа

Автор мнемотехниканы цолдану арцылы ба-лабацша тэрбиеленушшершщ сeйлеуiн дамыту тэжiрибесiмен бeлiседi. Мнемотехниканы цол-дану мектепке детнп жастагы балаларга есте сацтау процесiн царапайым жэне цызыцты ету-ге кемектесед^ ц^рдастарымен жэне ересек-термен коммуникативтi царым-цатынас дагды-ларын дамытады деп санайды.

Аннотация

Автор делится опытом развития речи воспитанников детского сада через использование мнемотехники. Считает, что использование мнемотехники помогает дошкольникам сделать процесс запоминания более простым и интересным, развивает их коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Annotation

The author shares her own experience of developing preschool children's speech through using mnemonics. She supposes that using mnemonics helps preschoolers make their remembering process easier and more interesting, develops their communicative skills to speak to peers and adults.

Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам - он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.

К. Д. Ушинский.

В настоящее время современные дети испытывают проблемы с речью. Работая с детьми, я столкнулась с трудностью: у ребят наблюдается скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, бедная монологическая

Федотова Т.Н.,

воспитатель, ясли-сад «Ац ниет»,

с. Рузаевка, р-он им. Г. Мусрепова, Северо-Казахстанская область

Неггзгг свздер: свйлеудг дамыту, мнемотехника, мектепке дешнг1 жастагы балалар, царым-цаты-нас, есте сацтау.

Ключевые слова: развитие речи, мнемотехника, дошкольники, общение, запоминание.

Keywords: speech development, mnemonics, preschoolers, communication, memorization.

И

и диалогическая речь, то есть неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий и развернутый ответ.

Поэтому передо мной встала задача - организовать и реализовать работу по устранению данной проблемы. В дошкольном возрасте преобладает наглядно - образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Для того, чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, решила использовать творческие методики, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми методиками и технологиями.

При обучении детей возникают вопросы: как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?

Все ответы на эти вопросы я нашла в инновационной технологии «Мнемотехника», так как использование приемов мнемотехники облегчает запоминание у детей и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Как показала практика, эта технология значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Что такое мнемотехника? Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, а главное - развитие связной речи.

Что дает мнемотехника? В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц,

мнемодорожек, пиктограмм, коллажа расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, появляется желание пересказать: ребенок понимает, что это совсем нетрудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Новизна используемой данной технологии заключается в создании системы организованной учебной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдении принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

Второй год работаю по данной методике, провела ряд открытых, рядовых занятий с использованием приемов мнемотехники. Опираясь на свой опыт работы с детьми, разработала для детей младшего возраста мнемоквадраты, так как в этом возрасте дети любят рассматривать картинки, и у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, репка-желтая и т.д.

От 3-5 лет использую мнемодорожки и мнемотаблицы, для детей младшего и среднего возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: медведь - коричневые геометрические фигуры(круг, ^ квадрат). Для детей старшего возраста ® разработала не цветные графические изо- д бражения к сказке «Рукавичка», к сти- го хотворению «Осень, осень, к нам при- ^ шла...». Позже по мере обучения дети ^ активно включаются в процесс создания ^ своей схемы. 2

Загадывание и отгадывание загадок. |

В игре «Загадки и отгадки» дети соот- и

Е-

носят речевое описание предмета с его к графическим изображением: читаем за- § гадки, дети рассматривают имеющиеся у о них картинки-символы. Если среди них н находится предмет, являющийся отгад-

и

кой, ребенок говорит «Это про...». При этом он объясняет, почему он так думает.

Рассказываем сказки.

Используются мнемотаблицы к сказкам «Колобок», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Теремок», К.Д.Ушинский «Умей обождать», «Петушок и курочка».

Разучивание стихотворений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Сделала подборку стихотворений: «Осень, осень, к нам пришла., «Однажды хозяйка с базара пришла», Э. Успенский «Берегите игрушки», «Почему медведь спит зимой?», «Весна», «Будьте здоровы!», «Как на горке снег, снег.», скороговорку «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку».

Составление описательных рассказов.

Мы вместе с детьми составляли короткие рассказы (из двух-трех предложений) на тему: «Осень, приметы осени», «Игрушки», «Мебель»; о временах года - осень, зима, весна, лето, «Как хлеб на стол пришел», «Растем здоровыми!», описательный рассказ о животном-медведе, о домашних и диких животных, птицах.

Очень важны и интересны мнемодо-рожки: «Сидел воробей на сосне, заснул □ч и свалился во сне», «Шашки - на столе, ® шишки - на сосне», «На опушке - дом щ с окошком, на окошке дремлет кошка», го «У высокого куста Света видит аиста»,

Е-

к *

к

рц

о

ш Е-

«Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избу метет»; используем в режимных моментах «Алгоритм умывания», «Алгоритм одевания на прогулку» и т.п.

Результатом моей работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста считаю положительную динамику по данным мониторинга. Почти все дети понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, отчетливо произносят слова. Теперь воспитанники с интересом способны рассказать о своей любимой игрушке, охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У детей наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире.

Использование мнемотехники помогает мне сделать процесс запоминания более простым и интересным. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению: дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Мнемотехника может успешно использоваться как педагогами, так и родителями при подготовке детей к школе.

В своей дальнейшей работе и дальше планирую использовать инновационную технологию "Мнемотехника" в воспитательно-образовательном процессе, так как это эффективный способ развития личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.