Добродомова О.С.
Моисеева И.С.
Воспитатель, МБДОУ ДС №14 «Солнышко»
«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей
дошкольного возраста»
Аннотация
Ознакомление с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.
Ключевые слова: мнемотехника, развитие речи, дошкольный возраст.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады предложить вам нашу работу: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста», как методическую разработку по развитию речи. Как все педагоги, мы знаем, как много в нашей работе различных проблем, но один вопрос нам не давал покоя: «Почему мы проводим работу с детьми на занятиях и вне занятий, стараемся дать детям много информации, а результаты оставляют желать лучшего? »
Одной из важнейших проблем является неспособность детей к запоминанию.
Поэтому мы определили основное направление своей работы с детьми: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Сегодня нам хотелось бы рассказать, о некоторых методических приёмах, которые мы используем в своей работе с детьми по развитию речи у детей, а также памяти.
Актуальность проблемы развития памяти, связной речи у детей дошкольного возраста.
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю. (Конфуций.)
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Человек без памяти не был бы человеком. Л. В Черемошкина.
Цель: ознакомление с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации непосредственно образовательной деятельности, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей.
Результат, который мы получили в ходе нашей работы:
- получение представления о методике работы по мнемотаблицам;
- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей, педагогов методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.
Дошкольный возраст - это особый период в развитии личности, когда дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
Память - это входные ворота интеллекта.
- Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.
- Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо! » - не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.
- Подмена мысли памятью - большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Большой вклад в развитие памяти дошкольников средствами мнемотехники внесла Т. В. Большева. Опираясь на её методику «Учимся по сказке», мы определили цели и задачи своей работы.
Цель нашей работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста.
Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
Приёмов мнемотехники существует очень много, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:
- группировка;
- классификация;
- ассоциации;
- поиск опорного пункта;
- схематизация;
- достраивание материала;
- структурирование материала.
Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей разделён необходимый материал для запоминания.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время
обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь».
Этапы работы с мнемотаблицами
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Затем, осуществляем так называемое перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы, например:
Девочка, Машенька; Ёлочка, лес; Прямоугольник, кузовок и так далее.
3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, то есть отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила - была девочка и пошла она в лес за шишками, да и заблудилась, и пришла к домику, где жил медведь. Пригласил он Машу погостить у себя в домике. Вот Маша испекла пирожки и просит Мишку отнести их дедушке и бабушке, а сама забралась в короб и молчит. Идёт Мишка по лесу, хочет сесть на пенёк съесть пирожок, а Маша из короба отвечает: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке и дедушке» Пришёл медведь в деревню, испугался собак, оставил короб, да и в лес убежал, а Маша вернулась к бабушке и дедушке».
При этом пересказывают сказку сами дети, прибегая к незначительной помощи педагога (на более поздних этапах), или пересказывают вместе с педагогом (на более ранних этапах).
4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаем на изображение главных героев. Детям задаются вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»
Размер мнемотаблиц делаем различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе необходима помощь педагога, для того чтобы ребенок в дальнейшем мог самостоятельно ориентироваться в составлении таблиц, можно предложить готовую план - схему, а по мере обучения ребенок уже активно включается в процесс создания своей схемы.
Организовывать стихотворение очень удобно в виде таблицы.
Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Описательная загадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Бывает маленький и большой, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить. (Картофель). Технология составления мнемотаблицы та же.
Таким образом, использование методов мнемотехники:
- облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речь, мыслительную деятельность воспитанников;
- позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
- ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- развивает творческое познание детей.
Мы считаем, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников, их творческое познание.
Литература:
1. Т.В. Большева - Учимся по сказке изд. «Детство - ПРЕСС» - 2001.
3. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева - «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.- СПб.,: Акцидент, 1996.
4. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохин - Умственное воспитание детей дошкольного возраста - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1998.
5. С. Л. Рубинштейн - Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
6. Т. А. Ткаченко - Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.