УДК 37
МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ (МНЕМОТЕХНИКА)
Хохлова Л.П., 2017 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №93 Пушкинского района
Санкт-Петербурга,учитель начальных классов.
Аннотация: благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше.
Ключевые слова: мнемотехника, мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемоническое правило.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемоника, или мнемотехника, — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Цель использования метода
Цель работы с мнемотехниками:
^ развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста;
^ научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы
мнемотехники; ^ развитие связной речи;
> преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); ^ развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
Условия использования
Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Приемы мнемотехники осваиваются обучающимися постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:
> Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
^ Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
> Мнемотаблицы - сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.
Мнемоническое правило
Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам:
> Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
^ Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
^ Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
> Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.
Описание метода
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Этапы работы с мнемотаблицами
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования пересказываем текст с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. При этом пересказывают сами дети, прибегая к незначительной моей помощи.
4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении основной упор делают на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка? »
Размер мнемотаблиц делаю различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Мнемотаблицы особенно эффективны и при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы. Таким образом, использование методов мнемотехники:
^ облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную
деятельность детей; > позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
^ ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
^ развивает творческое познание детей.
Применение метода на уроке Литературное чтение. 1 класс. Работа со стихотворением.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся.
Первичное восприятие учебного материала. Педагог выразительно читает стихотворение, сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Хозяйка Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковь, горох, Петрушку и свеклу, ох! Накрытые крышкой, в душном горшке. Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковь, горох Петрушка и свекла, ох! И суп овощной оказался неплох!
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образ Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их
значение в доступной для ребенка форме.
Самостоятельное творческое использование
сформированных умений и знаний.
Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок
повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу
Список литературы:
1. Бакулина Г.А., «Интеллектуальное развитие на уроках русского языка»-Москва «Владос», 2000 год.
2. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство - ПРЕСС», 2001.
3. Оленюк О.И. Ассоциативный словарь как средство усвоения непроверяемых написаний // Начальная школа. - 2009. - №10. - С.79-80.
УДК 37
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «СКЕТЧ» В РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Саморока Е.А., 2017 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №93 Пушкинского района, учитель английского языка, Санкт-Петербург
Аннотация: метод скетча - это способ мышления на бумаге с использованием изображений для лучшего запоминания информации. Скетч в переводе с английского языка (sketch) - эскиз, набросок, зарисовка. Данный метод учит осмысливать, преобразовывать, запоминать информацию, делая простые эскизы на бумаге ручкой. В процессе зарисовок восприятием обучающихся необходимо руководить, фиксировать их внимание на главных признаках, помогать выделять существенное, проверять правильность представлений. Метод скетча можно применять в учебном процессе по всем предметам и в разных организационных формах обучения.
Ключевые слова: воображение, зарисовки, современный урок.
Актуальность: На уроках при запоминании текстовой информации у обучающихся возникают трудности, т.к. они запоминают тексты механически, без активного осмысления. Метод скетча развивает у обучающихся воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности