Научная статья на тему 'Развитие свободных экономических зон как социальных систем'

Развитие свободных экономических зон как социальных систем Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / THE FREE ECONOMIC AREA / SOCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рожков Г. В.

Использование механизма свободных экономических зон обладает значительным потенциалом для перехода российской экономики на инновационный путь развития. Реализация этого потенциала невозможна без развития свободных экономических зон как социальных систем, так как опорой экономики знаний, инновационной экономики является творческий человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE FREE ECONOMIC AREAS AS SOCIAL SYSTEMS

Use of the mechanism of free economic zones possesses considerable potential for transition of the Russian economy to an innovative way of development. Realisation of this potential is impossible without development of free economic zones as social systems as a support of economy of knowledge, innovative economy the creative person is.

Текст научной работы на тему «Развитие свободных экономических зон как социальных систем»

РАЗВИТИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Рожков Г.В., кандидат социологических наук, Председатель Правления Экспертно-аналитического Центра РАН

Использование механизма свободных экономических зон обладает значительным потенциалом для перехода российской экономики на инновационный путь развития. Реализация этого потенциала невозможна без развития свободных экономических зон как социальных систем, так как опорой экономики знаний, инновационной экономики является творческий человек.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, социальная система.

DEVELOPMENT OF THE FREE ECONOMIC AREAS AS SOCIAL SYSTEMS

Roschkov G., The candidate of sociological sciences, the Chairman of board of the Ekspertical-analytical Center of the Russian Academy of

Sciences

Use of the mechanism of free economic zones possesses considerable potential for transition of the Russian economy to an innovative way of development. Realisation of this potential is impossible without development of free economic zones as social systems as a support of economy of knowledge, innovative economy the creative person is.

Key words: the free economic area, social system.

Инновационная экономика базируется на комплексе институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные социальные корни, традиции, политические и культурные особенности. Необходимо создание национальной инновационной системы на принципах рыночной экономики. Начинать здесь надо с решения такой задачи на уровне региона, области. Переход к инновационной экономике — это, по сути, структурный сдвиг всей российской экономики и реальный выход к модели, позволяющей достичь опережающего развития. Использование механизма свободных экономических зон (СЭЗ) обладает значительным потенциалом для перехода российской экономики на инновационный путь развития.

СЭЗ, имея признаки как экономического, так и правового характера, выступает и как социальная система, рассмотрение которой нам представляется крайне необходимым. Прежде всего, остановимся на признаках, характеризующих СЭЗ как социальную систему:

• наличие общей цели, способствующей достижению положительных результатов для всего круга субъектов хозяйственной деятельности;

• необходимость устойчивых структурных порядков в СЭЗ, выражающихся в распределении взаимосвязанных ролей в разделении труда и соответствующих системах поведенческих ожиданий и социальных норм;

• наличие необходимого набора ресурсов (трудовых, минерально-сырьевых), развитой инфраструктуры (транспортной, промышленной), соответствующих способов их защиты;

• создание нормативно-правовой базы с целью законодательного регулирования деятельности СЭЗ;

• существование стимулов и заинтересованности всех участников СЭЗ.

Исходя из этого, под СЭЗ как социальной системой мы понимаем такой механизм, в котором наряду с наличием экономических и правовых компонентов, определяющую роль играют социальные отношения, направленные на достижение общих целей, обладающий собственными различного рода ресурсами, нормативной и статусной структурами, в рамках которого хозяйствующие субъекты за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли.

СЭЗ как социальная система представляет собой также специфическое образование, обеспечивающее относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе в целом. СЭЗ можно охарактеризовать как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. Другими словами, это определенная система социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованных, целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых обусловлена содержанием конкретной, решаемой социальной системой задачи.

Социальные свойства СЭЗ как системы таковы:

• зона создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при ее исследовании стоят вопросы выяснения ее целей и функций, эффективности

результатов, мотивации и стимулирования;

• зона складывается как человеческая общность, специфическая социальность, т.е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений сплоченности - конфликтности;

• зона объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами.

СЭЗ, как и всякая социальная система, органически связана с системой более широкого масштаба и обществом в целом как макросистемой, детерминируется ею, хотя и сохраняет относительную самостоятельность. Эта самостоятельность и обеспечивает разнообразие систем в обществе.

Рассматривая социальный аспект эффективного функционирования СЭЗ нельзя не остановиться на исследовании основ хозяйственной мотивации. Как известно, всякая экономическая активность людей в итоге осуществляется для реализации их потребностей, которые можно определить как необходимость и возможность приобретения, сохранении и использования различных благ - экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. В случае, если некое благо оказывается значимым для человека, то оно превращается в стимул, так называемый внешний объект стремления, актуализированную потребность. Когда импульс стремления проходит через сознание человека, стимул перерастает в мотив - внутренне побуждение к действию.

С экономической точки зрения, источником хозяйственной мотивации в социальной системе выступают социальные нормы. Для хозяйствующего субъекта они сводятся к внешним ограничениям, успешно осваиваются им, и становятся внутренними элементами его личных побуждений.

Социологический подход к хозяйственной мотивации сталкивается с рядом трудностей, т.к. наряду с идеальным (ценностным) уровнем мотивации, существует её практический уровень, выражающийся в требованиях, которые предъявляются людьми в конкретной ситуации. При исследовании экономических аспектов можно абстрагироваться от социально-психологических особенностей человека и его хозяйственной мотивации, сосредоточив свои усилия на определении экономической выгоды от создания свободной зоны и выборе наиболее рациональных форм достижения положительного эффекта функционирования данной свободной экономической зоны. При исследовании юридических аспектов обычно сосредотачиваются только на правовом обеспечении деятельности зоны и её регулировании законодательными нормами. При социологическом анализе, понимая экономическую пользу и признавая правильность правового регулирования, приходится рассматривать социологическую составляющую, а именно интересы и мотивы, способствующие созданию СЭЗ. Внутренне побуждение как мотивация не тождественно мотивации - суждению, т.е. вербальному объяснению. Человек, чаще группа людей, принявших решение о создании СЭЗ, склонны объяснять это благородными и альтруистическими мотивами, такими как привлечение денежных средств в регион, развитие социальной инфраструктуры, повышение благосостояния населения, создание дополнительных рабочих мест. Хотя обычно организаторы зоны руководствуются на самом деле более эгоистичными мотивами и преследуют другие цели (получение собственной прибыли, использование природных и трудовых ресур-

сов данного региона). В результате, сталкивается нерациональное и рациональное действие. Именно при таком подходе хозяйственная мотивация переходит в социологическую программу. Для социологического анализа это противоречие, т.е. разделение на рациональное и нерациональное, относительно, границы между ними подвижны и способны измениться (со временем даже радикально). При этом хозяйственная мотивация выступает как сложное сочетание рациональности и нерациональности, обладая специфическим социально обусловленным характером в том и другом случае.

При социологическом подходе к анализу СЭЗ необходимо выявить значение социальных связей и культурно символических факторов, опосредующих экономические и правовые действия, которые порождают множественность рациональных схем. Если, например, для экономического анализа СЭЗ есть образование, максимизирующее прибыль или общественное благо, а также инструмент согласования интересов различных субъектов в зоне, то для социологического анализа важно также то, что СЭЗ представляет собой микросообщество, в котором воспроизводятся относительно устойчивые системы социального действия. Здесь человек не только реализует свои интересы, но и включается в процесс социализации, приобщается к определенному кругу ценностей и норм, находит полезный и приятный круг общения.

Для возникновения социальной связи отправным пунктом становится социальное взаимодействие человека или группы людей для удовлетворения тех или иных потребностей. В целом такая категория, как «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, которые различаются по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т.д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, т.к. выражает связи между индивидами и группами индивидов, т.е. эти связи опосредуются целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Следует также отметить, что социальное взаимодействие в СЭЗ имеет две стороны: объективную и субъективную. Первая представляет собой связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия, вторая же - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях поведения. Эти социально-психологические отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия представляет собой сочетание следующих факторов, а именно: индивидов, совершающих те или иные действия; изменений во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние на них изменений на других индивидов и, наконец, обратной реакции индивидов, на которых было оказано воздействие.

Рассматривая ѻРкак социальную систему, остановимся я на социальном взаимодействии среды и личности, а также ее социальной активности.

Ранее большинство советских социологов исходило в своих исследованиях из позиции К.Маркса, который фиксировал материалистический подход к теории личности, рассматривающий человека как продукт или объект общественных отношений, он таков, какова окружающая его социальная среда. Превращение односторонне истолкованного тезиса Маркса в методологическую основу всей теории личности имело рад отрицательных последствий.

При таком подходе человек отождествлялся с существующими социальными отношениями, прежде всего, абсолютизировалась его социально-классовая принадлежность. Следует отметить, что при этом игнорировалась социально активная деятельность человека. Из этого не следует вывод, что поведение личности определяется только биологическим (генетическим) фактором. Сложность этого вопроса как раз и заключается в том, чтобы определить соотношение социального и биологического в детерминации поведения личности. Социальное поведение не сводится только к наследственности или усвоению социального опыта, т.к. один и тот же социальный опыт усваивается по-разному и имеет разные последствия в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта.

Рассматривая положение о том, что поведение человека социально детерминировано и что он сам является объектом социальных отношений, следуем отметить, что это только часть проблемы взаимодействия человека и общества. Другим не менее важным аспектом

является воздействие человека на общество, предполагающее рассмотрение человека как субъекта общественных отношений. Из этого следует, что человек одновременно должен рассматриваться в качестве активного действующего лица, способного вносит изменения в среду своего обитания и сферу деятельности, т.е. социальная активность человека выступает необходимым условием осуществления им своей функции субъекта общественных отношений.

Характерной особенностью человека является его потребность соотнести себя с определенной структурой социальных и моральных ценностей, правил, норм дли оценки своих или чужих действий. Чем она более ясная и последовательная, тем более предсказуемо поведение человека.

Социальная активность человека рассматривается нами в двух аспектах. Первый предполагает рассмотрение её как свойства, обусловленного природными данными человека, которые формируются и закрепляются в процессе воспитания, общения и практической деятельности, Под влиянием многих социальных факторов активность человека может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. Именно во втором случае социальная активность может быть выражена в определенных количественных показателях, и стать предметом социологических исследований. Существуют различные способы анализа социальной активности. Так, к примеру, матричный подход, т. е. анализ её в вертикальном (когда учитываются уровни активности, её интенсивность) и горизонтальном (её виды) срезах.

Перед нами встает также вопрос; всякая ли активность может оцениваться как социальная? Ответить на этот вопрос положительно можно в случае, если иметь в виду обусловленность активности социальной средой. Однако если рассматривать мотивы, цели и направленность активности, то ее можно оценить не только как социальную, но и асоциальную.

Важным для эффективного функционирования СЭЗ является процесс социализации, т.е. процесс усвоения человеком (группой людей) определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые свойственные свободной экономической зоне, одни из них могут совпадать как для всех СЭЗ, так и для общества в целом, другие - соответствовать конкретной СЭЗ.

Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, причем как социально-контролируемых, так и возникающих спонтанно. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация человека, его активная работа над своим социальным совершенствованием. Социология рассматривает социализацию как саморазвитие личности в процессе её взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которого вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Таким образом, можно сформулировать определение социализации личности в свободной экономической зоне как сложный процесс взаимодействия человека (группы людей) с социальной средой такого образования как СЭЗ, в результате которого формируются качества, способствующие становлению подлинного субъекта общественно-экономических отношений в СЭЗ.

Кроме решения научно-промышленных и социально-экономических задач в ходе реализации создания СЭЗ немаловажным фактором являются другие, которые имеют не меньший резонанс в обществе. К одному из главных из них относится происходящая трансформация открытости общества, являющаяся нормальным следствием деятельности СЭЗ. Общественно-политическое и социально-экономическое положение России нельзя рассматривать в современных условиях в отрыве от общего положения в мире. Крушение тоталитарного режима в СССР явилось следствием процесса не только внутреннего, но и общемирового развития со всеми его успехами, сложностями, опасностями и альтернативами.

Устойчивое развитие невозможно в условиях противостояния в рамках межгосударственных общественно-политических и экономических отношений и попрания общечеловеческих ценностей. Происходящие в мире процессы привели к тому, что в настоящее время возникли и сформировались не только общественно-политические, но и научно-технические предпосылки позитивного изменения характера общественного развития. Поэтому необходимо учитывать интегрирующий и прорывной характер научно-технического прогресса в социально-экономическом развитии общества и его влияние на ускорение процесса «глобализации» мировой экономики. Сложившаяся ситуация ставит в повестку дня вопрос о глобальных преобразованиях как важнейшем механизме эффективного развития мировой цивилизации

- переход от конфронтации к сотрудничеству и интеграции, демократизации и придание высшего приоритета общечеловеческим ценностям.

Все это, в конечном счете, должно изменить сам характер государств и обеспечить формирование соответствующего новому миропорядку открытого общества. Широкое распространение в последнее время понятия «открытое общество» явилось результатом начавшегося в конце XX века бурного процесса глобальных изменений общественно-политического и социально-экономического характера, которые потребовали нового подхода к внутригосударственным и межгосударственным отношениям, для обеспечения устойчивого развития, как отдельных государств, так и всего мирового сообщества.

В современных условиях понятие «открытое общество» относится к характеристике нового типа демократического государства, формирующегося под воздействием происходящих в мире преобразований и установления нового миропорядка. Оно предполагает органически взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание определенных особенностей государства, общества, экономики и положения человека. Поэтому можно говорить о государстве - открытом обществе, которое опирается на выполнение определенной совокупности взаимосвязанных общественно-политических и социально-экономических условий. Для России их реализация является важнейшей задачей. Эти условия можно рассматривать как требования и целевые установки по преобразованию экономики и системы общественных отношений для формирования в государстве открытого общества, а также как критерии или признаки, одновременное наличие которых позволяет характеризовать рассматриваемое государство как открытое общество. К таким критериям или признакам открытого общества в современных условиях относятся:

• достижение сопоставимого с передовыми странами мира качества жизни граждан России на основе реализации эффективных общественно-политических и социально-экономических преобразований;

• формирование гражданского общества и правового государства на основе демократизации и гуманизации;

• гармонизация отношений человека, общества и государства с природой, обеспечивающая охрану и экологическую реабилитацию окружающей среды;

• всестороннее межгосударственное и международное экономическое и политическое сотрудничество в интересах прогрессивного развития страны.

Выполнение критериев и реализация требований, обеспечивающих формирование в стране открытого общества, возможно в современных условиях на основе:

• передовых достижений научно-технического прогресса;

• создания развитой, сбалансированной рыночной экономики;

• интеграции страны и ее научно-производственно-экономических структур в мировую экономику и международное разделение труда.

Осуществление этих процессов в России создает предпосылки для формирования в ней открытого общества и может дать дополнительные шансы в стремлении занять достойное место в мире.

Важнейшим механизмом, способствующим переходу России к открытому обществу, является продвижение к сбалансированному цивилизованному рынку, направленному на стимулирование производства и инвестиций, повышение эффективности экономики на основе ее серьезнейшей структурной перестройки, включающей:

• создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции;

• переход с импорта на экспорт машин, оборудования, товаров народного потребления (а не только топливно-сырьевых ресурсов);

• переход на наукоемкую промышленную, а не только топливносырьевую специализацию в мировой экономике, т.е. на геоэкономи-ческую (производственно-инвестиционную) модель международного экономического сотрудничества;

• налаживание добрососедских и взаимовыгодных отношений со странами СНГ;

• активизация интеграционных процессов на основе участия России в создании и деятельности транснациональных и международных научно-технических, производственно-экономических и финансово-промышленных структур и корпораций.

Одним из эффективных механизмов такой структурной перестройки является создание свободных (особых) экономических зон в России - недаром их называют «открытыми окнами во внешний мир».

Литература:

1. Рожков Г.В. Региональные зоны роста инновационной экономики. М.: МАКС Пресс, 2008.

2. Рожков Г.В. Социологические аспекты и формирование особых экономических зон в условиях инновационной экономики. М.: МОФ-ПУ «Научная перспектива», 2008.

3. Рожков Г.В. Социологические принципы и формы особых экономических зон. М.: РАН, ФПУ «Научная перспектива», 2006.

коммерческий расчет как основа экономического управления ПРЕДПРИЯТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Изабакаров А.И., соискатель Дагестанского государственного технического университета

Рассматриваются основные инструменты экономического управления предприятиями общественного питания. Показано, что внедрение коммерческого расчета является одним из основных факторов эффективного функционирования предприятий сферы услуг в условиях рынка.

Ключевые слова: предприятие общественного питания, экономические принципы управления, коммерческий расчет

COMMERCIAL CALCULATION AS BASE of ECONOMIC MANAGEMENT ENTERPRISE PUBLIC FEEDING

Izabakarov A., competitor Dagestanskogo state technical university

The main instruments of economic management enterprise public feeding are Considered. It Is Shown that introducing the commercial calculation is one of the main factor of the efficient operation enterprise spheres of the services in condition market.

Key words: enterprise of the public feeding, economic principles of management, commercial calculation.

К основным инструментам хозяйственного механизма экономического управления предприятиеми общепита можно отнести: коммерческий расчет, внутрифирменное планирование, ценообразование и финансы, кредит, маркетинг и стимулирование эффективной хозяйственной деятельности.

Наиболее важную роль для повышения эффективности управления предприятием играет коммерческий расчет, как важнейший способ хозяйствования, синтезирующий в себе, как функции управления, так и экономические рычаги и механизмы, направленные на исследование затрат и результатов, а также обеспечение

прибыльности предприятия общепита.

Организация коммерческого расчета на предприятии общепита может быть основана на следующих общих принципах эффективного хозяйствования в условиях рынка[1]:

- окупаемость затрат на производство и реализацию продуктов питания и рентабельность процесса обслуживания посетителей;

- оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность в распоряжении производственными ресурсами с ориентацией производства продуктов питания на удовлетворение рыноч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.