Научная статья на тему 'Социальные факторы развития свободных экономических зон'

Социальные факторы развития свободных экономических зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР / THE FREE ECONOMIC AREA / A SOCIAL FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков Г. В.

Свободные экономические зоны хорошо зарекомендовали себя в мировой практике как формы ускорения развития экономики. Для успешного функционирования свободных экономических зон как региональных зон роста инновационной экономики первоочередное внимание необходимо уделять социальным факторам развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE FREE ECONOMIC AREAS

The free economic areas have well proved in world practice as forms of acceleration of development of economy. For successful functioning of the free economic areas as regional zones of growth of innovative economy it is necessary to give pervoochered th attention to development social factors.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы развития свободных экономических зон»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Рожков Г. В., кандидат социологических наук, Председатель Правления Экспертно-аналитического Центра РАН

Свободные экономические зоны хорошо зарекомендовали себя в мировой практике как формы ускорения развития экономики. Для успешного функционирования свободных экономических зон как региональных зон роста инновационной экономики первоочередное внимание необходимо уделять социальным факторам развития.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, социальный фактор.

SOCIAL FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE FREE ECONOMIC AREAS

Rozhkov G., The candidate of sociological sciences, The chairman of board of the Ekspertno-analytical Center of the Russian Academy of Sciences

The free economic areas have well proved in world practice as forms of acceleration of development of economy. For successful functioning of the free economic areas as regional zones of growth of innovative economy it is necessary to give pervoochered th attention to development social factors.

Key words: the free economic area, a social factor.

Перед большинством независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, возник целый комплекс трудноразрешимых социальных и экономических проблем. Переход «по-стсоциалистических» государств на путь развития инновационной экономики поставил их перед необходимостью находить и использовать все возможные механизмы решения этой задачи. Одним из широко практикуемых в мире механизмов ускоренного развития экономики являются свободные (особые) экономические зоны. Свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и представлены в различных странах. Эффективность особых экономических зон подтверждается параметрами бюджетных поступлений, объемами внутренних и внешних инвестиций, предпринимательской активностью, решением проблем занятости.

При создании свободной экономической зоны страна выигрывает, в первую очередь, в социально-экономическом плане, комбинируя воздействие зоны не только на состояние регионального хозяйства, но и на всю национальную экономику. Использование экономических механизмов свободных экономических зон позволяет достичь нового качества экономических процессов, что обеспечивает решение важных государственных задач: решение проблем занятости, активизацию внешней торговли, стимулирование притока иностранных инвестиций, активизацию обмена научными знаниями и технологиями, ускорение роста инфраструктуры инновационной экономики.

Генеральная цель политики «зонирования», т. е. развития свободных экономических зон, - это обеспечение нормальных, благоприятных условий для эффективной хозяйственной, экономической, внешнеэкономической деятельности заинтересованных лиц на территории зоны с учетом социального фактора.

Круг участников хозяйствования - субъектов хозяйственной деятельности в зоне включает в себя всех участников, потенциально мыслимых по сегодняшней социально-экономической и общественной ситуации в России. Это как юридические, так и физические лица, государственные и частные организации, предприятия и учреждения, отечественные и иностранные, производственные, коммерческие, торговые, посреднические, банковские, страховые и иные допускаемые гражданским, хозяйственным, финансовым и иными отраслями законодательства предприятия и организации.

Решение социальных проблем в свободных экономических зонах, прежде всего, ложится на государственные органы. В этом качестве государство может создавать собственные или, вступая в долевые отношения с другими соучредителями, совместные производственные финансовые, коммерческие и иные предприятия и организации.

Как правило, в таком качестве государство выступает в лице своих отраслевых ведомств, региональных и иных организаций. Это могут быть Администрация зоны, особенно если в этом статусе представлена Компания развития (с государственным участием).

Обычно, задачами Администрации свободной экономической зоны являются:

• выработка и реализация стратегии развития зоны;

• создание заинтересованности российских и иностранных предприятий в повышении уровня жизни населения региона;

• выработка и реализация комплекса мер по переводу региона на режим свободной экономической зоны (налоговый, валютно-

финансовый, таможенный, организационно-экономический);

• обеспечение интеграции экономики края в мировое хозяйство, создание условий доступа предприятий к свободному передвижению иностранного капитала;

• осуществление структурных изменений в экономике региона;

• содействие повышению качества и конкурентоспособности продукции предприятий - участников свободной экономической зоны;

• оказание помощи предприятиям по практическому использованию прогрессивного опыта зарубежного управления в сферах организации производства и труда, маркетинга и других, повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономики;

• организация и развитие деловой, производственной, социальной и природоохранной инфраструктуры зоны; содействие и деятельности предприятий с иностранными инвестициями - участников зоны;

• сбор, предварительная проработка и увязка коммерческих предложений российских и зарубежных участников свободных зон, других заинтересованных организаций;

• поиск потенциальных партнеров по совместному предпринимательству в зоне;

• содействие разработке и осуществлению совместных проектов делового сотрудничества, их практической реализации.

Особый аспект государственного регулирования условий хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах связан со сферой трудового и социального законодательства.

Трудовые отношения, социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников коммерческих организаций и филиалов иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы свободной экономической зоне в качестве участников свободной экономической зоны, в общем плане регламентируются в ст. 16 Закона. Здесь устанавливается, что в целом трудовые отношения работников коммерческих организаций и филиалов иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в свободной экономической зоне в качестве участников свободной экономической зоны, в том числе и в особой экономической зоне, регулируются законодательством о груде Российской Федерации.

Как общее правило, вопросы найма и увольнения работников на предприятиях-резидентах свободной экономической зоны, размеров оплаты, условий нормирования груда и материального поощрения, режима труда и отдыха, социальных гарантий и компенсаций «решаются самостоятельно и регулируются коллективными договорами (соглашениями) и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).

В зоне устанавливаются индексируемые минимальные заработная плата, местные пенсии, пособия, дотации стипендии и другие формы социального обеспечения, которые не могут быть ниже установленных выплат, устанавливаются органами государственной власти и управления.

Социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников, за исключением пенсионного обеспечения работников, являющихся иностранными гражданами, регулируются законодательством Российской Федерации.

Привлечение иностранных специалистов для выполнения инженерно-технических работ в коммерческих организациях и фили-

алах иностранных юридических лиц, зарегистрированных в свободной экономической зоне в качестве участников свободной экономической зоны, не ограничивается. Привлечение иностранных рабочих для выполнения строительно-монтажных и иных работ на территории свободной экономической зоны осуществляется по согласованию с администрацией данной зоны. При этом не должны ухудшаться социально-трудовые условия работников, являющихся гражданами Российской Федерации, и не должен снижаться уровень их занятости. Условия труда иностранных работников предприятий - резидентов зоны определяются в индивидуальных контрактах. Полученные этими работниками доходы в иностранной валюте после уплаты налогов могут беспрепятственно переводиться ими за границу,

Одной из важнейших социальных вопросов является проблема занятости в свободных экономических зонах. Практически все категории стран, от развитых и индустриальных до малоразвитых, эффективно используют свободные экономические зоны и оффшоры для увеличения благосостояния страны и интенсивного интегрирования в мировую экономику.

В период обострения конкуренции за иностранные капиталовложения и рабочие места во всем мире растет число свободных экономических зон. Общим мнением ученых и практиков признается большой потенциал для роста экономики и занятости. Однако есть ряд серьезных социальных проблем для 27 миллионов трудящихся, занятых в этих промышленных анклавах. Хотя свободные экономические зоны являются, несомненно, мощным генератором занятости, особенно для женщин в развивающихся странах, их репутация страдает от обвинений в низком уровне заработной платы, плохи условий труда, неразвитости трудовых отношений.

Объединяя прямые промышленные капиталовложения и новые технологии, и давая прирост занятости, они могут серьезно содействовать экономическому развитию. В то же время, нет свидетельств значимого влияния свободных экономических зон на национальную экономику большинства принимающих стран.

Многие из них надеялись, что перерабатывающие и сборочные операции, не требующие высокой квалификации, станут необходимым, но временным этапом на пути к высокотехнологичному производству.

Однако лишь немногие (Малайзия, Сингапур, Маврикий) смогли создать на основе свободных экономических зон собственную индустрию, работающую на экспорт.

Так, в Мексике, свободные экономические зоны первоначально были созданы в 1965 году в качестве срочной меры в борьбе с безработицей. Сегодня же там производится продукции на 5 млрд долл. ежегодно, что составляет более 30% экспорта Мексики.

Показателен опыт Китая, который за два десятилетия по экономическому потенциалу вошел в тройку ведущих стран мира, и имеет постоянный ежегодный прирост ВВП на уровне 10%. В Китае имеется 124 свободные экономические зоны, многие из которых представляют собой крупные промышленно-жилые городские комплексы с полномасштабными системами образования, транспорта и социальными службами.

Штат Пенанг в Малайзии наиболее успешно решал задачи привлечения капиталовложений в высокотехнологичные производства: их число возрастает неуклонно, число рабочих также увеличивается значительными темпами.

Большинство технологических, социальных и финансовых достижений Сингапура связано с ростом инвестиций и эффективности производства в свободной экономической зоне, где удалось повысить количество и качество рабочих мест и в то же время создать необходимую связку между международной экономикой и собственной промышленностью.

К сожалению, для большинства таких зон характерна занятость - как мужчин, так и женщин - на низкооплачиваемых рабочих местах, не требующих квалификации. На них смотрят как на рабочую силу, которую легко заменить: их желания в плане трудовых и социальных отношений учитываются недостаточно. В большинстве стран мира в свободных экономических зонах работают преимущественно женщины, а на некоторых предприятиях - текстильных, по производству одежды и сборке электронных устройств - их доля доходит до 90%. Подобное неудовлетворительное социальное положение работающих объясняется нами следующими пятью основными причинами:

• в большинстве принимающих стран имеется избыток рабочей силы, что препятствует росту зарплаты, хотя отрицательная

репутация подобных зон вынуждает иногда вводить дополнительные выплаты, чтобы привлечь рабочую силу;

• свободные экономические зоны особенно привлекательны для размещения там трудоинтенсивных производств, таких как производство одежды и обуви и сборка электронных устройств, где используются несложные технологии и от работников не требуется особая квалификация; высокая текучесть рабочих силы не является проблемой ввиду легкости замены;

• наличие многочисленных стимулов и низкие первоначальные затраты привлекают туда компании, использующие простые технологии. Во многих случаях у них слабые административные кадры, особенно по управлению человеческими ресурсами. Часто они не хотят или не могут вкладывать средства в профессиональную подготовку или в новые технологии и меры по повышению производительности. Они практически не предоставляют своим работника социальной поддержки;

• ввиду трудоинтенсивного характера работы на этих предприятиях конкуренция между ними ведется из-за стоимости продукции, поскольку стоимость труда составляет значительную долю общих затрат, то наблюдается стремление ее ограничивать;

• очень немногие страны смогли проводить политику, ведущую к переливанию технологии и профессиональных навыков из свободных экономических зон в национальную промышленность, в результате чего базовый человеческий капитал остается там неразвитым.

Слабая нацеленность на развитие необходимых человеческих ресурсов ограничивает потенциал свободных экономических зон по повышению производительности и качества рабочих мест. Трудовые и социальные отношения остаются двумя самыми проблемными областями деятельности этих зон. Часто слабы и механизмы по улучшению условий труда. В свободных экономических зонах крайне редка классическая модель регулирования трудовых отношений, которая опирается на базовый набор минимальных трудовых норм и в рамках которой свободные профсоюзы и работодатели ведут переговоры с работниками. Чтобы свободные экономические зоны полностью использовали свой экономический и социальный потенциал, правительство должны разработать явную комплексную стратегию в области промышленного развития и инвестиций, которая содействовала бы социально-экономическому росту и соблюдению основных прав трудящихся.

Литература:

1. Рожков Г.В. Региональные зоны роста инновационной экономики. М.: МАКС Пресс, 2008.

2. Рожков Г.В. Социологические аспекты и формирование особых экономических зон в условиях инновационной экономики. М.: МОФПУ «Научная перспектива», 2008.

3. Рожков Г.В. Социологические принципы и формы особых экономических зон. М.: РАН, ФПУ «Научная перспектива», 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.