Научная статья на тему 'Развитие студенческого самоуправления в современном педагогическом вузе'

Развитие студенческого самоуправления в современном педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие студенческого самоуправления в современном педагогическом вузе»

образовательного учреждения; высокой степенью дифференцированности, разнообразием представлений о себе; выраженной динамикой изменений содержания переменных в структуре характеристик самосознания на протяжении подросткового возраста; большой структурированностью, взаимосвязанностью компонентов самосознания, наличием системообразующих элементов.

Подростки II контрольной группы имеют слабую степень уравновешенности позитивных и негативных компонентов представлений о себе; относительно низкий уровень оценок экспертами их личностного развития, зрелости поведенческих проявлений его самосознания; высокую степень компенсации и взаимодополнения различных характеристик с точки зрения успешности социализации после школы; высокую степень диф-ференцированности, разнообразия представлений о себе; относительно слабую динамику изменений содержания переменных в структуре характеристик самосознания на протяжении подросткового возраста; выраженную структурированность, взаимосвязанность компонентов самосознания, наличие системообразующих элементов.

Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить характерные особенности сформированности самосознания у подростков с ЗПР по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками:

- относительно низкая степень компенсации и взаимодополнения различных характеристик самосознания с точки зрения успешности социализации по окончании образовательного учреждения; слабая дифференцированность представлений о себе у таких подростков;

- слабая структурированность, взаимосвязанность компонентов самосознания, отсутствие системообразующих элементов, высокая степень динамики изменений содержания переменных в структуре характеристик самосознания на протяжении подросткового возраста.

Характерными особенностями подростков экспериментальных групп, участвовавших в курсе совершенствования личности по сравнению с подростками контрольных трупп оказались: более высокая степень динамики изменений содержания переменных в структуре характеристик самосознания на протяжении подросткового возраста; уравновешенность позитивных и негативных компонентов представлений о себе; более высокий уровень оценок экспертами их личностного развития, достаточной зрелости поведенческих проявлений самосознания.

Проведенное исследование показало достаточную эффективность программы по самосовершенствованию личности подростков, в том числе подростков с ЗПР, и свидетельствует о необходимости включения в учебно-воспитательный процесс.

А.С. Разумный

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Демократизация социальных отношений определяет необходимость формирования у людей гражданских качеств, а также умений эффективного участия в управлении. В связи с этим возрастает роль школы и других образовательных учреждений в развитии у подрастающего поколения названных личностных свойств. Однако, функционирование школы в свете поставленных задач затруднительно без высококвалифицированного педагога. Это обстоятельство актуализирует совершенствование подходов к подготовке учителя, в которой важное место занимает профессиональное воспитание. Данный феномен достаточно широко

освещён в современной психолого-педагогичес-кой литературе [3 и др.].

Значительными возможностями для профессионального воспитания будущего учителя обладает, с нашей точки зрения, демократическое по своей сущности явление - студенческое самоуправление. Различные аспекты самоуправлен-ческой деятельности учащейся молодёжи раскрывают в своих работах многие исследователи [2; 5 и др.]. Однако, вопрос о том, как влияет участие студента педагогического вуза в самоуправлении на его профессиональное воспитание, в трудах учёных, по нашему мнению, не нашёл должного отражения. Недостаточная изученность сформу-

© А.С. Разумный, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

91

лированной проблемы и её актуальность в эпоху модернизации образования определили тему нашего исследования.

Теоретический анализ позволил выяснить, что профессиональное воспитание будущего учителя - это целенаправленный процесс создания условий для его профессионального развития. В свою очередь, профессиональное развитие трактуется как появление в психике человека новых качеств профессионала и изменение ранее сложившегося соотношения профессиональных свойств [1, с. 217].

Составной частью целостного педагогического процесса в высшей школе выступает студенческое самоуправление - демократическая форма организации жизнедеятельности коллективов учащейся молодёжи, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно и личност-но значимых целей. Важнейшими характеристиками названного феномена являются его задачи, одна из которых - воспитательная. Изучение теоретических основ подводит нас к выводу о том, что самоуправленческая работа адекватна специфике профессионального воспитания будущего учителя. В связи с этим мы предположили, что при определённых условиях участие студента педагогического вуза в самоуправлении эффективно влияет на его профессиональное воспитание.

В соответствии с нашими представлениями в качестве критериев эффективности профессионального воспитания были выбраны: мотивация, способности к самообразованию, организаторские и коммуникативные способности. Эти свойства в профессиограмме учителя указываются как одни из профессионально значимых и обеспечивающих успешность выполнения педагогической деятельности [4, с. 385-386 и др.].

Следует отметить, что опытная работа по проверке нашего предположения осуществлялась в три этапа: первый - констатирующий, второй -формирующий (реализация в экспериментальной группе программы развития самоуправленческой деятельности) и последний этап - контрольный.

В экспериментальную группу вошли 82 студента первого курса очной формы обучения факультета начальных классов Московского городского педагогического университета; в состав контрольной группы - 77 первокурсников дневного отделения аналогичного факультета другого педагогического вуза.

Перед началом учебно-воспитательного процесса был проведён (с использованием различных методик) констатирующий срез. Данное обследование выявило, что у респондентов экспериментальной и контрольной групп уровни проявления профессионально важных качеств близки в целом. Мотивация овладения профессией не является стержневой (она доминирует у 26,8% в экспериментальной группе и у 29,9% в контрольной), преобладают второстепенные мотивы. Мера демонстрации коммуникативных способностей допустимая (у 63,4% в экспериментальной группе и у 71,4% в контрольной). Далеки от необходимого уровня такие параметры, как: способности к самообразованию (недопустимая степень проявления у 58,5% в каждой из групп, допустимая - у 41,5%), а также организаторские способности (недопустимая мера у 78,1% в экспериментальной группе и у 53,3% в контрольной, допустимая - у 21,9% и 46,7% соответственно). В результате стала очевидной необходимость проведения специальной работы по совершенствованию у будущих учителей профессионально значимых свойств и стремления стать квалифицированным педагогом. Это положение было учтено нами при составлении программы развития самоуправленческой деятельности студентов педвуза, нацеленной на их профессиональное воспитание. Настоящая программа апробировалась в течение двух лет.

В систему органов самоуправления входят: общее собрание обучающихся факультета, студенческий совет и профильные объединения по интересам. Главное среди самоуправленческих структур - это общее собрание. Оно делегирует решение актуальных вопросов факультетской жизни студсовету, который выступает выборным коллегиальным руководящим органом. Студенческий совет создан для консолидации усилий будущих специалистов в реализации их креативности, активности, а также поддержки профессиональных инициатив. Подразделениями студсо-вета являются профильные объединения по интересам, работа которых направлена на создание оптимальных условий для творческого самовыражения воспитанников и наиболее полного раскрытия их личностного потенциала. Все профильные отделы функционируют в тесном контакте друг с другом.

На факультете начальных классов МГПУ действует несколько таких объединений:

- отдел «Совет старейшин» (старостат);

- отдел «Школа первокурсника»;

- отдел «Школа отличника»;

- студенческое научное общество «Корифей»;

- шефский педотдел «Милосердие»;

- культурно-массовый клуб «Досуг»;

- команда «Умка» Клуба весёлых и находчивых;

- спортивно-оздоровительный клуб «Чемпион»;

- отдел изучения общественного мнения «Позиция»;

- пресс-клуб «Гаудеамус».

Необходимо заметить, что студсовет приветствует и поддерживает предложения молодых людей о создании новых объединений по интересам, поэтому принять посильное участие в са-моуправленческой деятельности в зависимости от своих склонностей может каждый студент.

В современных условиях профильные отделы и клубы зарекомендовали себя положительно. Их привлекательность для будущих учителей, на наш взгляд, объясняется несколькими причинами, среди которых:

- общность увлечений членов объединения;

- добровольность работы;

- гласность;

- самоуправление при ненавязчивой помощи старших: преподаватели и другие взрослые выступают в роли консультантов в случае недостатка у молодёжи знаний по проблеме.

Подчеркнём, что деятельность всех студенческих самоуправленческих органов носит профессиональную направленность, то есть построена она с учётом специальности, которую осваивают воспитанники в университете.

Одним из важнейших направлений в представляемой программе выступает работа по привлечению первокурсников к самоуправлению. Дадим краткую характеристику этапов включения студентов в эту сферу.

Подготовительный этап - первый семестр первого курса. Данный период связан с формированием контингента участников самоуправлен-ческого процесса. Для только что поступивших молодых людей перед началом учебного года проводится адаптационный тренинг, в котором ведущими и их помощниками являются старшекурсники. Кроме этого, в сентябре проходят ознакомительные акции по вопросам особенностей учебной, исследовательской и внеучебной деятельности будущих педагогов в условиях вуза. На этих встречах руководители профильных объе-

динений освещают содержание работы отделов по интересам. В течение семестра активисты старших курсов во внеучебное время знакомят новичков с сущностными характеристиками студенческого самоуправления. Возможные проблемные ситуации и повторяющиеся операции в са-моуправленческой деятельности моделируются и проигрываются. Например, проведение собрания группы, процедура коллективного принятия решения, распределение функций при подготовке дела и т.п. Помимо этого, первокурсники приглашаются в качестве наблюдателей на рабочие заседания и различные мероприятия каждого из профильных объединений. Таким образом воспитанники знакомятся с опытом творческого использования теоретических рекомендаций в практической работе. В настоящий период они принимают уже имеющиеся формы и методы деятельности, которые в последующем образуют базу для поисков новых.

Второй - начальный этап (это второй семестр первого курса) характеризуется переводом внешних требований во внутренние потребности и отличается предоставлением частичной самостоятельности в решении различных вопросов при консультативной помощи куратора, а также студентов старших курсов. Подготовка группы к участию в общефакультетских профессионально направленных делах осуществляется временными микроколлективами. С учётом пожеланий первокурсников опытные активисты формируют эти микрогруппы и распределяют, какие мероприятия будет проводить каждая из них. Возглавляет творческий микроколлектив сменный организатор с первого курса. Также в данный период первокурсники являются уже полноправными членами объединений по интересам.

Для третьего - основного этапа (второй и последующие курсы) характерен режим полного самоуправления. Будущие учителя сами разрабатывают перечень профессионально ориентированных дел, за подготовку которых они хотят отвечать. На этом этапе в принятии решений непосредственно участвует вся группа, в организации их выполнения - те или иные воспитанники с учётом склонностей и желания. Заметим, что многие из тех, которые в начальный период активно трудились в каком-либо профильном отделе, на основном этапе были избраны заместителями руководителя и даже руководителями объединений по интересам.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

93

Итак, содержание работы по включению студентов в самоуправленческую деятельность предусматривает постепенный переход от простых к более сложным формам участия. От наблюдения молодые люди постепенно приходили к самостоятельному решению различных вопросов и проблем.

Подводя итоги апробации разработанной программы, назовём некоторые условия эффективной организации самоуправления в педвузе:

- профнаправленность самоуправленческой деятельности будущих специалистов;

- распространение самоуправления на все сферы жизни студенческого коллектива;

- целесообразное сотрудничество преподавателей и воспитанников, основанное на взаимодоверии;

- сочетание гарантии права на самоуправлен-ческую работу с повышением ответственности молодёжи за конечные результаты.

По завершении формирующего периода в обеих группах был сделан итоговый контрольный срез. Полученные данные свидетельствуют, что в экспериментальной группе у студентов стала превалировать мотивация овладения профессией (у 68,3%, т.е. на 41,5% больше, чем на констатирующем этапе). Возросла мера проявления способностей к самообразованию (с 41,5% до 81,7%, т.е. на 40,2%) и коммуникативных способностей (с 63,4% до 96,3%, т.е. на 32,9%). Наиболее заметным оказалось повышение уровня организаторских способностей испытуемых (с 21,9% до 85,3%, т.е. на 63,4%). Несколько иная динамика в контрольной группе, члены которой

не были включены в самоуправление. Уменьшилось число респондентов с преобладающей мотивацией освоения профессии (с 29,9% до 19,5%, т.е. на 10,4%). Напротив, главное место заняли мотивация обретения диплома и другие второстепенные мотивы. Степень демонстрации профессионально значимых способностей повысилась не столь существенно.

Следовательно, эксперимент доказал, что процесс профессионального воспитания по всем критериям проходил эффективнее в той группе, где апробировалась программа развития само-управленческой деятельности. Таким образом, студенческое самоуправление в профессиональном воспитании будущего педагога выступает одной из важнейших движущих сил.

Библиографический список

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

2. Повышение качества подготовки специалистов в процессе студенческого самоуправления / Авт.-сост. Л.П. Клементьев и др. - Чебоксары, 2005.

3. РепринцевА.В. В поисках идеала учителя: Проблемы профессионального воспитания будущего учителя в истории философско-педагогической мысли. - Курск, 2000.

4. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. -СПб., 2003.

5. Тимерманис И.Е. Студенческое самоуправление как объект исследования и ресурс общественного развития. - СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.