Научная статья на тему 'Из опыта организации студенческого самоуправления в вузе'

Из опыта организации студенческого самоуправления в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1212
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта организации студенческого самоуправления в вузе»

______ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ

УДК 378.183

О. А. Колмогорова, Т. Ф. Орехова

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ

Проблема студенческого самоуправления является одной из важных проблем профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Это обусловлено тем, что выпускник вуза, согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, должен быть самостоятельной, самоорганизующейся личностью и обладать не только знаниями в области своей профессиональной деятельности, но и организаторскими умениями как неотъемлемым результатом вузовской подготовки. Представляется целесообразным разобраться в понятии «самоуправление», в котором молено выделить две составляющих: 1) «само» в смысле самостоятельности и 2) «управление». Рассмотрим данные понятия подробнее.

«Само...», как первая часть сложных слов в русском языке, означает направленность чего-нибудь на самого себя; совершение чего-нибудь без посторонней помощи, непроизвольно, автоматически [4, с. 603], а «управление» от глагола «управлять» в первом значении понимается как «направлять ход, движение кого-нибудь, чего-нибудь, руководить действиями кого-нибудь, чего-нибудь»; а во втором значении - «руководить, направлять деятельность» [4, с. 726]. Отсюда, самоуправление - это руководство какой-либо деятельностью кого-нибудь, чего-нибудь без посторонней помощи, самостоятельное движение кого-нибудь, чего-нибудь в самостоятельно определяемом направлении. При таком понимании понятие «самоуправление» может в полной мере относиться и к отдельной личности, и к группе, и к коллективам самой различной величины, и состоит в том, что отдельный индивид, члены группы или коллектива сами руководят происходящими процессами в своем сообществе. Именно в таком смысле понятие самоуправление употребляется сегодня по отношению к субъектам Федерации, к органам местного (регионального) самоуправления. В этом последнем значении самоуправление - это, прежде всего, наличие у субъекта: во-первых, права на внутреннее управление своими, местными силами; во-вторых, права решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы, автономии [4, с. 604].

Исходя из этого, под студенческим самоуправлением мы будем понимать наличие у студентов права на управление коллективом, членами которого они являются, и на самостоятельное принятие решений относительно студенческой жизни на факультете в учебное и во внеучеб-ное время без участия административных структур факультета.

Проблема самоуправления в ученических (и в том числе студенческих) коллективах зародилась достаточно давно. Большой вклад в развитие такого явления как самоуправление внес великий советский педагог А. С. Макаренко, который писал, что самоуправление создает в коллективе отношения «ответственной зависимости», товарищ подчиняется товарищу не из-за любви, не из-за страха перед сильным - это подчинение равноправных членов коллектива. Именно данное обстоятельство делает ученическое самоуправление эффективным средством воспитания общественной активности [2, с. 21].

Опыт работы советской школы по созданию детского самоуправления разнообразен и велик, потому что каждый учитель использовал в своей деятельности различные методы и приемы при формировании самостоятельности коллектива и каждого его субъекта, опираясь при этом на какой-либо или какие-либо принципы, особенности организации самоуправления в детском коллективе. При этом часто главным фактором создания самоуправления в детском коллективе становился опыт А. С. Макаренко, накопленный им в период работы в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского. Он разработал прогрессивную для того времени (и не потерявшую свою актуальность сегодня) систему детского самоуправления как ведущий принцип организации коллектива и методику педагогического руководства детским самоуправлением.

Ярким примером использования опыта А. С. Макаренко молено считать работу учителя-практика школы № 21 г. Ярославля В. В. Соколовой, которая полагает, что больше всего уважается такой труд, который дает положительные результаты. В связи с этим она начинает работу с небольшой группой учащихся, или даже только с активом, так как на первом этапе организации коллектива довольно затруднительно занять работой всех учеников, учесть их индивидуальные особенности и интересы. Работа л<е с небольшой группой позволяет быть ближе к каждому ученику, дает возможность учесть его наклонности и увлечь работой. Перед учащимися вначале ставится предварительная задача, рассчитанная на силы небольшой группы школьников. Эта группа в дальнейшем составляет ядро будущего коллектива [1, с. 316] Описанный опыт создания ученического коллектива основывается на реализации «закона параллельного действия» А. С. Макаренко. Работа проводится с опорой на детский актив, который перерастает в ходе работы в ученический коллектив [1, с. 316].

Для того, чтобы осмыслить основные компоненты такого явления, как студенческое самоуправление, необходимо проанализировать накопившейся опыт работы по организации самоуправления в различных (в том числе детских) коллективах, поэтому представляется целесообразным совершить небольшой экскурс в историю вопроса.

Под детским самоуправлением в педагогической науке понимается участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива [5, с. 788]. В советский период развития школы, участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива является одним из важнейших принципов организации детского коллектива. Широкое распространение практика детского самоуправления получает в конце 1920-х гг. в единой трудовой школе. С середины 1930-х гг., как свидетельствуют факты, начинается упадок детского самоуправления, обусловленный нарушением демократических принципов в руководстве школой и сведением воспитательной работы к «учебной деятельности». В 1950-1960-х гг. на практике осуществляется один из приоритетных для того времени принципов - принцип соединения обучения с производительным трудом и укрепление связи школы с жизнью, что приводит к новому подъему работы советской школы по развитию детского самоуправления.

В практике советской школы сложились многообразные формы детского самоуправления, наличие конкретных форм которого, состав органов и их взаимосвязь определялись содержанием деятельности воспитанников, организуемой педагогами, структурой школьного или иного детского коллектива и уровнем развития у субъектов образовательного процесса организаторских способностей. В первичном коллективе - классе, отряде, пионерском звене - из числа воспитанников выделяются ответственные лица, организующие своих товарищей на конкретном участке работы. Действия всех активистов координирует руководящий орган первичного коллектива - совет актива, совет отряда и т. п. В едином коллективе школы имеются руководящие органы, в состав которых избираются, как правило, представители первичных коллективов: совет школы, совет дружины, ученический комитет. В школах создаются также и другие общешкольные органы детского самоуправления, которые могут быть секторами или комиссиями при совете дружины. Каждый из этих органов отвечает за определенный раздел работы в целом по школе и направляет соответствующую деятельность первичных коллективов. Высшим органом является общее собрание учащихся, сбор дружины. Для руководства текущими делами и их выполнения в коллективе организуется поочередное дежурство учащихся. Необходимо также отметить, что в каждом классе все ученики имеют постоянные должности: староста, бригадир, ответственный за учебу, хозяйственный организатор, санитар, ремонтный мастер. Работу всех учащихся, исполняющих различные обязанности, контролирует классный руководитель совместно с активистами самоуправления класса.

С развитием в школах различных видов клубной работы возникают соответствующие им формы детского самоуправления, где учащиеся объединяются по интересам. Как правило, формам привлечения учащихся к организаторской деятельности в этих объединениях присущи общие черты школь-

ного самоуправления: наличие органов, направляющих работу объединения в целом и ответственных за отдельные участки работы. При этом конкретные формы детского самоуправления складываются в каждой школе в зависимости от условий ее работы, традиций и накопленного опыта.

В опыте школ, развивающих детское самоуправление, сложилось правило: каждому делу - свой организатор, каждому разделу работы - свой орган коллектива. Считается, что необходимо учить детей основным приемам организаторской работы, воспитывать у них необходимые для этого качества. С этой целью организуются специальные семинары, на которых учащихся учат планировать и коллективно обсуждать свою работу, распределять обязанности среди товарищей, вести учет и контроль результатов.

Основой успеха вовлечения детей в детское самоуправление и стимуляции их интереса к участию в управлении делами своего коллектива являются хорошие товарищеские отношения между педагогами и детьми, отношения, в которых нет места администрированию со стороны учителей и недоверию со стороны учащихся. Важно отметить, что детское самоуправление имеет большое значение, как для коллектива, так и для каждого его члена: развивает у учащихся организаторские способности, чувство ответственности, инициативу; увеличивая число организаторов в коллективе, помогает добиваться лучших практических результатов в учении, труде и всей работе школы в целом; является одновременно одним из главных условий развития самостоятельности личности; развивает педагогически целесообразные отношения взаимной ответственности и подчинения, способствует возникновению и развитию общественного мнения; содействует сплочению школьного коллектива, объединяя и направляя работу первичных коллективов по единому плану.

Говоря о самоуправлении необходимо отметить большой вклад Н. К. Крупской в развитие теории детского самоуправления. Говоря о политехническом образовании школьников, она подчеркивала, что «борьба за политехническую школу в то же время является и борьбой за правильно поставленное самоуправление» [5, с. 788-791].

В настоящее время самоуправление вышло на новый виток своего развития, что обусловлено несколькими факторами. Во-нервых, изменилась государственная политика в отношении системы образования, которая предполагает наличие органов самоуправления в образовательных учреждениях, как положительного фактора в образовательновоспитательном процессе. Во-вторых, важной причиной развития самоуправления является наличие в образовательных учреждениях педагогов, неравнодушных к жизни учащихся (студентов). Учителя, преподаватели заинтересованные всем тем, что происходит с их подопечными в урочное и во внеурочное время, организуют в коллективах органы самоуправления и помогают учащимся (студентам) реализовать себя в самоуправленческой деятельности.

Ярким примером развития детского самоуправления на современном этапе развития школы является опыт В. А. Караковского, который считает, что самоуправление - это непременный признак, атрибут ученического коллектива, ибо чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив. Педагог уверен в том, что научить самоуправлению - значит научить «управлению собой», научить самовоспитанию [2, с. 21]. В. А. Караковский рассматривает самоуправление как средство самовоспитания личности, механизм вовлечения детей в «самоуправленческую деятельность». Это и дежурство, и выполнение поручений, и работа в органах ученического самоуправления [2, с. 24].

Анализ опыта организации ученического самоуправления в школе В. А. Караковского позволяет выделить несколько существенно важных особенностей:

1. непременное участие каждого школьника в самоуправленческой деятельности;

2. гибкость, подвижность, частая обновляемость органов самоуправления;

3. самоуправления с целью объективной оценки их работы;

4. руководящая роль в самоуправлении общественных организаций (в школе В. А. Караковского это комсомольская и пионерская организации);

5. введение новой, универсальной выборной должности - дежурного командира, который избирался коллективом на две недели. Важно заметить, что всю свою работу дежурный командир описывал в специальном дневнике, который передавался сменщику. Анализ и оценка работы дежурного командира проводилась по истечении срока на общем собрании коллектива в форме откровенного разговора. Здесь же выбирался новый дежурный командир [2, с. 25].

Ряд новаторских идей В. А. Караковского мы использовали при организации студенческого самоуправления на факультете педагогики и методики начального образования (далее факультет) Магнитогорского государственного университета. Представляется целесообразным дать краткую характеристику программы студенческого самоуправления и подходов к ее разработке.

Первоначально идея организации студенческого самоуправления на факультете и его формы была обсуждена группой преподавателей педагогики факультета, в число которых входили также заместители декана по воспитательной работе, по научно-исследовательской работе. Была разработана возможная структура студенческого самоуправления и форма его руководящего органа. Так, родилась программа студенческого самоуправления «Мир и молодежь». В технологии согласования с использованием матричного подхода был разработан табличный вариант программы.

На втором этапе программа прошла обсуждение на заседаниях кафедр и

с учетом высказанных предложений была обсуждена и утверждена на Совете факультета. На заседаниях кафедр определились научные консультанты из числа преподавателей, после чего состоялась встреча заместителя декана факультета по воспитательной работе, в функции которого входит организация студенческого самоуправления, с кураторами академических групп с целью их вовлечения в реализацию идей и привлечения к участию в организации и деятельности студенческого самоуправления.

На третьем этапе с целью ознакомления студентов с предложенным вариантом структуры студенческого самоуправления «Мир и молодежь» состоялась встреча преподавателей-консультантов со студентами всех академических групп факультета, на которой они были ознакомлены с идеей, предлагаемой структурой и возможным содержанием работы каждого отдела. После собрания студенты со своими кураторами разошлись по аудиториям, провели кураторский час в своей группе или группах, так как на факультете практикуется кураторство не только по группам, но и по курсам, донесли идеею студенческого самоуправления до студентов и выбрали представителей в каждый отдел (четвертый этап).

На пятом этапе состоялось собрание актива студенческого самоуправления, в который вошли представители каждого отдела из каждой академической группы. На этом собрании открытым голосованием был выбран руководитель Центра студенческого самоуправления их числа студентов, определены руководители каждого отдела и обсужден содержание деятельности каждого отдела (следует сказать, что предварительно в самом общем плане это содержание было определено первоначально преподавателями еще на первом этапе разработке программы). Следует особо отметить, что выбор руководителей отделов из числа студентов осуществлялся сугубо на принципах добровольности (выбирались только те студенты, которые сами пожелали заняться той или иной деятельностью в рамках работы студенческого самоуправления «Мир и молодежь»), поэтому ведущим методом взаимодействия со студентами был метод убеждения. На этом же собрании студенты обсудили предложенный вариант структуры студенческого самоуправления, содержания работы каждого отдела, внесли свои изменения и дополнения, обсудили и утвердили кандидатуры консультантов из числа преподавателей факультета и разработали режим работы Центра студенческого самоуправления: это еженедельные встречи руководителей отделов с отчетом о проделанных и намеченных мероприятиях; еженедельные встречи консультантов - преподавателей, руководителей и представителей академических групп, входящих в тот или иной отдел для обсуждения намеченных или уже состоявшихся мероприятий; проведение акций, мероприятий различными отделами в урочное и во внеурочное время в рамках деятельности факультета

педагогики и методики начального образования и Института педагогики, который является структурным подразделением университета и структурным подразделением которого является данный факультет.

Анализируя опыт работы В. А. Караковского по организации ученического самоуправления, можно найти похожие аспекты в органах студенческого самоуправления, созданных на факультете педагогики и методики начального образования Магнитогорского государственного университета.

Главное отличие состоит в том, что субъектами этого самоуправления является не школьники, а студенты вуза у которых уже сформированы определенные, достаточно устойчивые взгляды на жизнь, которые уже имеют цель жизни, ощущают и осознают свою направленность, свои потребности, которые определяются выбранной ими будущей профессией, в свою очередь определяющей соответствующий стиль их жизни.

Особенности студенческого самоуправления также обусловлены и организацией образовательного процесса в вузе, а именно:

1. лекционно-практической формой организации учебного процесса в отличие от классно-урочной формы в школе;

2. непостоянным, «плавающим», гибким, часто меняющимся расписанием занятий, что диктуется учебным планом, в котором некоторые дисциплины зачастую по объему меньше одного семестра;

3. отсутствием ежедневных опросов и проверки домашнего задания, так как обычно сначала прочитывается лекционный материал, а позже на практических, семинарских занятиях, коллоквиумах отрабатываются умения использовать полученные на лекциях знания, оперировать понятиями, позже переходящими в навыки;

4. большой долей в учебном времени студентов самостоятельной работы, которая складывается из постоянной подготовки по рекомендуемым первоисточникам, причем преимущественно находящихся в читальных залах и электронной библиотеке университета, и поэтому требующей от студентов способности к самоорганизации, самоконтролю, самодисциплине;

5. другим, отличным от школьного ритмом жизни студентов. Если в школе учащиеся старших классов имеют 8 уроков по 4СМ5 минут в день, то в вузе несколько «пар» продолжительностью 80 минут, остальное время дня отводится на самостоятельную подготовку. Все это, естественно, обусловливает отличия студенческого и ученического самоуправления.

Рассмотрим более подробно особенности организации студенческого самоуправления на нашем факультете. На начальном этапе внедрения этой системы в органы студенческого самоуправления были приглашены студенты каждой группы, которым были предложены варианты реализации своих потребностей во внеурочное время в разных отделах. В каждом отделе присутствовали студенты всех групп факультета, то есть в каждой группе было от 8 до 12 студентов, являющихся членами разных отделов (следует

заметить, что иногда в одном отделе желали работать два студента). Благодаря такой организации все студенты группы (и студенты из других отделов, и просто члены академической группы) имеют возможность всегда находиться «в русле событий».

В качестве руководителей отделов выбирались студенты старших курсов, которые через определенное время меняются. Смена руководства отделов обусловлена двумя причинами: во-первых, целесообразно, чтобы в роли организатора, руководителя отдела студенческого самоуправления попробовали бы себя многие студенты; другой объективной причиной смены руководства отделов является переход студентов-руководителей на последний (выпускной) курс, что требует от них больших затрат времени на учебу (это и практики - производственная комплексная и преддипломная, и подготовка выпускной квалификационной работы, и итоговая государственная аттестация). Руководители-старшекурсники передают свой опыт студентам младших курсов, которые некоторое время выполняют функции их заместителей. Это обеспечивает преемственность в системе студенческого самоуправления.

Важную роль в работе отделов играют преподаватели-консультанты, которые по отношению к студентам выполняют разные роли: наблюдателей, помощников, наставников, инициаторов идей, координаторов, в этом у студентов назревает необходимость. Консультанты помогают студентам при проведении различных акций или мероприятий, оказывая, как моральную поддержку, так и непосредственно принимая участие в делах отделов. Хочется отметить, что работа консультанта отдела не предусмотрена учебной нагрузкой преподавателей, поэтому преподаватели принимают участие в работе студенческого самоуправления факультета по собственной инициативе, проявляя тем самым большой интерес к студенческой жизни. Еще одним фактором привлечения консультантов к работе отделов студенческого самоуправления стало появление проблем, которые невозможно решить без администрации факультета.

Руководителем Центра студенческого самоуправления является студент, имеющий авторитет среди своих сокурсников. Еженедельно руководители отделов встречаются с представителями каждой академической группы, а также на общем собрании руководителей отделов студенческого самоуправления факультета. Заинтересованность студентов в деятельности руководителей отделов связана с тем, что они избираются на общих собраниях каждого отдела своими же сокурсниками. Каждый отдел занимается работой, определяемой названием и предназначением отдела. На рис. представлена структура студенческого самоуправления.

Раскроем кратко содержание работы каждого отдела.

Учебный отдел: межсессионная аттестация; проведение старостатов; заполнение экранов успеваемости студентов по итогам межсессионной

аттестации; объявление благодарностей студентам; подведение итогов зачетов и экзаменов и пр.

Отдел НСО (научного общества студентов): участие студентов факультета в конференциях различного уровня; проведение и участие в различных олимпиадах; проведение и участие студентов в месячнике науки; участие студентов факультета в ГРАНТе «Путь в науку»; связь студентов факультета с учащимися области; взаимодействие студентов факультета с НОУ г. Магнитогорска; сбор материалов в сборник студенческих научных работ.

Президент Центра студенческого самоуправления «Мир и молодежь»

Заместитель президента Центра (секретарь)

1 Руководитель учебного отдела Руководитель отдела НСО Руководитель отдела ктд Руководитель культурно-массового отдела Руководитель издательского отдела Руководитель отдела спорта, туризма и ЗОЖ Руководитель хозяйственного отдела Руководитель отдела экологических рейнджеров

Преподаватель-консультант учебного отдела Преподаватель-консультант отдела НСО Преподаватель-консультант отдела КТД Преподаватель-консультант культурно-массового отдела Преподаватель- консультант издательского отдела Преподаватель-консультант отдела спорта, туризма и ЗОЖ Преподаватель- консультант хозяйственного отдела Преподаватель- консультант отдела экологических рейнджеров

Рис. Структура студенческого самоуправления «Мир и молодежь» факультета педагогики и методики начального образования Магнитогорского государственного университета

Отдел коллективных творческих дел: организация и проведение праздничных вечеров на факультете: «Посвящение в первокурсники», «Вечер встречи с выпускниками», конкурса «Вы умны и талантливы!», «Последний звонок», «Новогодняя елка для детей преподавателей»; участие студентов факультета в праздничных мероприятиях МаГУ: «Посвящение в первокурсники», «Новогодний кубок МаГУ», «Студенческая весна», «День открытых дверей»; организация кружковой работы на факультете; - участие студентов факультета в работе кружков МаГУ и пр.

Культурно-массовый отдел: работа киноклуба факультета; организация встреч с интересными людьми города, области; посещение выставок, театральных спектаклей и т. д.; организация и проведение поэтических гостиных и пр.

Издательский центр: выпуск объявлений о предстоящих событиях на факультете, в МаГУ, в городе (информация из всех отделов); поздравление и

объявление благодарностей после событий, происшедших на факультете, в университете, в городе (информация из всех отделов); репортажи с места событий о ходе каких-либо мероприятий (месячник науки, ИЛ); командировки со студентами на конференции НСО факультета для фиксации всего происходящего; подготовка заметок в газету МаГУ о событиях на факультете; выпуск факультетской газеты-листовки о жизни на факультете (1 раз в 2 месяца); выпуск литературный листка факультета.

Центр спорта и туризма: организация работы туристического клуба факультета, участие студентов факультета в туристических соревнованиях города, области; участие студентов в различных тренингах; участие студентов факультета в работе спортивных секций МаГУ; участие стуцентов факультета в летних сшивах; пропаганда здорового образа жизни (различные акции).

Хозяйственный отдел (чистоты и порядка): организация и проведение субботников на территории Института педагогики и прилегающих к нему территорий; закрепление учебных аудиторий за академическими группами факультета; рейды по проверке чистоты мебели в аудиториях; поддержание чистоты на территории Института педагогики; организация дежурства в раздевалке в течение года; решение оперативных хозяйственных вопросов.

Отдел экологических рейнджеров: работа по охране окружающей среды в формах агитации и пропаганды; участие в экологических акциях, проводимых в городе; связь с экологическим отделом Администрации города, с городской станцией юннатов.

Завершая разговор о деятельности студенческого самоуправления «Мир и молодежь» ФГ1 и МНО МаГУ, следует сказать об одном важном моменте, отличающем это студенческое самоуправление от ранее практиковавшихся форм. Заинтересованность студентов в деятельности и их активность обеспечивается благодаря тому, что органы студенческого самоуправления не копир)тот административные органы вуза и факультета (как это зачастую было в советской высшей школе), а соответствуют сферам жизни каждого студента. Интерес студентов к организации собственного досуга во внеурочное время поддерживается деятельностью информационного отдела, так как на доске объявлений регулярно появляется информация о каждом прошедшем на факультете событии. Чаще всего это фотоматериалы со словесным сопровождением, которое пишут студенты, создающие информационный лист. Заметки о проведенных мероприятиях выходят в университетской газете.

Второй важной задачей студенческого самоуправления является создание, развитие и сохранение традиций факультета, ибо, как сказал А. С. Макаренко, «ничего так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы» [3, с. 79]. В связи с этим на начальном этапе становления студенческого самоуправления важно определить те мероприятия или события, которые, наряду с уже существующими традиционными для факультета педагогики и методик начального обра-

зования делами и мероприятиями, станут для студентов факультета традиционными «самоуправленческими» делами и мероприятиями. Сегодня для студентов факультета такой традицией становится творческое дело «Познакомьтесь -это мы». Данная акция направлена на знакомство первого курса со всеми студентами факультета. Первый месяц учебы в вузе - это сложный период в жизни первокурсника - бывшего школьника, период адаптации к новому зданию, к новым условиям учебы, к новому ритму и режиму жизни, к новым друзьям и товарищам. Все это требует от них перестройки своей жизни, соотнося ее с новыми условиями. Акция «Познакомьтесь - это мы» поможет студентам первого курса влиться в коллектив факультета, познакомившись с каждым курсом в отдельности. Суть акции состоит в следующем. В первый месяц учебы студенты каждого курса, начиная со второго, представляют отчет о своем прошедшем годе обучения. Отчет представляется в различных формах и различными средствами так, чтобы студенты первого курса поняли, чем знаменателен каждый год учебы на факультете педагогики и методики начального образования. Еще две недели будут раскрывать аспекты работы студенческого самоуправления и работы преподавателей. Первая из этих двух недель посвящена студенческому самоуправлению факультета и тем делам и акциям, которые были проведены в течение предыдущего года, как в стенах Института педагогики, так; и в городе. Вторая неделя расскажет о преподавателях факультета, о направлении их работы, о педагогах, как о личностях. Таким образом, к середине октября у первокурсников будет сформировано представление о своей будущей профессии; об учебных предметах, которые им предстоит изучить; о людях, которые учатся на разных курсах; о студенческом самоуправлении, о факультете в целом. С помощью этой акции перед студентами всех отделений факультета раскрывается также суть каждой специальности факультета: «Учитель начальных классов», «Учитель-логопед», «Специалист по социально-культурному сервису и туризму», «Специалист в области документоведения и документационного обеспечения управления».

После этой акции студентам первого курса будет намного проще рассказывать о себе на факультетском «Дне студента», где они посвящаются в студенты МаГУ и в том числе в студенты факультета педагогики и методики начального образования. Следует отметить, что данное мероприятие было предложено активом студенческого самоуправление факультета, что показывает заинтересованность студентов в жизни факультета и Института педагогики в целом.

Таким образом, наш опыт организации студенческого самоуправления позволяет сделать несколько важных выводов: стимулируется интерес студентов к организации своей собственной жизни, развивается их творческая инициатива, формируются организаторские умения. Все сказанное дает основание считать данный подход к организации студенческого самоуправления в вузе перспективным.

Библиографический список

1. Из опыта учебно-воспитательной работы школы // Приложение к журналу «Советская педагогика». - М. : Изд. АПН РСФСР, - 1952. - 364 с.

2. Караковский, В. А. Грани воспитания / В. А. Караковский // Раздумья педагога. - Челябинск. : Южно-Уральское кн. изд-во. - 1974. - 128 с.

3. Макаренко, А. С. Избранные педагогические произведения : ст., лекции, выступления / А. С. Макаренко / АПН РСФСР; сост. И. Ф. Козлов; под общ. ред. Е. Н. Медынского (вступ. ст.), И. Ф. Свадковского. - М. : Учпедгиз, 1946. - 302 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М. : Рус. яз. 1984.-797 с.

5. Педагогическая энциклопедия : энциклопедии. Словари. Справочники. -М.: Советская энциклопедия. — Т. 3. — 1996. - 880 с.

УДК-37.01 (075.2)

Е. В. Манджиева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИА Л ПРИЕМОВ «СКРЫТОГО»

УПРАВЛЕНИЯ

Педагогический потенциал «скрытого» управления имеет большое значение, если преследует благородные цели: защитить слабого, помочь наладить отношения, повысить самооценку ребенка, преодолеть какой-либо личностный недостаток и т. д. Наиболее популярными и эффективными приемами «скрытого» управления, на наш взгляд, являются умение слушать, похвала, имя, улыбка, уточняющие вопросы и т. д.

Первый прием, от которого во многом зависит успешность управления - «Умение слушать». Этот прием включает в себя несколько подприемов слушания. Умение слушать - особый талант, поскольку, талантом собеседника отличается не тот, кто сам охотно говорит, а тот, с кем охотнее говорят другие. Наиболее простым и доступным (однако не менее эффективным) является нерефлексивный стиль слушания [3, с. 44]. Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями, оно способствует аттракции в ситуациях, когда собеседник: горит желанием высказаться; хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит; испытывает трудности при выражении своих забот и проблем. В рамках этого «впитывающего», неотражающего слушания наиболее эффективный прием - «Подача позитивного сигнала», задача которого дать возможность говорящему ученику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.