Научная статья на тему 'Развитие способности к целеполаганию у студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе'

Развитие способности к целеполаганию у студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ОБУЧЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / GOAL / GOAL-SETTING / ADOLESCENCE / PSYCHOLOGY STUDENTS / TRAINING / RESPONSIBILITY / TARGET ORIENTATION / DECISION-MAKING / PLANNING / ADDITIONAL GENERAL DEVELOPMENT PROGRAM / TRAINING EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна

Актуальность проблемы развития способности к целеполаганию у студентов обусловлена как социальными требованиями к личности гражданина общества, так и нормативными требованиями к результатам обучения в вузе. Рассматривается понятие цель и целеполагание в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Представлены результаты изучения особенностей целеполагания у студентов-психологов на разных этапах обучения. Отмечается, что студенты первого курса характеризуются более низким уровнем способности к целеполаганию, им сложнее формулировать четкие цели и планы в собственной деятельности, сложнее принимать ответственность за свои решения и осуществлять осознанную регуляцию своего образа жизни. Однако и на старших курсах было выявлено значительное количество обучающихся также испытывающих затруднения при формулировке четких, реалистичных и измеримых целей, ориентированные на перекладывание ответственности за события своей жизни на внешние факторы. Результаты исследования показывают, что в вузе необходимо создавать специальные развивающие условия для повышения способности к целеполаганию у студентов-психологов на разных этапах обучения. Предлагается описание дополнительной общеразвивающей программы, целью которой является развитие способности к целеполаганию у студентов. Программа носит практико-ориентированный характер и предполагает тренинговые формы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE ABILITY OF GOAL-SETTING IN STUDENTS OF PSYCHOLOGY AT VARIOUS STAGES OF STUDY AT THE UNIVERSITY

The relevance of the problem of developing the ability to target students is due to both social requirements for the individual citizen of society, and regulatory requirements for the results of training at the University. The concept of purpose and goal-setting in the studies of domestic and foreign authors is considered. The article presents the results of studying the features of goal-setting in psychology students at different stages of training. It is noted that first-year students are characterized by a lower level of ability to goal-setting, it is more difficult for them to formulate clear goals and plans in their own activities, it is more difficult to take responsibility for their decisions and implement a conscious regulation of their lifestyle. However, at the senior courses, a significant number of students were also found to have difficulties in formulating clear, realistic and measurable goals, focused on shifting responsibility for the events of their lives to external factors. The results of the study show that it is necessary to create special educational conditions in the University to improve the ability to target students-psychologists at different stages of training. A description of the additional General developmental programs, the purpose of which is development of the ability of goal-setting in students. The program is practice-oriented and involves training forms of work.

Текст научной работы на тему «Развитие способности к целеполаганию у студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе»

UDC 159.9.072

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© 2019

Самсоненко Людмила Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургский государственный педагогический университет (460000, Россия, Оренбург, ул. Советская, д. 2, e-mail: lsamsonenko@yandex.ru)

Аннотация. Актуальность проблемы развития способности к целеполаганию у студентов обусловлена как социальными требованиями к личности гражданина общества, так и нормативными требованиями к результатам обучения в вузе. Рассматривается понятие цель и целеполагание в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Представлены результаты изучения особенностей целеполагания у студентов-психологов на разных этапах обучения. Отмечается, что студенты первого курса характеризуются более низким уровнем способности к целепо-лаганию, им сложнее формулировать четкие цели и планы в собственной деятельности, сложнее принимать ответственность за свои решения и осуществлять осознанную регуляцию своего образа жизни. Однако и на старших курсах было выявлено значительное количество обучающихся также испытывающих затруднения при формулировке четких, реалистичных и измеримых целей, ориентированные на перекладывание ответственности за события своей жизни на внешние факторы. Результаты исследования показывают, что в вузе необходимо создавать специальные развивающие условия для повышения способности к целеполаганию у студентов-психологов на разных этапах обучения. Предлагается описание дополнительной общеразвивающей программы, целью которой является развитие способности к целеполаганию у студентов. Программа носит практико-ориентированный характер и предполагает тренинговые формы работы.

Ключевые слова: цель, целеполагание, юношеский возраст, студенты-психологи, обучение, ответственность, целевые ориентации, принятие решения, планирование, дополнительная общеразвивающая программа, тренинго-вые упражнения.

DEVELOPMENT OF THE ABILITY OF GOAL-SETTING IN STUDENTS OF PSYCHOLOGY AT VARIOUS STAGES OF STUDY AT THE UNIVERSITY

© 2019

Samsonenko Lyudmila Sergeyevna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of «Age and pedagogical psychology» Orenburg State Pedagogical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya St., 2, e-mail: lsamsonenko@yandex.ru)

Abstract. The relevance of the problem of developing the ability to target students is due to both social requirements for the individual citizen of society, and regulatory requirements for the results of training at the University. The concept of purpose and goal-setting in the studies of domestic and foreign authors is considered. The article presents the results of studying the features of goal-setting in psychology students at different stages of training. It is noted that first-year students are characterized by a lower level of ability to goal-setting, it is more difficult for them to formulate clear goals and plans in their own activities, it is more difficult to take responsibility for their decisions and implement a conscious regulation of their lifestyle. However, at the senior courses, a significant number of students were also found to have difficulties in formulating clear, realistic and measurable goals, focused on shifting responsibility for the events of their lives to external factors. The results of the study show that it is necessary to create special educational conditions in the University to improve the ability to target students-psychologists at different stages of training. A description of the additional General developmental programs, the purpose of which is development of the ability of goal-setting in students. The program is practice-oriented and involves training forms of work.

Keywords: goal, goal-setting, adolescence, psychology students, training, responsibility, target orientation, decision-making, planning, additional General development program, training exercises.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Необходимость развития способности к целеполаганию на современном этапе определяется значимостью данного качества для успешной профессиональной и личностной самореализации человека. Личность, обладающая умениями сформулировать свои жизненные цели и спланировать средства их достижения, отличается высоким уровнем ответственности за события в своей жизни и получает возможности для успешного воплощения собственных смысловых ориентаций и реализации своих способностей.

Возрастным этапом, на котором идет наиболее актуальное становление способности к целеполаганию, выступает период юности. Ряд авторов (И.В. Дубровина [1], И.С. Кон [2], В.С. Мухина [3]) отмечает, что именно в этом возрасте человек определяется со своей системой ценностей и мировоззренческими позициями и учится ставить жизненные цели.

Так, В.С. Мухина [3] среди ведущих новообразований периода студенчества называет: становление жизненных планов, саморефлексию, осознание собственной индивидуальности, готовность к самоопределению, установка сознательного построения собственной жизни, постепенный рост в различных сферах жизни.

Кроме того, значимость проблемы развития способ-

ности к целеполаганию в юношеском возрасте отражается и нормативных документах. Так, согласно требованиям к результатам ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование от 22 февраля 2018 года у студентов должны быть сформированы такие общепрофессиональные компетенции как: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ; способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся; способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся [4]. Очевидно, что формировать данные компетенции невозможно без развития способности к целеполаганию [5-7].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема целеполагания и понятия цели рассматривается и в зарубежной, и в отечественной науке. Например, было дано определение цели, выделены требования к постановке цели и создана типология целей в работах А. Ньюэлл, Г. Саймон, Г. Адлер, Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор [8].

Г. Алдер раскрывает значимость для реализации цели таких факторов как осознанность и проработанность [9]. В исследованиях Д. Астин и Д. Ванкувера рас-Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

психологически науки

Самсоненко Людмила Сергеевна РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ...

крываются характеристики цели (структура цели, этапы постановки и разработки содержания цели) [10].

В отечественной науке вопросами понятия целе-полагания, изучением различных классификаций целей и развития данной способности занимались такие авторы как О.А. Конопкин [11], А.К. Осницкий [12],

0.К. Тихомиров [13].

О.К. Тихомиров подчеркивает значимость реальных условий деятельности для становления способности к целеполаганию [13].

В рамках деятельностного подхода А.Н. Леонтьев понятие цель рассматривает вместе с понятием осознанного действия, соотносит феномены мотива и цели [14]. С.Л. Рубинштейн анализирует понятие цели в соотношении с произвольностью и условиями действия [15].

Такие исследователи как В.Ф. Марцинковский [16], К. Муздыбаев [17], В.Э. Чудновский [18], О.С. Карымова [19], И.А. Нефедов, И.Г. Нефедова [20] и др. [21-24] обращаются к проблематике формулирования цели. Навык создания четкой формулировки цели данные авторы считают достаточно сложным, предъявляющим высокие требования к личности. Субъекту, формулирующий цель, должен обладать развитым самоконтролем, ответственностью стремиться к самореализации.

В исследовании В.Х. Багдасарян цель определяется как итог активности, который отражается сознанием [25].

В.Е. Орел в своей работе раскрывает понятие цель через связь данного феномена с мотивацией личности, ее способностями и социальными требованиями [26].

Формирование целей статьи (постановка задания). Актуальность проблемы определяет цель нашего исследования: изучение особенностей целеполагания у студентов-психологов на разных ступенях обучения в вузе.

Задачи исследования:

- проанализировать понятие «цель» и «целеполага-ние» в работах отечественных и зарубежных авторов;

- провести диагностическую работу по изучению умений целеполагания;

- разработать программу развития способности к це-леполаганию.

Цель данной статьи: представление результатов исследования особенностей способности к целеполаганию у студентов-психологов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В экспериментальной работе участвовали студенты

1, 3 и 4 курсов Оренбургского государственного педагогического университета, обучающиеся по направлению Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования. Возраст участников составил у первокурсников 17-18 лет, у студентов 3 и 3 курсов - 20-21 год. Всего к исследованию было привлечено 60 человек (30 студентов первого курса, 30 студентов 3-4 курсов).

В качестве диагностического инструментария использовались методики «Тест смысложизненных ориен-таций» Д.А. Леонтьев [27]; «Базовые стремления» О.И. Мотков [28], «Умеете ли Вы планировать свою деятельность?» Р.Л. Оксфорд и И.Г. Юдина [29].

Представим последовательно результаты диагностики. По результатам методики Д.А. Леонтьева был определен средний показатель осмысленности жизни участников исследования, который составил 97 баллов. Исходя из данного показателя, мы разделили всех участников на три группы. Студентов, которые набрали менее 82 баллов, мы отнесли к группе с низким уровнем осмысленности жизни, набравших от 82 до 114 - к группе со средним уровнем, набравших свыше 114 - к группе с высоким уровнем осмысленности жизни.

Анализ степени осмысленности жизни у студентов разных курсов, показал, что большая часть всех обучающихся, как первокурсников, так и студентов 3-4 курсов составляют группу со средним уровнем осмысленности жизни (70% и 73% соответственно). Хотя средний балл у

обучающихся старших курсов составил 110 баллов, что чуть выше, чем у 1 курса, у которых средний балл составил 87.

Характеризуя данную группу участников, можно сказать данные студенты воспринимают жизнь как интересный, насыщенный и продуктивный процесс. В целом, ребята данной группы считают себя способными к реализации своих планов и контролю событий своей жизни.

В группу с высоким уровнем осмысленности жизни мы смогли включить всего 5% студентов с 1 курса и 10% студентов с 3-4 курсов. Данные обучающиеся отличаются наличием четких целей и планов как в профессионально, так и в личностном развитии. Также студенты данной группы демонстрируют удовлетворенность своими достижениями, уверены в себе, готовы к принятию ответственности за события своей жизни.

Рассматривая состав группы с низким уровнем осмысленности жизни, мы получили следующий результат: 25% человек с первого курса и 17% с 3-4 курсов. Для данной группы характерно отсутствие четких целей, недостаточная осмысленность и направленность жизни, трудности при необходимости принимать самостоятельные решения, присутствует желание обвинять окружающих в собственных неудачах и проблемах.

Итак, согласно результатам методики «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А. Леонтьев значимая часть студентов как на 1 курсе, так и на 3-4 курсах характеризуются недостаточным уровнем сформированности целевых установок.

Аналогично был проведен анализ результатов методики «Базовые стремления» О.И. Моткова. Все участники исследования разделились на три группы. В первую группу - с высоким уровнем гармоничности характеристик базовых стремлений вошли те же 5% с первого курса и 10% обучающихся с 3-4 курсов. Средний показатель в этой группе составил 4,12 балла. Участников данной группы можно описать как людей, которые отличаются позитивными и жизнеутверждающими побуждениями, четко формулируют жизненные задачи и стремятся к реализации задуманных целей.

На псевдовысоком уровне гармоничности характеристик базовых стремлений оказалась большая часть студентов с 1 курса - 65%. Среди студентов 3-4 курса к данному уровню было отнесено 45% обучающихся. Данная группа характеризуется преобладанием позитивных целей и устремленностью в будущее. Однако формулировки целей достаточно размыты, ожидания завышены и даже нереалистичны.

К низкому уровню гармоничности характеристик базовых стремлений мы отнесли 30% первокурсников и 45% обучающихся 3-4 курсов. Студенты данной группы ориентируются скорее на избегание неудачи, цели формулируют очень простые и гарантированно достижимые. Предпочитают не менять сложившиеся ценности и взгляды.

Результаты методики «Умеете ли Вы планировать свою деятельность?» (Р.Л. Оксфорд и И.Г.Юдина) показали, что среди обучающихся 3-4 курсов к высокому уровню сформированности умений можно отнести 60%. Среди первокурсников высокий уровень продемонстрировали 30% студентов.

Студенты первого курса преобладают по показателям низкого уровня умений планировать. В данную группу попали 20% с первого курса и только 5% с 3-4 курсов.

Большая часть обучающихся составили группу со средним уровнем сформированности умений планировать (50% первокурсников и 35% обучающихся 3-4 курсов).

Полученные данные позволяют сделать вывод, что студенты первого курса характеризуются более низким уровнем способности к целеполаганию, им сложнее формулировать четкие цели и планы в собственной деятельности, сложнее принимать ответственность за свои

Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т.3. № 2(4)

73

решения и осуществлять осознанную регуляцию своего образа жизни. Однако и на старших курсах было выявлено значительное количество обучающихся также испытывающих затруднения при формулировке четких, реалистичных и измеримых целей, ориентированные на перекладывание ответственности за события своей жизни на внешние факторы.

Таким образом, результаты исследования показывают, что в вузе необходимо создавать специальные развивающие условия для повышения способности к целеполаганию у студентов-психологов на разных этапах обучения. Попыткой разрешения данной проблемы является разработка на кафедре возрастной и педагогической психологии дополнительной общеразвивающей программы для студентов по теме «Развитие способности к целеполаганию».

Целью программы является развитие способности ставить цели в личностной и профессиональной сфере.

Задачи программы:

- развитие умений формулировать цель в соответствии с требованиями конкретности, измеримости, реальности, достижимости;

- развитие навыков формулировать задачи по достижению заданной цели;

- развитие ответственности за события собственной жизни;

- развитие социальных компетенций: умение принимать решение, умение планировать, умение прогнозировать, умение вести диалог.

Процесс реализации программы предполагает работу в несколько этапов.

Первым этапом является актуализация потребности в развитии способности к целеполаганию и мотивация к активной деятельности на занятиях. Кроме того можно организовать диагностику по изучению личностных особенностей участников при наличии запроса.

На втором этапе проводятся непосредственно развивающие занятия в форме тренинга. Тренинг как активная форма работы предоставляет участникам большие возможности для отработки умений и раскрытия своих возможностей. Содержание занятий ориентировано на реализацию общих принципов тренинговой работы: принцип активности, взаимного уважения, рефлексии и другие.

Упражнения, включенные в содержание программы, мы разделили на несколько групп:

- упражнения, направленные на развитие целевых ориентиров и способности видеть логические связи в жизненных событиях. Пример упражнений: «Дерево целей», «Колесо баланса», анализ технологии принятия решений (С. Попова, Е. Пронина) [30];

- упражнения, направленные на развитие ответственности как способности осознавать необходимость правил и принимать самостоятельные решения. Например, упражнение Н.С. Пряжникова «Эпитафия» [31];

- упражнения, направленные осознание системы ценностей как условия постановки цели и задач. Пример: Шкала ценностей (методическая разработка занятия для подростков) Е. Поникаровская [32].

На завершающем этапе предполагается закрепление умений и навыков, подведение итогов работы группы.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, результаты исследования показывают, что проблема развития способности к целеполаганию у студентов-психологов является достаточно актуальным вопросом. Обучающиеся как на первом курсе, так и на этапе завершения обучения демонстрируют недостаточный уровень умений задавать цели и задачи, принимать ответственность за собственные решения. Решение данной проблемы требует организации специальной работы через реализацию в образовательном процессе вуза об-щеразвивающих программ, направленных на развитие умений ставить цели и задачи, принимать ответствен-74

ность и осмысливать собственную систему ценностей. Дальнейшем направлением исследования может стать изучение взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей у способности к целеполаганию, а также изучение успешности проведения такого рода программ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. СПб., 2004. 592 с.

2. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). М.: Просвещение, 1979. 416 с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2004. 456 с.

4. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 психолого-педагогическое образование» // http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak/440302_B_3_20032018.pdf

5. Ефименко Ю.А. Развитие навыков общения и умения слушать у будущих психологов-консультантов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 342-345.

6. Эстерле А.Е. Соотношение готовности к профессиональному саморазвитию и реальной вовлеченности в профессиональное саморазвитие у педагогов-психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 441-445.

7. Барышникова Е.В. Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 33-36.

8. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2006. 480 с.

9. Алдер Г. НЛП: Современные психотехнологии. СПб.: Питер,

2001. 287 с.

10. Austin, J. T. & Vancouver, J. B. Goal constructs in psychology: structure, process and content.// Psychological bulletin, 120, 2002. — P. 338-375.

11. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 2001. 256 с.

12. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации //Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 54-63.

13. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. унта, 1984. 272 с.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер,

2002. 720 с.

16. Марцинковский, В. Ф. Смысл жизни. Новосибирск, 1996. 26 с.

17. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. 2000. № 4. С. 5-21.

18. Чудновский В. Э. Проблема становления смысложизненных ори-ентаций личности //Психологический журнал. 2004. Том 25. № 6. С. 5-11.

19. Карымова О.С. Особенности профессиональной идентичности будущих психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 248-251.

20. Нефедов И.А., Нефедова И.Г. Психологические аспекты профессионального развития психолога-консультанта // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 382-383.

21. Kalinovska I.S. Model forming the future of psychology to work in inclusive educational institutions in professional training conditions // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 48-50.

22. Варфоломеева Т.П., Хамзина Д.Ф. Социальные ценности и установки студентов-психологов на начальном и завершающем этапе обучения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 17-19.

23. Bezliudnyi O.I., Kobulianska T.V. Модель формування готовностi майбутнiх психологiв до роботи iз ам'ями тдлтюв у процес професшноï тдготовки // Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 9-14.

24. Сладкова И.А. Проблема личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 342-346.

25. Багдасарян, В. Х. Проблема имплицитного: (логико-методологический анализ). Ереван: Изд-во АНАрмССР, 1983. 138 с.

26. Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 2001. С. 76-97.

27. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.

28. Мотков О. И. Базовые стремления // Первое сентября приложение «Школьный психолог». 1998. № 35. С. 8-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Методика «Умеете ли Вы планировать свою деятельность?»Р.Л. Оксфорд, И.Г. Юдина//http://urist-edu.ru/sport/15937/index.html?page=9

30. Попова С., Пронина Е. Формула успеха. Программа занятий для старшеклассников и студентов // Первое сентября приложение «Школьный психолог». 2017. №1-2. с. 26-30.

31. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: «Академия», 2007. 501 с.

32. Поникаровская Е. Шкала ценностей. Методическая разработка занятия для подростков. // Первое сентября приложение «Школьный психолог». 2015. № 1. с. 32-33.

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.