Научная статья на тему 'Субъектная саморегуляция как социально-психологический механизм профессионального целеполагания студентов вуза'

Субъектная саморегуляция как социально-психологический механизм профессионального целеполагания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ / СТУДЕНТ / ПРЕДМЕТНОСТЬ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ВИДЫ ПРЕДМЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ / ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / SUBJECT / STUDENT / SUBJECTNESS / GOAL-SETTING / TYPES OF SUBJECT REGULATION / VOCATIONAL TRAINING / TYPES OF SUBJECTIVE REGULATION / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харитонова А.С., Мухаметзянова Ф.Г.

В статье представлены результаты исследования субъектной саморегуляции как социально-психологического механизма профессионального целеполагания у студентов вуза различных направлений подготовки. Авторы указывают, что в современной системе высшего образования актуализируется проблема изучения социально-психологических механизмов профессионального целеполагания как условия их успешной подготовки в вузе. Цель публикации заключается в представлении результатов пилотажного исследования социально-психологических механизмов профессионального целеполагания у студентов вуза различных типов субъектной регуляции «автономные» и «зависимыe». Результаты исследования представляют интерес для системы мониторинга психологической службы вуза в поиске детерминант успешной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT SELF-REGULATION AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL MECHANISM OF PROFESSIONAL GOAL-SETTING OF THE UNIVERSITY STUDENTS

The article presents the socio-psychological mechanisms of subject regulation as a process of self-regulation of professional goal-setting among university students of various professional training areas. The authors point out that in the modern system of Higher Education, the problem of studying the socio-psychological mechanisms of professional goal-setting is actualized as a condition for their successful preparation in high school. The purpose of the article is to present the results of a pilot study of the socio-psychological mechanisms of professional goal-setting among University students of various types of subject regulation, both “autonomous” and “dependent.” The results of the study are of interest to the monitoring system of the university’s psychological service in finding determinants of successful preparation.

Текст научной работы на тему «Субъектная саморегуляция как социально-психологический механизм профессионального целеполагания студентов вуза»

УДК 316

СУБЪЕКТНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

А.С. Харитонова, Ф.Г. Мухаметзянова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования субъектной саморегуляции как социально-психологического механизма профессионального целеполагания у студентов вуза различных направлений подготовки. Авторы указывают, что в современной системе высшего образования актуализируется проблема изучения социально-психологических механизмов профессионального целеполагания как условия их успешной подготовки в вузе. Цель публикации заключается в представлении результатов пилотажного исследования социально-психологических механизмов профессионального целеполагания у студентов вуза различных типов субъектной регуляции «автономные» и «зависимьш». Результаты исследования представляют интерес для системы мониторинга психологической службы вуза в поиске детерминант успешной подготовки.

Ключевые слова: предмет, студент, предметность, целеполагание, студент, виды предметного регулирования, профессиональное обучение, типы субъектной регуляции, подготовка профессиональная.

SUBJECT SELF-REGULATION AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL MECHANISM

OF PROFESSIONAL GOAL-SETTING OF THE UNIVERSITY STUDENTS

A. Kharitonov, F. Mukhametzyanova

Abstract. The article presents the socio-psychological mechanisms of subject regulation as a process of self-regulation of professional goal-setting among university students of various professional training areas. The authors point out that in the modern system of Higher Education, the problem of studying the socio-psychological mechanisms of professional goal-setting is actualized as a condition for their successful preparation in high school. The purpose of the article is to present the results of a pilot study of the socio-psychological mechanisms of professional goal-setting among University students of various types of subject regulation, both "autonomous" and "dependent." The results of the study are of interest to the monitoring system of the university's psychological service in finding determinants of successful preparation.

Keywords: subject, student, subjectness, goal-setting, student, types of subject regulation, vocational training, types of subjective regulation, professional training.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной системе высшего общества повышается потребность в формировании личности студента вуза как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Свойство личности студента вуза быть субъектом учебно-профессиональной деятельности рассматривается как субъектность. Феномен субъектности студента заключается в его функциональной характеристике как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Как считает Ф.Г. Мухаметзянова и Г.С. Прыгин, в студенческом возрасте ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность [8]. Субъектность студента вуза проявляется в учебно-профессиональной деятельности через такие свойств личности, как:

индивидуализированная активность,

самостоятельность, саморазвитие,

самоактуализация, самовоспитание [1]. Субъектность личности студента вуза проявляется, прежде всего, через саморегуляцию целей учебно-профессиональной деятельности.

«Золотым веком субъектности» мы считаем «студенческий возраст» [8;9]. Проявление субъектной саморегуляции профессионального целеполагания у студентов различных направлений профессиональной подготовки в вузе может быть детерминировано социально-психологическими особенностями [8-9]. Изучению этих вопросов и посвящена данная статья.

В социальной психологии феномен субъектной регуляции профессионального целеполагания как субъектного саморегуляции целеполагания студента изучен в недостаточной степени. В связи с этим, можно выделить два аспекта данной проблематики. Во-первых, теоретический аспект, связанный с анализом разработанности феномена субъектной саморегуляции профессионального

целеполагания у студента вуза. Во-вторых, практический аспект, ориентированный на запросы современной системы высшего образования в студентах как субъектах

саморегуляции профессионального

целеполагания.

Методологической основой исследования феномена субъектной регуляции

профессионального целеполагания личности являются ряд теорий и концепций: теория деятельности (А.Н. Леонтьев); субъектно-деятельностная теория (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн); концепция регуляции и саморегуляции (А.К. Осницкий, О.А. Конопкин [5], В.И. Миросанова, Г.С. Прыгин, Н.Н. Ярушкин и др.); концепция человека как субъекта жизни и мышления (К.В. Карпинский, В.В. Селиванов и др.); концепция субъектности студента (Ф.Г. Мухаметзянова) [7].

Ведущей теорией нашего исследования является субъектно-деятельностная теория и, соответственно, субъектно-ориентированный подход к процессу профессиональной подготовки студента вуза, разработанная С.Л. Рубинштейном и его учениками К.А. Абульхановой и А.В. Брушлинским. К.А. Абульханова разработала методологический принцип субъекта в контекстах исследование жизненного пути личности) [1]. А.В. Брушлинский дал определение субъекта как обобщенной, интегрированной характеристики личности на индивидуализированном уровне активности, самостоятельности, и творечества [11]. В работе А.К. Осницкого представлен регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека [10]. Миросанова В.И. разработала проблему саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте [6]. О.А. Конопкин выявил психологические механизмы регуляции деятельности [8;3]. Г.С. Прыгин выявил личностно-типологические особенности

субъектной регуляции деятельности [8]. К.В. Карпинский разработал концепцию развития человека как субъекта жизни [4].

Также нами были изучены современные исследования по проблематике субъектной саморегуляции. Например, в исследовании Б.А. Гунзуновой были представлены механизмы субъектной саморегуляции личности

профессионала [2]. В работе Д.П. Заводчикова и П.О. Маняковой показана взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы студентов [3].

Наше исследование было выстроено на основе концепции осознанной саморегуляции, разработанной О.А. Конопкиным. В дальнейшем эта концепция была доработана и обогащена Г.С. Прыгиным на основе субъектно-деятельностного подхода до целостной концепции субъектной регуляции и саморегуляции [8]. Однако в

контексте студенческой группы как социального явления субъектная саморегуляция как механизм профессионального целеполагания и не был изучен в полной мере.

В нашем исследовании мы рассматриваем профессиональное целеполагание в субъектности студента вуза как фундаментальную характеристику. При этом профессиональное целеполагание для студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности определяет не только осознаваемую профессиональную направленность, так и социально-психологические особенности его субъектной регуляции. Субъектная регуляция студента как субъектная саморегуляция профессионального целеполагания выступает как детерминанта его успешной профессиональной подготовки в вузе.

Проблема субъектной саморегуляции студентов различных направлений

профессиональной подготовки в вузе требует теоретического изучения и проведения экспериментальных исследований. Остается неясным вопрос об изменении типа субъектной регуляции студента вуза в структуре профессионального целеполагания.

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования, перед нами возникла потребность в разработке адаптированного инструмента (методики), который бы позволил бы диагностировать особенности структуры профессионального целеполагания у студентов вуза с разными типами субъектной саморегуляции. После обобщенно-теоретического анализа возможных методов психологического тестирования мы остановились на такой форме, как стандартизованный опросник, поскольку он является наиболее удобным методом групповой и индивидуальной диагностики, позволяет более строго интерпретировать ответы при обработке данных при массовых обследованиях.

Методологической основой исследования были выбраны субъектно-деятельностная теория и субъектно-ориентированный подход к изучению феномена профессионального целеполагания у студентов различных направлений подготовки в вузе.

Для получения эмпирических данных нами был проведен пилотажный этап исследования. Выборка на этом этапе исследования составила 166 студентов выпускных курсов различных вузов РТ, г. Казани (54% юношей и 56% девушек). Для разработки модифицированного опросника на этапе пилотажного исследования нами был выявлен ряд свойств профессионального целеполагания:

индивидуализированная активность,

санкционированная активность, нестимулируемая активность, упорство, уверенность, стремление к достижению цели, уровень притязаний, самооценка, ориентация в ситуации, ответственность, фокус контроля,

рациональность, самоконтроль, рефлексия, прогностические возможности, способность строить долгосрочные планы с ориентацией на будущее, способность учитывать последствия и результаты планируемых событий, способность распределять этапы выполнения работы по достижению цели, гибкость, критичность, целеустремленность и др.

Контент анализ использования студентами данных понятий позволил нам сконструировать первоначальный вариант опросника «Структура целеполагания», содержавший 83 утверждения, которые, с точки зрения целевой регуляции деятельности, относились к кругу деловых качеств, привычек, склонностей и навыков учащихся. Нами была выявлена ретестовая надежность с помощью корреляции Пирсона в пределах 0,87 (при р < 0,01). На основе факторного анализа нами было выделено 5 главных факторов для проявления субъектной регуляции и саморегуляции профессионального целеполагания, как: 1) устойчивость принятой субъектом профессиональной цели; 2) самоорганизованность субъекта учебно-профессиональной деятельности в достижении цели; 3) ориентированность субъекта учебно-профессиональной деятельности на перспективу профессионального роста; 4) мотивированность на успешность профессиональной деятельности; 5) целеустремленность субъекта учебно-профессиональной деятельности на субъектную саморегуляцию профессиональной цели.

При изучении проявления у студентов различных вариантом саморегуляции мы за основу взяли типологии саморегуляции, разработанные Г.С. Прыгиным, такие как: «автономные типы» и «зависимые типы» [8].

На этапе пилотного исследования нами было выявлено, что так называемые «автономные типы» студентов проявляли субъектную регуляцию профессионального целеполагания самостоятельно и независимо, т.е. как субъектную саморегуляцию. Тогда, как «зависимые» типы регуляцию поведения детерминировали обстоятельствами и личностными качествами, и она мало напоминала субъектную регуляцию. Механизмы и особенности профессионального субъектного целеполагания у «автономных» студентов различных направлений подготовки проявляются одинаково. Однако они достигаются за счет

разных компенсаторных эффектов. Например, мы выявили, что студенты технического направления подготовки достигают эффекта саморегуляции за счет формирования профессионального целеполагания субъекта на потребность социума в определенной профессии; студенты гуманитарной подготовки используют высокий уровень развития способности к «самоорганизации» и проявления

индивидуализированной активности или субъектности в гуманитарной подготовке. Также нами был обнаружен эффект снижения уровня проявления у «зависимых» типов студентов профессионального целеполагания в зависимости от проявления особенностей целеполагания, как: устойчивость принятой цели,

самоорганизованность, ориентированность на перспективу, мотивированность,

целеустремленность и другие компоненты. Недостаточное проявление того или иного структурного компонента из этого ряда меняло картину проявления профессионального целеполагания на основе субъектной регуляции. В этой связи название типа «зависимый тип» регуляции полностью оправдывает свое название.

В целом, по результатам пилотного этапа исследования нами были сделаны выводы:

во-первых, структура профессионального целеполагания у студентов вуза проявляется на основе взаимосвязанных между собой структурных субъектных компонентов, как:

1) устойчивость принятой субъектом профессиональной подготовки цели;

2) самоорганизованность субъекта в достижении учебно-профессиональной цели;

3) ориентированность субъекта учебно-профессиональной деятельности на перспективу профессионального роста на основе механизма субъектной саморегуляции;

4) взаимосвязь между мотивированностью успешной подготовки и стимулированием достижения профессиональной цели;

5) целеустремленность субъекта учебно-профессиональной деятельности на субъектную саморегуляцию профессиональной цели.

Во-вторых, теоретически обосновано и опытно-экспериментальным путем доказано, что саморегуляция профессионального

целеполагания проявляется в разных контекстах в зависимости от типов субъектной регуляции («автономные», «зависимые»). При этом структура профессионального целеполагания у студентов с «автономным типом» субъектной саморегуляции, в сравнении со студентами «зависимого» типа, отличается

интегрированностью всех компонентов и их

проявлением на высоком уровне. Это позволило нам утверждать, что у студентов с «автономным» типом субъектной саморегуляции процесс профессионального целеполагания протекает более эффективно и успешно, чем у « зависимых» студентов.

В-третьих, компоненты структуры целеполагания у «автономных» студентов технической и гуманитарной профессиональной подготовок имеют разную эффективность проявления и саморавития. Она достигается за счет компенсаторных эффектов. В частности, студентам технической подготовки

эффективность достигается за счет более сильных связей между всеми компонентами в системе профессионального целеполагания. Для студентов гуманитарной подготовки основой профессионального целеполагания становится субъектная саморегуляция на основе проявления и развития способности к «самоорганизации».

В-четвертых, у «зависимых» типов студентов различных профессиональных направлений подготовки эффективность субъектной регуляции профессионального целеполагания снижена, и существенные различия в структурах профессионального целеполагания отсутствуют. Однако, за счет компенсаторных возможностей субъектной саморегуляции у студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности возможно значительно повысить уровень

профессионального целеполагания.

Таким образом, полученные данные на основе эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что субъектная саморегуляция может быть рассмотрена в качестве социально-психологического механизма профессионального целеполагания студентов вуза различных направлений подготовки. Субъектная

саморегуляция у студентов вуза как социально-психологический механизма профессионального целеполагании проявляется в различных сочетаниях компонентов субъектной регуляции. Это позволяют сделать выводы о том, что мера сформированности субъектной саморегуляции профессионального целеполагания у студентов вуза является индикатором успешной подготовки будущего профессионала. Научная значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут внести свой вклад в развитие субъектно-деятельностной теории, обогащая ее новыми данными о феномене субъектной саморегуляции профессионального

целеполагания. Практическая значимость исследования проявляется в том, что диагностические материалы могут быть полезным преподавателям вузов гуманитарных и технических профилей как для

профориентационной работы вузов, так и в системе психологической службы вуза.

Литература:

1. Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности / К.А. Абульханова // Психологический журнал. - 2014. -Т. 35. - № 2. - С. 5-18.

2. Гунзунова Б.А. Субъектная саморегуляция личности профессионала / Б.А. Гунзунова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 3-7.

3. Заводчиков Д.П. Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы студентов / Д.П. Заводчиков, П.О. Манякова // Образование и наука. - Т. 20. - № 1. - С. 116-135.

4. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни / К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУУ К 21. - 2002. - 175 с.

5. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - М.: Наука, 1980. - 160 с.

6. Миросанова В.И. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / В.И. Миросанова. -М.: Наука, 2010. - 519 с.

7. Мухаметзянова Ф.Г. Социально-психологические особенности субъектного имиджа

студента как индикатора инновационной образовательной среды современного вуза / Ф.Г. Мухаметзянова, Г.С. Прыгин // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 5-6. - С. 121-128.

8. Прыгин Г.С. Личностно-типологические особенности субъектной регуляции деятельности: дис ... д.псх.н.: 19.00.01 / Прыгин Геннадий Самуилович. -М., 2006. - 462 с.

9. Прыгин Г.С. Неклассическая психология: психология субъектной реальности / Г.С. Прыгин. -Наб. Челны: Изд-во НГПУ, 2018. - 268 с.

10. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека [Электронный ресурс] / А.К. Осницкий // Психологические исследования: электронный научный журнал. - Ч. 1. - № 5(7). - С. 12-24.

11. Brushlinskiy A.V., Tikhomirov O.K. On the trend of modern psychology of thinking (an unpublished article from the scientific archive of O.K. Tikhomirov) / Национальный психологический журнал. - 2013. - № 2(10). - С. 10-16.

Сведения об авторах:

Мухаметзянова Флера Габдульбаровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: florans955@mail.ru

Харитонова Александра Сергеевна (г. Казань, Россия), аспирант, Институт педагогики, психологии и социальных проблем РАО, e-mail: a.s.haritonova@mail.ru

Data about the authors:

F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Researcher, Institute of International Relations, Kazan (Volga-region) Federal University, e-mail: florans955@mail.ru

A. Kharitonova (Kazan, Russia), post-graduate student, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems of the Russian Academy of Education, e-mail: a.s.haritonova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.