Научная статья на тему 'Современные исследования проблемы саморегуляции личности человека'

Современные исследования проблемы саморегуляции личности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6134
696
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / REALIZED AND PERSONAL SELF-REGULATION / СУБЪЕКТ / SUBJECT / РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ САМОСОЗНАНИЯ / REGULATION ROLE OF SELFREALIZATION / СТРУКТУРА САМОРЕГУЛЯЦИИ / STRUCTURE OF SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Е. В.

В статье рассматривается проблема изучения личностной саморегуляции в современных психологических исследованиях. Показаны взгляды и подходы различных авторов на понятие, роль и место саморегуляции в структуре личности человека. Процесс саморегуляции рассматривается через становление субъектности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary researches on self-regulation

In the article the problem of human self-regulation is looked upon in modern psychological researches. Views and approaches of various authors are shown. Its role, place in the structure of personality. The process of self-regulation is considered through realization of subjectivity.

Текст научной работы на тему «Современные исследования проблемы саморегуляции личности человека»

значение знаний для получения будущей профессии и желают получить развитие определенных навыков в процессе обучения. Также для школьников, обучающихся по традиционной программе, значимыми становятся мотивы, связанные с содержанием и процессом учения. Подростки начинают осознавать процесс обучения той базой, которая необходима для расширения кругозора и повышения общей эрудиции.

Таким образом, мотивационная сфера подростков развивается в ходе тренинговых занятий, построенных в соответствии с существующими требованиями к формирующим воздействиям и с выявленными мотивационными особенностями у школьников подросткового возраста.

Литература

1. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. - 2005. - №1.

2. Рябикова, И.В. Структурная организация временной перспективы старшеклассников с разным уровнем успешности [Текст] / И.В. Рябикова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Санкт-Петербург, 2007.

3. Хеллер, К. А., Перлет, К., Сиервальд, В. Лонгитюдное исследование одаренности [Текст] / К.А. Хеллер и др. // Вопросы психологии. - 1991. - №2.

4. Щебланова, Е.И., Аверина, И.С., Хеллер, К.А., Перлет, К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности [Текст] / Е.И. Щебланова и др.// Вопросы психологии. - 1996. - №1.

Соловьева Е.В.

Современные исследования проблемы саморегуляции личности человека

Проблема личностной саморегуляции для психологической науки является относительно новой, и связана она непосредственно со становлением субъектности как особого качества формирующейся личности, поэтому этот вопрос ключевой в психологической науке, и он изучается в различных аспектах.

Общая способность к саморегуляции выделяется в качестве специального аспекта изучения в многочисленных и разносторонних исследованиях регуляторных процессов, проводимых в лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО. Под руководством Конопкина О. А. осуществлено многолетнее изучение функциональной структуры процессов саморегуляции (Кондратьева И.И., Круглова Н.Ф., Миславский Ю.А., Наживин Ю.С., Сипачев Н.О., Степанский В.И. и др.), результаты которого легли в основу дальнейшего развития проблемы саморегуляции. В ряде специальных направлений рассматривается индивидуальный стиль саморегуляции (В. И. Моросанова); структура и функции регуляторного опыта (А.К. Осницкий); структура саморегуляции в учебной деятельности школьников разного возраста (Н.Ф. Круглова); саморегуляция студентов (Белоус О.В., Прыгин Г.С., Лебедчук П.В., Сагиев Р.Р.); регуляторные процессы в различных видах профессиональной, учебно-профессиональной деятельности и профориентации (Конопкин О.А., Коверга В.К., Нерсесян Л.С., Осницкий А.К. и др.) [2].

Исследования саморегуляции основывались на представлении о человеке как действительном субъекте своей произвольной активности (Конопкин О.А., Моросанова

В.И., Осницкий А.К.). Осознанная целенаправленная регуляция является одним из важнейших и принципиально необходимых психических механизмов реализации внутренне детерминированной активности субъекта.

Понятие «субъект» мы употребляем в его исходном, наиболее распространенном в отечественной психологии значении, акцентирующем активное, преобразующее творческое начало, реализуемое человеком в его деятельности. В категории «субъект», разработанной С. Л. Рубинштейном, его последователями К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, А.В. Брушлинским и др., выделяются такие существенные для рассматриваемой нами проблемы качества, как самостоятельность, внутренняя детерминация, регуляция деятельности, способность быть активным творцом своей жизни [1].

По мнению Конопкина О. А., общая способность к саморегуляции проявляется, прежде всего, в успешном овладении новыми (более сложными) видами и формами деятельности, выражаясь внешне в успешном решении нестандартных задач и преодолении нетипичных ситуаций на всех ступенях овладения различными видами деятельности, в упорстве и настойчивости в достижении поставленной цели. Внутренне саморегуляция характеризуется, прежде всего, осознанностью, пониманием оснований осуществляемой деятельности в целом, ее цели, условий, способов действий, оценки результатов и др. При этом осознанно учитываются как объективные внешние условия деятельности, так и собственные субъективные возможности [2].

Осознанная саморегуляция определяется О. А. Конопкиным как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей. Данное определение обозначает основные функции осознанной саморегуляции. Для анализа структуры регуляторных процессов О.А. Конопкин использует структурно-функциональный подход. При этом подходе процесс саморегуляции представлен как целостная, замкнутая (кольцевая) по структуре, информационно открытая система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев (блоков), основанием для выделения которых являются присущие им специфические (частные, компонентные) регуляторные функции. Системное сотрудничество функций реализует целостный процесс регуляции, обеспечивающий достижение принятой субъектом цели. Это дает возможность выделения единой для разных видов произвольной активности функциональной структуры процессов саморегуляции. Функциональная структура процессов саморегуляции включает в себя: принятую субъектом цель деятельности, субъективную модель значимых условий, программу исполнительских действий, систему субъективных критериев достижения целей (критериев успешности), контроль и оценку реальных результатов, решения о коррекции системы саморегулирования. Основным функциональным звеном в целостной структуре саморегуляции некоторые авторы (О. А. Конопкин, В.И. Моросанова) считают принятую субъектом цель деятельности.

В.И. Моросановой проблема саморегуляции определяется и рассматривается при изучении самосознания, его регуляторной роли. В.И. Моросанова и Е.А. Аронова выделяют три основные функции самосознания. Первая из них связана со способностью личности к самоидентификации, самооценке себя и своего отношения к миру. Благодаря поддержанию внутренней целостности и самотождественности, человек может быть субъектом своего поведения и отношения к окружающему миру. Вторая функция связана со способностью человека быть субъектом осознанного и направленного изменения себя.

Она проявляется в усовершенствовании себя за счет самопознания и изменения способов собственной жизнедеятельности. Третья функция - собственно направленная регуляция своего поведения и жизнедеятельности посредством самосознания, обеспечивающего их осмысленность, - является наименее исследованной. Говоря о регуляторной функции самосознания, Моросанова В.И и Аронова Е.А. имеют в виду особый процесс по обеспечению действенности содержания самосознания, что и проявляется в связи самосознания с поведением и деятельностью человека [4].

Первые две функции самосознания были в значительной степени изучены многими авторами в эмпирическом плане. Так, механизмы поддержания внутренней целостности (реализации первой функции) были рассмотрены в исследованиях различных форм нарушений и искажений самосознания и их влияния на поведение человека (Зейгарник Б.В., Кон И.С., Фрейд А.). Б.В. Зейгарник считала смысловое связывание основным механизмом саморегуляции, который делает возможным поддержание целостности и самотождественности. Особая роль этого механизма проявляется также в преодолении критических жизненных ситуаций, когда эта функция самосознания становится наиболее важной. Другим способом сохранения целостности является адаптация к самому себе - самопринятие, самоприспособление, что способствует формированию самоуверенности личности [7].

Вторая функция - усовершенствование себя за счет самопознания и самоизменения - реализуется посредством личностной саморегуляции (Гримак Л.П., Осницкий А.К., Шульга Т.И. и др.). Здесь основной регулятивной формой самосознания выступает рефлексия, направленная на свое Я, которая служит способом изменения самоидентичности. С помощью рефлексии субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, включающего в том числе и образ Я. Рефлексия возникает только в определенных ситуациях, когда субъект сталкивается с необходимостью пересмотреть принятые формы деятельности, привычные представления о мире и собственном Я, свои установки и системы ценностей. Поэтому самосознание рассматривается рядом авторов также как «пересоздание» объекта рефлексии, в том числе и самого Я.

Исследование проблемы регулирующей роли самосознания затрудняется различиями в понимании содержания саморегуляции. Зачастую об эффектах саморегуляции судят по самому факту происходящих изменений самосознания и поведения, обходя вопрос о психологических механизмах феномена саморегуляции. Не менее острым является вопрос о самом существовании специфических регуляторных процессов. Когда оно игнорируется, в качестве механизма саморегуляции рассматривается изменение координации психологических процессов и состояний, приводящее к изменению регулируемых переменных (состояния, поведения, деятельности и т.д.) [8].

На современном этапе проблема регулирующей функции самосознания в основном находится в русле исследования Я-концепции как структуры представлений человека о себе. В социально-психологическом подходе сформировалось понимание Я-концепции как совокупности установок, направленных на себя (Бернс Р., Кон И. С. и др.). Я-концепция как установочная система включает три компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий. С позиций этого подхода регуляторный компонент Я-концепции является проявлением когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов в поведении.

Таким образом, регуляторная функция самосознания выделяется многими

исследователями: В.И. Моросановой, И.И Чесноковой, Е.А. Ароновой и др. То есть проблема саморегуляции рассматривается в рамках проблемы самосознания как его структурный компонент, обеспечивающий связь самосознания с поведением и деятельностью. Однако под ее проявлениями обычно понимают любые изменения в самосознании и поведении человека, вызванные как его собственной активностью, так и жизненными обстоятельствами, а собственно психологические механизмы регуляторного процесса, как правило, остаются за пределами внимания исследователей.

В настоящее время активно развивается субъектный подход к исследованию психики (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Знаков В.В., Журавлев А.Л., Конопкин О.А. и др.). В его русле регулирующая роль самосознания признается важнейшим критерием развития личности как субъекта жизнедеятельности. К.А. Абульханова-Славская пишет о том, что в Я-концепции воплощается жизненная стратегия субъекта, входящая в структуру самосознания и отвечающая смыслу жизни человека. Особое значение в становлении субъектности человека придается процессам саморегуляции. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что субъект осуществляет самоорганизацию своих психических и личностных возможностей и способностей в процессе деятельности, и подчеркивает, что механизмом этой самоорганизации является саморегуляция [1].

Соглашаясь с точкой зрения В.И. Моросановой, мы считаем, что саморегуляция осуществляется субъектом активности на основе целостной системы процессов осознанного выдвижения целей и управления их достижением. Эта система имеет свою закономерную структуру, которая мобилизует различные ресурсы индивидуальности (в первую очередь психологические) в качестве средств ее реализации. С этих позиций исследование регулирующей роли самосознания заключается в выявлении взаимосвязей различных компонентов содержательно-смысловой сферы самосознания со структурой стилевых особенностей саморегуляции поведения и деятельности. Именно психология саморегуляции переводит исследования регулирующей роли самосознания из теоретического и методологического в конкретно-психологический план [3].

Система саморегуляции реализуется базовыми процессами: планированием целей активности субъекта, моделированием значимых условий их достижения, программированием активности и оценкой ее результатов. Существуют индивидуальные особенности в проявлениях саморегуляции, которые характеризуются тем, как человек планирует и программирует достижение цели, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно приемлемых результатов, и как эти особенности обеспечены психическими средствами их реализации [3].

С позиции концепции саморегуляции, проблема регуляторной роли самосознания является частной проблемой роли личности в регуляции поведения человека. Ранее учеными было показано, что динамические, личностно-темпераментальные диспозиции (например, экстраверсия и интроверсия) могут быть описаны специфическими профилями индивидуальных особенностей саморегуляции [6]. В то же время степень и своеобразие субъектной активности, проявляющиеся в таких субъектных (или регуляторно-личностных) качествах, как ответственность, автономность, настойчивость и др., определяют способность преодолевать субъективные и объективные трудности достижения жизненных целей. Осознание присущих человеку (в силу темперамента и характера) стилевых особенностей регуляции способствует (через регуляторный опыт) развитию самооценочного компонента самосознания, формированию новых субъектных

и личностных качеств, саморазвитию человека (Моросанова В.И., Плахотникова И.В., Маркевич А.О.).

Личностная саморегуляция состоит в определении своего индивидуального места в культурно-исторической традиции и тех коррекциях, которые предпринимаются при определении собственных позиций (культурно-историческую традицию определяют общественно-исторический строй, национальная принадлежность (язык); религиозная принадлежность; клановая (профессиональная) принадлежность). В.П. Бояринцев определяет данный уровень саморегуляции как социально-психологический. Личностная саморегуляция проявляется в поступках и феноменологически совпадает с ними. А.К. Осницкий выводит понятие личностной саморегуляции на уровень самоактуализации.

Таким образом, механизм действия личностной саморегуляции базируется на общей структуре саморегуляции. Теоретическую базу наших взглядов определяет структурно-функциональный подход (О.А. Конопкин), а также исследования К.А. Абульхановой-Славской, В.П. Бояринского, В.И. Моросановой, О.Ю. Осадько, А.К. Осницкого, С. Л. Рубинштейна, опираясь на которые возможно представить общий взгляд на осознанную саморегуляцию. Саморегуляция поведения - это сложный, преимущественно осознаваемый процесс. Он проявляется у личности как ее способность произвольно управлять собственными действиями и поступками в соответствии с моральными нормами и принципами, принятыми в обществе. Саморегулирование поведения является важным инструментом в установлении взаимоотношений личности в процессе ее общения с окружающими.

Таким образом, рассмотрев и изучив проблему личностной саморегуляции с точки зрения различных научных школ и направлений, мы можем сделать вывод о том, что личностная саморегуляция - это, прежде всего, динамическая система взаимодействия личности и окружающего мира, функционирование которой направлено на достижение самостоятельности, инициативности и ответственности за свои поступки. Выделяется достаточно большое количество подходов к определению саморегуляции, при этом можно отметить, что в современной психологии не существует единого общего подхода к изучению феномена личностной саморегуляции.

Литература

1. Абульханова-Славская, К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2005. - Т. 2. - № 4. - С. 3-21.

2. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 128135.

3. Моросанова, В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека [Текст] / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 59-68.

4. Моросанова, В.И., Аронова, Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта [Текст] /

B.И. Моросанова, Е.А. Аронова // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 1. -

C. 14-22.

5. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.

6. Плахотникова, И.В., Моросанова, В.И. Развитие личностной саморегуляции. Методическое пособие [Текст] / И. В. Плахотникова, В. И. Моросанова. - М.: Вербум-

М, 2004.

7. Психология самосознания. Хрестоматия [Текст]. - Самара: Бахрах-М, 2000.

8. Чеснокова, И.И. Психологическое исследование самосознания [Текст] / И.И. Чеснокова // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С.162-164.

Психологическая служба Галицына И.В.

Основные направления деятельности психологической службы по решению проблем образовательного пространства технического вуза

В связи с переходом системы образования в стране к новой гуманистической парадигме особенно остро стала осознаваться необходимость всестороннего развития многопрофильной помощи в сфере образования. Прогресс в области образования в настоящий момент наиболее актуален и имеет реальную ценность для развития человека и улучшения качества жизни. Он может внести значительный вклад в улучшение охраны здоровья подрастающего поколения, а также в гармонизацию социальной среды и в обеспечение устойчивого развития.

Организация психологической службы вуза - необходимое звено совершенствования системы подготовки специалистов, оно является одним из элементов системы образовательных учреждений России. В системе образования сложилось понимание значимости деятельности педагога-психолога, продолжается работа по совершенствованию научно-методического, технического и организационного обеспечения его деятельности.

Психологическая служба Рязанского государственного радиотехнического университета была организована в 2006 году. При организации службы мы исходили из положений, уже выработанных в исследованиях проблем психологической службы в образовании. В соответствии с этим данная служба рассматривается нами как интегральное явление, представляющее собой единство четырёх составляющих (или аспектов): научного (теоретического), прикладного, практического и организационного. Это система организационных, социально-психологических и медико-психологических мероприятий, направленных на оценку, прогнозирование и коррекцию психического состояния и адаптированности студентов, социально-психологических явлений в их среде, оптимизацию учебно-воспитательного процесса с целью сохранения здоровья и повышения качества подготовки профессиональных специалистов.

Целью функционирования службы в РГРТУ является создание благоприятных условий для обеспечения и развития социального здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса, прежде всего, студентов, содействие развитию свойств личности и индивидуальности, формированию эффективной стратегии социализации личности, адаптации на рынке труда, профессиональной направленности и самореализации, умению ставить цели.

Основными задачами деятельности психологической службы можно считать: - создание психологически комфортной развивающей профессиональной среды для всех участников образовательного процесса;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.