Научная статья на тему 'Теоретические основы проблемы саморегуляции предметной деятельности и поведения'

Теоретические основы проблемы саморегуляции предметной деятельности и поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3986
626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗВЕНЬЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ / SELF-REGULATION / BEHAVIOR / ACTIVITY / ARBITRARY BEHAVIOR / CONCEPTUAL MODEL OF SELF-REGULATION / FUNCTIONAL LINKS OF SELFREGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черенева Елена Александровна

В статье приводится теоретический анализ проблемы становления психологии саморегуляции деятельности и поведения. Указаны основные концептуальные положения, направления исследований и формирование научных понятий. Раскрывается содержание психологических механизмов саморегуляции поведения человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations of the problem of self-regulation of the substantive work and 7 behavior

The article deals with the theoretical analysis of the problem of making self-regulation activity and behavior psychology. Principal conceptual points, areas of research and formation of scientific conceptions are given. Concepts of psychological mechanisms of human self-regulation behavior are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы проблемы саморегуляции предметной деятельности и поведения»

ной структуры включаются психические процессы и психологические свойства [8].

В целом исследования, посвященные раскрытию закономерностей, функций, структуры саморегуляции в отечественной психологии, можно разделить на три группы. Первая группа представлена работами, в которых рассматриваются особенности произвольной регуляции деятельности (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий и др.), вторая группа - особенности саморегуляции психических состояний (Л.Г. Дикая, А.О. Прохоров и др.), третья группа - особенности саморегуляции личности (Ю.А. Миславский и др.). Данное разделение исследований является весьма условным, так как личность вне деятельности существовать не может, а активность человека есть функциональное проявление личности в деятельности, которая организуется, упорядочивается и структурируется самими субъектом (Абульханова-Славская К.А., 1999). В исследованиях имеются общие, порой сходные представления о системе саморегуляции как структуре, включающей инвариативный состав функциональных звеньев. Сходство разработанных моделей опирается на универсальную теоретическую схему регуляции, которая содержится в трудах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.

Несмотря на различные исследования, вопрос изучения стиля саморегуляции эмоциональных состояний в профессиональной деятельно-

сти остается открытым. Значительный интерес, на наш взгляд, представляет изучение стилевых особенностей саморегуляции эмоциональных состояний в профессиональной педагогической деятельности. Разработка этих вопросов в контексте системного изучения психической саморегуляции эмоциональных состояний личности педагога и является предметом нашего дальнейшего исследования.

Литература

1. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. М., 2002 .

2. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - С.128-135.

3. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М., 1980.

4. Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: ПИ РАО, 1994.

5. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М., 2001.

6. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С.121-127.

7. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психол. 1996. - № 1. - С. 5-19.

8. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М., 2005.

Гунзунова Бальжима Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ), докторант Восточно-Сибирской государственной академии образования (Иркутск). E-mail: [email protected]

Gunzunova Balzhima Anatolievna - candidate of psychological sciences, associate professor of department of general and social psychology of Buryat State University (Ulan-Ude), doctorant of East Siberian State Academy of Education (Irkutsk). E-mail: [email protected]

УДК 159.943 Е.А. Черенева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ

В статье приводится теоретический анализ проблемы становления психологии саморегуляции деятельности и поведения. Указаны основные концептуальные положения, направления исследований и формирование научных понятий. Раскрывается содержание психологических механизмов саморегуляции поведения человека.

Ключевые слова: саморегуляция, поведение, деятельность, произвольное поведение, концептуальная модель саморегуляции, функциональные звенья саморегуляции.

E.A. cherenyova

theoretical foundations of the problem of self-regulation of the substantive work and behavior

The article deals with the theoretical analysis of the problem ofmaking self-regulation activity and behavior psychology. Principal conceptual points, areas of research and formation of scientific conceptions are given. Concepts ofpsychological mechanisms of hu-

7

man self-regulation behavior are considered.

Key words: self-regulation, behavior, activity, arbitrary behavior, conceptual model of self-regulation, functional links of self-regulation.

Проблема регуляции человеческого поведения привлекает к себе внимание многих исследователей, разрабатывающих разнообразные подходы к этой теме. Способность к регуляции психических процессов и состояний отмечалась еще в работах Аристотеля. К научному исследованию саморегуляции как специфического процесса в живых системах приступили в начале ХХ века.

Идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса была ясно сформулирована в работах Ч. Шеррингтона и И.М. Сеченова, развивших положение К. Бернара о саморегуляции. И Ч. Шеррингтон, и И.М. Сеченов считали, что саморегуляция, связанная с сознанием человека, не нуждается в наличии особого психического образования и осуществляется через работу определенных нервных центров, связанных с сознательным отражением. Ч. Шеррингтон писал: «Иными словами, реакции рефлекторных дуг управляются механизмами, деятельность которых связана с сознанием. Этими высшими центрами тот или иной рефлекс может быть остановлен, запущен или модифицирован в его реакции с таким разнообразием и с очевидной независимостью от внешних раздражителей, что будет наивным прийти к заключению о существовании самопроизвольного внутреннего процесса...» [12, с. 56-59].

Исследования произвольного поведения и произвольной регуляции различных процессов (психологических и физиологических) начались с первых шагов становления советской психологии и проводились в нескольких направлениях.

Уже в 20-х гг. в школе Л.С. Выготского начались исследования произвольной регуляции действий человека и различных психических процессов [4, с. 134-146]. Первичной проблемой здесь становится не порождение действия, а «овладение собой». Первые формы овладения собственными процессами видятся Л.С. Выготским в использовании внешних стимулов, в намеренной организации среды, вызывающей определенное поведение. Дальнейшее развитие «овладения собой» Л.С. Выготский видел в том, что ребенок, выполняя приказы других в коллективной деятельности (например, игре) и управляя другими, научается управлять и собой, используя речь как универсальное средство общения людей. В своих развитых формах саморегуляция опосредована искусственными знаками (психологическими

орудиями) и осуществляется объединением различных психических функций в единую функциональную систему, выполняющую регуляцию деятельности или какого-то психического процесса.

Вслед за Л.С. Выготским ставит вопрос о проблеме овладения собой В.К. Калин. «Произвольная регуляция, - пишет он, - это сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирования этой активности в нужном направлении, т.е. целенаправленное создание такой организации психических функций, которая обеспечивала бы наибольшую эффективность действий» [6, с. 57].

Таким образом, по мнению В.К. Калина, саморегуляция - это проявление самосубъектных отношений, т.е. активности, направленной не на внешний мир или других людей, а на самого себя [6, с. 126].

В 60-70-х гг. начала разрабатываться концепция осознанной саморегуляции деятельности человека. Этим исследованиям предшествовали довольно обширные исследования изолированных процессов регуляции. Ориентировка человека в условиях деятельности и закономерности анализа условий и контроля тщательно изучалась в русле концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Я.А. Пономарев детально изучал психологические особенности внутреннего плана действий. В.В. Давыдов -роль обобщений и рефлексивно-теоретического осмысления учащимися выполняемых заданий и условий окружающей действительности, А.В. Захарова, М.Э. Боцманова, А.И. Липкина - роль самооценки в деятельности учащихся и в их развитии, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова - роль мотивации учебной деятельности. И.С. Кон, М.И. Лисина анализировали самосознание ребенка и его определяющее влияние на направленность деятельности и развития [1; 3; 7; 8; 11].

Каждый из перечисленных выше процессов имеет место в саморегуляции. Но объединение этих процессов в систему регуляции, рассмотрение и изучение ее целостной структуры и установление необходимого и достаточного числа основных структурных компонентов в системе составили методологию собственно регуляторного подхода.

В 1980 г. на XXII Международном конгрессе психологов в Лейпциге советский психолог O.A. Конопкин заявил о необходимости разработки новой области психологии - психологии саморегуляции предметной деятельности и поведения. Развивая взгляды ведущих советских психологов, O.A. Конопкин сформулировал основные принципы саморегуляции деятельности человека (системность, активность, осознанность), разработал представление о структуре системы саморегуляции и ее компонентах. В ходе исследований, проводимых под его руководством в лаборатории психологических проблем регуляции деятельности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, раскрыты многие механизмы саморегуляции деятельности, связи системы саморегуляции с продуктивностью психических процессов, с личностными особенностями, эффективностью деятельности человека.

По определению O.A. Конопкина, психическая саморегуляция - один из высших уровней регуляции активности биологических систем, отражающий качественную специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексию субъекта на самого себя и свою активность, деятельность, поступки.

Уровень психической регуляции, организация и функционирование которого осуществляется и контролируется произвольно и осознанно, обозначается понятием «осознанная саморегуляция». При этом имеется в виду не постоянно развернутая актуальная осознанность всех моментов регуляции субъектом своей целенаправленной активности, а их принципиальная подвластность, «подотчетность» сознанию субъекта, доступность сознательному анализу, контролю и управлению.

Раскрытие закономерностей формирования и функционирования произвольной осознанной саморегуляции, реализуемой человеком в различных видах и формах деятельности, поступках и поведении в целом, - одна из общезначимых задач психологической науки. Она лежит в центре важнейших теоретических проблем психологии.

Исследование осознанной саморегуляции является, по сути, изучением механизмов той активности субъекта по организации и управлению своей деятельностью, общением и поведением, которая остается, как правило, скрытой от наблюдателя и не всегда специально и отчетливо осознается самим субъектом, но которая вместе с тем является выражением субъектности деятель-

ности и поведения, их целенаправленности и произвольности.

О.А. Конопкин предлагает концептуальную модель саморегуляции, отражающую ее принципиальную внутреннюю структуру. Эта модель отражает общие и в то же время существенные для различных процессов регуляции моменты. Саморегуляция отражена в этой модели как целостная открытая система, состоящая из функциональных звеньев, основанием для выделения которых является их специфическая функция в общем контуре регулирования, абстрагированная от психических средств ее реализации [7, с. 120].

Лишь определенная внутренняя структура саморегуляции при достаточной сформированно-сти ее отдельных компонентов обеспечивает эффективность деятельности относительно ее цели. При этом компонентная структура саморегуляции инвариантна, постоянна для самых разных видов и форм произвольной активности человека. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления одни и те же по своим функциям структурные компоненты саморегуляции могут реализовываться разными психическими средствами.

Общая модель указанной системы саморегуляции состоит из следующих функциональных звеньев:

♦ принятая субъектом цель деятельности;

♦ субъектная модель ее значимых условий;

♦ программа собственно исполнительских действий;

♦ субъектная система критериев успешности деятельности;

♦ контроль и оценка реальных наличных результатов;

♦ решение о коррекции системы саморегуляции.

В процессе онтогенетического развития, в ходе овладения новыми разнообразными и усложняющимися видами произвольной активности человек приобретает генерализованные умения саморегуляции, общую способность произвольного построения своей целенаправленной активности. Генерализация и обобщение многочисленных конкретных и единичных регуляторных навыков и умений, приобретаемых в процессе реальной собственной деятельности и поведения, приводят к формированию индивидуализированной «метасистемы» саморегуляции, характеризующей общий уровень развития человека как субъекта своей деятельности и поведения, характерный

для него стиль регуляции своей целенаправленной активности [7, с. 125].

Динамические и содержательные характеристики регуляторной «метасистемы» данного человека существенно зависят от общего уровня его психического развития - интеллектуального, волевого, эмоционального нравственного, гражданского и др. Это понятно, так как весь процесс саморегуляции является информационным, в нем информация существует, фиксируется, добывается, оценивается средствами психического отражения различных сторон действительности, своего места и связей с нею, своего внутреннего мира, личностных ценностей, потребностей, стремлений, отношений с другими людьми, самооценок и т.д. Все наличное богатство общего психологического развития используется в саморегуляции и определяет совершенство используемых в ней средств, личностный смысл действий и индивидуальное своеобразие ее общего стиля.

Ведутся исследования и личностной саморегуляции, в которой проявляется, во-первых, активно-действенное отношение человека к себе и другим, во-вторых, его нравственные и социальные установки, направленность личности, в-третьих, его предметный и социальный опыт, умение соотносить себя и другого в процессе общения, в процессе совместной деятельности.

А.К. Осницкий так определяет саморегуляцию деятельности: «Саморегуляция деятельности есть регуляция, осуществляемая человеком как субъектом деятельности и направленная на приведение возможностей человека в соответствие с требованиями этой деятельности» [10, с. 49]. Он считает, что саморегуляция деятельности и связанная с ней саморегуляция личности не имеют прямого отношения к саморегуляции биохимических и физиологических функций человека и к саморегуляции психических состояний. В то же время и в роли как саморегуляции деятельности, когда человек сам приводит свои возможности в соответствие с требованиями той или иной деятельности, отдельные моменты физиологической саморегуляции и саморегуляции психических состояний могут стать предметом целенаправленного управления в связи с задачами, стоящими перед субъектом.

К.А. Абульханова-Славская рассматривает саморегуляцию активности человека. Она считает, что саморегуляция не ограничивается контрольными функциями. В процессе саморегуляции личность принимает в расчет не только «нужное ко-

личество, меру активности», но и учитывает свое состояние, возможности, всю совокупность мотивов, социально-психологических ориентаций и т.д. Следовательно, механизмами саморегуляции личность охватывает всю совокупность своих жизненных отношений, проявлений, тенденций. С помощью саморегуляции личность определяет «нужную меру» соотношения значимости для себя и общественной полезности, выбирая соответствующую форму проявления активности [1, с.187].

Личность как субъект деятельности может приспосабливать свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности. Способность непротиворечиво соединять все уровни регуляции деятельности Абульханова-Славская и называет способностью к саморегуляции.

Она отмечает, что «саморегуляция - это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Она осуществляет оптимизацию психических возможностей, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности. Она обеспечивает также целевое и смысловое соответствие действий субъекта этим событиям, своевременность, пропорциональность действий и т.д.» [1, с. 26].

Посредством саморегуляции личность поддерживает стабильный уровень активности независимо от изменчивости психических состояний на том или ином этапе деятельности.

К.А. Абульханова-Славская отмечает, что в организацию деятельности входит и неосознаваемая саморегуляция активности: последовательность включения восприятия или мышления, способ реализации своих способностей, психические и личностные темпы деятельности, установка на трудность (легкость) и многое другое. Каждая личность, став субъектом, определенным образом реорганизует свои способности. Субъект типичным и удобным для себя образом актуализирует, преобразует, направляет систему тех качеств, которыми он обладает, именно с помощью механизмов саморегуляции [1, с. 53].

Ю.А. Миславский особый регуляторный смысл придает отношениям человека с окружающими. «Эти отношения, будучи отраженными, субъективированными человеком, в виде опыта отношений складываются в систему саморегуляции личности, которая определяет и наличие,

и специфичность форм его личностной активности» [9, с. 58].

традиционно в качестве детерминант активности личности выступали отдельные компоненты ее структуры: ценности, цели, идеалы, образ и «я», уровень притязаний, самооценка. Согласно представлениям, развиваемым Ю.А. Миславским, совокупность отношений, в которых возникают и воспроизводятся указанные структурные компо-

ненты личности, как раз и является процессуальной, динамической формой существования этих компонентов как системы, детерминирующей активность личности. На рис. 1 представлены субъективированные отношения между людьми, которые выступают для каждого человека в его отношениях со «значимыми другими» в качестве структурно-функциональных составляющих системы саморегуляции личности.

Рис. 1. Структурно-функциональные компоненты системы саморегуляции личности (по Ю.А. Миславскому)

теоретический анализ проблемы исследования позволил нам выявить некоторые основные концептуальные положения психологии саморегуляции деятельности и поведения. Указанные основные концептуальные положения, направления исследований и формирования научных понятий позволяют раскрывать содержание психологических механизмов саморегуляции поведения человека. основываясь на приведенном ранее кратком анализе литературы, можно полагать, что проблему произвольности следует рассматривать в контексте развития средств овладения собой, а также в тесной взаимосвязи процессов саморегуляции и деятельности человека.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995. - 212с.

3. Веккер Л.М. Психические процессы. - Т.3. - Л., 1981.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 5. М., 1983. - 325 с.

5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 142 с.

6. Калин В.К. Классификация волевых качеств // Эмоционально-волевая регуляция поведения и дея-тельностию - Симферополь, 1983. - С. 37-41.

7. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - 183 с.

8. Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психол. журнал. - 1995. - Т.16. -№1. - С. 45-59.

9. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. - 152 с.

10. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. - М.: Знание, 1986. - 80с.

11. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психол. журнал. - 1982. - Т.3. - №4. - С.23-35.

12. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. - Л., 1969. - 223 с.

Черенева Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (г. Красноярск). E-mail: [email protected]

Cherenyova Elena Alexandrovna - candidate of pedagogical science, associate professor of department of special psychology of the Institute of the Special Pedagogic in V. Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.