УДК 378
ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Харитонова А.С., аспирант
Институт педагогики, психологии и социальных проблем Российской академии образования, г. Казань, Россия
а^.НагИопоуа@таИ ги
В статье представлены результаты исследования социально-психологических особенностей субъектной саморегуляции целеполагания у студентов вуза. Субъектная саморегуляция целеполагания у студентов различных направлений подготовки рассматривается как феномен социальной психологии.
Ключевые слова: субъект, цель, субъектность, субъект целеполагания, студенты.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для современного социума важны личности как субъекты деятельности. Свойство личности быть субъектом деятельности - это субъектность. Личность проявляется в социуме как субъект социальных отношений. Субъектность человека проявляется в системе социальных отношений через саморегуляцию цели деятельности. Вершиной субъектности человека можно считать «студенческий возраст» [34]. Проявление субъектности студентов детерминировано социально-психологическими особенностями целеполагания [4-5].
Категории субъекта, цели, саморегуляции для психологии являются полипарадигмальным феноменом. Однако, в социальной психологии, феномен субъектной саморегуляции цели целеполагания в контексте социальной группы студенчества изучен в недостаточной степени. В связи с этим, можно выделить два аспекта данной проблематики. Первый- теоретический, связанный с анализом разработанности темы субъектной саморегуляции личности в группе. Второй, практический, ориентированный на запросы системы высшего образования в студентах как субъектах саморегуляции целеполагания.
Методологической основой исследования феномена субъектной саморегуляции целеполагания студентов являются теории, концепции: деятельности (А.Н. Леонтьев); субъектно-деятельностная (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн) [1-2]; концепция саморегуляции (О.А. Конопкин) и др. [5].
На основе системного и информационного подходов О.А. Конопкин разработал концепцию осознанной саморегуляции деятельности, выделив в ее структуре главные компоненты и связи между ними. В дальнейшем эта концепция была обогащена Г.С. Прыгиным для разработки на основе субъектно-деятельностного подхода целостной концепции субъектной регуляции и саморегуляции. [5]. Однако в контексте студенческой группы как социального явления субъектная саморегуляция цели еще не была изучена в полной мере.
Несмотря на достаточный временной период исследования процессов осознанной саморегуляции и большое количество опубликованного научного материала, анализ соответствующей литературы позволил установить, что проводившиеся ранее исследования по субъектной регуляции дают мало информации о специфике строения такого системообразующего компонента
субъектной регуляции, как «цель принятая субъектом деятельности» (в дальнейшем «целеполагание»).
Целеполагание - это фундаментальная характеристика, детерминирующая деятельность человека как субъекта деятельности. Целеполагание в деятельности субъекта определяет не только общую осознаваемую направленность деятельности, но, и социально-психологические особенности конкретного функционирования других отдельных звеньев процесса субъектной регуляции. Целеполагание как произвольная активность субъекта является основным модусом бытия человека в социуме. От степени совершенства процессов субъектной регуляции личности в социуме зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности самого субъекта в различных контекстах деятельности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех регуляторных процессов, которые осуществляются субъектом активности. Субъектная регуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, именно в регуляторных процессах и реализуется единство психики во всём богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей.
Анализ социально-психологической литературы позволил выявить противоречие между объективной потребностью социальной психологии в разработанности проблематики социально-психологических особенностей целеполагания у студентов с различной субъектной саморегуляцией и недостаточным экспериментальным обоснованием этого явления. Таким образом, научная проблема состоит в том, чтобы исследовать социально-психологические особенности процесса проявления целеполагания у студентов с разным типом субъектной саморегуляции.
Вероятно, для студентов вуза в различным типом субъектной регуляции характерны социально-психологические особенности и механизмы проявления целеполагания, которые связаны с социальной ориентированностью направления подготовки в вузе. Вероятно, механизмы и особенности целеполагания у «автономных» студентов с технической и гуманитарной подготовкой имеют одинаковую эффективность, однако она достигается за счет разных компенсаторных эффектов; студенты технического направления подготовки достигают саморегуляции за счет четкого целеполагания на потребность социума в избранном направлении подготоки; студенты гуманитарной подготовки, опираются на более высокий уровень развития их способности к «самоорганизации»; у «зависимых» студентов указанных профессиональных ориентаций эффективность целеполагания снижена и существенные различия в структурах целеполагания отсутствуют.
В работе применялись общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования такие, как: анализ, сравнение, систематизация и обобщение теоретических и эмпирических данных; психодиагностические тесты и методики в бланковой форме, в том числе и оригинальная, авторская методика для исследования структуры целеполагания; методы статистического анализа обработки данных: корреляционный и факторный анализы, методы математической статистики (пакеты SPSS, Statistica 6.0) и графического представления данных и результатов исследований.
Обоснованность и достоверность результатов реализована исходной теоретической позицией, использованием методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; объемом выборки испытуемых, достаточной для применения методов математической статистики (сравнительный, корреляционный и факторный анализы).
Научная новизна исследования заключается в том, были выявлены особенности целеполагания, характерные для субъектов автономного и зависимого типов. Показано, что данные социально-психологические особенности связаны со структурной организацией выделенных компонентов целеполагания «Устойчивости принятой цели», «Самоорганизованности», «Ориентированности на перспективу», «Мотивированности» и «Целеустремленности».
Кроме того, установлено, что одна и та же эффективность процесса целеполагания у автономных студентов, имеющих разную профессиональную подготовку, обеспечивается за счет разных компенсаторных эффектов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты вносят вклад в развитие концепции субъектной регуляции деятельности. На основе принципов системного анализа и субъектно-деятельностного подхода теоретически обоснована и выделена структура целеполагания, как системообразующего компонента субъектной регуляции.
В целом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Структура целеполагания содержит такие компоненты, как «Устойчивость принятой цели», «Самоорганизованность», «Ориентированность на перспективу», «Мотивированность» и «Целеустремленность».
2. Теоретически обосновано и экспериментально доказано, что специфика целеполагания у студентов, имеющих разные типы субъектной регуляции, проявляется в том, что структура целеполагания студентов с автономным типом субъектной регуляции, в сравнении со студентами зависимого типа субъектной регуляции, отличается большей интегрированностью и более высоким уровнем сформированности ее компонентов. Это позволяет утверждать, что у студентов с автономным типом субъектной регуляции процесс целеполагания протекает более эффективно.
3. Структуры целеполагания у автономных студентов с технической и гуманитарной профессиональной подготовкой имеют одинаковую эффективность, однако она достигается за счет разных компенсаторных эффектов, в частности, студентам технической подготовки удается достигать эффективности за счет более сильных связей, «цементирующих» «ядро» их системы целеполагания, в то время как для студентов гуманитарной подготовки, такой опорой становится более высокий уровень развития их способности к «самоорганизации».
4. У зависимых студентов указанных профессиональных ориентаций эффективность целеполагания снижена и существенные различия в структурах целеполагания отсутствуют.
При достаточной разработанности общей проблемы осознанной регуляции деятельности и субъектной регуляции, как специфического ее феномена, вопрос о внутреннем строении главных компонентов регуляторной системы находится еще на начальном этапе разработки. В связи с этим перед нами стояла задача определения такой методологии исследования, которая
могла бы привести к адекватному решению этого вопроса.
Если обратиться к конкретным результатам анализа регуляторных особенностей студентов, то следует отметить, что в нашем исследовании впервые было проведено сравнение специфики целеполагания студентов с разными типами субъектной регуляции. Сконструированный автором опросник позволил установить, что специфика целеполагания обусловлена типом субъектной регуляции индивида характеризуется не только низким уровнем сформированности отдельных ее структурных компонентов, но также отсутствием устойчивых взаимосвязей между компонентами, что нарушает ее целостность и не позволяет им достигать успешного результата в деятельности.
Вместе с тем, проблема осознанной психической регуляции требует еще более подробного и глубокого изучения и проведения дальнейших экспериментальных исследований, поскольку при ее анализе возникает ряд вопросов. В частности, остается неясным вопрос, изменяется ли тип субъектной регуляции определяющим для структуры целеполагания? Можно ли предположить, что неэффективное целеполагание является одной из ключевых предпосылок, приводящих в будущем к проблемам в профессиональном становлении студента? Однако, уже сейчас, несмотря на множество нерешенных проблем, можно говорить о том, что полученные данные представляют не только большой научный интерес для развития общепсихологических теорий осознанной регуляции и целеполагания, но и практический интерес, прежде всего, в работе школьного психолога, сотрудников кадровых служб.
Эмпирическими исследованиями было установлено, что типологические особенности субъектной регуляции действительно связаны со спецификой целеполагания. Результаты данного исследования пока не позволяют нам говорить о том, что эффективность целеполагания в существенной мере детерминирует типологию субъектной регуляции, хотя проведенный нами дисперсионный анализ показывает устойчивые тенденции, подтверждающие это предположение (мы не приводим итоги дисперсионного анализа, поскольку считаем, что для доказательства выявленных тенденций следует, как минимум, увеличить выборки испытуемых).
Таким образом, данные, полученные на основе теоретического анализа и эмпирического исследования целеполагания как компонента субъектной регуляции, позволяют говорить о том, что мера сформированности целеполагания является не только свидетельством эффективной деятельности личности, но и одним из главных критериев сформированности системы субъектной регуляции деятельности.
Прежде всего, следует отметить, что полученные в результате факторного анализа данные и их интерпретация требуют дальнейших исследований на более обширных и разнообразных выборках, однако предварительные данные показывают, что есть все основания говорить об устойчивости этих структур в рамках одной и той же типологии.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработан и апробирован опросник «Структура целеполагания», позволяющий выявлять специфику целеполагания, что дает возможность практическим работникам (психологам, педагогам, менеджерам по персоналу и др.) использовать их для достижения профессиональных целей (например, осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию, проводить отбор и рациональную расстановку кадров и пр.).
Литература
1.Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности//Психологический журнал.2014. Т. 35. №2.С. 5-18.
2. Brushlinskiy A.V., Tikhomirov O.K. On the trend of modern psychology of thinking (an unpublished article from the scientific archive of O.K. Tikhomirov) Национальный психологический журнал. 2013. № 2 (10). С. 10-16.
3.Мухаметзянова Ф.Г., Яруллина А.Ш., Вафина В.Р., Бисерова Г.К. Феномен субъектности студента вуза как индикатора интеграции психологии и педагогики// Интеграция образования. 2013. № 1 (70). С. 47-52.
4. Muhametzyanova F.G., Krasnenkova N.S., Chukmarova L.F., Kazakov A.N., Kryukov S.A., Obukhova L.K. The Formation of Social-Psychological Competence In Professional Activity of Subjects Two Different Groups of Bank Workers // Asian Social Science; Vol. 11, No. 1; 2015, eVersion First. - с. 359 - 363.
5. Мухаметзянова Ф.Г., Прыгин Г.С. Социально-психологические особенности субъектного имиджа студента как индикатора инновационной образовательной среды современного вуза// Казанский педагогический журнал. 2011. №»5-6(89-90). С. 121-128.
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE SUBJECTIVE SELF-REGULATION OF STUDENT'S GOAL-SETTING IN HIGHER EDUCATION
Kharitonova A.S.
The article presents the results of the socio-psychological study characteristics about the subjective self-regulation of goal-setting among university students. Student's subjective self-regulation of goalsetting in different training areas is regarded as a phenomenon of social psychology. Keywords: subject, purpose, subjectivity, the subject of goal-setting, students.
Дата поступления 10.02.2017.