СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 159.923
ББК 88.37
К 84 Е.В. Крутых
Кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Кубанского государственного технологического университета; E-mail: elena_krutyh@mail ru
СУБЪЕКТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье проведен анализ теоретических подходов к определению понятия «субъектность». Рассмотрены особенности становления регуляторных компонентов субъектности студентов в процессе обучения в вузе. Описаны личностные и регуляторные детерминанты становления субъектности студентов. Показано, что выделенные теоретически компоненты субъектности, действительно, являются определяющими в становлении студента как будущего профессионала.
Ключевые слова: субъект, компоненты субъектности, учебно-профессиональная деятельность, профессиональные качества, осознанная саморегуляция.
E.V. Krutykh
Candidate of Psychology, Assistant Professor of Philosophy Department of the Kuban State Polytechnic University; E-mail: elena_krutyh@mail. ru
SUBJECTNESS IN PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS
Abstract. An analysis is made of theoretical approaches to definition of concept “subjectness”. The paper discusses features of development of regulator components of subjectness in students during their training in higher school. Personal and regulator determinants of formation of subjectness in students are described. The author shows that the subjectness components distinguished theoretically are really defining in the student formation as the future professional.
Keywords: the subject, components of subjectness, educational-professional work, the professional qualities, the realized self-control.
Современный период развития российского общества в условиях рыночной экономики характеризуется высокими требованиями к профессионализму выпускников вузов, их профессиональной мобильности, устойчивости в выборе работы.
В сегодняшней России вузы находятся в ситуации, когда возникла необходимость пересмотра подходов к системе профессиональной подготовки будущих специалистов. Совершенствование качества российского образования исходит из необходимости подготовить выпускников вузов к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности решать тот класс задач, который ставит перед ними современная ситуация. Формирование личности студентов, способных к реализации своих возможностей, социально устойчивых, способных вырабатывать свою стратегию в изменяющихся условиях и при этом быть успешными в жизнедеятельности, - вот одна из
целей современного образования.
Среди требований к профессионалам выделяются: самоорганизация, самостоятельная деятельность, познавательная и творческая активность, способность адаптироваться к изменениям, наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия, психологическая готовность к изменению вида и характера своей деятельности и др.[1].
Отсюда понятно, что вузы в большей степени интересуют проблемы правильного выбора профессии и вопросы самоопределения. Оно включает в себя формирование у студента отношения к себе как к субъекту определенной деятельности и профессиональной направленности, субъектную активность, развитие профессионально значимых качеств.
В то же время абитуриенты, поступая в вуз, не имеют ясного представления о будущей работе, о ее задачах, средствах. А имеющиеся представления о профессиональной деятельности неструктурированны, во многом нереалистичны. Первичным для абитуриентов является выбор учебного заведения для получения высшего профессионального образования. А решение о выборе места будущей профессиональной деятельности принимается на последнем курсе. При этом студенты-выпускники не всегда готовы к выполнению профессиональной деятельности. Одна из причин - особенности мотивации обучения в вузе. Ведущим мотивом для многих студентов является не приобретение знаний, а получение диплома о высшем образовании. Также негативную роль играет неумение применять теоретические знания на практике из-за недостаточного количества практических занятий в период обучения. И многие студенты не обладают личностными качествами, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности [2].
Е.А. Климов, говоря о развитии субъекта труда, выделяет направления в этом развитии: 1) приобретение человеком широкой ориентации в окружающей среде, 2) формирование профессиональной направленности, что включает в себя развитие интересов субъекта к «миру труда, людям труда, его целям, орудиям, средствам,.. .потребности в продуктивной общественно ценной деятельности», 3) усвоение способов действия, 4) «формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности» [3].
В то же время существует ряд противоречий, влияющих на профессиональную подготовку в вузе:
1) противоречие между существующей системой образования и современным состоянием социально-экономического развития общества;
2) противоречие между реальным содержанием образования и воспитания и предъявляемыми обществом запросами на формирование активной, ответственной, развитой личности;
3) противоречие между недостаточностью научно-методических и прикладных основ подготовки специалистов с развитыми качествами профессионально самоопределившейся личности и высокими профессиональными требованиями работодателей к личности выпускника;
4) противоречие между возможностями выпускаемых вузами специалистов, способных решать, в основном, узкопрофильные задачи, и требованиями общества к подготовке профессионалов, готовых действовать самостоятельно и в более широком контексте [4].
Имеет значение и то, чем выступает для молодого человека будущая профессиональная деятельность. Или это будет деятельность, позволяющая развить свои способности и реализовать себя, или деятельность, выступающая средством удовлетворения определенных потребностей.
Все эти особенности сегодняшней жизни требуют от молодого поколения хорошо развитых качеств, которые смогут удовлетворять индивидуальные потребности и будут способствовать реализации жизненных планов и притязаний.
Конкурентоспособность могут характеризовать четкость и ясность жизненных целей,
высокая работоспособность, целеустремленность, решительность, выдержка и самообладание, инициативность и самостоятельность, творческое отношение к деятельности, способность принимать ответственные решения, способность к сотрудничеству, общительность и другие. По нашему мнению, эти качества должны формироваться у большинства современных студентов. В основе профессионального развития должен быть принцип саморазвития, творческой самореализации.
Однако, чтобы трудовая деятельность приняла форму самодеятельности, необходимо, чтобы и предшествующая учебная деятельность также носила характер самодеятельности, была осознанно самоорганизована. Самоорганизованный студент умеет учиться без систематического внешнего контроля, без помощи и стимуляции извне. Если студент не умеет организовать свою деятельность, он не может быть в ней успешен.
Для успешной учебной деятельности необходимо обладать общей способностью к самостоятельной организации и управлению своей учебной деятельностью. Как показывает практика, не только школьники, но и студенты не умеют правильно организовывать свой труд, работать самостоятельно.
Одним из факторов профессионального становления личности является стиль деятельности. Учитывая, что для студентов ведущая деятельность - учебная, мы рассматриваем стиль учебной деятельности, с одной стороны, как один из механизмов усвоения знаний, умений и навыков, а с другой, - как фактор, определяющий успешность будущего профессионала. Исследования показывают, что стиль учебно-познавательной деятельности меняется в процессе развития личности студентов. Эти изменения обусловлены социально-культурными и индивидуально-личностными факторами [5].
Отмечая сложность и многогранность учебной деятельности студентов, Г.С. Прыгин ее качественной характеристикой считает эффективную самостоятельность, которая подразумевает умение организовывать свою учебную деятельность без помощи и контроля со стороны взрослых [6]. По наличию данного качества автор выделил следующие группы студентов.
Студенты, которые способны самостоятельно, независимо от посторонней помощи учиться, могут правильно оценить свои возможности при постановке и принятии цели, проявляют собранность, настойчивость в достижении этой цели, обладают чувством ответственности за выполняемую работу, образуют группу «автономных». Согласно экспериментальным данным, «автономный» стиль осуществления деятельности является наиболее эффективным с точки зрения достижения цели деятельности и характеризуется более высокой функциональной сформированностью как всего контура осознанной саморегуляции, так и его отдельных структурных звеньев. Учащиеся «автономного» типа достигают более высоких академических результатов и более адекватно оценивают результаты своей учебы.
Противоположную группу составляют учащиеся, которые данными качествами обладают в недостаточной степени или у которых эти качества практически отсутствуют. Этим студентам необходимы помощь, напоминания, поощрения и постоянный контроль со стороны преподавателей. Эта группа была определена как группа «зависимых». У лиц, обладающих «зависимым» стилем осуществления деятельности, процессы осознанной саморегуляции характеризуются структурно-функциональными дефектами звена «субъективная модель значимых условий деятельности», низкой эффективностью использования информации, необходимой для оптимального достижения поставленной цели, неадекватными критериями успешности выполнения деятельности, недостаточным уровнем сформированности звена «субъективная программа исполнительных действий».
Другую группу - группу «неопределенных» - составляют учащиеся, у которых примерно в равной степени выражены характеристики и первого и второго типов.
Характеристика «автономности-зависимости» является как бы «сквозной», потому что она затрагивает работу всех звеньев психической регуляции. Поэтому она может использоваться и в регулировании различных видов профессиональной деятельности. Зная
свои особенности саморегуляции, своего стиля учебной деятельности, учащиеся могут исправлять недочеты в организации своей деятельности и тем самым повышать ее эффективность.
Многими исследователями отмечается, что учение в студенческом возрасте носит характер учебно-профессиональной деятельности. Ей, с одной стороны, присущи черты собственно учебной деятельности, а с другой, - она несет в себе профессиональный компонент и собственную сознательную активность личности. Выделяются три группы черт учебно-профессиональной деятельности.
Первая группа - мотивационные характеристики. «Воспитание личности специалиста предполагает, прежде всего, формирование системы ее потребностей и мотивов, поскольку во многом именно эта система определяет направление и уровень активности человека, своеобразие его личности» [7]. Базой учебно-профессиональной деятельности является потребность в профессионально направленном учении, которое ориентировано на приобретение профессиональных знаний, умений, навыков. По мере обучения появляются профессиональные мотивы.
Вторая группа - содержательные черты. Сюда входят такие факторы, как цель, предмет, средства и результат деятельности. Целью учебно-профессиональной деятельности является «общее и профессиональное развитие личности». Приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки в контексте учебно-профессиональной деятельности выступают в качестве средств профессиональной деятельности.
Третья группа - организационные параметры учебно-профессиональной деятельности. У вчерашних школьников изменились формы преподавания и отчетности, увеличилась доля самостоятельной работы. Поэтому и возросли требования к умению самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, умению учиться.
Современный специалист предстает как целостный субъект профессиональной деятельности. Это предполагает наличие у него способности к саморазвитию, самопреобразованию, профессиональному самосовершенствованию, полаганию себя как субъекта выбора, творческому самовыражению.
Важны в профессиональной деятельности ситуации принятия и исполнения решений. Поэтому среди профессиональных способностей и их компонентов в научной литературе выделяют способности к принятию решений и способности к исполнению. Для успешного принятия решения необходимы такие качества, как способность к анализу ситуации, планирование, взятие на себя ответственности и др. А для успешного исполнения решения -умение действовать по инструкции, доведение работы до конечного результата в срок, умение действовать в изменчивых условиях.
В настоящее время повышается роль специалиста, умеющего работать самостоятельно. Поэтому самостоятельность мы определяем как один из главных компонентов содержания будущей профессиональной деятельности студентов. Отсюда и одна из задач вузовского обучения состоит в том, чтобы способствовать формированию и развитию самостоятельности у студентов.
Свою учебно-профессиональную деятельность необходимо уметь самостоятельно организовывать. Самостоятельность позволяет человеку быть относительно независимым от группового давления, от принятых в обществе различных стереотипов. Она проявляется в саморегуляции, принятии решений, целеполагании, определении и выработке способов достижения целей, во взаимоотношениях с людьми, в критичности и гибкости мышления.
Сформированная осознанная саморегуляция - это возможность и умение субъекта осознавать свои цели, выстраивать программу действий, направленных на достижение этих целей, моделировать условия для оптимального разрешения проблем, контролировать и корректировать программу действий. Благодаря ей снижается конфликтность, и повышается уверенность в себе, улучшается профессиональное самочувствие.
Саморегуляция в условиях учебно-профессиональной деятельности проявляется в произвольности действий, осознанности, ответственности, способности к целеполаганию, в
принятии и удержании цели, умении выделить и обобщить значимые для выполнения деятельности признаки, в планировании, контроле над исполнительскими действиями и результатом, коррекции выполняемой деятельности при рассогласовании запланированного и полученного результатов.
Успешность профессиональной деятельности во многом зависит от активности (ответственность, инициативность, самореализация в решении задач), самоэффективности, компонентами которой выступают в том числе и показатели саморегуляции, коммуникативной компетентности (умения понимать себя, другого, умения быть понятым другим).
Итак, рассмотрение профессионализма с позиции становления субъектности студентов дало возможность выделить следующие субъектные профессиональные качества: способность адаптироваться к изменяющимся условиям, самоорганизация, самостоятельность в деятельности, способность к сотрудничеству, способность брать на себя ответственность. Это позволяет рассматривать формирование компонентов субъектности у студентов как предпосылку успешности будущей профессиональной деятельности.
Чтобы выявить, как происходит развитие перечисленных выше субъектных характеристик у студентов в процессе обучения в вузе, мы исследовали 1091 студента первого и пятого курсов различных вузов и специальностей.
В работе использовался комплекс диагностических методик: шкала «СПА» К. Роджерса и Р Даймонда в адаптации А.К. Осницкого, «Ответственность» В.П. Прядеина, «УСК» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда, опросник «Автономность-зависимость» Г.С. Прыгина, опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» В.И. Моросановой, Е.М. Коноз, опросник «Саморегуляция» А.К. Осницкого.
Для оценки полученных результатов применялись статистические методы обработки данных: нахождение среднего значения, стандартного отклонения, корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона), критерий t-Стьюдента, критерий ф* Фишера.
Результаты исследования показали следующее.
1. От первого к пятому курсу у студентов меняется отношение к себе, они в большей степени готовы брать на себя ответственность за события своей жизни.
2. К пятому курсу происходит становление таких личностных компонентов субъектности, как активность, ответственность в различных сферах жизни, самопринятие; отношения с социумом становятся более гармоничными.
Если у первокурсников ответственность в основном проявляется ситуативно, хотя студенты понимают суть ответственного поведения, то пятикурсники в ответственных делах проявляют активность, понимают суть ответственного поведения и берут ответственность на себя, испытывают положительные эмоции при выполнении ответственных дел. Они менее пассивны, для них важен как общественный, так и личный результат.
И первокурсники, и пятикурсники могут брать на себя ответственность за отношения с окружающими, за те положительные события, которые происходят с ними в жизни. Но, в отличие от первокурсников, студенты на пятом курсе уже готовы отвечать за свою семью, за ее благополучие. На пятом курсе студенты в большей степени, чем первокурсники, считают свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности и могут управлять большинством событий своей жизни.
3. Положительные корреляционные связи показателей социально-психологической адаптации и компонента ответственности «результативность субъектная» выявили у первокурсников и пятикурсников индивидуалистические установки. При выполнении различных видов деятельности у студентов важное значение приобретает личный результат.
4. От первого к пятому курсу увеличивается количество студентов с автономным стилем учебной деятельности. На пятом курсе больше студентов проявляют настойчивость, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы.
5. И у первокурсников, и у пятикурсников наблюдается существенное расхождение между сформированностью умений саморегуляции, способностью применять эти умения и
желанием и реальным их применением. Это указывает на то, что существующая организация учебного процесса не стимулирует студентов на проявление самостоятельности в деятельности.
Таким образом, направленность студентов на освоение своей будущей профессии способствует развитию у них таких сущностных субъектных характеристик, как высокая адаптивность, личностная ответственность, самоорганизация и саморегуляция деятельности, познавательная и творческая активность, позитивное отношение к себе и другим и др.
Примечания:
1. Тутарищева С.М. Формирование готовности будущих специалистов к научноисследовательской деятельности как одна из целей профессионального образования (постановка проблемы) // Студент как субъект образовательного процесса: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Краснодар: Экоинвест, 2005. С. 127-130.
2. Косарева А.В. Индивидуально-личностные особенности готовности студентов-психологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 23 с.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2004. 335 с.
4. Козловская С.Н. Особенности разрешения конфликтов профессионального самоопределения студентов в процессе общения с психологом // Психология общения: социокультурный анализ: материалы Междунар. конф. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2006. С. 166-168.
5. Щукина М.А. Личность как субъект развития // Акмеологические проблемы субъектности: интерпретация и диагностика: материалы межвуз. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. СПб.: Изд-во СПбИПА, 2009. С. 327-332.
6. Прыгин Г.С. Личностно-типологические особенности субъектной регуляции деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006. 462 с.
7. Завгородняя И.В. Учебно-профессиональная деятельность как самостоятельный вид деятельности // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всерос. съезда психологов, 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. Т. 3. С. 347-350.