УДК 159.9.072.433
Митрофанова Елена Николаевна
аспирант кафедры практической психологии, младший научный сотрудник
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия
614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 219-07-19, e-mail: postmaster@pspu.ru
ЭФФЕКТЫ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРОИЗВОЛЬНУЮ САМОРЕГУЛЯЦИЮ СТУДЕНТОВ
Elena N. Mitrofanova
postgraduate student of the Department of practical psychology, junior researcher
Federal State Budget Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»
24, Sibirskaja, 614990 Perm, Russia, e-mail: postmaster@pspu.ru
EFFECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY ON AN ARBITRARY SELFREGULATION OF STUDENTS
Аннотация: Задачи данной статьи: а) обозначить вопрос активности и саморегуляции в отечественной психологии; б) выявить эффект, оказываемый учебной активностью на особенности произвольной саморегуляции студентов; в) определить, насколько отличаются особенности произвольной саморегуляции студентов с низким, средним и высоким уровнем учебной активности.
Ключевые слова: активность; учебная активность; саморегуляция; субъект.
Abstract: a) question mark activity and self-regulation in the national psychology, b) identify the effect exerted the educational activity on features of selfregulation students, and c) show how different features of self-regulation students with low, medium and high levels of educational activity.
Key words: activity; educational activity; self-regulation; the subject.
В психологии «активность» определяется как универсальный способ, форма и мера взаимодействий с миром (природным, социальным, виртуальным, собственным внутренним миром и т.д.), в ходе которой, человек может развиваться и проявлять себя как субъект этих взаимодействий [2].
© Митрофанова Е.Н., 2014
Уровень проявления активности оказывает влияние на остальные стороны жизни субъекта. Активность неразрывно связана с саморегуляцией, эти два феномена часто понимаются как характеристики субъекта (В.С. Мерлин, А.А. Волочков, Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.).
Доказано, что активность в целом и учебная активность в частности связана с такими особенностями жизнедеятельности, как здоровье [4], психологическое благополучие, оптимизм, удовлетворенность жизнью, адаптация [5], самореализация [3] и т.д.
Мы предполагаем, что уровень учебной активности также может быть и ресурсом произвольной саморегуляции.
Целью нашего исследования было изучить особенности произвольной саморегуляции студентов, которые обладают разным уровнем учебной активности.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что уровень учебной активности студентов оказывает статистически значимый эффект на параметры произвольной саморегуляции.
Для проверки поставленной гипотезы нами были проведены статистические процедуры: кластерный анализ и однофакторный
дисперсионный анализ (АЫОУА).
В исследовании приняли участие 174 студента (с 1-го по 5-й курс включительно) пермских вузов (Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета, Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермского национального
исследовательского политехнического университета, Пермской
государственной академии искусства и культуры) и ССУЗов (Прикамского современного социально-гуманитарного колледжа); следующих специальностей: психология, юриспруденция, социальная работа, физическая культура, педагогика и психология детства, информатика и экономика, горнонефтяное дело, культурология, филология, документоведение.
Нами были использованы следующие методики диагностики активности и произвольной саморегуляции: вопросник учебной активности студента (А.А. Волочков), шкала контроля за действием (Ю. Куль), шкала
«автономности - зависимости» (А.Г. Прыгин).
Основные результаты исследования.
Все студенты с помощью кластерного анализа были разделены на три группы по уровню выраженности общей учебной активности:
- первый кластер - высокая учебная активность (п=40; среднее значение 39,8; стандартное отклонение 2,2);
- второй кластер - средняя учебная активность (п=69; среднее 33,3; стандартное отклонение 1,7);
- третий кластер - низкая учебная активность (п=65; среднее 27,8; стандартное отклонение 2,6).
С помощью однофакторного дисперсионного анализа было обнаружено, что общий уровень учебной активности студентов оказывает значимый эффект на все изучаемые параметры произвольной саморегуляции: контроль над действием при неудаче, контроль над действием при планировании, контроль над действием при реализации, автономность: учебная активность -
автономность (p < 0,001); учебная активность - контроль действий при неудаче (р < 0,001); учебная активность - контроль действий при планировании (р <
0,001); учебная активность - контроль действий при реализации (р < 0,001).
Далее нами был проведен множественное post hoc сравнение по методу Bonfferony для того, чтобы выяснить, существуют ли различия между уровнем проявления характеристик произвольной саморегуляции в первой, второй и третьей группах.
Значимо отличаются все три группы студентов (с низкой, средней и высокой активностью) по параметру «автономность». «Автономность», или «эффективная самостоятельность», понимается Г.С. Прыгиным как системное качеств субъекта, имеющее регуляторную основу. Это симптомокомплекс личностных качеств (собранность, уверенность в себе и результатах выполненной работы, ответственность, развитый самоконтроль, легкая переключаемость с одной работы на другую, способность адекватно оценивать внешние и внутренние условия деятельности и т.д.), который формируется в реальной деятельности субъекта и проявляется на всех этапах ее выполнения (от постановки цели до реализации), позволяя ему достигать успехов, не прибегая к помощи других [1].
Студенты с разным уровнем учебной активности - низким, средним и высоким - обладают соответственно разным уровнем «автономности».
Студенты с низким уровнем учебной активности обладают «зависимым» типом саморегуляции. Студенты со средним уровнем учебной активности «смешанным», а студенты с высоким - «автономным». Эти данные подтверждают предположение Р.А. Ахмерова и Г.С. Прыгина о том, что «индивидуально-типологические особенности осознанной саморегуляции деятельности раскрывают именно деятельностный аспект субъектности, т.е. описывают активность субъекта в конкретных видах деятельности [1]. Таким образом, проявление активности в учебной деятельности неразрывно связано с уровнем осознанной саморегуляции, проявлением субъектности. «Автономные» студенты в учебной сфере более спонтанны, видят больше стимулов для самореализации, целеустремленны, менее категоричны. В свою очередь «зависимые» студенты в учебной сфере менее включены в процесс обучения, насыщают свою жизнь во внутреннем мире целевой мотивацией, наличествует целеполагание, но не целедостижение; малая активность компенсируется большими желаниями по отношению к своей жизни во внутреннем мире; категоричны и менее гибки.
Следующий изучаемый параметр саморегуляции - контроль над действием при неудаче. Ю. Куль определяет этот параметр как «способность
субъекта инициировать процесс реализации намерения, несмотря на сопровождающие его трудности» [6]. У студентов с высоким и средним уровнем учебной активности показатель контроля над действием, связанный с ориентацией на неудачу, значимо не отличается. Тогда как студенты с низким уровнем учебной активности по данному показателю статистически значимо отличаются как от первой, так и от второй группы, т.е. студенты, обладающие высокой и средней учебной активностью, характеризуются инициативным началом, могут продолжать деятельность в ситуации фрустрации, неудачи; тогда как студенты с низкой учебной активностью - «зависанием» в эмоциональных состояниях и разрушением деятельности в ситуации неудачи.
Контроль над действием, связанный с принятием решений при планировании, понимается как «способность субъекта в процессе инициации действия отвлекаться от неполноценных, конкурирующих намерений и др. нерелевантной, интерферирующей информации действия» [6]. Параметр контроля при планировании статистически значимо отличается во всех группах студентов. Студенты с высоким уровнем учебной активности при инициации деятельности ориентированы на действие, на быстрое включение в деятельность, а студенты с низкой учебной активностью - на эмоциональные состояния, на переживания по поводу необходимости что-то делать. Для студентов среднего уровня учебной активности характерно наличие смешанного типа принятия решений, скорее всего, зависимого от мотивации, в одних сферах жизни они могут быть ориентированы на действие, в других -на состояние.
Контроль над действием, связанный с реализацией, определяется Ю. Кулем как «способность субъекта пребывать в процессе реализации намерения необходимое время, удерживать в фокусе внимания актуальную интенцию, проявлять настойчивость» [6]. Контроль над действием при реализации статистически значимо не отличается у студентов со средней и низкой учебной активностью, но различие обнаруживается у студентов, обладающих высокой учебной активностью: студенты с высокой учебной активностью подолгу могут заниматься одной и той же деятельностью, не переключаясь, стремятся к продолжению напряженной деятельности. Это похоже на настойчивость. Студенты с низкой и средней учебной активностью ориентированы в регуляции на эмоциональные состояния, не могут долго концентрироваться на чем-то одном, даже если они занимаются важной или интересной деятельностью, им нужно переключаться на что-то другое или делать частые перерывы.
Итак, мы можем следующим образом охарактеризовать особенности произвольной саморегуляции студентов с низкой, средней и высокой учебной активностью (см. таблицу).
Особенности саморегуляции студентов с разным уровнем учебной активности
Уровень учебной активности / Параметры произвольной саморегуляции Низкий Средний Высокий
Эффективная самостоятельность Менее включены в процесс обучения, насыщают свой внутренний мир целевой мотивацией, наличествует целеполагание, но не целедостижение; малая активность компенсируется большими желаниями по отношению к своей жизни; категоричны и менее гибки Смешанный тип «Автономные» студенты в учебной сфере более спонтанны, видят больше стимулов для самореализации, целеустремленны, менее категоричны
Контроль действий при неудаче «Зависание» в эмоциональных состояниях и разрушение деятельности в ситуации неудачи Инициативное начало, продолжение деятельности в ситуации фрустрации, неудачи
Контроль действий при планировании Ориентация на эмоциональные состояния, на переживания по поводу необходимости что-то делать Смешанный тип принятия решений, скорее всего, зависит от мотивации, в одних сферах жизни они могут быть ориентированы на действие, в других -на состояние При инициации деятельности ориентированы на действие, на быстрое включение в деятельность
Контроль действий при реализации Ориентация в регуляции на эмоциональные состояния, не могут долго концентрироваться на чем-то одном, даже если они занимаются важной или интересной деятельностью, им нужно переключаться на что-то другое или делать частые перерывы Подолгу могут заниматься одной и той же деятельностью, не переключаясь, стремиться к продолжению напряженной деятельности, похоже на настойчивость
Таким образом, поставленная гипотеза о том, что уровень учебной активности студентов оказывает статистически значимый эффект на параметры
произвольной саморегуляции была подтверждена: студенты с низким, средним и высоким уровнем учебной активности отличаются друг от друга по ряду параметров саморегуляции.
Студенты, обладающие низким уровнем учебной активности, чаще ориентированы на эмоциональные состояния, им сложно начинать деятельность самостоятельно, в ситуациях неудачи долго переживают. Студенты с высоким уровнем учебной активности настойчивы, быстро включаются в деятельность, инициативны, спонтанны, для них учебная сфера выступает как один из источников самореализации.
В целом учебная сфера в студенческом возрасте может стать источником развития субъектности человека, что будет оказывать влияние и на другие области жизни. Учебная активность оказывает эффект на такой универсальный феномен человеческого бытия, как саморегуляция. Педагогическое воздействие на учебную активность студентов может привести к сдвигам в сфере личности студентов.
Список литературы
1. Ахмеров Р.А., Прыгин Г.С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психологический журнал.
- 2005. - Т. 26, № 6. - С. 25-34.
2. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. -Пермь, 2007. - 375 с.
3. Дикая Л.Г. Субъектная активность профессионала как основа его самореализации // Тенденции развития современной психологической науки. Тезисы юбилейной научной конференции / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Кольцова. - М., 2007. - С. 214-216.
4. Дьякович М.П. Взаимосвязь состояния здоровья инженеров с профессиональной творческой активностью // Медицина труда и промышленная экология. - 2009. - № 1. - С. 10-15.
5. Кашина Ю.В. Регуляторно-адаптивные возможности студентов с разным самочувствием, активностью, настроением в начале и конце учебного года // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 11/12. - С. 303-306.
6. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011.
Подготовлено и издано в рамках проекта 027-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ.