Научная статья на тему 'Содержание целей учебной деятельности студентов в период обучения в вузе'

Содержание целей учебной деятельности студентов в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2473
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / PURPOSE / ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / OBJECTIVES OF TRAINING ACTIVITIES / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / AN EXPERT REVIEW / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ACADEMIC PERFORMANCE / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепко Юрий Николаевич

В статье проводится анализ развития целей учебной деятельности студентов педагогического университета в период учебно-профессиональной деятельности. В качестве теоретического конструкта автор использует исследования проблемы системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова, а также исследования проблемы цели и целеполагания Н. П. Ансимовой. Формулируется идея о том, что развитие целей учебной деятельности включает изменение приоритетных целей на разных курсах обучения, изменение силы связи между характером целей деятельности и успешностью учебной деятельности, а также экспертной оценкой успешности учебной деятельности студентов разных курсов обучения. Автор утверждает, что успешность обучения в вузе связана с преобладанием разных типов целей обучения у студентов разных курсов. Также установлено, что успешность развития целей учебной деятельности с точки зрения экспертов изменяется в зависимости от этапа профессионального обучения в вузе и от курса обучения. Качественный анализ содержания целей учебной деятельности позволяет использовать разные классификационные признаки для дифференциации целей различия целей на разных этапах профессионального обучения (учебно-академическая и учебно-профессиональная деятельность), характер направленности целей на результаты учебной деятельности (приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, получение высшего образования и т. д.), разное отношение студентов к выбранной профессии и прочее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of Students’ Educational Activity during Studying in University

The article analyzes the development of the objectives of the students’ educational activity in the pedagogical university in the period of teaching and professional activities. The author uses the study of the problem of the professional activity systemogenesis of V. D. Shadrikov as a theoretical construct and also research goals and goal-setting problems of N. P. Ansimova. He formulated the idea that the development of the objectives of the educational activity involves changing priorities in various courses of study, the change in the coupling strength between the nature and objectives of the success of training activities, as well as expert review of the success of the educational activity of students of various courses. The author argues that the success of training in higher school is associated with the prevalence of different types of learning objectives to the students of various courses. Also it is determined that the success of the objectives of training activities from the perspective of experts varies depending on the stage of the professional training in higher school and on the course. The qualitative analysis of the content of the objectives of the educational activity allows us to use different classification criteria to differentiate purposes such as different goals at different stages of professional training (teaching and academic, educational and professional activities), character of orientation purposes on the results of the educational activity (gaining professional knowledge and skills, getting higher education, etc.), different attitudes of students to their chosen profession and etc.

Текст научной работы на тему «Содержание целей учебной деятельности студентов в период обучения в вузе»

УДК159.99

Ю. Н. Слепко

Содержание целей учебной деятельности студентов в период обучения в вузе

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-10290 «Системогенетическая концепция профессионального становления и сопровождения личности на современном этапе социально-экономического развития общества»

В статье проводится анализ развития целей учебной деятельности студентов педагогического университета в период учебно-профессиональной деятельности. В качестве теоретического конструкта автор использует исследования проблемы системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова, а также исследования проблемы цели и целеполагания Н. П. Ансимовой. Формулируется идея о том, что развитие целей учебной деятельности включает изменение приоритетных целей на разных курсах обучения, изменение силы связи между характером целей деятельности и успешностью учебной деятельности, а также экспертной оценкой успешности учебной деятельности студентов разных курсов обучения. Автор утверждает, что успешность обучения в вузе связана с преобладанием разных типов целей обучения у студентов разных курсов. Также установлено, что успешность развития целей учебной деятельности с точки зрения экспертов изменяется в зависимости от этапа профессионального обучения в вузе и от курса обучения. Качественный анализ содержания целей учебной деятельности позволяет использовать разные классификационные признаки для дифференциации целей - различия целей на разных этапах профессионального обучения (учебно-академическая и учебно-профессиональная деятельность), характер направленности целей на результаты учебной деятельности (приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, получение высшего образования и т. д.), разное отношение студентов к выбранной профессии и прочее.

Ключевые слова: цель, цели учебной деятельности, экспертная оценка, академическая успеваемость, студенты педагогического вуза.

Yu. N. Slepko

Contents of Students' Educational Activity during Studying in University

The article analyzes the development of the objectives of the students' educational activity in the pedagogical university in the period of teaching and professional activities. The author uses the study of the problem of the professional activity systemogenesis of V. D. Shadrikov as a theoretical construct and also research goals and goal-setting problems of N. P. Ansimova. He formulated the idea that the development of the objectives of the educational activity involves changing priorities in various courses of study, the change in the coupling strength between the nature and objectives of the success of training activities, as well as expert review of the success of the educational activity of students of various courses. The author argues that the success of training in higher school is associated with the prevalence of different types of learning objectives to the students of various courses. Also it is determined that the success of the objectives of training activities from the perspective of experts varies depending on the stage of the professional training in higher school and on the course. The qualitative analysis of the content of the objectives of the educational activity allows us to use different classification criteria to differentiate purposes such as different goals at different stages of professional training (teaching and academic, educational and professional activities), character of orientation purposes on the results of the educational activity (gaining professional knowledge and skills, getting higher education, etc.), different attitudes of students to their chosen profession and etc.

Keywords: a purpose, objectives of training activities, an expert review, academic performance, students of the pedagogical higher school.

Постановка проблемы

Основы успешной профессиональной педагогической деятельности закладываются в период обучения будущего педагога в вузе. Исследования, проведенные ранее [4; 5; 6; 7], показали, что в период учебно-профессионального обучения в вузе происходит интенсивное формирование основных компонентов психологической структуры субъекта труда - источников профессиональной активности человека, целей, планирования, контроля и самоконтроля профессиональной активности,

принятия решений, информационной основы деятельности и др. [6, с. 176-181].

Среди перечисленных компонентов психологической структуры субъекта труда цели профессиональной активности занимают особое место, так как, «во-первых, они задают содержание и форму того, что надо получить, во-вторых, они обеспечивают жесткую регуляцию активности в плане "удержания" ее в тех пределах, которые необходимы для достижения результата. Именно это имеют в виду, когда говорят, что цель, как закон, определяет характер и способы действия человека» [6,

© Слепко Ю. Н., 2015

с. 177-178]. Таким образом цель деятельности на этапе профессионального обучения обеспечивает представление обучающегося о содержании и формах результата обучения, регулирует его действия в направлении получения конечного результата. Этот факт связывает проблему формирования целей профессионального обучения с успешностью учебной деятельности, с необходимостью определения тех качественных (качественная определенность) и количественных (степень выраженности качества) показателей целей, которые оказывают наиболее существенное влияние на успешность не только обучения, но и вступления в самостоятельную профессиональную деятельность.

Ввиду вышесказанного в настоящей статье представлены результаты решения ряда задач. Во-первых, приводятся результаты исследования качественной характеристики целей учебной деятельности студентов педагогического вуза разных курсов обучения. Во-вторых, охарактеризовано содержание целей учебной деятельности на разных этапах профессионального обучения - учебно-академическом (1-2 курсы) и учебно-профессиональном (3-4 курсы). В-третьих, определен характер взаимосвязи успешности профессионального обучения и качественной определенности целей учебной деятельности.

Программа и методы исследования

В качестве выборки эмпирического исследования нами были обследованы студенты педагогического вуза (п=118), обучающиеся по профилю «Начальное образование». Распределение студентов по курсам обучения следующее: 1 курс - п=42 человека, 2 курс - п=24, 3 курс - п=27, 4 курс -п=25. Ввиду того, что контингент студентов, обучающихся по данному профилю представляет собой преимущественно женскую выборку, в исследовании не ставилась задача изучения половых различий в качественной и количественной определенности целей учебной деятельности.

С целью решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы и методики:

- Изучение качественной и количественной определенности целей учебной деятельности про-

изводилось методом анкетирования, когда студентам предлагалось ответить на три вопроса: «Чему бы ты хотел научиться в вузе?», «Зачем тебе это нужно?», «Чему ты уже успел научиться?». Важно отметить, что данная формулировка вопросов при изучении целей учебной деятельности была ранее апробирована в исследованиях Н. П. Ансимовой [1] при изучении представлений о целях учебной деятельности учителей и учащихся средней школы. В связи с этим можно утверждать, что форма и содержание анкетирования могут считаться надежными.

- С целью изучения успешности учебной деятельности были использованы результаты академической успеваемости (далее - АУ) студентов во время прохождения зимних и летних экзаменационных сессий.

Перейдем к анализу полученных результатов.

Анализ результатов исследования

I. Качественная характеристика целей учебной деятельности на разных курсах обучения

Изучение целей учебной деятельности со стороны их качественной определенности может быть построено в направлении анализа типов целей, которые выделяют студенты как цели-результаты обучения в вузе. Для этого мы использовали ответы в анкете на вопрос - «Чему бы ты хотел научиться в вузе?». С целью систематизации ответов студентов мы выделили четыре группы возможных целей-результатов - 1) связанные с обучением, 2) с профессиональным развитием, 3) с личностным развитием, 4) внешние по отношению к обучению в вузе и дальнейшей профессионализации.

Результаты анализа представлены в таблице 1 и на рисунке 1. В первую очередь следует отметить, что на протяжении всего периода обучения наиболее значимые цели связаны с профессиональным развитием; вторыми по значимости остаются цели личностного развития; цели обучения и внешние по отношению к профессиональному обучению цели на разных курсах обучения сменяются друг с другом по степени их значимости для студентов.

Таблица 1

Цели учебной деятельности студентов разных курсов обучения

курс Типы целей

обучение профессиональное развитие личностное развитие внешние цели

1 курс 7 79 12 1

2 курс 8 66 24 3

3 курс 0 84 16 0

4 курс 5 58 29 8

Примечание. В ячейках указан процент разных типов целей из всех целей, выделенных испытуемыми.

Рисунок 1. Динамика значимости целей учебной деятельности студентов разных курсов обучения

Далее следует отметить, что на протяжении всего периода обучения сменяется не абсолютная значимость целей, а их относительная роль для студентов на разных курсах. Так, с первого по второй курс более чем в два раза снижается значимость целей профессионального развития; при этом на втором курсе обучения не наблюдается существенного роста остальных типов целей. Это можно объяснить тем, что относительное число целей, которые ставят студенты, также снижается. Таким образом, высокая значимость целей профессионального развития на первом курсе обучения может быть объяснена высокими ожиданиями студентов-первокурсников от возможности заниматься избранной профессиональной деятельностью. При этом резкое снижение их значимости на втором курсе может быть объяснено принятием необходимости специального обучения для этого, незначительным ростом внешних по отношению к обучению целей, а также ростом целей личностного развития.

II. Содержание целей учебной деятельности на разных этапах профессионального обучения -учебно-академическом (1-2 курсы) и учебно-профессиональном (3-4 курсы)

Продолжая анализ, следует отметить и тот факт, что в обнаруженной динамике целей учебной деятельности наблюдаются качественные изменения, соотносимые с тем, что в профессиональном обучении студентов сменяются два этапа - учебно-академического и учебно-профессионального развития. В исследованиях Ю. П. Поваренкова [5; 6] было установлено, что на третьем курсе профессионального обучения наблюдается качественная перестройка всех компонентов психологической структуры субъекта труда; в частности, увеличение объема педагоги-

ческой практики, опробование своих сил, знаний, умений в условиях реального педагогического процесса приводит к пересмотру студентом своей педагогической позиции, пониманию недостаточности имеющихся знаний и пр. Однако, ввиду того, что исследованные студенты обучаются по четырехлетней образовательной программе бакалавриата, педагогическая практика, предполагающая интенсивное включение в школьный образовательный процесс, начинается уже в конце четвертого - начале пятого семестров обучения. В связи с этим можно предположить, что изменения, описанные нами в отношении динамики значимости целей учебной деятельности, являются следствием качественных изменений в психологической структуре субъекта труда. В настоящей статьи мы не ставили отдельной задачи исследовать причины этого, однако данный вопрос остается крайне актуальным.

III. Характер взаимосвязи успешности профессионального обучения и качественной определенности целей учебной деятельности

Дальнейший анализ полученных результатов направлен на оценку связи успешности профессионального обучения и качественной определенности целей учебной деятельности студентов. Для оценки этой связи мы воспользовались результатами подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Это дает нам возможность оценить силу и значимость связи академической успеваемости студентов со значимостью разных целей, представляемых ими на разных курсах обучения.

Итак, корреляционный анализ показал, что на первом курсе обучения академическая успеваемость не имеет статистически значимых связей со значимостью для студентов тех или иных це-

лей учебной деятельности. Это можно объяснить тем, что на первом курсе студенты сохраняют привычную для них школьную идентичность и стремятся максимально эффективно реализовать академическую деятельность. Это выражается, в частности, в том, что на первом курсе наблюдается наиболее высокая успеваемость (Мх=4,61), которая достаточно существенно снижается на втором курсе (Мх=4,05). То есть, с одной стороны, цели учебной деятельности на первом курсе обучения соответствуют пониманию студентами учебной деятельности, какой она была в период школьного обучения. С другой стороны, для студентов первого курса цели профессионального развития максимально значимы. А отсутствие значимой связи между успешностью обучения и целями профессионального развития, как и другими целями, может говорить о рассогласовании ожиданий от начала профессионального обучения и той деятельностью, которой студенты начали заниматься.

Продолжая анализ, отметим, что на втором курсе обучения наблюдается статистически значимая связь академической успеваемости и двух типов целей - профессионального развития и внешних по отношению к обучению целей. В первом случае мы наблюдаем статистически значимую отрицательную связь: г= -0,44 при р<0,05; во втором - положительную: -г= 0,35 при р<0,05. Отрицательную связь успеваемости и значимости целей профессионального развития можно объяснить как снижением абсолютной значимости последних (более чем в два раза), так и достаточно заметным снижением академической успеваемости (с Мх=4,61 на первом курсе до Мх=4,05 на втором курсе). Чем более значимы для студентов цели профессионального развития, тем более низкие показатели успеваемости они имеют. Учитывая, что цели профессионального развития (стать хорошим педагогом, профессионалом, научиться методике преподавания, правильному общению с субъектами образования и пр.) в большей степени ориентированы на образ будущей профессиональной деятельности, их значимость может мешать успешной реализации целей-результатов обучения, которые ориентируют студентов на достижение актуальных результатов обучения в вузе. Таким образом, можно предположить, что сверхмотивированность студента на образ будущей профессии может мешать решению актуальных для конкретной ситуации обучения задач.

При этом интересна обнаруженная положительная взаимосвязь между успеваемостью и значимостью внешних по отношению к учебе целей (г=0,35 при р<0,05). На втором курсе обучения значимость этого типа целей незначительно повышается; однако в общем количестве по-разному значимых для студентов целей они занимают последнее место, поэтому говорить о влиянии роста их значимости на успеваемость нельзя. Также стоит еще раз указать, что академическая успеваемость большинства студентов на втором курсе снижается. В связи с этим можно предположить, что положительная роль внешних целей обучения важна только для тех студентов, которые, в отличие от большинства, повышают уровень своей успеваемости.

На третьем курсе обучения нами была установлена статистически значимая положительная связь академической успеваемости и значимости для студентов целей профессионального развития: г=0,33 при р<0,05. С остальными типами целей такой связи обнаружено не было. Обнаруженную связь можно объяснить следующим. Прежде всего мы можем наблюдать снижение значимости остальных целей по сравнению с целями профессионального развития. Студенты, прошедшие первую педагогическую практику в полноценном статусе учителя, проводящего учебные занятия с учащимися, начинают перестраивать свое отношение к профессии и понимают, каких знаний, умений и навыков им недостаточно для успешной реализации в статусе учителя. В связи с этим наблюдается рост академических достижений, который может обеспечить студентам решение этой учебно-профессиональной задачи.

На четвертом курсе обучения ситуация вновь изменяется и мы обнаруживаем положительную статистически значимую связь академической успеваемости уже с целями личностного развития, тогда как с остальными типами целей такой связи нет. Это также может быть объяснено тем, что значимость целей личностного развития вырастает практически в два раза в сравнении с третьим курсом; также наблюдается резкий рост значимости внешних по отношению к обучению целей. Таким образом, рост академической успеваемости связан с повышением значимости для студентов целей, не связанных ни с обучением, ни с профессиональным развитием. Наоборот, значимость целей личностного развития (жизненный успех, самостоятельность, знания для жизни и пр.) обеспечивает рост академической

успешности студента. Данный результат хорошо соотносится с результатами проведенного совместно с Ю. П. Поваренковым исследования личностных черт студентов педагогического вуза [7]. В нем было установлено, что успешность учебной деятельности связана с такими чертами личности, а также ценностными ориентациями, которые ориентируют студента на решение задач личной жизни, тогда как профессионально ориентированные студенты имеют обычно более низкие академические достижения. Соответственно, и в настоящем исследовании мы обнаруживаем схожую взаимосвязь: студенты, для которых учебная деятельность на завершающем курсе обучения значима в плане решения задач личностного развития, имеют наиболее высокие показатели академической успеваемости. В свою очередь, значимость целей профессионального развития не обеспечивает таких студентов достижениями в академической деятельности.

Резюме. Проведенное исследование целей учебной деятельности в период обучения в вузе позволяет нам сформулировать ряд выводов:

1. Исследуя цели-результаты как представления студентов о достижениях в учебной деятельности, мы установили, что на каждом курсе обучения наблюдается собственная динамика изменения значимости последних. При этом, конечно, наиболее значимыми на протяжении всего периода обучения являются цели профессионального развития. Однако данный результат нельзя считать окончательным по ряду причин. Во-первых, для проверки надежности утверждения о высокой профессиональной ориентированности исследованных студентов необходим дополнительный анализ мотивов учебной деятельности, учебно- и профессионально важных качеств и других компонентов учебной деятельности, которые могли бы подтвердить или опровергнуть предположение о действительно высокой значимости целей профессионального обучения. Во-вторых, полученный результат определяется несовершенством использованного метода анкетирования, что также требует проведения дополнительного исследования.

2. В ходе анализа полученных результатов мы установили, что представления студентов о целях-результатах обучения различаются на этапе учебно-академического и учебно-профессионального развития. Это подтверждает высказанные неоднократно в исследованиях Ю. П. Поваренкова утверждения о наличии качественных различий в психологической структуре

субъекта профессионального развития на двух указанных этапах обучения.

3. Важная информация была получена нами при анализе взаимосвязи успешности обучения и значимости отдельных типов целей для студентов разных курсов. Обнаруженные взаимосвязи позволили подтвердить полученные ранее результаты исследования профессионального развития студентов и предположить, что развитие целей учебной деятельности может быть объяснено в рамках теории профессионального становления и реализации личности Ю. П. Поваренкова [6].

4. Между тем полученные в исследовании результаты должны быть подвергнуты дальнейшему анализу как в плане уточнения представлений о содержании целей учебной деятельности на разных курсах обучения, так и в плане связи этого компонента психологической структуры деятельности с другими компонентами, в частности, с мотивами учебной деятельности.

Библиографический список

1. Ансимова, Н. П. Представления о целях учебной деятельности у учителей и учащихся средней школы [Текст] / Н. П. Ансимова // Ярославский педагогический вестник. - 2001. - № 1. - С. 57-63.

2. Ансимова, Н. П. Психология постановки учебных целей [Текст] / Н. П. Ансимова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2006. - 267 с.

3. Мазилов, В. А. Новые перспективы психологии деятельности [Текст] / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 162-163.

4. Поваренков, Ю. П. Оценка эффективности педагогической деятельности [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко. - Ярославль : ЯГПУ 2011. - 167 с.

5. Поваренков, Ю. П. Психологическая структура субъекта профессионального пути [Текст] / Ю. П. Поваренков // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008. - Т. 1. - № 2. -С. 139-144.

6. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Саратов : СГСЭУ 2013. - 400 с.

7. Поваренков, Ю. П. Противоречия в развитии личностных черт педагога в период учебно-профессиональной деятельности [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 2. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 174-180.

8. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 464 с.

9. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 2007. - 192 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Ansimova, N. P. Predstavlenija o celjah uchebnoj dejatel'nosti u uchitelej i uchashhihsja srednej shkoly [Tekst] / N. P. Ansimova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2001. - № 1. - S. 57-63.

2. Ansimova, N. P. Psihologija postanovki uchebnyh celej [Tekst] / N. P. Ansimova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2006. - 267 s.

3. Mazilov, V. A. Novye perspektivy psihologii dejatel'nosti [Tekst] / V A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Voprosy psihologii. - 2015. - № 1. - S. 162-163.

4. Povarenkov, Ju. P. Ocenka jeffektivnosti pedagog-icheskoj dejatel'nosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov, Ju. N. Slepko. - Jaroslavl' : JaGPU, 2011. - 167 s.

5. Povarenkov, Ju. P. Psihologicheskaja struktura sub#ekta professional'nogo puti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo

gumanitarnogo universiteta. - 2008. - T. 1. - № 2. -S. 139-144.

6. Povarenkov, Ju. P. Problemy psihologii professional'nogo stanovlenija lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov. -Saratov : SGSJeU, 2013. - 400 s.

7. Povarenkov, Ju. P. Protivorechija v razvitii lich-nostnyh chert pedagoga v period uchebno-professional'noj dejatel'nosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov, Ju. N. Slepko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 2. - Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 174-180.

8. Shadrikov, V. D. Psihologija dejatel'nosti cheloveka [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2013. - 464 s.

9. Shadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza profes-sional'noj dejatel'nosti [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Logos, 2007. - 192 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.