Научная статья на тему 'Развитие способности к эмпатии в процессе обучения иностранным языкам в медицинском вузе'

Развитие способности к эмпатии в процессе обучения иностранным языкам в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

288
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ / MORAL PRINCIPLES / MORAL AND ETHICAL TRAITS / HIGHER MEDICAL EDUCATION / EMPATHIC ABILITIES / FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Торубарова И. И.

В статье обсуждается проблема формирования нравственной и духовной личности медицинских работников в образовательном пространстве медицинского вуза, уделяется большое внимание развитию у будущих врачей способности к эмпатии на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHY DEVELOPMENT IN FOREIGN LANGUAGE CLASSROOM IN MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article discusses problems connected with the formation of moral and ethical traits important for health care professionals within the framework of academic curriculum in higher medical education. The importance of foreign language as a subject to develop empathic ability is pointed out.

Текст научной работы на тему «Развитие способности к эмпатии в процессе обучения иностранным языкам в медицинском вузе»

УДК 37.025.3

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ЭМПАТИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

И. И. Торубарова

Воронежская государственная медицинская академия

Поступила в редакцию 24 июня 2013 г.

Аннотация: в статье обсуждается проблема формирования нравственной и духовной личности медицинских работников в образовательном пространстве медицинского вуза, уделяется большое внимание развитию у будущих врачей способности к эмпатии на занятиях по иностранному языку. Ключевые слова: моральные принципы, нравственная культура, гуманитарный аспект медицинского образования, эмпатические способности, иностранный язык как учебный предмет в медицинском вузе.

Abstract: the article discusses problems connected with the formation of moral and ethical traits important for health care professionals within the framework of academic curriculum in higher medical education. The importance of foreign language as a subject to develop empathic ability is pointed out.

Key words: moral principles, moral and ethical traits, Higher Medical Education, empathic abilities, foreign languages.

Представители медицинской профессии имеют особый статус в любом обществе, и, помимо профессиональных, к ним предъявляются высокие морально-этические требования. Как отмечается в «Этическом кодексе российского врача», утвержденном IV конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994, «врач должен уважать честь и достоинство пациента. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны врача недопустимы... Врач должен строить отношения с пациентом на основе взаимного доверия и взаимной ответственности. Врач не должен обещать невыполнимое и обязан выполнять обещанное» [1]. В статье 1 проекта Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации от 26 октября 2012 года указывается, что «миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических, моральных и деонтологических принципах. Эти требования остаются незыблемыми даже после смерти человека» [2].

Для того чтобы успешно выполнять данную миссию, врачи и медсестры должны обладать не только профессиональными компетенциями, позволяющими им оказывать медицинскую помощь пациентам на должном уровне, но и соответствующими личностными характеристиками, обеспечивающими взаимоотношения с пациентами на вышеназванных принципах. Сегодня общепризнано, что профессионализм медицинского работника, помимо знаний и умений в

© Торубарова И. И., 2013

области диагностики, лечения и профилактики болезней, включает систему понятий и представлений врача, основанных на моральных принципах. Более того, моральная составляющая, нравственная культура являются основой профессии, качествами, определяющими профессионализм врача.

К сожалению, как отмечают многие исследователи, за последнее время в обществе сложилась ситуация, когда медицина утратила свой гуманистический смысл и содержание [3; 4; 5; 6]. В специальной литературе также указывается, что в наше время становятся очевидны дегуманизация медицины, деперсонализация больных, снижение авторитета врача [7; 8]. Следовательно, можно заключить, что идеи гуманизации и гуманитаризации, столь актуальные для высшего образования в настоящий момент, недостаточно внедрены в систему высшего медицинского образования, а углубление гуманитарной подготовки будущих медиков могло бы способствовать решению данных проблем.

Гуманитарное знание, как отмечается в Распоряжении Правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» [9], несет в себе огромный морально-этический смысл, формирует гуманистическое сознание личности. В отечественной педагогической традиции (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А. А. Дер-кач, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин) формирование гуманистического сознания современного специалиста признается обязательным компонентом профессионализма любого специалиста, наряду с развитием системы ценностных отношений, морально-нравственных качеств и пр. [10; 11; 12; 13]. Медицина как

наука, сочетающая в себе естественное и гуманитарное знание, на протяжении всего своего существования имела гуманитарный контекст. В самом широком смысле гуманитарный аспект медицинского образования включает рассмотрение проблем взаимоотношения с пациентами, членами их семей и коллегами, вопросов медицинского права, проблем целостного подхода в профилактике и лечении заболеваний, вопросов влияния научных открытий на безопасность и улучшение здоровья человека, проблем обмена передовым профессиональным опытом. Таким образом, гуманизация высшего медицинского образования, целью которой выступает формирование нравственно и духовно развитой личности врача, в современных условиях становится актуальной педагогической проблемой.

Иностранный язык как обязательная учебная дисциплина в медицинском вузе имеет вполне определенные возможности для ее решения. Процесс обучения иностранному языку может способствовать развитию морально-нравственных качеств личности врача, наряду с влиянием общества, традиций, религиозных убеждений человека и пр. Как отмечается в методической литературе, иностранный язык, будучи гуманитарной дисциплиной, обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом, что позволяет в ходе его изучения развивать и совершенствовать нравственные качества личности студентов [14; 15].

Среди особо важных личностных характеристик, необходимых для успешной профессиональной деятельности врача, в психологической литературе называются терпение, упорство и настойчивость, почтительность, скрупулезность, коммуникабельность,

сочувствие и сопереживание [7; 8]. Особое значение в данном ряду профессионально-значимых качеств личности врача занимает эмпатия. Сопереживание, или эмпатия, понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям [16]. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям свидетельствует о высоком уровне развития гуманистических ценностей личности, без которых невозможна ее полная самореализация. Поэтому развитие эмпатии, сопровождающее личностный рост человека, становится одним из ведущих признаков развития личности и обязательным компонентом в содержании профессиональной подготовки врача.

В связи с этим представляется интересным выяснить уровень развития способности к эмпатии у студентов медицинского вуза. Для этого нами была использована методика диагностики уровня эмпати-ческих способностей В. В. Бойко, состоящая из 36 предложений-утверждений, на каждый из которых студенты должны были прореагировать, выразив свое согласие / несогласие [17]. Студенты должны были выразить свое отношение к таким высказываниям, как: «Я расстраиваюсь, когда вижу плачущего человека», «Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены», «Я больше доверяю доводам своего рассудка, чем интуиции» и т.д. В исследовании принимали участие студенты 1-4 курсов лечебного, педиатрического, фармакологического, стоматологического факультетов, Института сестринского образования (ИСО ССО) Воронежской государственной медицинской академии. Полученные после обработки анкет результаты сведены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Уровень развития способности к эмпатии у студентов медицинского вуза

Пол Очень низкий Низкий Средний Высокий

кол-во испытуемых % кол-во испытуемых % кол-во испытуемых % кол-во испытуемых %

Лечебный факультет

Муж. - - 6 15 9 23 - -

Жен. - - 9 23 12 31 3 8

Педиатрический факультет

Муж. - - - - 3 9 - -

Жен. 3 9 3 9 21 64 3 9

Фармацевтический факультет

Муж. - - 3 14 6 29 - -

Жен. 3 14 6 29 3 14 - -

Стоматологический факультет

Муж. - - 6 22 - - 3 11

Жен. 3 11 6 22 9 33 - -

ИСО ССО

Муж. - - - - 6 75 - -

Жен. - - 2 25 - - - -

И. И. Торубарова

Анализ результатов опроса показал, что, несмотря на то что студенты обучаются на разных курсах и факультетах, общим у будущих медицинских работников является выраженность эмпатических тенденций, в основном, на низком и среднем уровнях.

Для исследования возможности влияния занятий по иностранному языку на развитие чувства эмпатии было организовано экспериментальное обучение, которое проходило в течение одного учебного года. Оно предполагало реализацию в учебном процессе специально разработанной программы обучения, предусматривающей использование на занятиях по иностранному языку, помимо основного содержания обучения иностранным языкам, иноязычных упражнений разных типов, стимулирующих студентов к высказыванию своего мнения по вопросам морально-этической направленности, оценке поведения врача в той или иной реальной или потенциальной профессиональной ситуации.

Так, на занятии по теме «Стадии профилактики болезней полости рта» ("Levels of dental preventive care") студентам сначала было предложено ознакомиться с текстом о первичной, вторичной и третичной профилактике болезней полости рта, методах их предупреждения и лечения. По ходу чтения они должны были заполнить таблицу, выбрав основные сведения о превентивной стратегии на каждом этапе (познавательно-поисковое задание на извлечение основной информации и представление ее в образно-схематическом виде). Затем, получив дополнительную информацию об обязанностях стоматолога и пациента на каждом этапе, которая на этот раз была представлена в сжатом виде в форме таблицы, студенты должны были рассказать о том, что делает врач и что делает пациент на каждом этапе (познавательно-поисковое задание на перекодирование образно-схематической информации в вербальную). После этого им предлагалось задание с опорой на картинку разыграть ситуацию «На приеме у стоматолога» (ролевая игра).

Данная традиционная последовательность учебных действий студентов была дополнена профессионально-ориентированными деловыми играми-симуляциями, такими как: «Как правильно ухаживать за полостью рта» (стоматолог должен был «выступить» перед подростками в школе, роли которых играют

студенты группы); «Мой лучший друг - зубная щетка» (стоматолог в детском саду) и др. При этом часть студентов играла роль «экспертов», которые должны были оценить профессиональное поведение врача по следующим параметрам: «коммуникабельность», «уверенность», «убедительность», «внимательность к пациенту», «доверительность», - одновременно заполняя таблицу.

Заключительный этап работы по теме был посвящен коллективному обсуждению поведения стоматологов в разных ситуациях (дискуссия). Исходя из собственного жизненного опыта, студенты активно высказывали свое мнение, приводили примеры различных ситуаций, давали оценку поведения врачей, порой излагая противоположные точки зрения и проявляя неподдельный интерес к морально-нравственным аспектам поведения врача.

Данные задания не только развивают иноязычную коммуникативную компетенцию будущих медицинских работников, но и способствуют овладению интеллектуальными умениями извлечения информации, ее систематизации и обобщения, сжатия и развертывания и др. Эти умения в контексте современных интерпретаций профессионализма признаются особо значимыми, поскольку являются универсальными, необходимыми для самостоятельной работы с информацией для всех специалистов.

В целом смещение акцента в профессионально-ориентированном иноязычном общении будущих медиков с сугубо специальных тем («диагностика», «лечение», «профилактика») на проблемы этики взаимоотношений с пациентом, привлечение внимания студентов к поведению врача в различных ситуациях профессионального общения, не может не сказаться положительным образом на развитии чувства сопереживания, внимания к другим людям, ответственного отношения к собеседнику (пациенту), т.е. на тех компонентах, из которых и складывается понятие эмпатии. Как свидетельствуют данные, полученные на заключительном этапе эксперимента, использование иноязычных заданий, направленных на обсуждение морально-этических проблем поведения врача в экспериментальных группах, была отмечена устойчивая тенденция к положительной динамике в развитии чувства эмпатии будущих врачей (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Результаты экспериментального обучения в группах стоматологического факультета

Пол Очень низкий Низкий Средний Высокий

кол-во испытуемых % кол-во испытуемых % кол-во испытуемых % кол-во испытуемых %

Муж. - - 3 11 3 11 3 11

Жен. - - - - 15 56 3 11

Результаты исследования, приведенные в таблицах 1 и 2, позволяют получить данные в отношении уровня развития эмпатии у мужчин и женщин. У испытуемых мужского пола до эксперимента наблюдались низкий (22 %) и высокий (11 %) уровни выраженности эмпатических тенденций; после проведения эксперимента - низкий (11 %), средний (11 %) и высокий уровни (11 %). У испытуемых женского пола до эксперимента отмечались очень низкий (11 %), низкий (22 %) и средний (33 %) уровни выраженности эмпатических тенденций; после эксперимента - средний (56 %) и высокий уровни - (11 %).

Таким образом, можно заключить, что иностранный язык как учебный предмет в медицинском вузе обладает большими возможностями для развития профессионально-значимых качеств личности будущего врача. Специальным образом организованная учебная иноязычная деятельность ориентирует студентов на осознание проблем во взаимоотношениях врача и пациента, позволяет развивать их рефлексивные умения оценивать собственное поведение в ситуациях профессионального общения, формировать стереотипы позитивного отношения к участникам процесса общения, способствовать развитию качеств сопереживания, способности к участию и эмпатии, помогает усвоению духовно-нравственных ценностей, в целом, развивает профессионально-личностную культуру студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Режим доступа: http://www.med-pravo.ru/Ethics/ EthCodRF.htm

2. Режим доступа: http://www.medvestnik.ru/articles/ kodeks_professionalnoy_ etiki_vracha_rossiyskoy_federa-cii_proekt/

3. Зорин К. В. Проблемы духовной культуры врача/ К. В. Зорин, Н. В. Кудрявая, Р. П. Ловелле // Актуальные вопросы педагогики в современной медицинской высшей школе. - М. : ММСИ, 1999. - С. 9-11.

4. Косарев И. И. Гуманизация педагогического процесса в системе высшего медицинского образования / И. И. Косарев // Здравоохранение РФ. - 1993. - № 6. - C. 21-24.

5. Кропачева М. Л. Приобщение студентов медицинского вуза к профессиональной этико-деонтологи-

Воронежская государственная медицинская академия

Торубарова И. И., преподаватель кафедры иностранных языков

E-mail: irinatаrub@mail.ru

Тел.: 8-915-587-71-79

ческой культуре (на материале преподавания гуманитарных дисциплин) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Л. Кропачева. - Ижевск, 2012. - 23 с.

6. Третьяк С. В. Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования (на материале преподавания иностранного языка в медицинском вузе) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. В. Третьяк. - Волгоград, 2002. - 22 с.

7. Соловьева С. Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача / С. Л. Соловьева. -СПб. : ГОУВПО СПбГМА им. И. И. Мечникова, МЗ РФ, 2001. - 110 с.

8. Тюльпин Ю. Г. Медицинская психология / Ю. Г. Тюльпин. - М. : Медицина, 2004. - 320 с.

9. Режим доступа: http://www.referent.ru/1/173627

10. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К. А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. - М. : Наука, 1982. - С. 240-257.

11. Бодалев A. A. О коммуникативном ядре личности / А. А. Бодалев // Советская педагогика. - 1990. - № 5. - С. 77-81.

12. Деркач A. A. Акмеология : пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. - М.: РАУ, 1993. - 32 с.

13. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.

14. Методические рекомендации по преподаванию иностранных языков в медицинских и фармацевтических вузах / Л. А. Татаринова [и др.]. - М. : ФГОУ ВУнМц Росздрав, 2007. - 61 с.

15. Торубарова И. И. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» в медицинском вузе / И. И. Торубарова // Вестник ВГУ Серия : Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - № 2. - С. 182186.

16. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М. : Олма-пресс, 2004. - 672 с.

17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. -Самара : БАХРАХ-М, 1998. - 672 с.

Voronezh State Medical Academy

Torubarova I. I., Lecturer of the Foreign Languages Department

E-mail: irinatаrub@mail.ru

Ш: 8-915-587-71-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.