ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
И.И. Торубарова, старший преподаватель
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (Россия, г. Воронеж)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11300
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетенции специалистов-медиков и роль иностранного языка в этом процессе. В современных условиях вызовов, стоящих перед здравоохранением, наибольшее значение приобретает не просто получение знаний и выработка умений, а формирование ключевых компетенций будущих работников здравоохранения. Статья обращает внимание на то, что иностранный язык как обязательный учебный предмет в медицинском вузе обладает большими возможностями для развития профессионально-значимых качеств личности будущего врача.
Ключевые слова: медицинское образование, профессиональная компетентность, профессионально-значимые качества будущих работников здравоохранения.
Развитие системы здравоохранения в современных условиях является актуальной проблемой не только в нашей стране, но и в мире. Многие исследователи отмечают, что в начале 21 века недостатки и неравенства угрожающего масштаба существуют в системе здравоохранения как внутри стран, так и между ними, подчеркивая всеобщую несостоятельность процесса справедливого распределения и пользования колоссальными научными достижениями в сфере медицинских услуг [1]. Кроме того, возникают новые трудности, приобретающие угрожающие масштабы. На фоне стремительных изменений демографического и эпидемиологического характера, возникают новые факторы риска, связанные с инфекционными заболеваниями, окружающей средой, поведением индивидуумов. Мировые системы здравоохранения прилагают огромные усилия в борьбе с этими проблемами, которые, становясь все более сложными и затратными, предъявляют к работникам здравоохранения дополнительные требования. Профессиональное образование не выдерживает темп, заданный этими вызовами, в силу неактуальности, фрагментарности и статичности учебных программ, которые производят плохо подготовленных специалистов. Данные вызовы имеют
системный характер: несоответствие компетенций, формируемых в процессе подготовки, нуждам пациентов и населения в целом; недостаточное взаимодействие участников системы; постоянная гендер-ная стратификация профессионального статуса; очень узкая формальная ориентированность на проблеме без широкого контекстуального понимания и т.п.
Реконструкция системы профессионального медицинского образования стала насущной и своевременной. Её необходимо проводит с учетом взаимного обучения и принятия совместных решений; эта необходимость обусловлена глобальной взаимозависимостью систем разных стран, возникающей в результате ускорения потоков знаний, технологий, финансов через границы, миграции пациентов и специалистов здравоохранения.
В январе 2010 года начала свою работу глобальная независимая Комиссия «Образование работников системы здравоохранения в 21 веке», в состав которой входили 20 экспертов системы практического здравоохранения и медицинского образования из разных стран [2]. Они разработали совместный взгляд на проблему и стратегию ее решения для системы высшего медицинского, сестринского образование и общественного здравоохранения вне на-
циональных границ и индивидуальных профессиональных барьеров.
Комиссия выдвинула требование о том, что все медицинские специалисты во всех странах должны получить такое образование, чтобы уметь мобилизовать свои знания, развивать критическое мышление и культивировать этическое поведение. Они должны стать компетентными участникам системы здравоохранения, в центре которой находится пациент и население (пациент-ориентированный и популяционно-ориентированный подходы), действовать в рамках своей собственной ответственности, как члены глобальной общей команды. Конечная цель - обеспечить всеобщий доступ к высококачественному всеобщему обслуживанию, которое значительно приблизить возможность обеспечения равенства в вопросах здравоохранения как внутри отдельной взятой страны, так и между странами.
Реализация этих задач требует внедрения ряда образовательных и организационных реформ, которые должны осуществляться под знаком двух предполагаемых результатов: трансформационное обучение и взаимозависимость в образовании. Эффективное образование строит каждый последующий уровень на основе предыдущего. Значимый результат трансформационного обучения - это, во-первых, переход от фактического запоминания к поиску, анализу и синтезу информации для принятия решений; от стремления приобрести профессиональную квалификацию к достижению ключевых компетенций, позволяющих эффективно работать в команде в системе здравоохранения; от некритического принятия образовательных моделей к творческой адаптации глобальных ресурсов и дальнейшему их применению в национальных и региональных условиях.
Взаимозависимость, как ключевой элемент системного подхода, означает отход от изоляции и гармоничные взаимоотношения между институтами в системе медицинского образования и здравоохранения; переход от отдельно-функционирующих учреждений к объединениям и ассоциациям; от замкнутости на внутри-институциональных проблемах к исполь-
зованию глобальных потоков учебного материала, образовательных ресурсов и инноваций. Эффективное обучение - это основополагающий элемент высококачественных услуг, направленных на улучшение здоровья населения.
В современных условиях проблем и трудностей, стоящих перед здравоохранением, наибольшее значение приобретает формирование ключевых компетенций у будущих специалистов здравоохранения, а не просто получение знаний и выработка умений. Студенты должны получить установку на обучение в течение всей жизни. Учебные программы должны быть нацелены на результат, отслеживаемый с помощью оценки полученных компетенций, способности интегрировать знания и умения, гибкой индивидуализации учебного процесса; они должны включать компоненты обучения по выбору для студентов и развивать культуру критической оценки. Все это поможет сформировать у будущих специалистов здравоохранения чувство социально ответственного профессионализма.
Профессионально-значимые качества (ПЗК) специалиста - это его личные качества, применяемые им в процессе профессиональной деятельности, и влияющие на ее эффективность. Многие специалисты занимались проблемой изучения профессионально-значимых качеств работников здравоохранения и рассматривали процесс формирования специалиста «как двуединый процесс», состоящий из развития умений и навыков, с одной стороны, и профессионально-значимых личностных характеристик специалиста, с другой стороны [3].
К ПЗК относят компетентность, ответственность, креативность, эмпатия, коммуникабельность, высокий интеллект, эмоциональная устойчивость, организаторские способности, коммуникативную компетентность [4; 5; 3]. По данным социологического исследования ПЗК студентов-медиков, будущих специалистов хирургического и терапевтического профилей, среди морально-этических качеств наиболее значимыми, по мнению экспертов-хирургов, является способность рабо-
тать в коллективе, для экспертов-терапевтов - «культура речи», т.е. коммуникативная способность [6].
Хорошие коммуникативные навыки считались чрезвычайно важными для практикующих врачей в западном мире на протяжении десятилетий, а также в настоящее время [7]. Практика позитивной коммуникации в медицинской профессии является неотъемлемой частью развития значимых и заслуживающих доверия отношений между врачами и пациентами и, таким образом, выгодна им обоим.
Т.И Бирюкова в своей работе, посвященной формированию личностных ком-петентностей студентов-медиков отмечает особую роль дисциплины «иностранный язык» в формировании «личностно и социально значимых свойств будущих специалистов» [4].
Иностранный язык как дисциплина, обязательная для изучения в российских медицинских вузах, является средством развития общекультурных компетенций. Кроме того, ИЯ становится также инструментом развития профессиональной компетенции [8], так как может в значительной степени способствовать развитию профессионально-значимых качеств личности будущих медицинских работников [9; 10].
Общение на иностранных языках, как и общение на родном языке, предполагает развитие основных коммуникативных навыков: оно основано на способности понимать, выражать и интерпретировать понятия, мысли, чувства, факты и мнения как
в устной, так и в письменной форме (аудирование, говорение, чтение и написание) в соответствующем диапазоне социальных и культурных контекстов (в сфере образования и профессиональной подготовки, работы, дома и отдыха) в соответствии со своими потребностями. Общение на иностранных языках требует также межкультурного понимания и взаимодействия.
Специальным образом организованная учебная иноязычная деятельность ориентирует студентов на осознание проблем во взаимоотношениях врача и пациента, позволяет развивать их рефлексивные умения оценивать собственное поведение в ситуациях профессионального общения, формировать стереотипы позитивного отношения к участникам процесса общения, способствовать развитию качеств сопереживания, способности к участию и эмпа-тии, помогает усвоению духовно-нравственных ценностей, в целом, развивает профессионально-личностную культуру студентов. Иностранный язык как учебный предмет в вузе может внести существенный вклад в развитие коммуникативной толерантности, тем самым способствуя развитию сущностных профессиональных качеств врача, выполнению задач, стоящих перед высшей школой по подготовке современного специалиста [9; 10].
Таким образом, можно заключить, что иностранный язык как учебный предмет в медицинском вузе обладает большими возможностями для развития профессионально-значимых качеств личности будущего врача.
Библиографический список
1. Frenk J.et al. Health professionals for a new century: transforming education to strengthen health systems in an interdependent world // The Lancet. - 2010. - Vol. 376. - № 9756. -Р. 1923-1958.
2. Bhutta Z. et al. Education of health professionals for the 21st century: a global independent Commission. - April 03, 2010. - Vol. 375, issue 9721. - P. 1137-1138. DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(10)60450-3
3. Четверикова Н.П. Профессиональные и личностные качества медицинских сестёр-менеджеров / Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2014». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2014/article/2014005108 (дата обращения: 12.04.2019).
4. Бирюкова Т.И. Формирование личностных компетентностей студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка. Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск. -2009. - 213 с.
5. Тихонова Т.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в медицинском училище. Автореф. дисс. к.пед.наук. Москва. - 2008. - 27 с.
6. Доника А.Д. Комплексный анализ формирования профессионально значимых качеств у студентов-медиков. Автореф. дисс. канд.мед.наук. Волгоград. - 2005. - 25 с.
7. Ranjan P. et al. How can doctors improve their communication skills? // Journal of clinical and diagnostic research. - 2015. - №9(3). - P.1-4. doi: 10.7860/JCDR/2015/12072.5712
8. Кузьмина Л.Г. ИЯ в современной парадигме ВО: стратегия перемен: монография. Воронеж: Издательский дом ВГУ. - 2014. - 182 с.
9. Торубарова И.И. Коммуникативная толерантность как профессионально-значимая характеристика личности студента-медика // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.10. - №3-2. - С. 70-72.
10. Stebletsova A.O., Torubarova I.I. Empathy development through ESP: a pilot study // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. - 2017. - № 16. - P. 237-249.
FOREIGN LANGUAGE AS A DEVELOPMENT TOOL OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE MODERN MEDICAL EDUCATION
I.I. Torubarova, Senior Lecturer Voronezh Burdenko State Medical University (Russia, Voronezh)
Abstract. The article deals with the problem of forming the professional competence of medical specialists and the role of a foreign language in this process. In modern conditions of the challenges facing health care, the greatest importance is not only the acquisition of knowledge and the development of skills, but the formation of key competencies of future health workers. The article draws attention to the fact that a foreign language as a compulsory academic subject in a medical school has great potential for the development ofprofessionally significant personal qualities of a future doctor.
Keywords: medical education, professional competence, professionally significant qualities of future healthcare workers.