Научная статья на тему 'Развитие способностей в детской проектной деятельности'

Развитие способностей в детской проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варенцова Наталья Сергеевна

Концепция развития детских способностей как инструмента анализа культуры складывалась на протяжении длительного времени под руководством таких психологов, как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. В качестве инструмента анализа культуры выступают общие способности, которые формируются по мере развития ребенка. Сущность развития ребенка по Л. С. Выготскому заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение средствами психологической деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами. Эти средства не только изменяют отношение человека с миром, но и позволяют воздействовать на самого себя. Культурные средства, которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие способностей в детской проектной деятельности»

Н.С.Варенцова

Развитие способностей в детской проектной деятельности

Варенцова Наталья Сергеевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО.

Концепция развития детских способностей как инструмента анализа культуры складывалась на протяжении длительного времени под руководством таких психологов, как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. В качестве инструмента анализа культуры выступают общие способности, которые формируются по мере развития ребенка. Сущность развития ребенка по Л. С. Выготскому заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение средствами психологической деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами. Эти средства не только изменяют отношение человека с миром, но и позволяют воздействовать на самого себя. Культурные средства, которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий.

Экспериментальное исследование, направленное на изучение детской субъектности в проектной деятельности, проходило в ГОУ ЦРР - д/с № 1018 СОУО г. Москвы, руководитель Годовикова И. И. Экспериментальная работа проводилась на протяжении двух лет (2008-2010 уч. гг.) в старшем дошкольном возрасте (старшей и подготовительной группах), всего в эксперименте участвовало 5 возрастных групп, более 120 детей.

Детям были предложены (дифференцированно) темы проектов по всем трем типам проектной деятельности. Темы были следующие: исследовательские проекты: «Что такое день города?», «Почему улица Лавочкина так называется?», «День пожилого человека»; творческие проекты: «Во саду ли, в огороде...», «Зимние истории», «Колядки», «Сороки»; нормативные проекты: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.

Постараемся кратко напомнить выводы и наблюдения, к которым мы пришли в результате субъективной и объективной диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, участвующих в проектной деятельности.

Картина результатов познавательного развития детей значительно изменила свою

динамику в положительную сторону. Это выражается как в компетентности детей, так и в развитии их умственных способностей. Низкий уровень развития снизился к минимальному показателю во всех трех группах (на конец 2008-2009 уч. гг.). По данным объективной диагностики, дети старшего дошкольного возраста (как 5, так и 6 лет) достигли высокого уровня познавательного развития: во всех группах отсутствует низкий уровень, резко вырос показатель высокого уровня и поэтому снизился средний уровень.

Участие детей в проектной деятельности позитивно повлияло на развитие познавательных способностей детей, на их активность, инициативность, самостоятельность и социализацию.

Личностному развитию ребенка способствует адекватная социальная презентация результатов совместной проектной деятельности. Родители стали внимательнее к интересам детей, их отношения приняли более доверительную форму.

И, что особенно важно, у детей можно констатировать отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии, в межличностных отношениях в лучшую сторону: дети научились обсуждать, слышать друг друга и т. п. Наблюдается личностный рост,

выражающимся в оригинальном творчестве каждого ребенка, участвующего в проекте. Происходит свободное движение ребенка в пространстве возможностей.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Она обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Эффективность процесса развития субъект-ности ребенка зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные и познавательные задачи.

Разработка ситуаций взаимодействия «ребенок - взрослый» по заданному нами алгоритму может рассматриваться как система психолого-педагогической поддержки дошкольников и как первая ступень в развитии субъектности ребенка.

Теперь остановимся на работе и ее результатах, которая проходила в 2009-2010 уч. гг. Здесь нас волновало, как влияет участие детей в проектной деятельности на развитие не только познавательных способностей, но и творческих, принимая во внимание, что именно творческая деятельность является главной чертой личности.

Творческие способности позволяют ребенку выйти за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт. К творческим способностям относятся способности к преобразованию и способности к символическому опосредствованию.

Способности к преобразованию возникают у детей дошкольного возраста и продолжают функционировать на протяжении всей жизни, где решаются творческие задачи. Основу способностей к преобразованию составляют способы оперирования отношениями противоположности. Развитые способности к преобразованию позволяют дошкольникам создавать новые образы на основе имеющихся представлений о знакомых людях, предметах, явлениях и т. п. Развитие способностей к преобразованию осуществляется в процессе разрешения противоречивых ситуаций и в игровой деятельности. Механизм преобразования лежит в основе активной творческой личности, что особенно важно учитывать при решении проблемы преемственности дошкольного и школьного образования.

Символические способности помогают выражать отношение к действительности с помощью символических средств. Эти средства позволяют ребенку обобщать свой эмоционально-познавательный опыт, используя который он может в процессе различных видов продуктивной деятельности, игры выражать свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок, человеческим чувствам и т. д.

Символические способности развиваются с возрастом. К старшему дошкольному возрасту используемые детьми средства расширяются, детализируются, приобретают более обобщенный характер. Умение культурно выразить свои эмоции помогают ребенку не только в решении творческих задач, но и в сложных, конфликтных ситуациях и др.

В связи с тем что креативность является качеством личности и развивается в том случае, если она представляет собой социальную ценность, мы обратились к необходимости провести диагностику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

В начале учебного года мы провели диагностику осведомленности детей, их познавательных и творческих способностей. Приводим результаты диагностики.

Объективная диагностика ЗУН, познавательных и творческих способностей на сентябрь 2009 г. (старшая группа)

спсгайноти

Ида* нн» (

|о ВькрнкЗ Я И Нндннй |

Объективная диагностика ЗУН, познавательных и творческих способностей на сентябрь 2009 г. (подготовительная группа)

При сравнении результатов двух групп (старшей и подготовительной) можно сказать, что у детей этих групп результаты мало, чем отличаются друг от друга. Как в старшей группе, так и в подготовительной преобладает в основном средний уровень развития творческих способностей. Однако не совсем корректным

нам кажется сравнение детей разного возраста в двух группах, старшей и подготовительной. При этом удивительным на первый взгляд кажется, что в старшей группе дети обнаружи-

ли на начало учебного года хороший средний и высокий уровень развития творческих способностей, в то время как эти дети еще не занимались проектной деятельностью. Объяснение

этого может быть связано с тем, что воспитательно-образовательный процесс базируется на программе «Развитие», которая направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей. Нам представляется весьма интересным провести диагностику творческих способностей на протяжении двух лет у одних и тех же детей (старшей и подготовительной групп), находящихся в режиме программы «Развитие» и проектной деятельности.

Творческий проект «Колядки». Воспитатель спрашивает детей: «Что же это такое - колядки?» Приведем примеры высказываний детей (выборочно).

Динара Щ.: Лето, когда пускают салют. Она идет плясать, вместе с зайчиком колядовать, всякий дом, угощать вместе с зайчиком. Шарики пускают, много людей.

Лера П.: Как девушка идет к кому-то в дом, чтобы им гостинцев дать и в следующий дом, чтобы всем понравиться, на коляду блестки с косы падают, жемчужины легли, потому что мне легко, нравится, купаться можно.

Оля С.: Колядки - это когда песни поют. (Нарисовала наряженного медведя и лисичку, они идут колядовать.)

Динара Щ.: Мама сказала, что это когда зажигаются свечи и гадают в зеркальце. Папа, что коляда - это когда в дом приходят.

Лера П.: Мама думает, что колядки, чтобы людям понравиться. Папа - что какой-то человек пришел, сказал, что в Москве будет праздник колядок.

Марина Ч.: Я первая узнала от своей сестры Анюты. Колядки - это большой праздник, когда все наряжаются и поют. Анюта показала по компьютеру, что там поют песни и зарабатывают гостинцы, ходят с мешком.

Динара Щ.: А мамино мнение самое лучшее: когда все танцуют, песни поют, наряжаются.

Ксения Х.: Я согласна со своим мнением,

когда все веселятся, дают угощения и все время открывают двери.

Оля С.: Колядки - ряженые получают угощения. Мы желаем людям счастья и угощения даем.

Динара Щ.: Это праздник русский народный, когда гадают.

Ваня З.: Прятали какие-то вещи.

Динара Щ.: Гадали на мужчин и выкидывали валенки.

Миша Б.: Я помню, как бросали иголку и она доплывала до другого берега.

Ксения Х.: Играли в ручеек.

Ваня З.: Я поднял колпачок, а там булка, значит, это к урожаю.

Кирилл П.: Полотенце - это дорога путешествий.

Павел Р.: Кольцо в ручейке показалось.

Лера П.: Девушка идет в дом, чтобы им гостинцев дать, и в следующий дом пойдет. Люди собирали еду, чтобы есть. Она идет не просто так, а танцует, чтобы понравиться.

Этот проект связан и с исследовательской задачей, когда дети собирают информацию от близких людей и из разных источников. Высказывания детей достаточно яркие, многоплановые. Информация, полученная ими, своеобразно переработана и отражает индивидуальность каждого ребенка. Есть и некоторая неточность высказываний на уровне «неясных» представлений о действительности: в какое время года этот праздник происходит. Так, одни думают, что это бывает летом (Динара Щ. Лера П.), другие (их больше) - колядки бывают зимой. В результате обсуждения различных мнений дети узнали, что колядки - это русский народный праздник, когда люди наряжаются, ходят из дома в дом, угощаются, гадают,

танцуют, поют, желают всем добра и счастья и др. Очевидно, что дети, собирая информацию, двигались в познании пространства возможного. Они открывали для себя познавательные детали этого обряда (булка под колпачком - к урожаю, полотенце - к путешествиям, выкидывать валенки - к жениху и т. д.).

Рассуждения детей, с кем из близких они согласны и почему, заслуживают особого внимания. Так, Динара Щ. считает, что мамино мнение - самое лучшее потому, что всем весело (все танцуют, поют, наряжаются), а Ксения Х. согласна с собственным мнением и объясняет это весьма ярко и обоснованно: когда все веселятся, дают угощения и все время открывают двери. Налицо утверждение собственной позиции и проявление детской субъектности.

В этом смысле (согласно В. К. Рябцеву, В. В. Ряшиной, Л. М. Клариной), в рамках дошкольного образования необходимо обсуждать такое новообразование, как позиция, которая получает свое дальнейшее развитие на последующих ступенях образования. Период дошкольного детства (3-6,5 лет) является стадией освоения периода становления самобытности на ступени одушевления в рамках интегральной периодизации развития субъективной реальности (В. И. Слободчиков), основным результатом которого является развитие собственных субъектных средств регуляции поведения, эмоций, воли и способностей.

О. М. Дьяченко подчеркивала, что в ходе познавательной деятельности ребенок сталкивается с разными типами ситуаций. В одной - ребенку нужно выявить и понять основные свойства отношения действительности. Он открывает свойства окружающего мира. Задача взрослого - в создании условий для экспериментирования. Вторая ситуация связана с «проживанием» ребенком полученных впечатлений. Проживание включает в себя не только анализ, но и опыт своего отношения к ней.

Главным становится передача тех переживаний, которые ребенок связывает с определенными событиями. Этот процесс лежит в основе детского воображения, развитие которого можно рассматривать как становление особой способности.

Понятие «продуктивное воображение» позволило снять вопрос о многочисленных видах воображения: творческом и нетворческом, активном и пассивном и др.

Исследования О. М. Дьяченко показали, что уровень продуктивного воображения можно изменить путем специально организованного обучения, в основе которого лежит идея освоения оптимальных для каждого возраста средств воображения: средств создания идеи творческого продукта и плана целостного произведения, упорядочивающего образы воображения. С нашей точки зрения, проектную деятельность можно смело считать специально организованным обучением.

Теперь обратимся к другому проекту - «День пожилого человека». Это исследовательский проект. В данном дошкольном учреждении давно сложилась добрая традиция (задолго до введения в образовательный процесс проектной деятельности) - организовывать выезды с детскими концертами для пожилых людей ЦСО Северного округа. Благодарные зрители, в свою очередь, дарят детям свои работы по изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, картины на сказочные сюжеты, различные поделки из природного материала и др.).

После очередного посещения детьми ЦСО воспитатель затеяла с детьми разговор о Дне пожилого человека: что это такое, кто такие пожилые люди и т. п. Приводим выборочно высказывания детей.

Максим А.: Пожилой человек, который много прожил, много знает, был самым хорошим. Пожилые люди много прожили, много чего узнали: логику, алфавит. Пожилой человек - это бабушка, дедушка. Раньше не отмечали, теперь отмечают. А сейчас пожилого человека стали любить. Пожилой человек жил много лет и может много тебе рассказать. А если в метро или троллейбусе, то ему помогают. Можно помогать не только своей бабушке, а у кого есть пожилые люди вообще.

Саша Б.: А если пожилой человек - бездомный, можно его взять в дом: кормить и помогать гулять, чтоб не упал.

Даша Н.: Надо своей бабушке помогать все делать. Пожилой человек - это самое умное существо, которое было и останется.

Аня П.: Пожилой человек - он в возрасте и не может делать то, что молодые могут. Молодые быстрее двигаются и лучше видят, а пожилой человек быстрее устает, не может долго ходить. Ему надо уступать место.

Даня Ч.: День пожилого человека - это праздник наших бабушек и дедушек.

Илья Ч.: Пожилой человек - это люди, у которых седые волосы, морщинки, иногда они ходят с палочкой, любят сидеть на скамейке.

Настя В.: Пожилой человек связан с Победой, он был молодой, а теперь пожилой, о них надо вспоминать.

Во время защиты детских проектов дети могли в неформальной обстановке пообщаться с гостями (бабушки, дедушки, родители,

педагоги и др.) - не только поговорить, но и потанцевать с ними и подарить подарки.

Высказывания говорят сами за себя - в них отражается понимание обобщенного смысла понятия «пожилой человек»: дети дают достаточно точную внешнюю характеристику, типичные возрастные черты поведения и определяют свою позицию по отношению к пожилому человеку. Все (без исключения) дети заранее испытывают доброе, положительное отношение к пожилым людям. У некоторых есть попытки встать над собственным «Я» и ситуацией в целом (Даша Н., Максим А., Даня М. и др.). Их можно рассматривать как высокий уровень развития логического мышления, даже некоего детского философствования. Иными словами, мы видим, что дети очень ярко проявляют самостоятельность и вариативность суждений - свою творческую инициативу, субъектную позицию.

Теперь обратимся к итоговым данным диагностики, которую провели в конце учебного года. Диагностика была направлена на выявление уровня развития познавательных и творческих способностей, общей осведомленности (ЗУНы) детей старшего дошкольного возраста. Мы полагали, что участие детей в проектной деятельности повлияет на развитие способностей.

Объективная диагностика ЗУН, познавательных и творческих способностей на май 2010 г. (старшая группа)

Объективная диагностика ЗУН, познавательных и творческих способностей на май 2010 г. (подготовительная группа)

По сравнению с данными начала года, отмечается положительная динамика в росте уровня развития способностей и общей осведомленности. Рост произошел за счет того, что значительно увеличился процент высокого уровня развития детей в указанных областях действительности. Надо также сказать, что в подготовительной группе дети (почти все) владеют высоким уровнем развития как способностей, так и общей осведомленности. Это вполне закономерно, так как дети уже на протяжении двух лет занимались проектной деятельностью. У детей старшей группы тоже очень высокие результаты. Низкого уровня нет ни в одной из групп. Однако дети старшей группы были вовлечены в проектную деятельность только один год, и, что особенно важно, в этом возрасте только начинается становление высших психических функций и еще далеко до своего завершения. В то время как дети 6 лет уже ближе подходят к моменту становления.

Участие детей в проектной деятельности позитивно влияет на развитие общей осведомленности и умственных способностей (познавательных и творческих). Именно творческие способности позволяют человеку выйти за пределы исходной ситуации. На уровне дошкольного детства творческие способности проявляются в таких качествах ребенка, как самостоятельность, инициативность, вариативность, определение собственной позиции, способность к преобразованию и выражению своего отношения к действительности с помощью символических средств и т. д. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.