Научная статья на тему 'Развитие регуляторных способностей детей в проектной деятельности'

Развитие регуляторных способностей детей в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1749
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕГУЛЯТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варенцова Наталья Сергеевна

Ранняя социализация ребенка дошкольного возраста, его позиция в обществе тесно связаны с правилами поведения в той или иной ситуации, следовательно, с нормативной проектной деятельностью. При этом нельзя не сказать о развитии регуляторных способностей дошкольника, которые позволяют (или не позволяют) произвольно владеть своим поведением и вести себя адекватно ситуации. Согласно Н. Е. Вераксе, при анализе развития психики в концепции «нормативной ситуации» создается возможность рассматривать регуляцию поведения как регуляторные способности. С целью овладения правилами поведения ребенку нужно освоить специальные средства и действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие регуляторных способностей детей в проектной деятельности»

Варенцова Наталья Сергеевна - кандидат педагогических наук, веду-Б| Ж щий научный сотрудник Института психодого-педагогических проблем

Ранняя социализация ребенка дошкольного возраста, его позиция в обществе тесно связаны с правилами поведения в той или иной ситуации, следовательно, с нормативной проектной деятельностью. При этом нельзя не сказать о развитии регуляторных способностей дошкольника, которые позволяют (или не позволяют) произвольно владеть своим поведением и вести себя адекватно ситуации. Согласно Н. Е. Вераксе, при анализе развития психики в концепции «нормативной ситуации» создается возможность рассматривать регуляцию поведения как регу-ляторные способности. С целью овладения правилами поведения ребенку нужно освоить специальные средства и действия.

Н.С.Варенцова

Развитие регуляторных способностей детей в проектной деятельности

Успешность образовательной работы с дошкольниками будет во многом определяться позицией взрослого в нормативной ситуации. Нормативная ситуация - это один из видов ситуаций, с которыми связаны последующие действия и активность ребенка. Таким образом (по Н. Е. Вераксе), ситуация включает в себя два компонента: внешние обстоятельства и возможности самой активности. В данном случае правила выступают в культурной форме.

Регуляторные способности могут функционировать на эмоциональном и произвольном уровнях.

Эмоциональный уровень. Характер эмоционального образа зависит от того, как ребенок воспринимает ситуацию: каков его опыт пребывания в подобных ситуациях, какой смысл они имеют для него. Если эмоциональный образ имеет положительную окраску, то он позволяет ребенку «войти» в нормативную ситуацию и начать выполнять предписанные ею правила. В противном случае (отрицательного образа) ребенок может отказаться от вхождения в нормативную ситуацию и будет к ней относиться отрицательно в целом. Задача заключается в том, чтобы для развития положительной регуляции у ребенка создавалось как можно больше положительных эмоциональных

образов. Это позволит ему адекватно реагировать на новую ситуацию, «входить» в нее и выполнять предписанные правила.

Произвольная регуляция - сознательное выполнение правил. «Действуй по правилам». Произвольное поведение соответствует скорее младшему школьному возрасту. Однако элементы произвольного поведения возможны и в дошкольном возрасте во время доступных ребенку деятельностей. При этом способ выполнения самой деятельности и действия должны стать специальной задачей для ребенка.

Развитие регуляторных способностей происходит сначала во внешнем плане. Произвольная регуляция носит совместный с взрослым характер и только в школьном возрасте приобретает формы саморегуляции. Регуляция дошкольников в большинстве происходит в эмоциональной форме.

Проектная деятельность (согласно Н. Е. Вераксе и А. Н. Вераксе) является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи и выбирает оптимальный способ решения.

Проектная деятельность (по мысли авторов, указанных выше) осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

В задачу педагога входит организация проблемной ситуации для детей, не предлагая им своих вариантов решения задачи.

В ГОУ ЦРР д/с № 1018 СОУО г. Москвы (руководитель И. И. Годовикова) экспериментальная работа проходила на основе программы «Развитие». Программа направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей и ставит своей целью выработку активной жизненной позиции у ребенка-дошкольника. В этой связи дети имеют потенциальную возможность занимать субъектную позицию в процессе развития у них познавательных способностей во время организованного обучения.

Прежде чем приступать к пробам проектной деятельности (так мы их назвали), была создана творческая группа, в которую вошли воспитатели, старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, заведующая и научный консультант.

Диагностика регуляторных способностей предполагает выявление уровня развития эмоционального и произвольного компонентов, а также способности детей различать ситуации, в которых необходимо действовать в соответствии с определенными правилами. Психолого-педагогический материал для диагностики взят из книги: «Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»1.

В экспериментальном исследовании была использована тема нормативного проекта «Книга правил и поведения в детском саду»2.

В этом году мы взяли новую (для нас) тему -«День пожилого человека». Цель ее - приобщение к культурно-историческим, общечеловеческим ценностям. Мы провели его в рамках исследовательского проекта и с учетом нормативной проектной деятельности. Этот проект

1 Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» / Под ред. Н. Е. Вераксы. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

2 Подробно описана в журнале «Современное дошколь-

ное образование. Теория и практика», 2009, № 3.

также частично описан в другой статье, опубликованной в журнале «Современное дошкольное образование. Теория и практика»3.

Нас привлекало в педагогической деятельности то, что проекты по созданию новых норм развивают позитивную социализацию детей.

Попытаемся проиллюстрировать на примерах эмоционального и произвольного уровней восприятия детей при предъявлении различных нормативных ситуаций, например, поведение детей в детской спальне во время сна.

Нормативная проектная деятельность обычно задается взрослым. Так было и в нашем опыте. При этом очень важно развернуть детское обсуждение вариантов поведения, что возможно только при условии постановки и организации проблемной ситуации.

Напомним некоторые высказывания. Совершенно очевидно, что каждый ребенок проявил свою индивидуальность. Один беспокоится, что сломается кровать, если на ней прыгать, другой - что будут ругать, если не уснешь, третий считает, что достаточно самому правильно себя вести и т. д. И этот же ребенок связывает нормализацию поведения всех детей с приходом воспитателя в спальню. Взрослый выступает в роли носителя нормы поведения для детей. Исполнение правила зависит от того, есть ли взрослый рядом или его нет. Значит, этому ребенку необходимо для соблюдения нормы поведения дополнительное внешнее условие, на которое он опирается, - так он в состоянии себя регулировать. Осознание нормы поведения приходит не сразу, требуется время, когда проживается ситуация регуляции поведения с помощью той или иной внешней опоры. Это яркое проявление осознания регуляции

3 См. «Современное дошкольное образование. Теория и практика», 2009, № 5.

поведения, соблюдения правил ситуации, через внешние условия. Следовательно, это нужно учитывать в педагогической деятельности, и в данной ситуации - не оставлять детей одних в спальне.

Конечным результатом нашей работы стала созданная детьми совместно с воспитателями «Книга правил нашего детского сада», т. е. правил поведения детей в различных ситуациях, наиболее типичных для дошкольного учреждения. В книгу вошли рисунки детей, изображающие различные ситуации правильного и неправильного их поведения, формулировки правил поведения и, наконец, собственно «знак-правило».

Считается, что знак включает два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия. Следовательно, мы можем сказать, что наши дети проделали длинный путь исследований различных ситуаций, где приняты определенные культурные нормы поведения. При этом они полноценно проживали образовательные ситуации, исследуя «пространство возможностей» нежелательных последствий неправильного детского поведения с последующим их изображением в рисунках. Дети научились обобщать эмоциональный опыт и когнитивный контекст, формулируя собственно правило и создавая лаконичные знаки для нормотворческих ситуаций.

Таким образом, дети приобретали определенный социальный опыт культурного поведения в типичных ситуациях детской жизни, проявляя свою индивидуальность, самостоятельность, выражая субъектность.

После очередного посещения детьми ЦСО воспитатель затеяла с детьми разговор о Дне пожилого человека - что это такое, кто такие пожилые люди и т. п. Приводим выборочно высказывания детей.

Даша Н.: Надо своей бабушке помогать все делать. Пожилой человек - это самое умное существо, которое было и останется.

Аня П.: Пожилой человек - он в возрасте и не может делать то, что молодые могут. Молодые быстрее двигаются и лучше видят, а пожилой человек быстрее устает, не может долго ходить. Ему надо уступать место.

Даня Ч.: День пожилого человека - это праздник наших бабушек и дедушек.

Во время защиты детских проектов дети могли в неформальной обстановке пообщаться с гостями (бабушки, дедушки, родители, педа-

гоги и др.): не только поговорить, но и потанцевать с ними и подарить подарки.

Высказывания говорят сами за себя - в них отражается понимание обобщенного смысла понятия «пожилой человек»: дети дают достаточно точную внешнюю характеристику, типичные возрастные черты поведения и определяют свою позицию по отношению к пожилому человеку. Совершенно очевидно, что все (без исключения) заранее испытывают доброе, положительное отношение к пожилым людям. У некоторых детей есть попытки встать над собственным «Я» и ситуацией в целом (Даша Н., Максим А., Даня М. и др.). Их можно рассматривать как высокий уровень развития логического мышления, даже некоего детского философствования. Иными словами, мы видим, что дети очень ярко проявляют самостоятельность и вариативность суждений - свою творческую инициативу, субъектную позицию.

Наша работа принесла свои положительные плоды: улучшился психологический климат в группе, что значительно облегчило работу педагога. Дети старшей группы значительно расширили свой познавательный и социальный опыт. «Книга правил поведения» стала средством регуляции поведения, фиксация в рисунках, формулировках и знаках существенно снизила конфликтность между детьми.

Очевидно, есть еще много тем проектной деятельности, где развиваются общие способности, в том числе и регуляторные, способствующие сознанию ребенка, его адекватному поведению.

Теперь обратимся к объективной диагностике регуляторных способностей, которые были зафиксированы в старшем дошкольном возрасте в 2010-2011 гг.

Диагностика регуляторных способностей (старшая группа, май 2011 г.)

Диагностика регуляторных способностей (подготовительная группа, май 2011 г.)

Прокомментируем данные, полученные в результате диагностики. Проверка проходила в старшей и подготовительной группах. Психолого-педагогический материал был взят из книги: «Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»4. Автор методики - А. И. Булычева (канд. психол. наук).

Первая методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей -распознавать различные ситуации и определять правила поведения.

Нигде почти не оказалось детей, не умеющих распознавать ситуации правильного поведения. Были дети, допускавшие единичные ошибки и поэтому не вышедшие на высокий уровень: в старшей группе таких оказалось 18,5%, а в подготовительной группе - всего 8%. Положительная возрастная динамика очевидна.

Вторая методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (эмоционального компонента). Здесь мы полу-

4 Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» / Под ред. Н. Е. Вераксы. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

чили данные, очень разнящиеся между собой. В старшей группе высоким уровнем способностей овладели большинство детей - 77,8%, средним - 18,5%, низкий уровень продемонстрировали всего 3,7% детей. В целом картина сложилась благополучная к концу учебного года.

В подготовительной группе мы получили более контрастные данные. Высоким уровнем способностей овладели 56% детей, а средним - 44%, низкого уровня не наблюдалось. Такие данные к концу учебного года в подготовительной группе можно рассматривать как заниженные. Но этому факту способствовали субъективные причины: часто менялись воспитатели, и не всегда работа в этом направлении проходила систематически. В то время как у детей старшей группы была более благоприятная обстановка, которая характеризовалась стабильностью работы в направлении развития регуляторных способностей.

Третья методика была направлена на выявление уровня развития способностей произвольного компонента. Здесь мы столкнулись с преимуществом детей подготовительной группы: высоким уровнем способностей овладели 64% детей, средним - 24%, низким -12%. В то время как в старшей группе высокий уровень способностей показали 26% детей, средний - 40,7%, а низкий - 33,3%.

Данные, безусловно, не случайны. Дети старшего дошкольного возраста еще не владеют в совершенстве графическим данными (им надо было нарисовать машинку, аналогичную заданной, и нанести на нее заданную штриховку). Дети этого возраста, особенно старшей группы, только занимаются подготовкой руки к письму в образном контексте (различные штриховки, солнышки, заборчики, птички и т. п.). Непосредственно к изображению графических элементов дети переходят в подготовительной группе и в очень ограниченных пределах. Кроме того, на результаты могли повлиять еще не сложившиеся пространственные и конструктивные способности. Тем более в старшей группе еще не закончился весь цикл образования, а в подготовительной - достаточно систематическая работа не проводилась.

Наши данные показывают, что развитие регуляторных способностей детей дошкольного возраста определяется позицией взрослого в образовательной деятельности. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.