Научная статья на тему 'Наш опыт в проектной деятельности'

Наш опыт в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАБОТА НАД ПРОЕКТАМИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варенцова Наталья Сергеевна

Приоритетные направления развития образования в области дошкольного и начального образования, обусловленные его модернизацией, связаны с идеей становления субъектности ребенка (В.И. Слободчиков). Дошкольное детство один из главных резервов совершенствования системы образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наш опыт в проектной деятельности»

Н.С.Варенцова

Наш опыт

в проектной деятельности

Приоритетные направления развития образования в области дошкольного и начального образования, обусловленные его модернизацией, связаны с идеей становления субъектности ребенка (В.И. Слободчиков). Дошкольное детство -один из главных резервов совершенствования системы образования в целом.

Варенцова Наталья Сергеевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО.

Субъектность как понятие включает в себя желания, потребности, мотивы, чувства, характерологические особенности; познавательные процессы и способности. Под способностями вслед за отечественными авторами (Л. С. Выготским, Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном и др.) мы понимаем обобщенные способы ориентировки, т. е. качества, обуславливающие успешность выполнения той или иной деятельности и проявляющие субъектность.

В исследованиях, проводившихся в ИРДО РАО под руководством Н. Е. Вераксы, выделены три группы способностей: познавательные, коммуникативные и регуляторные. Это общие способности, развитие которых позволяет ребенку осваивать культурные нормы, т. е. адекватно действовать в различных ситуациях. Общие способности являются показателем психического развития ребенка. Становление перечисленных способностей представляет собой устойчивую составляющую, присущую различным возрастным этапам, и должно учитываться всеми образовательными системами. Развитие способностей ребенка носит опосредствованный характер и заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение специфичными для каждого средствами психической деятельности. Культурные средства, которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, проявлять субъектность.

Цель развивающего образования, как особой культурно-исторической формы становления и развития способностей человека, состоит в том, чтобы человек научился развиваться сам, стал субъектом собственного развития (согласно В. К. Рябцеву). Поэтому еще на дошкольной ступени образования необходимо создать оптимальные условия, которые способствуют становлению и развитию в ребенке способностей к самореализации, саморазвитию, активному взаимодействию с миром.

В ГОУ ЦРР д/с № 1018 СОУО (руководитель И. И. Годовикова) экспериментальная работа проходила на основе программы «Развитие». Программа направлена на развитие познавательных и творческих способностей детей и ставит целью выработку активной жизненной позиции у ребенка-дошкольника.

Тема развития детской субъектности весьма актуальна сейчас. И на нашем педагогическом языке означает, прежде всего, поддержание инициативы ребенка. Согласно теоретическому положению, выдвинутому Н. Е. Вераксой и А. Н. Вераксой, человек должен получать позитивный социальный опыт реализации своих замыслов. Это способствует его личностному росту и самореализации. Кроме того, возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует от него нестандартных решений, действий в разных обстоятельствах. Наконец, перспективная форма социального развития предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Познавательные способности детей дошкольного возраста (сфера познания

действительности) направлены на выявление наиболее значимых, объективно существующих связей в предметах, явлениях. Развитие познавательных способностей обуславливает процесс становления детского интеллекта.

Мы поставили перед собой цель разработать оптимальные условия становления субъ-ектности ребенка старшего дошкольного возраста.

При этом еще раз подчеркнем, что именно познавательная инициатива представляет собой выход за пределы культуры, и в этом случае культурно-адекватным способом является проектная деятельность.

Экспериментальное исследование проходило в старшем дошкольном возрасте, в трех группах - двух подготовительных и одной старшей. Одна подготовительная группа состояла, как из воспитанников данного дошкольного учреждения, так и из детей, набранных из других учреждений (была сборной по составу).

Прежде чем приступать к пробам проектной деятельности (так мы их назвали), мы создали творческую группу, в которую входили воспитатели этих групп, старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по

изобразительной деятельности, заведующая и научный консультант.

Сначала мы изучили научно-методическую литературу по данной проблеме, обсудили на сборах (один раз в неделю), постарались разобраться в непонятных для педагогов вещах. Самым трудным оказалось понимание собственной позиции, ее субъектности. В садах воспитатели привыкли быть хорошими исполнителями. Даже появился термин «творческий исполнитель». Этот факт во многом обусловлен организацией воспитательно-образовательного процесса любого ДОУ, в котором жизнь слишком регламентирована, много стандартных образовательных ситуаций, где воспитатель действует по шаблону (написанному конспекту, разработанной методике, использует привычные, подчас надоевшие ребенку игровые приемы и т. д.).

Реализация проектной деятельности (согласно Н. Е. Вераксе и А. Н. Вераксе) предполагает перестройку привычных форм взаимодействия в группе, т.е. переосмысления собственной деятельности. С этим мы и столкнулись - один из педагогов отказался участвовать в новой работе: не смог уйти от привычных ему схем деятельности.

С целью осуществления мониторинга и проведения рефлексивных обсуждений мы разработали форму дневниковых записей, фиксирующих наблюдения за детьми. Она представляет собой небольшую табличку, где указаны имя и фамилия ребенка, тема занятия, его высказывания и действия, которые он в это время совершает.

Тема занятия: Что такое День города? (беседа с детьми)

ФИО ребенка Ответы ребенка Действия детей

Цыпленков Саша Это праздник города Изображение салюта

Безусловно, это дополнительная нагрузка на воспитателя, но в то же время именно она дает возможность увидеть ребенка: его реакцию, отношение, наконец, ту самую субъектность. Дневниковые записи, структурированные особым образом, облегчили фиксацию наблюдений за детьми. Кроме того, мы активно использовали технические средства: фото-, видеосъемки.

В качестве первой пробы проектной деятельности мы (взрослые) выбрали тему «Что такое день города?». С одной стороны, это обычное явление для начала учебного года (по срокам), уже в течение нескольких лет в начале сентября мы отмечаем этот праздник. С другой стороны, далеко не всем детям и взрослым понятно, что это за день, тем более вряд ли осознанно какой это праздник.

По свежим следам, после празднования Дня города, мы обратились к детям старшей и подготовительной групп с вопросом: как они думают, что это за день такой? Дети участвовали в опросе добровольно.

Мы получили весьма неоднозначные ответы. Большинство детей сказали, что это праздник, день рождения Москвы, народное гуляние на улицах и площадях с шарами и флажками, вечерний салют и т.п. Встречались и очень яркие, оригинальные, эмоциональные высказывания.

Даниил М.: «Это праздник нашей страны, день рождения города. В этот день много людей гуляет с разноцветными шариками, флажками, поздравляют друг друга с праздником. Выступают артисты. Они поют песни, рассказывают стихи, танцуют. Вечером - красивый салют».

Саша Ц.: «Это праздник улыбок, радостных лиц детей и взрослых».

Неля М.: «Если бы я была взрослой, я взяла бы шары, звучал бы оркестр, я размахивала шарами и кричала: «Здравствуйте, дети, как вы поживаете?», а дети подбрасывали шары и кричали: «Ура!» А музыканты весело играли: сначала барабаны, потом дудки, гитары, скрипки. А в заключение все вместе».

В то же время были и такие:

Катя М.: «День города - это день рождения Москвы, у других городов Дня города не бывает».

Соня В.: «Это когда все куда-то ездят...»

Арсений А.: «Я возьму флажок и пойду в церковь, все идут на Красную площадь, а я в церковь».

Максим А.: Я пойду на праздник с барабаном, с флажком, потом бы взял петуха, чтобы продавать малышам за деньги, чтобы малыши играли и не плакали».

Илья: «Возьму петуха, чтобы продавать и чтобы все его купили. Взял петуха и поднял высоко над головой и шел в темпе марша».

Катя М.: «Петушок нам на демонстрации не нужен, только нужен, чтобы на празднике показать сказку для детей «Кот, Петух и Лиса». Но для этого нам нужно, чтобы вы нам дали еще Кота и Лису».

Прокомментируем некоторые из них. Где-то сказывается недостаточная компетенция, налицо явная неясность знаний и неадекватность будущих действий ситуации (Катя М., Соня В., Арсений А.). Остановимся на истории с петухом, т.к. получилась целая история. Сначала он попал на праздник среди всех праздничных атрибутов (флажков, шаров и пр.) для продажи. Но это сегодня социально объяснимо. Но ситуация праздника не равняется рыночной ситуации. Как быть? Тогда было предложено продать другим детям, чтобы с ним играли и не плакали. Но спасла всех Катя М., которая объяснила, что на демонстрации петушок вообще не нужен. А если уж он есть, то добавить надо Кота и Лису, чтобы сказку детям показать. Дети решили проблему самостоятельно, проявив инициативу.

Далее, по нашему исследованию (а это был исследовательский проект) дети собирали информацию у родителей, близких им людей и других источников.

Эта страница ответов оказалась не менее увлекательна и разнородна. Большинство ответов были вполне адекватны праздничной ситуации: это рождение города, город украшен,

у всех хорошее настроение, все гуляют, смотрят концерты, приезжают гости в этот день, это радостное событие и т. п. Приведем несколько ярких высказываний.

Мама Даниила М.: «Это замечательная осенняя традиция москвичей, празднование проходит в первые выходные сентября, когда солнце пригревает еще почти по-летнему и Москва такая красивая, теплая и гостеприимная. На улицы Москвы выходят сотни тысяч горожан. На центральных площадях и улицах проводятся праздничные концерты, конкурсы, викторины, театрализованные представления, в каждом округе города организуются спортивные мероприятия, фестивали, выставки, а в завершении празднования Дня города - фейерверк».

Крестная мама Кати М.: «День города - это праздник, когда можно посмотреть все самое лучшее, что есть в твоем родном городе, когда можно познакомиться с талантливыми и удивительными людьми, которые в нем живут, когда можно услышать и увидеть, как любят твой го-

род люди, которые приехали поздравить тебя и всех горожан, населяющих его, почувствовать, что город, это большая семья, которую надо любить и уважать».

Однако были и такие высказывания, которые не рассчитаны на детское восприятие, видимо, родители не поняли, для кого они это говорят.

Папа Саши Б.: «Это, как всегда, - народное гуляние и еще один повод.»

Папа Сони В.: «Супер, когда День города попадает на пятницу или понедельник».

Папа Кати М.: «День города - это мероприятие для эмоционального объединения людей по территориальному признаку».

Будет несправедливо, если мы не скажем, что детям в сборе информации не помогали их близкие люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры и др. Ребята искали информацию из различных источников: книг, телевидения, Интернета и т. д. У них родился настоящий исследовательский интерес, который

является основой познавательной активности. «Переживая» эту образовательную ситуацию, они отразили свое отношение в альбомах, которые начали вести с начала проекта. Каждый альбом был по-своему оригинален, насыщен собранной информацией, в нем появились фотографии ребенка, его родителей и близких, значки, отражающие источники информации, иллюстрации праздника.

Проект был бы не завершен, если бы все закончилось на этой точке. Нужна была настоящая защита исследований. Весьма органично в нашу совместную деятельность включилась музыкальный руководитель Меркутова Елена Владимировна. Она организовала театрально-музыкальное представление праздника с максимальной инициативой детей. Дети сами выбирали песни, танцы, движения, соответствующие характеру музыки, и даже атрибуты, с которыми будут выступать. На праздник-защиту пригласили всех детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Праздник прошел в торжественной и очень эмоциональной атмосфере. Дети выходили на середину зала, где на стенде были выставлены все страницы альбома. Невдалеке был взрослый (воспитатель) на случай тактичной помощи. Защищающийся представлялся и последовательно рассказывал свою версию Дня города, как он это узнал, почему он так думает, и «волшебной» палочкой показывал фрагменты, подтверждающие сказанное. Впервые дети почувствовали себя самостоятельными. Это чувствовалось в их интонациях, речевой выразительности, взглядах. И когда Саша Ц. сказал: «День города - это праздник улыбок, радостных лиц детей и взрослых. Я - москвич и этим горжусь», фраза прозвучала совершенно естественно. Каждый говорил красиво, истории не повторялись.

Приведу пример рассказа самого младшего ребенка, защищающего проект.

Максим: «Я - Максим из старшей группы, мне пять с половиной лет. День города - это когда много шаров, и мы с мамой и братом идем на площадь, где много народа. Мама сказала, что День города - это признание в любви к Москве. Брат сказал, что День города - это нарядная Москва и веселый праздник.

Я узнал из телевизора про Москву, про праздник и нарисовал его (показывает рисунок)».

Саша Ц.: «Здравствуйте, меня зовут Цыпленков Саша. Мне 6 лет. Я хочу вам

рассказать, что такое День города. Это праздник улыбок, радостных лиц детей и взрослых. Но я еще решил узнать у мамы, папы и брата, а как они думают: что такое День города? Папа сказал, что это день рождения города, когда подводятся итоги и строятся новые планы. Для меня это замечательное и радостное событие, которое заставляет гордиться тем, что ты москвич! Брат Ваня думает, что это праздник, который посвящен городу. В этот день я несу в руках флаг России и мне весело. А еще о том, как празднуют День города, я узнал из рассказов своих бабушки и дедушки и из книг о Москве».

В конце праздника была организована выставка проектов, где дети еще раз могли посмотреть работы своих товарищей.

В результате можно сказать, что проектная деятельность состоялась. Теперь дети отождествляют День города с праздником, знают, что происходит в этот день, гордятся им, осознают это понятие. Можно отметить также широкую ориентацию детей в этой теме, оригинальность суждений, вариативность ответов, активное речевое развитие (ликование, традиции, историческая дата и др.) И на вопрос, что такое День города - не ограничатся высказыванием, что это лишний выходной, чтобы поехать на дачу и поесть шашлыки.

Далеко не все нам удалось. Еще не родилась по-настоящему детско-взрослая общность, еще не все родители прониклись идеей проектной деятельности, не все дети проявляют свою самостоятельность и инициативу и т. д.

В следующем проекте мы постарались учесть наши трудности и выбрали другую форму - коллективно-творческую. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.