Научная статья на тему 'Проектная деятельность как элемент образовательной среды. Влияние на становление самооценки'

Проектная деятельность как элемент образовательной среды. Влияние на становление самооценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ЛИЧНОСТИ / САМООЦЕНКА ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варенцова Наталья Сергеевна, Нисская Анастасия Константиовна

Продолжая разговор о детской проектной деятельности, хотелось бы отметить тот факт, что развитие способностей, происходящих через овладение этой деятельностью, оказывает влияние и на развитие детской личности. Особенно важными нам представляются изменения, происходящие с самооценкой дошкольников. Именно этому и будет посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как элемент образовательной среды. Влияние на становление самооценки»

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

Н. С. Варенцова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО

А. К. Нисская, аспирантка факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, психолог ГОУ № 2523

Проектная деятельность как элемент образовательной среды. Влияние на становление самооценки

Продолжая разговор о детской проектной деятельности, хотелось бы отметить тот факт, что развитие способностей, происходящих через овладение этой деятельностью, оказывает влияние и на развитие детской личности. Особенно важными нам представляются изменения, происходящие с самооценкой дошкольников. Именно этому и будет посвящена данная статья.

Прежде всего, рассмотрим, как связаны между собой проектная деятельность и способности.

Творческие способности позволяют ребенку выйти за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт. К творческим способностям относятся способности к преобразованию и к символическому опосредствованию.

Способности к преобразованию возникают у детей дошкольного возраста и продолжают функционировать на протяжении всей жизни, помогая в решении творческих задач. Основой способностей к преобразованию являются способы оперирования отношениями противоположности. Развитые способности к преобразованию позволяют дошкольникам создавать новые образы на основе имеющихся представлений о знакомых людях, предметах, явлениях и т. п. Развитие способностей к преобразованию осуществляется (по Н. Е. Вераксе и А. Н. Вераксе) в процессе разрешения противоречивых ситуаций, а также в игровой деятельности. Механизм преобразования лежит в основе активной творческой личности, что особенно важно учитывать при решении проблемы преемственности дошкольного и школьного образования.

Символические способности помогают выражать отношение к действительности с помощью символических средств. Эти средства позволяют ребенку обобщать свой эмоционально-познавательный опыт. Используя его в различных видах продуктивной деятельности и игры, дошкольник может выражать свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок, человеческим чувствам и т. д.

Символические способности развиваются с возрастом. К старшему дошкольному возрас-

ту используемые средства расширяются, детализируются, приобретают более обобщенный характер. Умение культурно выразить свои эмоции помогает ребенку не только в решении творческих задач, но и сложных, конфликтных ситуациях и др.

Креативность, с нашей точки зрения, -очень важное качество личности, развивающееся в том случае, если представляет собой социальную ценность. Следовательно, ее развитие должно проходить в проектной деятельности, составной частью которой является создание социально значимого продукта, приобщение детей к коллективной творческой деятельности, к культурно-историческим и общечеловеческим ценностям.

Таким образом, очевидна необходимость оценки креативности до и после проведения работы по внедрению проектной деятельности в образовательное пространство ДОУ. Мы изучали креативность путем анализа творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Нами была проведена диагностика творческих способностей у одних и тех же детей на протяжении двух лет (старшей и подготовительной групп), находящихся в режиме программы «Развитие» и проектной деятельности.

В начале учебного года (сентябрь) мы провели диагностику осведомленности, познавательных и творческих способностей детей. Приводим полученные результаты.

При сравнении результатов двух групп (старшей и подготовительной) можно сказать, что у детей этих групп результаты мало отличаются друг от друга. Как в старшей группе, так и в подготовительной преобладает в основном средний уровень развития творческих способностей. Однако не совсем корректным нам

50

кажется сравнение детей разного возраста в двух группах - старшей и подготовительной. При этом удивительным, на первый взгляд, оказалось то, что в старшей группе дети обнаружили в начале учебного года хороший уровень развития творческих способностей, в то время как эти дети еще не занимались проектной деятельностью. Причина этого может заключаться в том, что воспитательно-образовательный процесс базируется на программе «Развитие», направленной на развитие познавательных и творческих способностей детей.

Диаграмма 1. Объективная диагностика

ЗУН, познавательных и творческих способностей (старшая группа) на начало 2008-2009 учебного года (сентябрь)

Диаграмма 2. Объективная диагностика

ЗУН, познавательных и творческих способностей (старшая группа) на конец 2008-2009 учебного года (май)

О. М. Дьяченко подчеркивала, что в ходе познавательной деятельности ребенок сталкивается с разными типами ситуаций. В одной - ребенку нужно выявить и понять основные свойства отношения действительности. Он открывает свойства окружающего мира. Задача взрослого заключается в создании условий для экспериментирования. Вторая ситуация связана с «проживанием» ребенком полученных впечатлений. Проживание включает в себя не столько анализ ситуации, сколько опыт своего отношения к ней.

Главным становится передача тех переживаний, которые ребенок связывает с опре-

деленными событиями. Этот процесс лежит в основе детского воображения, развитие которого можно рассматривать как становление особой способности.

Понятие «продуктивное воображение» позволило определиться с многочисленными видами воображения: творческим и нетворческим; активным и пассивным и др.

Исследования О. М. Дьяченко показали, что уровень продуктивного воображения можно изменить путем специально организованного обучения, в основе которого лежит идея освоения оптимальных для каждого возраста средств воображения: средств создания идеи творческого продукта и плана целостного произведения, упорядочивающего образы воображения. С нашей точки зрения, проектную деятельность можно смело считать специально организованным обучением.

Основной вывод:

Детскую проектную деятельность можно рассматривать как специально организованное обучение, направленное на развитие общих способностей детей. Это, в свою очередь, является основанием для развития их субъектности.

Педагогические условия, необходимые для проведения проектной деятельности:

• создание творческой группы педагогов-экспериментаторов;

• переориентировка педагогов на новые формы работы;

• разработка мониторинга дневниковой записи наблюдений для точной их фиксации;

• выбор интересной для детей темы (социально значимой);

• постановка проблемы, мотивированной для детей;

• обеспечение свободного участия детей в том или ином проекте;

• разработка ситуаций взаимодействия «взрослый-ребенок». Создание комфортной обстановки для обсуждения детьми темы;

• работа с родителями детей (как участвующих, так и не участвующих в проекте);

• сбор информации по теме проекта, в котором участвуют родители и близкие им люди;

• воплощение своих представлений в изобразительной деятельности о том или ином явлении, объекте и др. Обсуждение работ;

• итоговое представление проектов с обоснованием их социальной значимости в присутствии других детей и взрослых. Возможно

51

ЕДАГОГИЧЕСКИИ ПРАКТИКУМ

создание коллективного продукта, нужного детям и взрослым.

В результате проведенной экспериментальной работы нам показалось весьма интересным провести замеры самооценки детей, т. е. как повлияло включение проектной деятельности и развитие способностей на этот показатель развития детей. Самооценка - это достаточно яркий показатель субъектности ребенка.

В конце учебного года (2009-2010) было проведено обследование детей с точки зрения развития их самооценки. Обследование проводилось в старшей и подготовительной группах. В качестве основной методики диагностики использовалась методика Дембо-Рубинштейн. Были включены следующие параметры:

• высота самооценки;

• дифференцированность самооценки;

• представления об идеальном образе «Я»;

• расхождения между реальным и идеальным образом «Я»;

• предпочитаемые детьми параметры развития.

Поговорим о старшей группе.

Высокая, адекватная самооценка (по мнению психологов) является показателем уверенности в своих силах, она может стать залогом высокой познавательной активности, творческой продуктивности и т. п. В возрасте до 6 лет высокая и завышенная самооценка может считаться наиболее адекватной - ребенок еще не владеет рефлексией в полной мере, а любящие родители и окружающие взрослые прививают ему положительный образ себя. В силу того что критичность по отношению к собственным достижениям практически отсутствует, самооценка ребенка почти полностью строится на основании оценки его самыми важными взрослыми.

Неблагополучной может считаться средняя и низкая самооценка. Подобные показатели зачастую свидетельствуют о наличии конфликтной ситуации в детско-родительских отношениях или во взаимодействии ребенка с педагогом.

С нашей точки зрения завышенная и высокая самооценка - это хорошо для ребенка этого возраста, средняя - это скорее норма, но она направляет педагога на наблюдение; заниженная - это уже «звонок» для педагога.

Приведем данные по высоте развития самооценки у детей старшей группы (см. диаграмму 3).

Среди детей старшей группы преобладают завышенная (41,2%) и высокая

(35,2%) самооценки, что говорит об общем благополучии. Однако встречаются дети и со средней (17,6%), и с заниженной (6%) самооценкой.

Диаграмма 3

Приведем данные диагностики подготовительной группы по этому параметру.

В подготовительной группе правомерно ожидать от ребенка большей адекватности, появления некоторой критичности. Заниженная самооценка, безусловно, остается свидетельством неблагополучия, однако и завышенная может рассматриваться как следствие определенной незрелости или же защитной реакции (см. диаграмму 4).

Среди детей, обучающихся в подготовительной группе, обследованных в июне 2010 года преобладает высокая (42,9%) и средняя (38,1%) самооценка, что говорит об общем благополучии и развитию рефлексии у большинства детей. Однако встречаются дети с завышенной и заниженной самооценкой (по 9,5%).

Диаграмма 4

Данные показателей резко изменились, что очевидно на диаграмме. В целом, данные улучшились. Преобладают высокая и средняя самооценки; резко сократился процент завышенной самооценки, и чуть подросла заниженная.

Теперь поговорим о дифференцирован-ности самооценки. Она является показателем адекватности самооценки, которой дети в старшей группе в силу возраста могут еще не достаточно владеть. По мнению психологов, дифференцированность формируется лишь в конце старшего дошкольного возраста.

52

Приводим полученные по этому параметру данные (см. диаграмму 5).

Диаграмма 5

В обследованной психологами старшей группе дифференцированная самооценка характерна для 41,2% детей, недифференцированная - для 58,8%.

По мнению психологов, представления детей о том, какими бы им хотелось стать, весьма сходны - практически все дети видят себя высокими, здоровыми, умными, красивыми и послушными. Тем не менее некоторые дети хотели бы стать менее веселыми, не иметь так много друзей.

Можно говорить о том, что ценности, прививаемые взрослыми, не входят в противоречие друг с другом и являются сходными для большинства детей.

Приводим данные психологов по диффе-ренцированности самооценки в подготовительной группе (см. диаграмму 6).

Диаграмма 6

Напоминаем, что зрелая дифференцированная самооценка формируется лишь в конце старшего дошкольного возраста. В обследованной нами старшей группе дифференцированная самооценка характерна для 85,7% детей, недифференцированная -для 12,3%.

Такие результаты говорят о том, что у большинства детей подготовительной к школе группы рефлексия развита, а самооценка является достаточно зрелой.

Мы полагаем, что идеальный образ (каким я хочу быть) может расходиться с реальным (какой я есть) и тогда ребенок собой недоволен, не удовлетворен.

Приводим данные обследования в старшей группе в области расхождения между реальным и идеальным образом «Я» (см. диаграмму 7).

Диаграмма 7

Психологи констатируют, что в обследованной группе 23,6% детей продемонстрировали значительное расхождение между реальным и идеальным образами себя. Для детей младше 6 лет такая картина является настораживающей, стоит обратить внимание на сферы, в которых ребенок чувствует себя недостаточно компетентным и успешным.

Незначительные и умеренные расхождения между реальным и идеальным образами себя продемонстрировали 41,2% детей, т. е. большинство.

Реальный и идеальный образ себя совпадают в 35,2% случаев. Ввиду того что в группе обучаются дети в основном младше 6 лет, можно говорить, что такая картина вполне соответствует возрастно-психологическим закономерностям развития самосознания.

В результате можно сказать, что умеренные расхождения, которые проявились в данном возрасте, - это средний уровень, норма для развития ребенка. Отсутствие расхождений свидетельствует о том, что ребенок по своему уровню достиг зрелого развития, чтобы оценивать себя адекватно.

Теперь обратимся к данным в этой же области в подготовительной группе (см. диаграмму 8).

Диаграмма 8

Для детей старшего дошкольного возраста такая картина говорит скорее об определенной зрелости, сформированности представлений об идеальном образе «Я», а также о несколько завышенных требованиях детей к себе.

53

ЕДАГОГИЧЕСКИИ ПРАКТИКУМ

Умеренные расхождения свидетельствуют о наличии у ребенка представлений о некоторых своих недостатках, которые хотелось бы исправить. Однако в целом ребенок оценивает себя высоко, относится к себе позитивно. Незначительные и умеренные расхождения между реальным и идеальным образами себя продемонстрировали 38,1% детей.

Полное отсутствие расхождений между представлениями ребенка о том, какой он сейчас и каким бы ему хотелось стать, говорит о том, что ребенок относится к себе не критично, воспринимает в основном положительную информацию о себе от окружающих.

Приведем данные, свидетельствующие о наиболее предпочитаемых детьми параметрах развития (см. диаграмму 9).

Диаграмма 9

Прокомментируем эти данные. Наиболее популярной оказалась категория «Рост» -90,9% детей старшей группы хотели стать выше, чем они есть. С нашей точки зрения здесь влияет естественное желание ребенка быть взрослее, старше, когда многое дозволено, и, безусловно, современный социум (современный человек, как правило, высокого роста). Это ориентировка на внешний показатель. Сходная картина с категорией «Здоровье» -63,6% детей считают себя не такими здоровыми, как того хотелось бы. Причина, на наш взгляд, та же.

В равной степени (45,5%) у детей встречаются характеристики послушания и веселья. Дети хотят быть более послушными, чем сейчас, и - что любопытно - менее веселыми.

Мы полагаем, что это связано с тем укоренившимся в дошкольной практике требованием взрослых (скорее, педагогов), что «послушный ребенок - это хороший ребенок».

Определенная часть детей озабочена проблемой социальных отношений - 36,4% детей хотели бы, чтобы с ними дружило больше детей, чем в действительности. Следовательно, у них не достаточно развиты коммуникативные способности, что требует дополнительного внимания со стороны взрослых.

Остальные сферы упоминаются значительно реже. Более веселыми и красивыми хотят стать 18,1% детей, более умными - всего 9%. И опять-таки здесь мы видим недостаточное внимание со стороны взрослых, которые оценивают малыша. Он нуждается во внимании и в подкреплении своих возможностей и особенностей - как он хорош, как красив и умен и т. п. Собственного опыта у него не хватает, нет достаточной рефлексии и осознанности.

Теперь посмотрим на предпочтения детей подготовительной группы - кем бы они хотели стать? (см. диаграмму 10).

Диаграмма 10

Наиболее популярной оказалась категория «Здоровье»: 90% детей обеспокоены своим здоровьем, хотели бы реже болеть. Следующим по частоте оказался «Рост»: 71,4% детей хотели бы стать выше, чем сейчас. 52,4% детей хотели бы стать более послушными. Более умными хотели бы стать 47,6%

54

детей. Этот показатель значительно вырос, по сравнению со старшей группой (там было всего 9% подобных детей).

Определенная часть детей озабочена проблемой социальных отношений - 33,3% детей хотели бы, чтобы с ними дружило больше детей, чем в действительности. 28,6% хотели бы стать более красивыми. 19% детей хотели бы стать более веселыми и менее умными. Последний факт, в сочетании с обеспокоенностью детей здоровьем, вызывает особый интерес, т. к. может быть показателем чрезмерной интеллектуальной нагрузки детей при подготовке к школе, их физического и эмоционального утомления. Последствиями такой перегрузки может стать ухудшение физического здоровья, а также снижения познавательной активности и учебной мотивации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Остальные сферы упоминаются значительно реже. Менее веселыми и дружелюбными хотят стать 9,5% детей, менее рослыми, красивыми и послушными - 4,8% детей.

В результате проведенных замеров по самооценке в старшей и подготовительной группах можно с определенностью констатировать, что все показатели значительно изменились у шестилетних детей. Мы наблюдаем их положительную динамику: что особенно важно, произошла некоторая переоценка ценностей в сторону интеллектуальных предпочтений детей - умными хотят быть 47,6% детей. Интересным кажется тот факт, что приоритеты быть рослыми и здоровыми остаются почти прежними: здоровыми - 90%, рослыми - 71,4%.

Таким образом, мы можем предположить, что включение целесообразно организованного обучения детей проведению детской проектной деятельности положительно повлияло на развитие самооценки детей, т. е. их субъ-ектности и развития способностей.

Литература

1. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию. - Дошкольное воспитание. - 1982. - №3.

2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. - М., 1969.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

4. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти т. -Т.2. - М.,1982. Т.3. - М., 1983.

5. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996.

6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.

7. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

8. Запорожец А. В. Избранные психологически труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1986.

9. Кларина Л. М. Развитие субъектности детей дошкольного возраста. // Новые ценности образования. - 2007. - №3.

10. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. - Т.1. - М., 1983.

11. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Хол-мовской - М.: Гном и Д, 2001.

12. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986.

13. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопр.психологии, 1960.

14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. - М., 2000.

15. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

16. Варенцова Н. С. Наш опыт проектной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - №3.

17. Варенцова Н. С. Опыт творческой проектной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -

2009. - №4.

18. Варенцова Н. С.Результаты проектной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - №5.

19. Варенцова Н. С. Опыт нормативной проектной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -

2010. - №2.

20. Варенцова Н. С.Развитие способностей в детской проектной деятельности // Современное дошкольное образование. -2010. - №5. ■

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.