Научная статья на тему 'Развитие спортивной культуры личности юных спортсменов'

Развитие спортивной культуры личности юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ЮНЫЙ СПОРТСМЕН / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS CULTURE / PERSONALITY / YOUNG ATHLETE / DEVELOPMENT / EDUCATION / SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Находкин В. В.

Рассматриваются особенности процесса модернизации физического воспитания, как создания условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечения современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий, раскрываютсястратегические линии развития пространства спортивной деятельности, развитие спортивной культуры личности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Находкин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article features of process of physical training modernization as creations of conditions and the development mechanism of sport for children and young people, ensuring modern quality of availability and efficiency of school sports lessons are considered. Strategic lines of development of sports activity, development of sports culture of the personality reveal. The article refers to modernization of physical education such as creation of conditions for sport development in children and teenagers, ensuring high quality and availability of school sports lessons. Strategic ways of sports development and sport education are discussed.

Текст научной работы на тему «Развитие спортивной культуры личности юных спортсменов»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ

СПОРТСМЕНОВ

В.В. Находкин1

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

Россия, Якутск

Рассматриваются особенности процесса модернизации физического воспитания, как создания условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечения современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий, раскрываютсястратегические линии развития пространства спортивной деятельности, развитие спортивной культуры личности.

Ключевые слова: спортивная культура, личность, юный спортсмен, развитие, воспитание, спортивная деятельность.

In article features of process of physical training modernization as creations of conditions and the development mechanism of sport for children and young people, ensuring modern quality of availability and efficiency of school sports lessons are considered. Strategic lines of development of sports activity, development of sports culture of the personality reveal.

Keywords: sports culture, personality, young athlete, development, education, sports activity.

Sport education in young sportsmen. The article refers to modernization of physical education such as creation of conditions for sport development in children and teenagers, ensuring high quality and availability of school sports lessons. Strategic ways of sports development and sport education are discussed.

Keywords: sports culture, personality, young athlete, development, education, sports activity.

В занятиях спортом выделяются два самостоятельных направления, хотя и связанных между собой: ориентация в спортивных достижениях на общие способности человека, на достижение каждым личных, наилучших, результатов - это массовый и базовый спорт; достижение человеком предельных возможностей -это спорт высших достижений, или профессиональный спорт. Он - вершина спортивной пирамиды, на которую поднимаются самые одаренные и талантливые спортсмены. Каждое из этих направлений имеет свое социальное, экономическое, политическое и соответственно педагогическое содержание.

Обращение к спорту как фактору успешной социализации личности, не случайно, так как он рассматривается современной педагогической и психологической наукой как особый вид деятельности, способствующей воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием

'Контакты: Находкин В.В. - E-mail: <[email protected]>

самого человека (В.В. Белорусова, И.Н. Решетень, П.А. Рудик, Р.Г. Харабуга, А.Ц. Пуни, Н.А. Худадов и др.).

Назначение детско-юношеского спорта, на наш взгляд состоит в том, чтобы путем использования богатого воспитательного потенциала физической культуры и имеющихся возможностей педагогической науки не только добиваться у подопечных высоких спортивных результатов, а главное, подготовить через спорт к жизни и труду. Эта цель скрытая и в сознании юных спортсменов без направленных воздействий тренера редко актуализируется.

В последнее время намечается качественно новая стадия осмысления сущности физического воспитания. Все чаще говорится о физической культуре не только как об абстрагированном социальном феномене, но и как о свойстве личности [1; 2; 8]. Проблеме совершенствования содержания образования по физической культуре посвятили свои труды известные отечественные авторы М.Я. Вилен-ский, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Е.Н. Шаулин и др.

Высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности служит важнейшим залогом полноценной жизни. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье при выполнении различных форм деятельности - все это может служить показателем общей культуры человека, его духовности.

Объектом исследования служит спортивная деятельность юных спортсменов, их обучение, развитие и достижение высоких личных спортивных результатов. Предметом исследования является изучение содержания, закономерностей, механизмов и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий спортивной деятельностью.

Многочисленные социологические и педагогические исследования, проведенные в разное время и в разных странах, показывают, что для значительной части населения характерно пассивное отношение к занятиям физической культурой. Огромный гуманистический потенциал этих занятий используется недостаточно полно и эффективно, а иногда они приводят и к весьма негативным последствиям, содействуют развитию нежелательных качеств личности, ее одностороннему развитию [8].

Ныне действующая система физического воспитания, общепринятая во всех образовательных учреждениях, построена на основе традиционного (императивного) образования, где личность воспринимается через призму определенных параметров (показатели развития физических качеств, степень владения двигательными умениями и навыками, уровень теоретических знаний) и выступает как средство достижения этих функций. В данной системе образование рассматривается по аналогии с процессом познания: цель - содержание - средства, а личностные аспекты сводятся к формированию мотивации и потребностей к занятиям физической культурой и спортом [9].

В последние годы серьезной коррекции подверглась концепция физической культуры и физического воспитания, однако, по мнению В.С. Якимовича [9], остальные элементы данной системы на практике изменились мало. Следовательно, сейчас цель системы физической культуры и физического воспитания вступает в противоречие с элементами этой системы [4].

Привлекает своей научной обоснованностью подход к проблеме совершенствования физического воспитания школьников, в основе которого лежит теория деятельности [5, 7]. Данный подход заключается в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала школьника.

В соответствии с личностной ориентацией физического воспитания основой его является всестороннее физическое развитие личности занимающегося и формирование его физической культуры. Причем физическое развитие личности занимающегося предполагает и всестороннее его развитие, т.е. в процессе физического воспитания должно осуществляться и развитие психических функций, и духовно-нравственных качеств личности [9, 10, 11]. По сути, это и есть принцип всестороннего развития личности, один из основных принципов системы физического воспитания. Однако, учитывая социальные потребности (значение и важность интеллектуального развития личности в современном обществе), всестороннее физическое развитие, в первую очередь, должно оказывать благоприятное воздействие именно на интеллектуальное совершенствование человека. Целью же самого ученика, в таком случае, является самореализация, проявление и развитие собственных способностей (физических, психологических, нравственных) в процессе физического воспитания.

По справедливому замечанию М.Г. Кошман, С.Д. Неверкович [6], пространство спортивной деятельности должно быть ориентировано на развитие спортивной культуры личности. Важнейшим моментом в развитии пространства спортивной деятельности является определение его стратегии. Стратегическими линиями развития пространства спортивной деятельности в современной социокультурной ситуации являются: информатизация; методологизация; онтологизация; техноло-гизация; регионализация; культурологизация; профессионализация; гуманизация; фундаментализация; экологизация; праксиологизация и др. [6].

В.К. Бальсевич во главу угла содержания образования по физической культуре в школе ставит тренировочную направленность. По его мнению, в основу учебных занятий в школе должна быть положена система тренировки. Он считает, что выносливость, сила, ловкость, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки, путем использования эффекта целенаправленного организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам необходимого объема и достаточной интенсивности.

Согласно концепции В.К. Бальсевича [2; 3], формулируется доктрина, которая отвечает, в первую очередь, принципам адекватной системности, предусматривающей управляемость процесса формирования всесторонне развитой, гармоничной, целостной, активной личности, способной проявить себя как в физической культуре и спорте, так и вне этих сфер деятельности.

В.К. Бальсевич на основе анализа современного состояния теории и практики предлагает следующие методологические принципы инновационного проектирования систем физического воспитания: форма организации процесса физического воспитания должна обеспечивать как можно больше возможности для освоения каждым из них ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребно-

стями, притязаниями, интересами и уровнем физического развития и подготовленности; в процессе физкультурного воспитания должны обязательно использоваться современные технологии спортивной тренировки, осуществляемой в тесном единстве с их моторным обучением [1].

Спортизация, по мнению Л.И. Лубышевой, - активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся. Существенным дополнением к процессу спортизации общеобразовательной школы является внедрение инновационного проекта «Школьный спортивный клуб». Суть данного проекта заключается в интеграции основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности посредством внедрения 6-часовых занятий в неделю (3 урока физической культуры и 3 занятия в спортивно-оздоровительных группах ДЮСШ). Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее проекта «Каждой школе -спортивную команду». Он несет в себе возможность воспитания настоящих граждан, патриотизм, любовь к школе, умение бороться и побеждать, иногда и умение проигрывать, чувствовать локоть товарища - всему этому можно научиться в спортивной команде школы.

Таким образом, процесс спортизации можно рассмотреть как модернизацию физического воспитания, как создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечение современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций советской системы физического воспитания.

Научно-практическое движение в этих стратегических векторах в физкультурном пространстве позволит существенно и качественно преобразовать ситуацию, и создает равные возможности самореализации в спорте каждому ребенку, оказывает помощь и поддержку спортивно одаренным и талантливым юным спортсменам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальсевич В.К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №3.

2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25.

3. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-25.

4. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учеб.для студ. вузов, обучающихся по специальности «Системный анализ и управление». - СПб.: СП6ГТУ, 1997. - 510 с.

5. Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкуль-турно-спортивной деятельности детей и молодежи: Дис. .. д-ра пед. наук в виде научного доклада. - М., 1997. - 72 с.

6. Кошман М.Г., Неверкович С.Д. Проектирование в пространстве физической культуры и спорта. Система подготовки спортсменов высшего мастерства в спортивно-образовательных учреждениях / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, с. Чурапча, РС (Я), 15-16 декабря 2011г. - М.: Советский спорт, 2011. - С. 150-174.

7. Матвеев А.П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С. 19-22.

8. Столяров В.И. Спартанские игры - новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 4: Сб. / Сост. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. - С. 54-279.

9. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных учебных заведениях. - Волгоград, 2002. - 135 с.

10. Якимович В.С. Физическое воспитание - основа системного воздействия на интеллектуальное развитие человека // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Мат-лы II Междунар. науч. конгресса: В 2 тт. - Т. 1. - Волгоград: ВолГу, 2000. - С. 252-254.

11. Якимович В.С., Старикова Т.В Программно-целевое планирование физического воспитания в высших учебных заведениях // Подготовка спортивного р е-зерва и здоровье: Мат-лыВсерос науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и подготовки спортивного резерва». - Волгоград: ВГАФК, 1998. - С. 234-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.