Научная статья на тему 'Спортивное образование как модель проведения уроков физической культуры'

Спортивное образование как модель проведения уроков физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданов Михаил Юрьевич

The article describes the potential for the Sport Education curriculum model as an appropriate pedagogy for the use in Russian physical education. The sport education aims are to reproduce the key features of authentic sport, by helping students to experience sport in its fullest sense in physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education as a model of conducting physical training lessons

The article describes the potential for the Sport Education curriculum model as an appropriate pedagogy for the use in Russian physical education. The sport education aims are to reproduce the key features of authentic sport, by helping students to experience sport in its fullest sense in physical education.

Текст научной работы на тему «Спортивное образование как модель проведения уроков физической культуры»

учебных дисциплин в рамках физической культуры (и теории, и практики) должен являться гендерный подход, который как ни в какой другой сфере профессиональной деятельности проявляется здесь наиболее ярко.

Феноменология гендерного подхода в сфере физической культуры и спорта заключается в том, что, с одной стороны, здесь не должна проявляться указанная М. Мессне-ром мужская солидарность в аспекте доминирования мужчин над женщинами, с другой стороны, должны учитываться особенности мужского и женского организмов как с позиций их морфофункциональных признаков, так и с позиций репродуктивного здоровья.

1. Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. // Теория и практика физической культуры. 2006. № 12. С. 24.

3. Николаев Ю.М. // Теория и практика физической культуры. 2006. № 9. С. 21.

4. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. М., 2002. С. 21, 24.

5. Мееснер М. Антология гендерной теории: сб. пер. / сост., коммент. Е. Гаповой, А. Усмановой. Мн., 2000. С. 221, 233.

6. Шансков М.А. // Теория и практика физической культуры. 2006. № 9. С. 60.

7. Журавлева Ю.С., Пиллиповский А.З. // Теория и практика физической культуры. 2007. № 1. С. 58.

8. Шевелева ИН. // Там же. С. 17-18.

9. Собкин B.C., Абросимова 3.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. // Вопр. психологии. 2005. № 2. С. 86, 89.

10. Рыков С.Л. // Педагогика. 2001. № 7. С. 20.

11. Скобликова Т.В., Князева НА. // Проблемы педагогической деятельности в физической культуре и спорте и пути их решения в физкультурном образовании: материалы науч.-практ. конф. каф. пед. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, по-свящ. памяти А.А. Сидорова (Сидоровские чтения). Вып. 2 / под науч. ред. М.В. Прохоровой. СПб., 2002. С. 59.

Поступила в редакцию 6.03.2007 г.

СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

М.Ю. Богданов

Bogdanov M.Y. Physical education as a model of conducting physical training lessons. The article describes the potential for the Sport Education curriculum model as an appropriate pedagogy for the use in Russian physical education. The sport education aims are to reproduce the key features of authentic sport, by helping students to experience sport in its fullest sense in physical education.

Актуальность спортизации в общеобразовательных школах России складывается из двух составляющих: ухудшение уровня здоровья нации и маргинализация предмета физической культуры в обществе. Также большое значение имеет отношение самих учителей к предмету. Уроки физической культуры в школах воспринимаются учениками, родителями и даже некоторыми учителями как предмет в какой-то степени второстепенный. Это не секрет, что во многих школах при составлении расписания занятий урок физической культуры помещается в такое расписание в последнюю очередь. Зато когда необходимо снять школьников с урока, предмет

физической культуры стоит на первом месте. Такое мышление, и хуже всего, такие действия, не могут не придавать предмету физическая культура ауру незначительности, второ-степенности и несерьезности. Такое обывательское мнение о месте предмета физической культуры в системе общеобразовательной школы, несомненно, в какой-то степени оправдано, так как во многих школах качество занятий, мягко сказать, неадекватно. Уроки преподаются по устаревшим методикам, тем самым снижается интерес к занятиям у учащихся. В России наблюдается острый недостаток инвентаря, многие квалифицированные и талантливые учителя по многим

причинам и, в первую очередь, финансовым, не работают в школах.

Учителя физической культуры говоря о факторах, мешающих более полной реализации задач физической культуры в общеобразовательных школах, отмечают отсутствие поддержки со стороны администраций школ, большое количество учащихся на уроках (в некоторых школах в зале занимаются по два, три класса), а также так называемый феномен «ленивых учителей». Такие учителя просто выдают мячи в начале урока и говорят учащимся: «Играйте!». К сожалению, такие примеры неадекватного преподавания не единичны. Администрация школ не всегда имеет полное представление, что представляет собой профессионально проведенный урок физической культуры, и для такой администрации достаточно того, что нет никаких жалоб и дети себя ведут тихо, никому не мешают и чем-то занимаются. Вышеописанные обстоятельства указывают на необходимость преобразования процесса физического воспитания во многих общеобразовательных школах России. Принимая во внимание популярность спортивных соревнований и низкую популярность уроков физической культуры в старших классах, одним из путей такого преобразования может являться сочетание физической культуры с элементами спорта, или спортизация физической культуры. Сущностью и главенствующей идеей спортизации не должно быть выявление спортивных талантов или предоставление благоприятных условий для их развития. Цель спортизации физического воспитания должна быть глобальна и включать в себя предоставление всем участникам (т. е. школьникам) возможности приобретения полезного спортивного опыта [1]. Этот полезный спортивный опыт заключается не только в приобретении знаний, навыков и умений техники и тактики какого-то вида спорта, но и в умении судить соревнования, понимать и следовать правилам спорта, уважать историю, обычаи, традиции, этикет спорта, и следовать принципам «Честной игры» («Фэр Плэй»). В этом случае каждый ученик в классе, а не только одаренный или талантливый, может добиться успеха в каком-либо элементе спорта будь то ведение статистики, судейство, следование принципам «Честной Игры» или проявление организационных

способностей, самостоятельности и независимости.

Изменение представления детей и подростков о занятиях по физической культуре в положительную сторону должно являться одной из важных целей преобразования процесса физического воспитания [2]. Одной из инновационных технологий такого преобразования является спортизация физического воспитания в общеобразовательной школе.

Цель спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе глобальна и включает в себя предоставление всем ее участникам (т. е. школьникам) возможности приобретения полезного спортивного опыта [1]. Спорт является частью физической культуры, но как социальный феномен - это более чем просто соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. В современном обществе спорт не может существовать без тренеров, судей, зрителей, комментаторов, спортивной статистики, спортивных журналистов, клубных менеджеров, телеоператоров, агентов... И этот список можно продолжить. Поэтому для того, чтобы школьники получили полезный спортивный опыт, чтобы они получили более глобальное понимание культуры спорта, они должны приобщиться к спорту, испытать на себе эти многочисленные роли, присущие спорту. Школьники должны не просто получить навыки и умения какого-то вида спорта, знать технику и тактику, но и понимать и следовать правилам спорта.

На наш взгляд, невозможно говорить о спорте без упоминания идеи «Фэр Плэй», или «Честной игры». Школьники не только должны знать, понимать и принимать эти идеи, но и руководствоваться ими как в образовательном процессе, так и за его пределами в рамках повседневной жизни.

Одной из инновационных технологий преподавания предмета физическая культура в общеобразовательной школе является Sport Ed, т. е. Спортивное образование. Эта методика основана на таких характеристиках спорта, как:

- наличие сезонов (по крайне мере, подготовительного и соревновательного);

- принадлежность спортсменов к командам на протяжении длительного периода времени;

- наличие формальных соревнований;

- достижение кульминационного момента (выявление победителя);

- ведение статистики;

- праздничная атмосфера.

Цель спортивного образования заключается в предоставлении возможности испытания школьниками культуры спорта и в формировании компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности [3]. Компетентная спортивная личность имеет знания, умения и навыки, которые позволяют наслаждаться спортом, и имеет желание дальнейшего развития этих знаний, умений и навыков. Грамотная спортивная личность понимает и уважает правила, этикет, ритуалы и традиции спорта и может провести различие между хорошими и плохими методами спорта. Увлеченная спортивная личность участвует в спорте и ведет себя таким образом, что ее действия сохраняют, защищают и обогащают культуру спорта.

Преподавание любого вида спорта, присутствующего в школьной программе, может быть осуществлено по методике спортивного образования. В российских школах данная методика преподавания при количестве занятий два раза в неделю вполне реализуема в течение четверти, так как рекомендуемая продолжительность сезона должна быть около 20 занятий, при минимуме 15 занятий [4]. Необходимо заметить, что сезон в спортивном образовании состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и кульминационногой.

В подготовительном периоде класс учащихся делится на несколько команд, которые остаются в неприкосновенности на протяжении всей четверти. Школьники в этих командах в течение урока физической культуры участвуют в тренировочном процессе, используя технологии спортивной и оздоровительной тренировки, приобретают и изучают технику и тактику спорта и принимают участие в товарищеских матчах с другими командами класса. Одновременно, школьники изучают правила и практикуются в судействе матчей. Обычно выбор нечетного количества команд в классе упрощает организацию уроков. К примеру, четыре команды играют между собой, а члены пятой команды судят эти матчи.

Одной из особенностей спортивного образования является использование модифи-

цированных игр и правил соревнований при сохранении их аутентичности. Главным принципом модификации, которому необходимо следовать, является использование игр с небольшим количеством участников для достижения более высокой двигательной активности и максимизации развития умений и навыков. Также принципиально, чтобы каждый школьник принимал участие в какой-либо роли в каждый момент урока. Например, вместо волейбольной игры 6 на 6, проводятся одновременно две игры два на два, которые судят оставшиеся два школьника, используя половину площадки для каждой игры. Использование модели спортивного образования способствует значительному улучшению техники и тактическому пониманию выбранного вида спорта участниками [5].

В соревновательном периоде команды участвуют в матчах, исход которых учитывается в общекомандном зачете. Очки в общекомандный зачет приносит не только выигрыш, но также соблюдение принципов «Честной игры» и выполнение правил класса (инвентарь убран на место, команды построены по команде и т. д.). Обычно школьники, исполнявшие роли судей, после каждой игры награждают игравшие команды очками за «Честную игру», а учитель по заключению урока награждает команды очками за выполнение правил класса. Необходимо заметить, что школьники должны быть ознакомлены с правилами класса и критериями награждения очками заранее. Ведение статистики также очень важно в течение соревновательного периода.

Кульминационный период проводится по окончанию соревновательного сезона. Обычно в кульминационный период входит проведение матчей плей-офф, церемоний награждения и парада участников. Все школьники должны участвовать в кульминационном периоде. Если играется матч за первое место, то выбывшие из плей-офф команды участвуют в матчах за третье, пятое, седьмое и т. д. места.

При проведении церемоний награждения необходимо отметить не только победителей, но и лучших судей, команду или школьников, которые наиболее ярко продемонстрировали принципы «Честной игры», команду, которая лучше по статистическим показателям. Также заслуживают награждения

школьники, показавшие наиболее значимый прогресс в улучшении своих навыков, умений и знаний в проведенном виде спорта или приложившие максимум усилий для достижения командного результата.

Спортивное образование как инновационная методика преподавания физической культуры в общеобразовательной школе заслуживает применения в общеобразовательных учреждениях на территории Российской Федерации. На данном этапе необходимо изучить и описать особенности применения этой методики в реалиях российских школ.

1. Синельников О.А., Хасти П.А., Сычев А.В. // Физическая культура. 2004. № 6. С. 22-26.

2. Бальсевич В. К. // Теория и практика физической культуры. 1993. № 4. С. 21-23.

3. Siedentop D. Sport education: Quality PE through positive sport experiences. Champaign, IL, 1994.

4. Sinelnikov O.A., Hastie PA., Cole A., Schneulle D. // Journal of Physical Education. 2005. №76 (2). C. 24-29.

5. Hastie P.A. // Research Quarterly for Exercise and Sport. 1998. № 69. C. 368-379.

Поступила в редакцию 29.03.2007 г.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В.П. Тигров

Tigrov V.P. Technological education as a pedagogical system. The article shows that technological education as a pedagogical system can be presented in the form of value-target, content and technological blocks and its components: technological preparation, labour education and vocational orientation. The factor forming the system of technological education as the personality-focused pedagogical system, is a target-value -the development of creative potential of a pupil’s personality.

Становление новых экономических отношений в стране вызвало изменение социальных ориентиров общества и в значительной мере интенсифицировало процесс социализации молодежи; изменились содержание ценностей, транслируемых обществом, механизмы их освоения подрастающим поколением. Постоянно изменяющаяся ситуация на рынке труда актуализирует значение личностного результата технологического образования в виде развития творческого потенциала выпускников образовательных учреждений.

Технологическое образование является новым компонентом отечественного профессионального и общего образования. В России, как и в большинстве стран мира, технологическому образованию предшествовало трудовое обучение, трудовое воспитание.

Следует заметить, что содержательная и процессуальная стороны технологического образования в значительной мере совпадают с реализацией технологической подготовки,

суть которой в развитии творческих способностей школьников, готовящихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании целостной технологической картины мира.

Технологическое образование, с одной стороны, - это фактор и средство социализации и, с другой стороны, процесс и результат активного (деятельного) усвоения учащимся общей технологической культуры, общих способов технологического преобразования действительности.

Технологическое образование школьников как педагогическая система может быть представлено в виде ценностно-целевого, содержательного и технологического компонентов. Содержательный компонент системы включает основы наук, учебный предмет «Технология» и трудовое обучение, производительный труд, трудовое воспитание, профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение школьников. Системообразующим фактором технологическо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.