Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ'

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / МАЛЫЕ ГОРОДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СПОРТ / ЗЛДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сыч Д.В.

Статья посвящена анализу проблем развития спортивно-оздоровительных услуг в малых городах. Акцент делался на возможностях распространения спортивно-оздоровительных услуг в рамках образовательного пространства, так как школы и организации дополнительного образования являются центрами культурной и спортивной жизни малых агломераций. Слабое внимание властей, низкая заинтересованность общественных спортивных организаций малых городов в развитии и распространении спортивно-оздоровительных услуг, являются главным препятствием к привитию здорового образа жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сыч Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPORT AND HEALTH SERVICES IN THE EDUCATIONAL SPACE OF SMALL TOWNS

The article is devoted to the analysis of the problems of the development of sports and health services in small towns. The emphasis was placed on the possibilities of distributing sports and wellness services within the educational space, since schools and organizations of additional education are the centers of cultural and sports life of small agglomerations. The weak attention of the authorities, the low interest of public sports organizations of small towns in the development and distribution of sports and wellness services are the main obstacle to instilling a healthy lifestyle of the population.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ»

УДК 796.062

Сыч Д.В.

студент

Научный руководитель: Кравчук Т.А., к.п.н.

профессор Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем развития спортивно-оздоровительных услуг в малых городах. Акцент делался на возможностях распространения спортивно-оздоровительных услуг в рамках образовательного пространства, так как школы и организации дополнительного образования являются центрами культурной и спортивной жизни малых агломераций. Слабое внимание властей, низкая заинтересованность общественных спортивных организаций малых городов в развитии и распространении спортивно-оздоровительных услуг, являются главным препятствием к привитию здорового образа жизни населения.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительные услуги, малые города, образовательное пространство, спорт, злдоровьесберегающие технологии.

Sych D. V. student

Supervisor: Kravchyk T.A., Ph.D.

lecturer

department of theories and methods of tourism and recreation Siberian State University of Physical Culture and Sports

DEVELOPMENT OF SPORT AND HEALTH SERVICES IN THE EDUCATIONAL SPACE OF SMALL TOWNS

Abstract: The article is devoted to the analysis of the problems of the development of sports and health services in small towns. The emphasis was placed on the possibilities of distributing sports and wellness services within the educational space, since schools and organizations of additional education are the centers of cultural and sports life of small agglomerations. The weak attention of the authorities, the low interest of public sports organizations of small towns in the development and distribution of sports and wellness services are the main obstacle to instilling a healthy lifestyle of the population.

Keywords: sports and wellness services, small towns, educational space, sports, health-saving technologies.

Здоровьесберегающие технологии по -прежнему остаются не только одним из главных приоритетов государственной политики, но и стратегическими ориентирами нации. Каждый человек знает, что физическая культура и спорт ставятся во главу угла по ряду объективных причин, таких как: недостаточное качество показателей жизни граждан, резкое падение активности и в следствии ухудшение здоровья населения, отсутствие необходимых условий длязанятия физической культурой и спортом и др. [4, с. 10].

Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в систему ценностей каждого человека, каждой семьи, каждого ребенка подтверждается данными статистики: все больше детей испытывает проблемы со здоровьем. С каждым годом учебная нагрузка в общеобразовательных школах возрастает и как следствие снижение двигательной активности, которое провоцирует развитие заболеваний, в частности заболевания опорно-двигательного аппарата к окончанию обучения достигает 80-90%. По данным литературы, более 50% подростков не выходят на улицу после школы, треть школьников выполняет домашнее задание более 3-4 часов в день и временной промежуток между школой и выполнением домашнего задания составляет около 1,5 часов [2, с. 111].

Современное пространство города должно способствовать развитию физической культуры и спорта, как драйверов здоровьесберегающих технологий, позволяющих воспитывать не только здоровый образ жизни, но и прививать активную жизненную позицию подрастающему поколению. Особо остро проблема стоит в небольших населённых пунктах и малых городах.

По принятым нормам к малым городам в России относятся населенные пункты с населением от одиннадцати до пятидесяти тысяч человек, чаще всего это небольшие городки в области, военные городки, районные центры муниципальных образований. В качестве специфики таких городов можно отметить: удаленность от центров спортивной жизни, особенности социальных отношений и ценностных ориентаций, ограниченность учреждений для занятия спортом и физической культурой, низкую финансовую обеспеченность бюджетов в отношении физкультурно-оздоровительных мероприятий, следовательно, такие города обладают особой микросредой, по многим социокультурным характеристикам отличающейся от больших городов [3, с. 68].

Поэтому в условиях малых городов учреждения образования детей (в том числе дополнительного) становятся практически единственным местом не только обучения, но и здоровьесбережения, развития

физической культуры, приобретают значимые функции и возможности в решении проблем пропаганды здорового образа жизни и спорта для детей и юношества.

Общеобразовательные школы и детские юношеские спортивные школы занимают «значительное место в жизни малых городов. Личностное развитие и совершенствование в спорте обеспечивается учреждениями именно данными учреждениями. Развитая сеть таких учреждений, их вариативность как в организационном плане, так и в реализуемых направлениях, создают широкое пространство для самореализации школьника в спорте, приобретения им опыта здорового образа жизни, разнообразного социокультурного опыта» [4, с. 16].

Основными задачами развития здоровьесберегающих технологий в малых городах может стать распространение спортивно-оздоровительных услуг именно рамках образовательной среды, в которой организуется массовая занятость детей и подростков в свободное время, развивается их потенциал, происходит приобщение к социокультурным ценностям, восстановление психического и физического здоровья.

С учётом того, что проблемы привития здорового образа жизни с детей и юношества достаточно актуальны для малых административно -территориальных образований, изменить ситуацию можно только привлекая детей и подростков к физическому воспитанию, увеличивая суточную двигательную активность тем самым способствовать укреплению здоровья, нормализации функционирования органов и систем организма, повышению работоспособности и улучшению когнитивных функций ребенка, одновременно снижать тревожность и утомляемость учащихся.

Управление предоставлением спортивно-оздоровительных услуг «должно быть основано на формировании мобильных гибких структур (кластеров), ориентированных на создание конкурентоспособной продукции/услуг и их продвижения на рынке, осуществляемое как процесс формулирования будущего организации на основе реализации запланированных изменений» [1, с. 11]. Следовательно, образовательным и спортивным организациям необходимо четко сформулировать стратегию интеграции своих услуг в общий кластер спортивно-оздоровительных услуг различных административных образований региона (малых городов), основанную на концепции организационного развития, позволяющую добиться конкурентных преимуществ и обеспечить внедрение здровьесберегающих технологий начиная со школьного возраста.

Проблема, однако, состоит в том, что, «с одной стороны, школьники обладают стремлением к самосовершенствованию и освоению знаний; с другой - учеба в школе не способствует кардинальному повышению уровня культуры здоровья и восприятия здоровья как самостоятельной

ценности, а в малых городах существуют ограниченные возможности развития спортивно-оздоровительных услуг» [5, с. 165].

Обобщая важно отметить следующее: во все времена немаловажное внимание уделялось физической культуре и спорту, поскольку спорт - это одна из социально значимых, культурных и массовых сфер. Недостаточное привлечение молодежи и подростков и детей, проживающих в малых городах к занятиям физической культурой и спортом негативно сказывается на здоровье и процветании будущего поколения, а также ведет к росту вредных привычек. Укрепление и охрана здоровья граждан, начиная со школьного возраста, повышение их работоспособности - одна из главных задач для формирования здоровьесберегающей концепции государства, следовательно, создание управленческих и методических основ формирования стратегии интеграции, учитывающих потенциал образовательных организаций малых городов по распространению спортивно-оздоровительных услуг является актуальной задачей.

Использованные источники:

1. Алисов Е.А. Педагогическое проектирование и его особенности // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. №1. С. 4-12.

2. Баранов В. Физическая культура в социальной политике государства / В. Баранов // Власть. - 2014. - № 4. - С. 111-113.

3. Васильева П.В. Исследование проблем и условий создания программы развития общеобразовательной школы // Поколение будущего: Взгляд молодых учёных - 2019: сборник научных статей 8-й Международной молодёжной научной конференции 13 -14 ноября 2019 года / под. ред. Горохова А. А., 2019. №5. С. 67-79.

4. Должикова Х.В., Лобачев Г.А. Здоровьесберегающие технологии. Тюмень Изд-во «Вектор Бук», 2017. - 140 с.

5. Колесов И.В. Анализ опыта работы международных профессиональных спортивных академий для эффективной реализации проектов создания и развития спортивных академий в России // Вестник университета. 2018. №

6. С. 165-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.