Научная статья на тему 'РОЛЬ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ'

РОЛЬ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог физкультуры / спортивно-зрелищные мероприятия / студент / здоровый образ жизни / physical education teacher / sports and entertainment events / student / healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.Х. Магомедов

В статье выявлена роль спортивно-зрелищных мероприятий как фактора повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с населением, в частности со студенческой молодежью. Массовые спортивные соревнования и художественно-спортивные представления являются важной составляющей общего учебно-тренировочного и спортивно-оздоровительного процесса. Сделан вывод о том, что большой процент детей и молодежи имеют слабое здоровье и демонстрируют незаинтересованность, отсутствие мотивации в участии в системе здорового образа жизни. Указанные проблемы напрямую касаются и подготовки кадров для реализации поставленных задач, в которых главная ставка делается на выпускников институтов физической культуры и спорта, способных привлечь активистов энтузиастов, специалистов-практиков, спортсменов, вышедших на пенсию, просто желающих и активных жителей общего двора, района, города, области, способных разрешить поставленные задачи эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SPORTS AND ENTERTAINMENT ACTIVITIES AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF HEALTH WORK WITH THE POPULATION

The article reveals the role of sports and entertainment events as a factor in increasing the effectiveness of physical culture and health-improving work with the population and, in particular, with students. Mass sports competitions and artistic and sports performances are an important part of the general training and sportshealth process. It is concluded that a large percentage of children and young people demonstrate poor health and disinterest, lack of motivation to participate in a healthy lifestyle. These problems also directly relate to the training of personnel for the implementation of the tasks, in which the main stake is placed on graduates of the Institutes of Physical Culture and Sports, who are able to attract activists, enthusiasts, practitioners, athletes who have retired and who are simply willing and active residents of the common courtyard, district, cities, regions capable of solving the assigned tasks effectively.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ»

References

1. Venger A.L., Cukerman G.A. Razvitie uchebnojsamostoyatel'nosti. Moskva, 2010.

2. Kostina V.K. Razvitie samostoyatel'nosti u detej mladshego shkol'nogo vozrasta v sem'e. Sovremennaya pedagogika. 2014; № 5. Available at: http://pedagogika.snauka. ru/2014/05/2383

3. Mammadova L.A. Formirovanie samostoyatel'nosti mladshih shkol'nikov v uchebnoj deyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2020; № 48 (338): 429 - 433. Available at: https://moluch.ru/ archive/338/75591/

4. Osnickij A.K. Psihologiya samostoyatel'nosti. Moskva; Nal'chik: 'El'fa, 1996.

5. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 1993 - 1999, 1993: T. 1.

6. Rubenshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii: v 2 t. Seriya: Mastera psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2010.

7. Tischenko T.N. Razvitie iniciativy, samostoyatel'nostii tvorchestva shkol'nikov vprocesse obschestvenno-poleznogo truda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1962.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: //https://fgos.ru/

9. Hasbulatova Z.I. Tradicionnaya kultura vospitaniya detej uchechencev (XIX- nachaloХХ v.). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

10. Arsaliev Sh.M.H. 'Etnopedagogika chechencev. Moskva, 2007.

11. Yarychev N.U. Kul'turnaya modernizaciya i izmenenie stereotipov starshego pokoleniya v sisteme mezhpokolencheskogo vzaimodejstviya. Nana. 2006; № 5: 30 - 35.

12. Yarychev N.U., Sarakaeva A.H. Teoretiko-metodologicheskie osnovy tradicionnoj sistemy vospitaniya u narodov Severnogo Kavkaza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; № 3.

Статья поступила в редакцию 22.03.21

УДК 378

Magomedov G.Kh., Head of Department of Physical Education and Sports Medicine, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: imbir84@mail.ru

THE ROLE OF SPORTS AND ENTERTAINMENT ACTIVITIES AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF HEALTH WORK WITH THE POPULATION. The article reveals the role of sports and entertainment events as a factor in increasing the effectiveness of physical culture and health-improving work with the population and, in particular, with students. Mass sports competitions and artistic and sports performances are an important part of the general training and sports-health process. It is concluded that a large percentage of children and young people demonstrate poor health and disinterest, lack of motivation to participate in a healthy lifestyle. These problems also directly relate to the training of personnel for the implementation of the tasks, in which the main stake is placed on graduates of the Institutes of Physical Culture and Sports, who are able to attract activists, enthusiasts, practitioners, athletes who have retired and who are simply willing and active residents of the common courtyard, district, cities, regions capable of solving the assigned tasks effectively.

Key words: physical education teacher, sports and entertainment events, student, healthy lifestyle.

Г.Х. Магомедов, зав. каф. физического воспитания и спортивной медицины ФГБОУВО «Дагестанский государственный медицинский

университет», г. Махачкала, Е- mail: imbir84@mail.ru

РОЛЬ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ

В статье выявлена роль спортивно-зрелищных мероприятий как фактора повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с населением, в частности со студенческой молодежью. Массовые спортивные соревнования и художественно-спортивные представления являются важной составляющей общего учебно-тренировочного и спортивно-оздоровительного процесса. Сделан вывод о том, что большой процент детей и молодежи имеют слабое здоровье и демонстрируют незаинтересованность, отсутствие мотивации в участии в системе здорового образа жизни. Указанные проблемы напрямую касаются и подготовки кадров для реализации поставленных задач, в которых главная ставка делается на выпускников институтов физической культуры и спорта, способных привлечь активистов энтузиастов, специалистов-практиков, спортсменов, вышедших на пенсию, просто желающих и активных жителей общего двора, района, города, области, способных разрешить поставленные задачи эффективно.

Ключевые слова: педагог физкультуры, спортивно-зрелищные мероприятия, студент, здоровый образ жизни.

Современная молодежь в большей степени проводит свободное время дома, сидя за компьютером, общаясь не во дворе, а в Интернете и социальных сетях. Все это делает двигательную активность современной молодежи и детей очень низкой, что усугубляет и без того часто слабое наследственное здоровье. Примеров неудовлетворительного здоровья нации большое множество. Выявленные проблемы можно разрешить, если многочисленные секции, ледовые катки и стадионы станут в шаговой доступности, входя изначально в инфраструктуру каждого жилого района, каждого города, каждой улицы и микрорайона. В настоящее время отмечается значительное ухудшение состояния физической подготовленности и уровня здоровья подрастающего поколения. По данным Минздрава и Госсанэпиднадзора РФ, только 14% студентов по России практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 - 40% - хронические заболевания. У каждого четвертого студента обнаруживается патология сердечнососудистой системы, у каждого третьего - близорукость, нарушение осанки. Согласно исследованиям НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье учащихся (малоподвижный образ жизни, умственные нагрузки, интенсификация учебного процесса и др.), отклонения со стороны нервной системы регистрируются у 32,6% девушек и 16,4% юношей, а 50% студентов нуждаются в помощи психолога. Таким образом, многогранная проблема сохранения и укрепления здоровья молодежи и студентов в контексте формирования их здорового образа жизни в настоящее время становится приоритетной в аспекте дальнейшего развития российской системы образования как здоровьесберегающей системы. Наряду с озабоченностью государства проблема формирования здорового образа жизни у студентов и молодежи актуальна для исследователей (П.К. Дуркин, М.П. Лебедев, Ю.П. Лисицин, Н.И. Соловьева,

М. М. Борисова, В.А. Ясвин и др.) и практиков системы высшего образования. В настоящее время увеличивается количество издаваемых рекомендаций по здоровому образу жизни студентов; постепенно увеличивается число программ, ориентированных на решение образовательно-воспитательных задач; создаваемого специального спортивного оборудования, расширяется перечень методов, форм организации, направленных на формирование здорового образа жизни студентов. Однако недостаточное внимание уделяется исследованиям и программному обеспечению формирования ЗОЖ студентов в спортивно-оздоровительных центрах.

Основными условиями формирования здорового образа жизни современной молодежи и студентов являются:

- осознание собственного здоровья как ценности, включающей благоприятный психологический климат в спортивно-оздоровительном центре; рациональное питание; выполнение режима дня и др.;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- включение в спортивно-оздоровительные мероприятия;

- создание благоприятной образовательно-воспитательной среды;

- организация просветительно-воспитательной работы: лекций и уроков здоровья;

- организация психолого-развивающих групповых и индивидуальных занятий.

Для реализации перечисленных выше условий необходим анализ существующих программ здорового образа жизни студентов и разработка новых программ их пребывания в спортивно-оздоровительных центрах/лагерях.

Главные причины возникновения проблем со здоровьем у населения следующие: нежелание родителей уделять больше внимания своим детям, отсутствие

демонстрации родителями активных занятий физической культурой и спортом; отсутствие у родителей свободного времени, чтобы повести ребенка в секцию и т.д. Действительно, большинство граждан или не имеют возможности из-за отдаленности проживания посещать спортивные секции, или не желают систематически заниматься физической культурой и спортом. Сегодня в общей сложности более 80% взрослых и чуть меньше детей и молодежи не вовлечены в систематические занятия физической культурой и спортом. Выявленные проблемы можно разрешить, если многочисленные секции, ледовые катки и стадионы станут в шаговой доступности, входя изначально в инфраструктуру каждого жилого района, каждого города, каждой улицы и микрорайона. Без развития детского и юношеского массового спорта данные проблемы не будут разрешаться годами. Еще одной важной причиной слабого вовлечения детей и молодежи в детско-юношеский спорт является коммерциализация спорта, что относится и к детскому художественному творчеству Именно данные сферы в Советском Союзе были бесплатными, всеобщими, охватывающими массы детей и подростков. Занятия в спортивных секциях, обмундирование стали неподъемными для многих семей. Вопрос в том, готовы ли родители к таким тратам? То есть занятия в спортивных секциях становятся для родителей все дороже и дороже, а значит - малодоступными для учащейся молодежи из малообеспеченных семей. Аналогичная ситуация со спортивными секциями и в Дагестане. В связи с настоящей экономической ситуацией в РФ занятия во многих секциях недоступны и для родителей, имеющих средний достаток. Это ведет к снижению родительских возможностей при выборе видов спортивной деятельности детей во внеурочное время, способствующих спортивному и творческому т.е. всестороннему развитию личности ребенка.

Дагестан всегда «болеет» за своих спортсменов, гордится ими, встречает с почестями. Однако благодаря хорошему и эффективному развитию профессионального спорта в республике, к сожалению, нет спроса на массовую физкультуру и спорт в связи с отсутствием полной, ощутимой государственной поддержки. Ряд специалистов из области спорта утверждают, что в Дагестане массового народного спорта почти не существует, а есть широкая схема отбора талантливых спортсменов для профессионального спорта, спорта высших достижений. В многочисленных горных селениях и городах есть небольшая сеть спортивных секций, где занимаются дети школьного возраста, но, окончив школу, им негде продолжать любительские занятия единоборствами, поэтому идет многочисленный отсев из спортивных секций. И к своему совершеннолетию почти каждый юный дагестанец прощается с любимым видом спорта. Известный дагестанский журналист и публицист С.И. Исрапилов пишет, что «в 1990-е годы спорт высоких достижений был своеобразной «кузницей кадров», предоставляя молодежи самые лучшие на тот момент социальные лифты, а известные спортсмены обзаводились нужными связями, занимали серьезные положения в бизнес-структурах, получали деньги и машины от спонсоров. Спорт становился сословным, когда в спортивную секцию попадают дети из богатых и состоятельных семей» [1].

Трансформация и движение «спорта высоких достижений» к «народному массовому спорту» идет медленно и не всегда в правильном направлении. К примеру, вовсе не полезным, а даже вредным можно назвать движение мальчиков и юношей школьного возраста, которые идут в единоборства, мечтая только об одном - участвовать в «боях без правил», которые стали очень популярными в республике. Нужно отметить важность и необходимость именно государственной поддержки со стороны республиканских властей массовой физкультуры и спорта. Республика должна поддержать разные виды спорта, организацию спортивно-массовых оздоровительных праздников, различных марафонов, способных не только объединять дагестанцев, но и поднимать уровень их здоровья. В рамках расширения спортивной инфраструктуры для массового спорта тоже не все радужно, и популярный стадион «Труд» у махачкалинцев стал последним спортивным объектом, который, опять же, был передан «спорту высоких достижений, или профессиональному спорту. Сегодня он носит имя нашей землячки, прославившейся легкоатлетки Елены Исинбаевой. Но, не нужно забывать, что многие прославленные спортсмены начинали свою спортивную карьеру именно в массовом школьном, городском, районом спорте. Приходим к выводу: единственным выходом из создавшегося положения может быть, с одной стороны, поиск спонсоров и оказание помощи детям из малообеспеченных семей, с другой - вовлечение детей и молодежи в массовую физическую культуру и спорт, старт которым также дан и в России, и в Дагестане. Все проблемы необходимо решать через массовый спорт, через спорт в шаговой доступности. Для начала важно вернуть в каждый двор баскетбольные площадки и кольца, хоккейные и футбольные поля и, самое главное, энтузиастов-тренеров, которые ходили бы по дворам, школам и занимались с детьми и молодежью. Проблемы развития физкультуры и спорта в России и в Дагестане важно решать через лозунг «Спорт для всех и каждого», предлагать массовые спортивные мероприятия, имеющие зрелищный характер и способствующие укреплению физического здоровья, развитию воли и духа. Это могут быть разнообразные формы двигательной активности и многочисленные формы спортивных состязаний, соревнований, имеющих важную цель - развитие и укрепление здоровья граждан всех возрастов и категорий. Массовая физкультура и спорт, имея в своем арсенале разнообразные формы и виды, как было отмечено, хоть и медленно, но стремится к возрождению национальных традиций спортивного и зрелищного празднования.

Спортивно-зрелищные мероприятия и праздники, по мнению российского режиссёра, педагога, заслуженного тренера, народного артиста России Б.Н. Петрова, это «современные виды и формы массовых спортивных праздников как целостная система проведения разноформатных спортивно-культурных действий». [2, с. 12]. К ним относят достаточно массовые и крупные мероприятия: спортивные праздники, парады, олимпиады, фестивали и показательные выступления, а также детские спортивные праздники и спортивные соревнования. Хорошо известно, что именно соревнования и спортивные праздники - это очевидные средства наглядной агитации для вовлечения детей, молодежи и граждан других категорий в массовый оздоровительный спорт, а также известные формы популяризации массовой физической культуры и спорта и здорового образа жизни среди населения. Если данные мероприятия хорошо и качественно подготовлены, а затем зрелищно и массово проведены, то они могут надолго сохраниться в памяти людей, участников мероприятий и присутствующих зрителей. Неслучайно мы делаем акцент на грамотной организации, потому что если мероприятие слабо продумано, не организовано, то его ждет не успех, а разочарование. И что еще отличает такие мероприятия от обыкновенных праздников - это масштаб проведения, массовое вовлечение и участников, и зрителей в ход соревнования, поэтому ее организаторы должны быть высококвалифицированными специалистами, спортсменами, успешными менеджерами, режиссерами, людьми, хорошо ориентирующимися в области физической культуры и спорта.

Итак, какие же существуют сегодня формы, способные мотивировать население к здоровому образу жизни. Спортивно-художественные празднества имеют долгую историю, начиная с олимпийских игр. Среди форм массовых театрализованных представлений называются физкультурные парады, шествия, праздничные представления, спортивные инсценировки, пропагандирующие красоту спорта, гибкости, упорства и ловкости.

Важными принципами массовых спортивно-зрелищных выступлений является неповторяемость мероприятия, их одноразовость с использованием ярких специфических выразительных средств - оригинальные синхронные или последовательные массовые упражнения, спортивные фигуры, пирамиды, групповые и сольные исполнения. Все выступления, как правило, посвящены одной теме и объединены одним сюжетом, а используемые выразительные и художественные средства усиливают зрелищность и способствуют раскрытию главной" темы спортивного праздника, представления. Среди предметов, которые чаще всего используются в массовых спортивных праздниках и выступлениях, - это различные спортивные палки, весла, биты, а также цветные шарфы, флажки, спортивные гантели, гири, булавы, небольшие бревна, шесты, раскладывающиеся лестницы, огромные флаги-полотнища и маленькие флажки и т.д. «По видам и характеру спортивных упражнений они делятся на вольные, поточные и пирамидковые. Вольные упражнения - прекрасное средство для совершенствования общей двигательной координации и вместе с тем для развития и укрепления двигательного аппарата. Такая универсальность вольных упражнений, позволяющая решать оздоровительные задачи и дающая возможность легко изменять дозировку нагрузки и усилий, а также оказывать избирательное воздействие на организм занимающихся, определяет их значительный удельный вес в общей системе гимнастической подготовки» [3, с. 34 - 37].

В массовых спортивно-зрелищных представлениях распространены такие формы организации, как шеренги и колонны. Сильное впечатление на зрителей производят формы спортивных массовых представлений, когда под музыку все участники синхронно, сохраняя четкий шаг в ходьбе, устраивают равнения по шеренгам и колоннам.

Таким образом, массовые спортивные соревнования и художественно-спортивные представления - фактор и условие, с одной стороны, жизнеспособности различных видов спорта и их развития, с другой - важная составляющая общего учебно-тренировочного, спортивно-оздоровительного процесса. Именно массовые спортивно-праздничные представления решают многочисленные задачи, касающиеся и совершенствования видов спорта, и вовлечения населения разных категорий в активный образ жизнедеятельности. Они вызывают интерес и мотивируют к спортивным занятиям; повышают уровень волевых качеств, психологической и моральной готовности спортсменов - участников спортивных зрелищ; поднимают уровень патриотических чувств, любовь к Родине и малой родине.

Современный спорт во всех государствах, в том числе и в России, эволюционирует сегодня двумя путями: массовый популярный и общедоступный спорт; профессиональный спорт, или «спорт высших достижений». Наше внимание фокусируется, прежде всего, на первом направлении - развитие массового популярного и общедоступного спорта как фактора повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с населением разных категорий. Набирает популярность движение «спорт для всех», нацеленное на оздоровительные, воспитательные задачи, связанные с поддержкой населения в достижении ими собственного оптимального физического состояния и улучшения здоровья. «В современном обществе изменилась социальная роль спорта, и физическая активность стала восприниматься как один из самых важных инструментов в популяризации здорового образа жизни» [4, с. 200].

В рамках Стратегии Олимпийского комитета и в России, и в Дагестане также важно обратить внимание на развитие дворового спорта. Дворовый спорт сегодня является символом социальной справедливости, реальным местом реализации гуманистических идей олимпийского движения и девиза «В здоровом

теле - здоровый дух!». Занятия во дворе с людьми различных социальных статусов и возрастных категорий, в особенности с детьми и молодежью, должны быть бесплатными, так как активисты социально-спортивного дворового движения действуют на общественных началах и вкладывают в идею свои деньги, привлекая спонсоров. Но наряду с собственными вложениями и помощью спонсоров должны быть реально задействованы государственные механизмы и местные целевые программы, потому что современная молодежь в большей степени свободное время проводит дома, сидя за компьютером, общаясь не во дворе, а в Интернете и социальных сетях.

Популяризация туризма в стране повлекла за собой значительную заинтересованность в данном виде деятельности самых разных групп населения. Образовательные учреждения также включают в свои программы выездные мероприятия туристического характера, в том числе экскурсии, походы и различные спортивно-туристические мероприятия. Что немаловажно - занятия туризмом важны для здоровья, но необходимо правильно подойти к организации подобных мероприятий, с учётом здоровьесберегающих и спортивных технологий есть необходимость в специальной предварительной подготовке. Она включает в себя

Библиографический список

инструктаж квалифицированным педагогом школьников или студентов по технике безопасности и поведению в различных ситуациях, оказанию первой помощи, учёту погодной и эпидемиологической обстановки в регионе, что особенно актуально на текущий момент, а также теоретическое и практическое изучение различных спортивных техник, которые необходимы для успешного прохождения маршрута. Такая достаточно объёмная подготовка необходима для обеспечения безопасности здоровья и жизни обучающихся и в целом способствует продуктивному проведению выездных спортивно-образовательных мероприятий [5].

Таким образом, до сих пор в нашей стране большой процент детей и молодежи демонстрируют слабое здоровье и незаинтересованность, отсутствие мотивации к участию в системе здорового образа жизни. Однако указанные проблемы напрямую касаются и подготовки кадров для реализации поставленных задач, в которых главная ставка делается на выпускников институтов физической культуры и спорта, способных привлечь активистов-энтузиастов, специалистов-практиков, спортсменов, вышедших на пенсию, и просто активных жителей общего двора, района, города, области, способных разрешить поставленные задачи эффективно.

1. Исрапилов С.И. Шок от Олимпиады и трансформация прежней спортивной политики в России. Общественный совет журналистов Дагестана. РИА Дагестан. 2019; 04 января.

2. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. Основы режиссуры, технологии, организации и методики. Москва, 2018.

3. Репникова Е.А., Миронова В.А., Суслова Ю.А. Основы технологии организации спортивно-зрелищных мероприятий: учебно-методическое пособие. Владимир: Издательство ВлГУ 2019.

4. Доци Т. Спорт для всех. Факультет физического воспитания и спортивных наук. Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения. Будапешт: Издательство Юнеско, 2011.

5. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога. Теория и практика физической культуры. 2005; Т. 191. References

1. Israpilov S.I. Shok ot Olimpiady i transformaciya prezhnej sportivnoj politiki v Rossii. Obschestvennyj sovet zhurnalistov Dagestana. RIA Dagestan. 2019; 04 yanvarya.

2. Petrov B.N. Massovye sportivno-hudozhestvennyepredstavleniya. Osnovyrezhissury, tehnologii, organizaciiimetodiki. Moskva, 2018.

3. Repnikova E.A., Mironova V.A., Suslova Yu.A. Osnovy tehnologii organizacii sportivno-zrelischnyh meropriyatij: uchebno-metodicheskoe posobie. Vladimir: Izdatel'stvo VlGU, 2019.

4. Doci T. Sport dlya vseh. Fakul'tet fizicheskogo vospitaniya i sportivnyh nauk. Sportivnaya 'enciklopediya sistem zhizneobespecheniya. Budapesht: Izdatel'stvo Yunesko, 2011.

5. Lubysheva L.I., Magin V.A. Innovacionnye tehnologii v professional'noj podgotovke sportivnogo pedagoga. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury. 2005; T. 191.

Статья поступила в редакцию 23.03.21

УДК 378.147

Mukhortova E.A., senior teacher, Department of English Training and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian

Federation (Moscow, Russia), E-mail: EMuhortova@fa.ru

CHOICE OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING FORMS AS A COGNITIVE FLEXIBILITY FACILITATOR FOR FUTURE MANAGERS. The article submits the basic concepts of cognitive flexibility that are in demand during the foreign language training of managers-to-be and their future professional activities. Practical recommendations on some creative forms while training students to set and develop both their self-regulation and soft skills are offered. Empirical studies prove that the most effective forms of language training are group ones. Moreover, including elements of heuristic learning in the outline of foreign language training, as well as a creative approach to the pedagogical process, a high level of technological and methodological preparedness of university teachers are significant. The author draws a conclusion about the connection between forms of foreign-language learning and cognitive flexibility of the future manager and notes that the content of the teacher's activities has already changed: he becomes a co-developer of the new learning technology. Creative activity, creative approach to the pedagogical process, high level of technological and methodical preparedness come to the fore. The application of innovations in the educational process of a professional educational institution becomes a functional duty of the teacher.

Key words: cognitive flexibility, forms of training, foreign language in professional sphere, managers.

Е.А. Мухортова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: EMuhortova@fa.ru

ВЫБОР ФОРМ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ФАСИЛИТАТОР КОГНИТИВНОЙ ГИБКОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

В статье представлены основные понятия когнитивной гибкости, востребованные в ходе иноязычной подготовки будущих менеджеров и в их профессиональной деятельности. Предложены практические рекомендации по некоторым творческим формам учебных заданий с целью формирования и развития как саморегуляции студентов, так и «гибких» навыков. Эмпирические исследования доказывают, что наиболее результативными являются групповые формы работы и включение элементов эвристического обучения в канву иноязычной подготовки, а также креативный подход к педагогическому процессу, высокий уровень технологической и методической подготовленности преподавателей вуза. Автор делает вывод о связи форм иноязычного обучения и когнитивной гибкости будущего менеджера и отмечает, что содержание деятельности преподавателя уже изменилось: он становится со-разработчиком новой технологии обучения. На первый план выходят творческая активность, креативный подход к педагогическому процессу, высокий уровень технологической и методической подготовленности. Применение инноваций в учебно-воспитательном процессе профессионального образовательного учреждения становится функциональной обязанностью педагога.

Ключевые слова: когнитивная гибкость, формы обучения, иностранный язык в профессиональной сфере, менеджеры.

Ни один высококлассный менеджер не может в своей профессиональной деятельности обойтись без саморегуляции, под которой понимается способность управлять собственными эмоциями и психикой в состоянии стресса. Посколь-

ку стрессовые ситуации возникают в управленческой среде регулярно и могут продолжаться довольно долго, человеку невозможно обойтись без так называемых исполнительных функций (executive functions), которые тесно связаны с про-

2Э6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.