РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГИБКОСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
УДК/UDC 796.7012.68
Информация для связи с автором: volley-angarsk@ya.ru
Поступила в редакцию 11.05.2023 г.
Аспирант А.А. Ржанов1
Кандидат педагогических наук, профессор А.А. Ахматгатин2 Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский1 Кандидат экономических наук, доцент А.В. Яни2
'Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск 2Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар
DEVELOPMENT OF SPECIAL FLEXIBILITY IN VOLLEYBALL PLAYERS
Postgraduate student A.A. Rzhanov1 PhD, Professor A.A. Akhmatgatin2
Dr. Med., Professor V.Yu. Lebedinsky1
PhD, Associate Professor A.V. Yani2 'Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk 2Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar
Аннотация
Цель исследования - определение средств и методов развития специальной гибкости волейболистов, методов ее оценки и влияния на результативность выполнения технического элемента: приема мяча двумя руками снизу после подачи или атакующего удара соперника.
Методика и организация исследования. В ходе проведенного педагогического эксперимента экспериментальная группа (ЭГ) тренировалась с применением разработанных методических средств, развивающих СГ волейболистов, включающих в себя комплекс специальных упражнений и инструментов ее оценки. Методические воздействия осуществлялись по 30 минут в ходе каждого тренировочного занятия. Контрольная группа (КГ) занималась по программе для ДЮСШ. В эксперименте приняли участие 62 воспитанника СШОР г. Ангарска возраста 11-14 лет. Эксперимент продолжался с сентября 2019 по сентябрь 2021 года.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования было установлено, что в КГ значимых изменений в значениях показателей, характеризующих СГ и подвижность суставов, влияющих на результативность выполнение игровых приемов, не было, а в ЭГ наблюдалось их значимое улучшение. В процессе проведения специальных тестирований оценивались и сравнивались результаты выполнения приема мяча снизу и значения показателей, характеризующих уровень развития СГ.
В результате проведенного исследования разработана методика развития СГ, включающая в себя комплекс специальных упражнений, развивающих данное качество, а также способы оценки значений СГ и результативности выполнения приема снизу, как игрового приема, позволяющего оценить ширину амплитуды движения нижних конечностей и позвоночного столба.
Ключевые слова: специальная гибкость, волейбол, развивающая методика, прием снизу.
Abstract
Objective of the study was to determine the means and methods for developing the special flexibility of volleyball players, methods for assessing it and influencing the effectiveness of the performance of a technical element: receiving the ball with two hands from below after a serve or an attacking blow from an opponent. Methods and structure of the study. In the course of the pedagogical experiment, the experimental group (EG) trained using the developed methodological tools that develop the special flexibility of volleyball players, including a set of special exercises and tools for its assessment. Methodological influences were carried out for 30 minutes during each training session. The control group (CG) was engaged in the program for the Children's and Youth Sports School. The experiment involved 62 pupils of the Sports School of the Olympic Reserve of the city of Angarsk, aged 11-14 years. The experiment lasted from September 2019 to September 2021. Results and conclusions. In the course of the study, it was found that in the CG there were no significant changes in the values of indicators characterizing the special flexibility and mobility of the joints that affect the effectiveness of the performance of game techniques, and in the EG their significant improvement was observed. In the process of conducting special testing, the results of performing a ball reception from below and the values of indicators characterizing the level of development of the SG were evaluated and compared. As a result of the study, a methodology for the development of special flexibility was developed, which includes a set of special exercises that develop this quality, as well as methods for assessing the values of special flexibility and the effectiveness of performing the technique from below, as a game technique that allows assessing the width of the amplitude of movement of the lower limbs and the spinal column.
Keywords: special flexibility, volleyball, developmental technique, bottom hold.
Введение. При всем многообразии игровых приемов и ситуаций, возникающих в ходе соревновательной деятельности в волейболе, основным качеством игроков, определяющим эффективность их игровой деятельности, является умение точно выбрать и занять оптимальную позицию для приема мяча после подачи или атаки соперника в защитном действии [1].
При этом успешное применение технического элемента «прием» зависит от психомоторных реакций и высокой подвижности голеностопного, коленных, тазобедренного суставов и позвоночного столба [4].
Под специальной гибкостью понимается характеристика, позволяющая выполнять технические элементы и приемы с максимальной амплитудой [3]. К сожалению, в научных источниках развитию СГ в волейболе не уделено достаточно внимания. Однако, подвижность и гибкость конечностей и позвоночника игроков в волейболе не только оказывает влияние на качество и точность выхода под траекторию движения мяча, но и на исключение возможных травм и снижение времени восстановления после них [2].
Все это позволяет предположить, что применение методики развития СГ в волейболе сможет значительно повысить
игровую результативность, обеспечит возможность для более виртуозного исполнения сложных технических приемов, снизит уровень травматизма среди игроков и сократит период их посттравматического восстановления [5].
Цель исследования - определение средств и методов развития специальной гибкости волейболистов, методов ее оценки и влияния на результативность выполнения технического элемента: приема мяча двумя руками снизу после подачи или атакующего удара соперника.
Методика и организация исследования. С целью проверки эффективности разработанной методики был организован и проведен педагогический эксперимент, включающий в себя оценку уровня развития специальной и общей гибкости, а также выполнения спортсменами приема мяча двумя руками снизу.
Определение результативности выполнения приема мяча двумя руками снизу проводилась с помощью тестов на целевую точность:
• После собственного удара об пол с попаданием в тележку для мячей.
• После собственного броска в баскетбольный щит с попаданием после отскока в баскетбольную корзину.
• После атаки с тумбы партнера через сетку с попаданием
в тележку для мячей.
Тестирование осуществлялось в течение трех дней, в каждый из которых участник выполнял по шесть попыток. Попадания в первой попытке оценивались в 2 балла, в остальных -в 1 балл. Для оценки использовалась сумма баллов, набранная испытуемым в течение трех дней.
Эксперимент проводился с воспитанниками спортивных школ Ангарска - с сентября 2019 по сентябрь 2021 года. В КГ вошли 32 мальчика возраста 11-14 лет отделения волейбола СШОР «Ермак», а ЭГ - 30 мальчиков СШОР «Ангара» того же возраста. Спортсмены принимали участие в педагогическом эксперименте по собственному желанию и по согласованию с их родителями.
Спортсмены КГ и ЭГ тестировались на значимость различий в значениях показателей, характеризующих подвижность их тазобедренных, коленных, голеностопных суставов и гибкости позвоночника.
Прием снизу в волейболе наиболее часто применяется для отражения силовой подачи или атаки противника. Качественный прием снизу обеспечивает переход команды от защиты к нападению. Высокий уровень технической подготовленности,
Таблица 1. Развивающие упражнения
№ Упражнения Описание
1.1. Статические Стретчинг - система статических упражнений, направленных на развитие гибкости. Физиологическая сущность стретчинга заключается в растягивании мышц и удержании в определенной позе при статической нагрузке, при этом активируются процессы кровообращения и обмена веществ
1.2. Баллистические Медленное растягивание и удержание в конечном неподвижном состоянии при максимальной возможной амплитуде движения
1.3. Проприоцептивные Быстрые резкие сокращения в крайней фазе доступной амплитуды движений суставов, производимые мышцами антагонистами по отношению к тем мышцам, которые обеспечивают разгибание сустава
1.4. Плиометрические Плиометрический метод тренировки направлен на развитие взрывной силы, но при его использовании достигается увеличение амплитуды подвижности суставов. Предусматривает выполнение вертикальных прыжков, запрыгивания на поверхность различной высоты, спрыгивания с поверхности, боковых прыжков, прыжков в длину, прыжков с разворотом и смешанных прыжков с приземлением на одну ногу, на две с паузой перед продолжением или короткой статической нагрузкой и т.д. Применяются смешанные статические нагрузки с баллистическими - статодинамические
1.5. Нейромышечные Бессознательная реакция мышцы на сигнал относительно динамической стабильности сустава. Программа нейромышечной тренировки затрагивает несколько аспектов сенсомоторной функции и функциональной стабилизации и основана на биомеханических и нервно-мышечных свойствах, улучшающих сенсомоторный контроль и компенсаторную устойчивость. В отличии от обычных динамических нагрузок, нейромышечные упражнения направлены на улучшение качества движений и акцентируются на психомоторном контроле движения суставов во всех биомеханических плоскостях
№ Методы оценки специальной гибкости Описание
2.1. Измерение общей гибкости позвоночного столба и нижних конечностей Наклон вперед с вытягиванием рук вниз в положении стоя на тумбе, выполняемый аналогично тесту ГТО. Измеряется в см ниже нулевой отметки
2.2. Измерение подвижности в коленных суставах Испытуемый выполняет приседание с руками, вытянутыми вперед, или за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное (глубокое) приседание. Измеряется расстояние от глубины посадки бедер до поверхности пола в см, ступни расположены параллельно на ширине плеч
2.3. Измерение подвижности в голеностопных суставах. Измерение проводилось в положении лежа на спине. При этом измерялись следующие параметры: - угол отклонения голеностопа от себя (оптимальный результат - 0°), - угол наклона голеностопа на себя (худший результат -90°)
2.4. Измерение подвижности тазобедренного сустава Оценка глубины посадки на поперечный шпагат в мм (наилучший результат - 0 мм)
2.5. Стабилометрия Оценка подвижности нижних конечностей. Спортсмен стоит на одной ноге, вторая нога поднята и согнута в коленном суставе. Руки скрещены на груди, глаза закрыты. Задача - простоять не менее 1 минуты. Спортсмену дается три попытки со сменой ног
Таблица 2. Методы оценки общей и специальной гибкости
Таблица 3. Результаты оценки выполнения приема снизу двумя руками
Контрольная группа Экспериментальная группа
№ Начало Me (25; 75) Конец Me (25; 75) Начало Me (25; 75) Конец Me (25; 75) Значимость различий между ЭГ и КГ
3.1. 5 (4,5; 6) 6 (5; 7) 5 (4,5; 7) 12 (8,5; 15) Р >0,05 нач. ' Р <0,01 кон. '
р<0,01 р<0,01
3.2. 7 (5,5;9) 9 (7; 11) 6 (5; 8) 15,5 (13,5; 18) Р >0,05 нач. ' Р <0,01 кон. '
р<0,01 р<0,01
3.3. 6 (5; 8) 8 (6; 9) 6 (5; 8,5) 14 (13; 16) Р >0,05 нач. ' Р <0,01 кон. '
р<0,01 р<0,01
а также скоростных и координационных способностей не может в полной мере обеспечить точность выхода на траекторию летящего мяча и занятие нужного положения для его точного приема снизу. Передача снизу двумя руками выполняется при низком положении тела с постановкой ног шире плеч, что сокращает время до выхода в нужную точку и обеспечивает более вариативный и гибкий поворот предплечий, образующих платформу. Движение ног на носках в глубоком приседе несет нагрузку на суставы: голеностопный, коленный, тазобедренный, а также позвоночника. Максимально возможная амплитуда их подвижности и гибкости обеспечивает возможность для наиболее результативного выхода под угол атаки и точного приема.
Спортсмены КГ тренировались в обычном режиме, предусмотренном программой подготовки СШОР, а ЭГ - с применением разработанной развивающей методики, включающей в себя набор специальных развивающих упражнений (табл. 1) и методов оценки гибкости (табл. 2).
Оценка значимости различий в результатах выполнения технического игрового приема проводилась с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни (табл. 3).
Технология спортивной тренировки 4-го и 5-го годов обучения составляет 48 часов ежемесячно. Общее время, выделяемое на решение задач, предусмотренных разработанной методикой развития СГ, включало в себя по 30 минут на каждом тренировочном занятии и за два года составило 288 часов.
В комплексе методика развития СГ включала в себя: тесты для измерения специальной гибкости, оценку качества выполнения приема мяча двумя руками снизу, набор специальных упражнений, направленных на развитие специальной гибкости волейболистов.
Результаты исследования и их обсуждение. В результатах оценки тестов на специальную гибкость между спортсменами КГ и ЭГ в начале эксперимента различий не было. В завершение эксперимента между КГ и ЭГ возникли статистически значимые различия в результатах всех пяти тестов. Средний прирост в значениях, характеризующих уровень развития специальной гибкости, относительно собственных исходных результатов в завершении эксперимента в ЭГ составил 33%, а в КГ - 7,7%.
Результаты выполнения тестов на технику и целевую точность показали, что в начале эксперимента уровень попадания у большинства спортсменов был менее 50% и значимых различий между спортсменами КГ и ЭГ не было. В завершении эксперимента в КГ и ЭГ процент выполнения контрольного упражнения на точность значительно повысился, в ЭГ в завер-
шении эксперимента у нескольких игроков были зафиксированы 100% попадания во всех попытках. В КГ в завершении эксперимента был зафиксирован лучший результат попадания в 60%.
По завершению эксперимента наблюдались статистически значимые различия между результатами теста, полученными в КГ и ЭГ, что свидетельствует об эффективности применения разработанной методики развития СГ в тренировочном процессе волейболистов. При этом влияние уровня СГ на результативность выполнения приема мяча двумя руками снизу доказано экспериментально.
Вывод. Применение методики развития специальной гибкости волейболистов в тренировочном процессе позволило статистически значимо улучшить значения показателей, характеризующих данное физическое качество у спортсменов, что в итоге обеспечило значительное повышение результативности выполнения приема мяча двумя руками снизу после подачи или атаки соперника.
Литература
1. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учеб. пособие / Ю.Н. Клещев. - Москва: ТВТ Дивизион, 2009. -208 с.
2. Мараховская О.В. Применение упражнений стретчинга в учебно-тренировочном процессе волейболистов / О.В. Мараховская, М.Ю. Славнова, М.С. Эммерт, Н.Ю. Федосеева, О.Е. Баркова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №6 (184). - С. 233-237.
3. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. - Москва: Спорт, 2022. - 656 с.
4. Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приёмов игры и процесса подготовки волейболистов / В.В. Рыцарев. - Москва: ЗАО «Книга и бизнес», 2005. - 384 с.
5. Тухватулин Р.М. Гибкость и методика ее совершенствования в спорте: учеб. пособие / Р.М. Тухватулин, Л.В. Морчукова. - Смоленск: СГАФКСТ, 2011. - 53 с.
References
1. Kleshchev Yu.N. Voleybol. Podgotovka komandy k sorevnovaniyam [Volleyball. Preparing a team for competitions]. Study guide. Moscow: TVT Divizion publ., 2009. 208 p.
2. Marakhovskaya O.V., Slavnova M.Yu., Emmert M.S., Fedoseeva N.Yu., Barkova O.E. Primeneniye uprazhneniy stretchinga v uchebno-treniro-vochnom protsesse voleybolistov [The use of stretching exercises in the training process of volleyball players]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020. No. 6 (184). pp. 233-237.
3. Platonov V.N. Dvigatelnyye kachestva i fizicheskaya podgotovka sports-menov [Motor qualities and physical training of athletes]. Moscow: Sport publ., 2022. 656 p.
4. Rytsarev V.V. Voleybol: popytka prichinnogo istolkovaniya priyomov igry i protsessa podgotovki voleybolistov [Volleyball: an attempt at a causal interpretation of the techniques of the game and the process of preparing volleyball players]. Moscow: ZAO «Kniga i biznes» publ., 2005. 384 p.
5. Tukhvatulin R.M., Morchukova L.V. Gibkost i metodika yeye soversh-enstvovaniya v sporte [Flexibility and methods of its improvement in sports]. Study guide. Smolensk: SGAFKST publ., 2011. 53 p.