Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ ВЫБОРА В ВОЛЕЙБОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ ВЫБОРА В ВОЛЕЙБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / РЕАКЦИЯ ВЫБОРА / СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ / ПСИХОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ржанов А.А., Ахматгатин А.А., Гальцев С.А., Несмеянов А.И.

Цель исследования - оптимизировать систему подготовки волейболистов на основе применения методики измерения реакции выбора и селективного набора упражнений, развивающих у них психомоторные качества. Методика и организация исследования. Тренировочный процесс в контрольной группе (КГ) осуществлялся в соответствии с программой, предусмотренной стандартом подготовки в волейболе. Экспериментальная группа (ЭГ) тренировалась с использованием разработанной методики формирования реакции выбора, включающей в себя комплекс специально подобранных упражнений и средств ее измерения. В эксперименте приняли участие 72 воспитанника спортивных школ г. Ангарска. Возраст занимающихся составлял 10-14 лет. Эксперимент проходил с сентября 2019 по сентябрь 2021 г. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования было установлено, что в КГ значимых изменений реакции выбора не было, а в ЭГ наблюдалось значимое ее улучшение, что свидетельствует об эффективности разработанной методики, которая является доступной и информативной, а ее применение в тренировочном процессе волейболистов является целесообразным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ржанов А.А., Ахматгатин А.А., Гальцев С.А., Несмеянов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE REACTION FORMATION IN VOLLEYBALL

Objective of the study was to optimize the volleyball training system by applying the choice reaction estimation method and selective exercise sets to develop their psychomotor qualities. Methods and structure of the study. The Control Group volleyball players were trained in accordance with the standard volleyball training program. The Experimental Group volleyball players were trained using the author’s choice reaction building methodology which includes a set of specially selected exercises and measuring tools. The experiment involved 72 sports school trainees from Angarsk. The subjects were aged from 10 to 14 years. The experiment was conducted from September 2019 through September 2021. Results and conclusions. The study found no statistically significant changes in the choice reaction rates in the Control Group, while in the Experimental Group considerable progress was observed indicating the effectiveness of the method developed, which is accessible and informative, and thus, it is to be applied in the training of volleyball players. The developed methodology, which includes the estimation method and the set of selective choice reaction building exercises for volleyball players, is informative and ready to use in the training process, which makes it beneficial for their sports skills progress.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ ВЫБОРА В ВОЛЕЙБОЛЕ»

формирование реакции выбора в волейболе

УДК/UDC 7967012.68

Поступила в редакцию 11.07.2021 г.

Информация для связи с автором: volley-angarsk@ya.ru

А.А. Ржанов1

Кандидат педагогических наук, профессор А.А. Ахматгатин1 Кандидат философских наук, профессор С.А. Гальцев1 А.И. Несмеянов1

'Иркутский национальный исследовательский технический университет

CHOICE REACTION FORMATION IN VOLLEYBALL A.A. Rzhanov1

PhD, Professor A.A. Akhmatgatin1

PhD, Professor S.A. Galtsev1 A.I. Nesmeyanov1

'Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

Аннотация

Цель исследования - оптимизировать систему подготовки волейболистов на основе применения методики измерения реакции выбора и селективного набора упражнений, развивающих у них психомоторные качества. Методика и организация исследования. Тренировочный процесс в контрольной группе (КГ) осуществлялся в соответствии с программой, предусмотренной стандартом подготовки в волейболе. Экспериментальная группа (ЭГ) тренировалась с использованием разработанной методики формирования реакции выбора, включающей в себя комплекс специально подобранных упражнений и средств ее измерения. В эксперименте приняли участие 72 воспитанника спортивных школ г. Ангарска. Возраст занимающихся составлял 10-14 лет. Эксперимент проходил с сентября 2019 по сентябрь 2021 г. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования было установлено, что в КГ значимых изменений реакции выбора не было, а в ЭГ наблюдалось значимое ее улучшение, что свидетельствует об эффективности разработанной методики, которая является доступной и информативной, а ее применение в тренировочном процессе волейболистов является целесообразным.

Ключевые слова: волейбол, реакция выбора, способ измерения, психомоторные качества, тренировочные упражнения.

Abstract

Objective of the study was to optimize the volleyball training system by applying the choice reaction estimation method and selective exercise sets to develop their psychomotor qualities.

Methods and structure of the study. The Control Group volleyball players were trained in accordance with the standard volleyball training program. The Experimental Group volleyball players were trained using the author's choice reaction building methodology which includes a set of specially selected exercises and measuring tools. The experiment involved 72 sports school trainees from Angarsk. The subjects were aged from 10 to 14 years. The experiment was conducted from September 2019 through September 2021. Results and conclusions. The study found no statistically significant changes in the choice reaction rates in the Control Group, while in the Experimental Group considerable progress was observed indicating the effectiveness of the method developed, which is accessible and informative, and thus, it is to be applied in the training of volleyball players.

The developed methodology, which includes the estimation method and the set of selective choice reaction building exercises for volleyball players, is informative and ready to use in the training process, which makes it beneficial for their sports skills progress.

Keywords: volleyball, choice reaction, estimation method, psychomotor qualities, training exercises.

Введение. Быстрота реакции выбора в волейболе является одним из основных компонентов, характеризующих уровень спортивного мастерства [2].

Установлено, что формирование реакции выбора в основном реализуется через функционирование зрительного анализатора и совершенствуется за счет концентрации внимания [11], а индивидуальные характеристики спортсменов обуславливают точность действий [1, 9].

В то же время, исследуя сложную пространственно-временную реакцию на движущийся объект [6], специалисты сходятся во мнении, что в ее основе лежит условно-рефлектор-

ная деятельность [4], изучению различных аспектов которой посвящен ряд научных исследований [13].

Кроме этого, в ходе изучения вопросов формирования реакции выбора обнаружено, что используемые методы оценки не в полной мере обеспечивают возможность ее измерения в тренировочном процессе, а система подготовки волейболистов нуждается в поисках новых путей ее совершенствования.

Цель исследования - оптимизировать систему подготовки волейболистов на основе применения методики измерения реакции выбора и селективного набора упражнений, развивающих у них психомоторные качества.

Таблица 2. Результаты измерения реакции выбора с помощью разработанной методики ее оценки

Таблица 1. Результаты измерения реакции выбора с помощью компьютерной программы

Этап Результаты измерения, мс

КГ; Me (25; 75) ЭГ; Me (25; 75) Значимость

IX. 2019 385 (368; 397,5) 405 (377; 442) (р>0,05)

IX. 2021 382 (364; 393,5) 324 (312; 349) (р<0,01)

Значимость (р>0,05) (р<0,01)

Этап Результаты измерения, мм

КГ; Me (25; 75) ЭГ; Me (25; 75) Значимость

IX. 2019 448 (391,5; 473) 440 (404; 492) (р>0,05)

IX. 2021 439 (387,5; 459,5) 407 (264; 429) (р<0,01)

Значимость (р>0,05) (р<0,01)

Методика и организация исследования. Для тестирования реакции выбора использовалась компьютерная программа Reaction Time Test, позволяющая определять реакцию выбора на зрительные и слуховые сигналы [8].

В ходе работы осуществлялась оценка психомоторной деятельности волейболистов, в основе которой лежит их способность к концентрации внимания и оперативному мышлению [7, 14]. Они позволяют предвосхищать предстоящее движение объекта, а реакция выбора определяет действие согласно наиболее подходящему шаблону из опыта подобных ситуаций.

Наряду с этим, сложная зрительно-моторная реакция в волейболе включает в себя способность различать сигналы и определять, в связи с этим, разные способы поведенческого реагирования [3, 5].

Разработанная методика формирования реакции выбора в волейболе включала способ ее оценки, приближенный к игровым двигательным действиям, а также развивающий тренировочный комплекс селективных упражнений, направленный на быстрое ее развитие.

Используемая оценка измерения реакции выбора (КГ; ЭГ) определяла задачу испытуемому ловить два предмета, отпускаемых в хаотичном порядке, правой и левой рукой. Тестирующий одной рукой держит за кончик длинную линейку, а другой - теннисный мячик. Задача испытуемого - поймать предметы на уровне нижнего конца линейки. При этом теннисный мячик работает как отвлекающий стимул, а линейка -как контрольный. Место захвата пальцами линейки фиксируется в мм от нижнего ее конца. Перед зачетными попытками тестируемый пробует выполнять упражнение, концентрируя внимание и осваивая методику. Для оценки реакции выбора используется среднее арифметическое результатов пяти попыток отдельно для левой и правой руки.

Другим компонентом разработанной методики формирования реакции выбора является селективный подбор упражнений для ее развития, включающий в себя:

1. Беговые упражнения, содержащие усложняющие элементы на ловкость и чувство равновесия, выполняемые по звуковому сигналу, предусматривающие выбор действия адекватного виду сигнала.

2. Короткие ускорения с элементами акробатики по звуковым сигналам.

3. Специально подготовительные упражнения с игровыми мячами, предусматривающие выполнение технического действия, адекватного поданному звуковому сигналу, включающие в себя постепенное усложнение двигательных заданий.

4. Упражнения, направленные на развитие внимания и сложной реакции выбора, включающие в себя двигательные задания, приближенные к игровым действиям волейболиста.

В начале эксперимента волейболисты КГ и ЭГ были протестированы для определения уровня развития у них психомоторных реакций. КГ тренировалась по программе спортивной подготовки (Приказ Минспорта РФ № 680 от 30.08.2013 г.), предусмотренной стандартом по виду спорта волейбол [10]. ЭГ тренировалась по разработанной методике, включающей в себя селективный набор упражнений и способы оценки реакции выбора. В эксперименте участвовали 72 юных волейболиста спортивных школ г. Ангарска. В КГ вошли 37 юношей СШОР «Ермак», а в ЭГ - 35 юношей СШОР «Ангара». Возраст спортсменов составил 10-14 лет. Эксперимент проходил с сентября 2019 по сентябрь 2021 г, объемом 192 ч (96 тренировочных занятий). Методические воздействия выполнялись по 30 минут в каждом учебно-тренировочном занятии.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты измерения характеристик реакции выбора у спортсменов ЭГ и КГ приведены в табл. 1, 2.

На начало эксперимента с использованием измерения реакции выбора компьютерной программой установлено, что между КГ и ЭГ значимых различий не было (р>0,05). В завершении эксперимента в КГ также значимых различий не было (р>0,05).

Значимые различия в ходе педагогического эксперимента возникли в результате сравнения данных в КГ и ЭГ. При определении реакции выбора компьютерным методом в завершении эксперимента получено, что в КГ (Ме 382; 364; 393,5) и ЭГ (Ме 324; 312; 349) результаты измерения значимо различаются при (р<0,01). Также при завершении педагогического эксперимента в ЭГ отмечается аналогичный уровень значимости (р<0,01) по сравнению с его началом.

При использовании разработанной методики определения реакции выбора установлено, что между данными в КГ и ЭГ в начале эксперимента значимых различий не было (р>0,05).

Также в КГ при завершении эксперимента значимые различия не выявлены (р>0,05). Однако значимые различия между результатами в КГ (Ме 439; 387,5; 459,5) и ЭГ (Ме 407; 264; 429) были определены при завершении педагогического эксперимента (р<0,01). Аналогичные изменения (р<0,01) были получены в ЭГ в конце эксперимента.

Следовательно, оба метода изучения формирования реакции выбора показывают однотипные ее изменения у волейболистов, что свидетельствует об эффективности разработанной методики за счет ее приближенности к игровым действиям в волейболе и большей доступности в тренировочном процессе.

В то же время, использование специальных психомоторных упражнений обеспечивает эффективное формирование реакции выбора у волейболистов.

Вывод. Разработанная методика, включающая в себя метод оценки и комплекс селективных упражнений, направлен-

ных на формирование реакции выбора у волейболистов, информативна и доступна к использованию в тренировочном процессе, что обуславливает ее эффективность для роста их спортивного мастерства.

Литература

1. Акопян А.О. Реакция предугадывания атакующих действий в боксе / А.О. Акопян // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 2 -С. 17-19.

2. Волейбол: теория и практика: учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта / под ред. В.В. Рыцарева. -М.: Спорт, 2016. - 456 с.

3. Германов Н.Г. Формирование оперативного мышления у юных волейболистов 13-15 лет в условиях интерактивного решения игровых задач / Н.Г. Германов, Д.А. Черный, В.Д. Мачульская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). -С. 26-30.

4. Звездова А.О. Игровая методика развития психомоторных реакций средствами волейбола у будущих работников судебной системы / А.О. Звездова // Наука без границ. - 2017. - № 10 (15).

- С. 54-58.

5. Кислицын М.Н. Особенности простой зрительно-моторной реакции как предиктора спортивной успешности в служебно-приклад-ном спорте / М.Н. Кислицын, Г.В. Кошевец, Р.Р. Халфина // Вестник психофизиологии. - 2016. - № 2. - 98-100.

6. Лопухина А.С. Развитие быстроты реакции на движущийся объект / А.С. Лопухина, Л.Г. Авдонина, В.Н. Тараторина / Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2018. - № 5 (194). - С. 249-254.

7. Марков К.К. Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы / К.К. Марков, В.Ю. Лебединский // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 6. - С. 52-54.

8. Немцов О.Б. Компьютерная программа для определения времени простой реакции и реакции выбора / О.Б. Немцов, М.А. Ярос-лавкин, А.Б. Бгуашев и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). С. 42-46.

9. Новожилова С.В. Оценка соревновательных нагрузок у волейболистов / С.В. Новожилова, Е.В. Игнатова, С.Н. Авдеева // Вестник Костромск. гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. - 2017. - Т. 23. - № 1. - С. 86-88.

10. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол») / под общей редакцией Ю.Д. Железняка, В.В. Костюкова, А.В. Чачина. - М.: 2016. - 210 с.

11. Ржанов А.А. Психомоторный-латентный период и развитие внимания, как элемента, влияющего на общие психомоторные показатели волейболиста / А.А. Ржанов, А.И. Несмеянов, Е.Н. Матросова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - № 4.

- С. 86- 88.

References

1. Akopyan A.O. Reaktsiya predugadyivaniya atakuyushchikh deystviy v bokse [Anticipatory responses to offensive actions in boxing]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 2. pp. 17-19.

2. Rytsarev V.V. Voleybol: teoriya i praktika [Volleyball: theory and practice]. Textbook for higher educational institutions of physical education and sports. Moscow: Sport publ., 2016. 456 p.

3. Germanov N.G., Cherny D.A., Machulskaya V.D. Formirovanie op-erativnogo myshleniya u yunykh voleybolistov 13-15 let v usloviyakh interaktivnogo resheniya igrovykh zadach [Formation of operational thinking in 13-15 year-old volleyball players under interactive solution of game tasks]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 5 (147). pp. 26-30.

4. Zvezdova A.O. Igrovaya metodika razvitiya psikhomotornykh reaktsiy sredstvami voleybola u budushchikh rabotnikov sudebnoy sistemy [Game psychomotor reaction building methodology for future legal professionals by means of volleyball]. Nauka bez granits. 2017. No. 10 (15). pp. 54-58.

5. Kislitsyn M.N., Koshevets G.V., Khalfina R.R. Osobennosti prostoy zritelno-motornoy reaktsii kak prediktora sportivnoy uspeshnosti v sluzhebno-prikladnom sporte [Features of simple visual-motor reaction as predictor of sports success in service applied sports]. Vestnik psikhofiziologii. 2016. No. 2. pp. 98-100.

6. Lopukhina A.S., Avdonina L.G., Taratorina V.N. Razvitie bystroty reakt-sii na dvizhushchiysya ob'ekt [Building quick response to moving object]. Vestnik TGPU (TSPU Bulletin). 2018. No. 5 (194). pp. 249-254.

7. Markov K.K., Lebedinskiy V.Yu. Formirovanie psikhomotornykh kachestv v sovremennom sporte: teoreticheskie i metodologicheskie problemy [Formation of Psychomotor Qualities in Modern Sport: Theoretical and Methodological Problems]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. No. 6. pp. 52-54.

8. Nemtsov O.B., Yaroslavkin M.A., Bguashev A.B. et al. Kompyuternaya programma dlya opredeleniya vremeni prostoy reaktsii i reaktsii vybora [Simple reaction and choice reaction time rating software]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 10 (152). pp. 42-46.

9. Novozhilova S.V., Ignatova E.V., Avdeeva S.N. Otsenka sorevnovatel-nykh nagruzok u voleybolistov [Rating competitive loads of volleyball players]. Vestnik Kostromsk. gos. un-ta. Ser.: Pedagogika. Psikhologi-ya. Sotsiokinetika. 2017. V. 23. No. 1. pp. 86-88.

10. Zheleznyak Yu.D., Kostyukov V.V., Chachin A.V. [ed.] Primernaya programma sportivnoy podgotovki po vidu sporta «Voleybol» (sportivnye distsipliny «Voleybol» i «Plyazhny voleybol») [Sample sports training program for Volleyball (Volleyball and Beach Volleyball disciplines)]. Moscow: 2016. 210 p.

11. Rzhanov A.A., Nesmeyanov A.I., Matrosova E.N. Psikhomotorny-la-tentny period i razvitie vnimaniya, kak elementa, vliyayushchego na ob-shchie psikhomotornye pokazateli voleybolista [Psychomotor latency and development of attention as element that affects general psychomotor performance of volleyball player]. Sovremennaya nauka: aktu-alnye problemy teorii i praktiki. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2020. No. 4. pp. 86-88.

12. Hunt E. Mechanics of verbal ability. Psychological Review. 1978. V. 85, no. 2. P. 109.

13. Strelay J. The concepts of arousal and arousability as used in temperaments studies. Temperament individual differences at the interface of biology and behavior / eds. Y. E. Bates, T. D. Wachs. Washington, 1994. P. 117.

14. Tongran, L., Jiannong, Sh., Daheng Zh., Jie Y. The relationship between EEG band power, cognitive processing and intelligence in school-age children. Psychology Science Quarterly. 2008. No. 2. pp. 259-268.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

С 8 по 11 сентября 2021 г в Казани состоялся XXVi Международный научный Конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех».

В работе научного мероприятия приняли участие отечественные и зарубежные ученые из Великобритании, Азербайджана, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Туркменистана, специалисты в области физической культуры и спорта, спортивной медицины, физиологии и биохимии спорта, профессорско-преподавательский состав вузов, научные сотрудники, аспиранты и студенты высших учебных заведений.

В ходе пленарного заседания выступили с докладами такие известные ученые как В.Н. Платонов, Л.И. Лубышева, А.Ю. Лапин, Л.М. Гунина и другие. В рамках деловой встречи участники Конгресса обсудили и обозначили актуальные направления развития олимпизма и олимпийского образования, системы многолетней подготовки в олимпийском спорте, менеджмента спорта и туризма, системы профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов в области спорта, физического воспитания, реабилитационной и адаптивной физической культуры.

На основе анализа работы научно-практических мероприятий, обобщения тематики докладов и проблематики научных статей, представленных на Конгресс, принята резолюция, в которой сформулированы наиболее перспективные направления развития олимпийского спорта, олимпийского образования и спорта для всех.

Участники Конгресса единодушно выразили стремление к укреплению и расширению международного спортивного и научного сотрудничества в развитии спорта высших достижений, олимпийского образования и спорта для всех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.