ударственного университета. - 2014. - № 4 (333). - С. 86-90.
4. Саблин, А.Б. Особенности специальной подготовленности высококвалифицированных баскетболистов / А.Б. Саблин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С. 36-37.
5. Рыбалкин, С.Н. Технология повышения точности выполнения штрафных бросков квалифицированными баскетболистами // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 142-146.
REFERENCES
1. Gomelsky, V. (2015), How to play basketball, Eksmo, Moscow.
2. Goncharov, A.A. (2015), "The role of biorhythms in the training process", Scientist Young, No. 15 (95), pp. 635-637.
3. Olefirenko, V.N. (2014), "Improving the effectiveness of game activity in basketball in physical education classes for students at non-cultural universities", Bulletin of the Chelyabinsk State University, No. 4 (333), pp. 86-90.
4. Sablin, A.B. (2012), "Features of the special preparedness of highly qualified basketball players", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 36-37.
5. Rybalkin, S.N. (2011), "Technology for improving the accuracy of free throws by qualified basketball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (76), pp.142-146.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.06.2020
УДК 796.325
ПРИМЕНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ СТРЕТЧИНГА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ
ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Оксана Валериевна Мараховская, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Юрьевна Славнова, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Сергеевна Эммерт, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Юрьевна Федосеева, старший преподаватель, Ольга Евгеньевна Баркова, старший преподаватель, Омский государственный технический университет
Аннотация
В статье представлена методика применения упражнении типа «стретчинг» в учебном процессе студентов специализации «волейбол». Выявлены особенности проявления специальной гибкости при игре в защите в условиях учебно-тренировочной деятельности. Проведен сравнительный анализ результатов применения в учебно-тренировочных занятиях упражнений стретчинга, как одного из вариантов решения задачи по развитию специальной гибкости у волейболистов. А также сравнение степени развития специальной гибкости у студентов общего курса ОмГТУ специализации «волейбол».
Ключевые слова: стретчинг, физическое воспитание, волейбол, студенты, гибкость, спортивные игры.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p233-237
APPLICATION OF STRETCHING EXERCISES IN THE EDUCATIONAL-TRAINING
PROCESS OF VOLLEYBALLERS
Oksana Valerievna Marakhovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Yurievna Slavnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Ser-geevna Emmert, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Yuryevna Fe-doseeva, the senior teacher, Olga Evgenievna Barkova, the senior teacher, Omsk State Technical University
Abstract
The article presents the methodology of applying the exercise of the type "stretching" in the educational process of students specializing in "volleyball". The features of the manifestation of the special flex-
ibility when playing in defense in the conditions of educational activity are revealed. A comparative analysis of the results of the application of stretching exercises in training sessions as one of the options for solving the problem of developing the special flexibility for volleyball players is carried out. As well as comparison of the degree of development of the special flexibility among the general course students of OmSTU with the specialization "volleyball".
Keywords: stretching, physical education, volleyball, students, flexibility, sports.
ВВЕДЕНИЕ
Учебные программы практически всех образовательных учреждений имеют в своем содержании спортивные игры. Спортивные игры всегда были и остаются популярными среди населения разных возрастов благодаря своему разностороннему воздействию на человеческий организм. Само название одного из таких игровых видов отражает его специфику: «волей» - на лету, «бол» - мяч. При всем разнообразие игровых приемов в волейболе первоочередной задачей в игре является умение точно просчитать и занять удоб -ное положение для приема мяча после подачи или нападающего удара. Успешное применение игрового приема при этом зависит от скорости мышечных сокращений и высокой подвижности суставов. То есть от развития гибкости, позволяющей выполнять движения в различных плоскостях с большой амплитудой.
Гибкость является специфическим физическим качеством волейболиста. Над ее развитием нужно работать постоянно и целенаправленно. В учебно-тренировочных занятиях, как правило, применяются традиционные для волейбола средства и методы развития физических параметров спортсменов. Однако, акцент на развитие гибкости как специфического качества волейболистов не делается. Так же, как и методика применения нетипичных для волейбола средств физической подготовки и степень их воздействия на развитие гибкости раскрыта недостаточно.
В движениях, выполняемых с максимальной амплитудой, предъявляются высокие требования к эластичности мышечно-связочного аппарата. При игре в защите требуется не менее высокая подвижность во всех сустава, как и при игре в нападении.
Многие начинающие волейболисты считают умение играть в нападении наиболее важной частью, чем игра в защите. Настраиваются и готовятся играть именно в этом амплуа. Однако для команды игра в защите не менее важна, чем в нападении. Играя в защите, игрок вынужден перемещаться разными способами: в шаге, выпаде, в бросках со скольжением на голени и на боку в обе стороны и вперед. Для успешного выполнения приема, защитнику необходимо принять более низкую стойку с наклоном вперед и переносом массы тела на носки и с более широкой постановкой стоп. Что также требует значительной эластичности связок и мышц ног, и хорошей подвижности в коленном, голеностопном и тазобедренном суставах.
Влияние активной работы мышц-антагонистов, их способность к расслаблению и растягиванию, равно как и работа мышц-сгибателей существенно влияет на проявление гибкости при выполнении упражнений с большой амплитудой.
Большинство общеразвивающих и специальных упражнений в той или иной степени содействуют формированию гибкости. Актуальность наших исследований определена тем, что, степень влияние различных средств развития гибкости, применяемых на учебно-тренировочных занятиях по волейболу, изучено далеко не полно. Это позволяет нам предложить методику применения упражнений стретчинга в тренировочном процессе учащихся специализации «волейбол».
Цель исследования - экспериментальная проверка результатов применения в учебно-тренировочных занятиях упражнений стретчинга, как одного из вариантов решения задачи формирования гибкости у волейболистов. И, кроме того, сравнение степени развития специальной гибкости у студентов общего курса ОмГТУ специализации «волейбол».
Волейболисту следует целенаправленно совершенствовать гибкость, для того чтобы сформировать ее «запас». Как правило, для этого применяются упражнения на рас-
тяжку, наиболее сходные по своей структуре с движениями волейболиста. Амплитуда в таких упражнениях, направленных на развитие соответствующей гибкости спортсменов, обычно значительно больше, чем при выполнении того или другого технического приема. Пределом амплитуды выполняемого движения является появление болевых ощущений.
Наибольшего развития гибкость достигается при ежедневных занятиях. Однако, на наш взгляд, значительного уровня сформированности специальной гибкости у студентов специализации «волейбол», можно достичь и при двухразовых учебно-тренировочных занятиях в неделю, применяя специальные упражнения типа «стретчинг». Достигнутые показатели гибкости сохраняются довольно долго и легко поддерживаются небольшим количеством повторений аналогичных упражнений.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент приводился в ОмГТУ на базе кафедры «Физическое воспитание и спорт» среди студенток 1 курса специализации «волейбол». До начала исследования были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 20 человек (ЭГ и КГ). Все студентки, участвующие в исследовании, имели базовый уровень технической подготовки по волейболу, по основным показателям развития гибкости и результативности игры в защите достоверных различий не выявлено. Занятия по физическому воспитанию в контрольной группе проводились по традиционной методике. В экспериментальной группе в каждой части занятия включались упражнения стретчинга. В подготовительной части - медленный разогрев и плавное растяжение всех мышц, в основной части - упражнения на совершенствование специальной гибкости и развитие подвижности в суставах, в заключительной части - растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью проверки эффективности применения стретчинга на занятиях по физической культуре со студентками групп специализации «волейбол» на начальном этапе исследования был проведен констатирующий эксперимент для выявления уровня развития гибкости. В качестве тестов использовались:
1 оценка развития гибкости (наклон из положения стоя).
2 прием волейбольного мяча снизу после нападающего удара партнера. Оценивался правильный выход к мячу и точный прием мяча в сторону партнера. Из 10 приемов оценивались только те, которые достигали нападающего игрока и позволяли ему выполнить следующий нападающий удар без потери мяча.
Констатирующий эксперимент позволил выявить низкий и средний уровни развития гибкости, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Уровень развития гибкости студенток специализации «волейбол» (констатирующий эксперимент)_
Группа Уровень развития гибкости, %
Низкий Средний Высокий
Экспериментальная 31,6% 45,28% 23,12%
Прием предплечьями - наиболее часто применяемый для отражения атакующего удара прием. Эффект от применения других приемов, которые используют игроки в непредвиденных ситуациях, как правило небольшой. Надежный прием имеет огромное значение. Используя прием предплечьями в качестве первого контакта с мячом, игрок обеспечивает переход команды от защиты к нападению.
Основное отличие приема нападающего удара в том, что игрок должен среагировать и сыграть, не обладая достаточным временем, чтобы занять нужное положение. Часто игроки вместо того, чтобы согнуть колени, сгибаются в поясе, из-за чего пас получается слишком низким и коротким. Поэтому, принимая мяч, важно опуститься как можно
ниже, увеличивая время, необходимое для того, чтобы отбить мяч. Прием выполняется при низком положении тела и постановкой ног шире плеч. Амплитуда движений в тазобедренном, коленном и голеностопном суставе при этом имеет большое значение, позволяя принять более широкую и низкую стойку. Широкая и низкая стойка позволяет смягчить падение мяча, гася силу атакующего удара и высоко направить мяч в центр площадки, облегчая задачу связующего игрока.
Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень развития гибкости студентов. Нами были разработаны и адаптированы упражнения стрет-чинга для развития гибкости у студентов специализации «волейбол». С целью развития специальной гибкости студентов, занимающихся в группах специализации «волейбол» в практических занятиях, использовался целый ряд упражнений, направленных на совершенствование специальной гибкости и развитие подвижности в суставах.
Упражнения стретчинга использовались в двух направлениях:
1) развитие специальной гибкости;
2) восстановление после интенсивных нагрузок.
Нами был выбран наиболее рациональный, на наш взгляд, вариант стретчинга, построенный на применении двух типов тренировочных комплексов. В комплексе первого типа (избирательной направленности) выполняются упражнения (как правило, 5-7) с участием одних и тех же мышечных групп, что вызывает локальный, но существенный по воздействию эффект. В комплексе второго типа выполняются упражнения, каждое из которых направлено на определённую мышечную группу. Время, затраченное на выполнение упражнений, составляло от 15 до 30 минут на протяжении тренировочного занятия. Упражнения на растягивание выполняются пружинисто, небольшими сериями с поэтапным увеличением амплитуды и темпа.
Результаты выполнения контрольного упражнения на технику показали в начале эксперимента, что уровень владения мячом у большинства студентов был средний и ниже среднего. Контрольное упражнение выполнялось с частыми потерями мяча.
К концу эксперимента в экспериментальной группе процент выполнения контрольного упражнения без потери мяча значительно повысился. Стабильность выполнения упражнения достигала 100 %.
В контрольной же группе, несмотря на то, что количество потерь мяча снизилось как результат формирования двигательного навыка, однако результативность у большинства игроков достигала лишь среднего уровня.
Результаты выполнения контрольного упражнения «нападающий удар с приемом» представлены в таблице 2:
Таблица 2
Группа Результаты контрольного упражнения (кол. приемов)
низкий средний высокий
контрольная 2-3 4-6 7-8
экспериментальная 5-6 7-8 9-10
ВЫВОДЫ
1. Предварительные исследования показали, что для овладения и совершенствования техники двигательного действия необходим высокий уровень подвижности в суставах. Уровень гибкости также обуславливает развитие быстроты и координационных способностей.
Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, возможности пространственных перемещений тела и его звеньев.
2. Достаточно высокого уровня развития гибкости можно достичь при двухразовых учебно-тренировочных занятиях в неделю. Комплексы упражнений на растягивание типа «стретчинг» можно эффективно использовать в тренировочном процессе при занятиях волейболом.
3. Применяемый нами вариант стретчинга способствует повышению показателей функциональной, физической и технической подготовленности студентов-волейболистов, их спортивному совершенствованию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пармузина, Н.В. Стретчинг как необходимая составная часть занятия по оздоровительной аэробике / Н.В. Пармузина, Ю.В. Стукалова // Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры : сборник материалов V студ. научно-практической конференции. -Новосибирск, 2016. - С. 73-76.
2. Косицкая, С.Ю. Стретчинг и его особенности / С.Ю. Косицкая, С.Н. Белова, О.Ю. Степанова // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVIII Международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2016. - С. 271-274.
3. Чураков, А. А. Стретчинг как система упражнений, способствующих повышению эластичности мышц / А.А. Чураков, А.А. Зайцев // Современные тенденции развития науки и технологии. - 2016. - № 5-4. - С. 155-156.
REFERENCES
1. Parmuzina, N.V. and Ctukalova Yu.V. (2016), Stretching as a necessary part of a training in health-improving aerobics", Actual problems of health-improving and adaptive physical education: Sat. materials V stud. scientific and practical. conf. Novosibirsk, pp.73-76.
2. Kositskaya, S.Yu., Belova, S.N, Stepanova, O.Yu. (2016), "Stretching and its features", Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: materials of the XVIII Intern. scientific and practical. conf., Irkutsk, pp. 271-274.
3. Churakov, A.A., Zaytsev A.A. (2016), "Stretching as a system of exercises that increase muscle elasticity", Current trends in science and technology, рр . 155-156.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.06.2020
УДК 796.412.2
ВЛИЯНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЙ СПОРТСМЕНОК НА КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ С ПРЕДМЕТАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Инна Владимировна Кивихарью, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Юрьевна Власова, магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Елена Анатольевна Пивоварова, кандидат биологических наук, научный сотрудник, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
Аннотация
Прогрессивное развитие художественной гимнастики ставит перед спортсменками все более и более сложные задачи по созданию не только технически виртуозных, но и эмоциональных, ярких, внутренне содержательных, музыкально-убедительных композиций с предметами. Демонстрация подобных композиций требует высокой и разносторонней подготовленности спортсменок, постоянного поиска новых, эффективных методов, гарантирующих высокое качество выполнения сложно-координационных движений с предметами под музыку. В связи с этим поиск путей совершенствования темпо-ритмических способностей гимнасток является особенно актуальным. В статье представлены данные о влиянии темпо-ритмических способностей на качество выполнения движений предметом и их обусловленности показателями устойчивости равновесия. Установлен-