Научная статья на тему 'ПСИХОМОТОРНЫЕ ЗАДАТКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЛОКИРУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ'

ПСИХОМОТОРНЫЕ ЗАДАТКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЛОКИРУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
42
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / БЛОКИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВРОЖДЕННЫЕ ЗАДАТКИ / РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ржанов Алексей Александрович, Ахматгатин Анвар Амирович, Лебединский Владислав Юрьевич

Проанализирована структура психомоторной деятельности волейболиста в момент блокирования. Разработана методика совершенствования эффективности игровых блокирующих действий, включающая в себя тесты для оценки психомоторных характеристик, метод оценки игрового действия, развивающие упражнения, разработанные и селективно подобранные по критерию сенситивного восприятия и доступности применения на практике. В ходе педагогического эксперимента данная методика показала свою эффективность и значимость, что позволяет применять ее для подготовки юных спортсменов этой специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ржанов Алексей Александрович, Ахматгатин Анвар Амирович, Лебединский Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOMOTOR DISPOSITIONS OF VOLLEYBALL PLAYERS AS THE BASIS FOR IMPROVING BLOCKING ACTIONS

The competitive result in volleyball depends on the accuracy and timeliness of the implementation of the basic technical elements of the game. The blocking action is one of the most difficult elements to perform due to the need to accurately get into the specified temporal, spatial and power parameters. This study aims to analyze the player's psychomotor activity at the moment of blocking and, on the basis of this, to develop methods for improving the effectiveness of playing blocking actions in volleyball. Motor abilities in volleyball are formed on the basis of the psychomotor characteristics of the athlete. The control of motor actions, in this case, is carried out through sensations and perception with the help of visual, auditory and tactile analyzers. The sense of time, space and the distribution of one's own efforts in them ensure the accuracy of performing complex coordination tasks. The blocking action is formed due to the concentration of attention, the reaction to a moving object with the distribution of vestibular loads. It is assumed that the blocking effect in volleyball can be improved due to psychomotor abilities that enable athletes to concentrate attention and quickly form responses to changes in game situations; to perform coordinating complex technical elements using vestibular stability and balance as characteristics of orientation in space; to distinguish between time characteristics; to distribute their own muscle efforts, exactly getting into the specified parameter. To achieve the aim of the study, we conducted an experiment in which 37 athletes in the control and 35 in the experimental groups took part. The duration of the experiment was four months. The results of the experiment indicated a significant improvement in the characteristics of psychomotor abilities in the athletes of the experimental group. At the same time, changes in these characteristics in the athletes of the control group were insignificant. Additionally, at the end of the experiment, we compared the characteristics of the game actions of athletes from the experimental and control groups. The results of the analysis revealed a significantly better efficiency of game actions in the athletes of the experimental group compared to the athletes in the control group. The analysis of psychomotor reactions of volleyball players when performing a blocking action allows us to state the influence on the accuracy, timeliness and effectiveness of its implementation of the innate psychomotor features of the distinctive sensitivity of the athletes' movements. The results of the experiment reflect a significant positive trend that characterizes the effectiveness of the technique, which increases the effectiveness of blocking actions of volleyball players due to the formation of the ability to control the parameters of time, space and effort.

Текст научной работы на тему «ПСИХОМОТОРНЫЕ ЗАДАТКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЛОКИРУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 486. С. 228-234 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 486. рр. 228-234

Научная статья УДК 796.325

doi: 10.17223/15617793/486/25

Психомоторные задатки волейболистов как основа совершенствования

блокирующих действий

Алексей Александрович Ржанов1, Анвар Амирович Ахматгатин2, Владислав Юрьевич Лебединский3

1 3 Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия 2Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

1 volley-angarsk@ya.ru

2 ahmatgatin@list.ru 3lebedinskiy@ex.istu. edu

Аннотация. Проанализирована структура психомоторной деятельности волейболиста в момент блокирования. Разработана методика совершенствования эффективности игровых блокирующих действий, включающая в себя тесты для оценки психомоторных характеристик, метод оценки игрового действия, развивающие упражнения, разработанные и селективно подобранные по критерию сенситивного восприятия и доступности применения на практике. В ходе педагогического эксперимента данная методика показала свою эффективность и значимость, что позволяет применять ее для подготовки юных спортсменов этой специализации.

Ключевые слова: волейбол, блокирующие действия, психомоторные способности, врожденные задатки, различительная чувствительность движений

Для цитирования: Ржанов А.А., Ахматгатин А.А., Лебединский В.Ю. Психомоторные задатки волейболистов как основа совершенствования блокирующих действий // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 486. С. 228-234. doi: 10.17223/15617793/486/25

Original article

doi: 10.17223/15617793/486/25

Psychomotor dispositions of volleyball players as the basis for improving blocking actions

Alexey A. Rzhanov1, Anvar A. Akhmatgatin2, Vladislav Yu. Lebedinsky3

13 Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation 2 Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russian Federation

1 volley-angarsk@ya.ru

2 ahmatgatin@list.ru 3 lebedinskiy@ex.istu.edu

Abstract. The competitive result in volleyball depends on the accuracy and timeliness of the implementation of the basic technical elements of the game. The blocking action is one of the most difficult elements to perform due to the need to accurately get into the specified temporal, spatial and power parameters. This study aims to analyze the player's psychomotor activity at the moment of blocking and, on the basis of this, to develop methods for improving the effectiveness of playing blocking actions in volleyball. Motor abilities in volleyball are formed on the basis of the psychomotor characteristics of the athlete. The control of motor actions, in this case, is carried out through sensations and perception with the help of visual, auditory and tactile analyzers. The sense of time, space and the distribution of one's own efforts in them ensure the accuracy of performing complex coordination tasks. The blocking action is formed due to the concentration of attention, the reaction to a moving object with the distribution of vestibular loads. It is assumed that the blocking effect in volleyball can be improved due to psychomotor abilities that enable athletes to concentrate attention and quickly form responses to changes in game situations; to perform coordinating complex technical elements using vestibular stability and balance as characteristics of orientation in space; to distinguish between time characteristics; to distribute their own muscle efforts, exactly getting into the specified parameter. To achieve the aim of the study, we conducted an experiment in which 37 athletes in the control and 35 in the experimental groups took part. The duration of the experiment was four months. The results of the experiment indicated a significant improvement in the characteristics of psychomotor abilities in the athletes of the experimental group. At the same time, changes in these characteristics in the athletes of the control group were insignificant. Additionally, at the end of the experiment, we compared the characteristics of the game actions of athletes from the experimental and control groups. The results of the analysis revealed a significantly better efficiency of game actions in the athletes of

© Ржанов А.А., Ахматгатин А. А., Лебединский В.Ю., 2023

the experimental group compared to the athletes in the control group. The analysis of psychomotor reactions of volleyball players when performing a blocking action allows us to state the influence on the accuracy, timeliness and effectiveness of its implementation of the innate psychomotor features of the distinctive sensitivity of the athletes' movements. The results of the experiment reflect a significant positive trend that characterizes the effectiveness of the technique, which increases the effectiveness of blocking actions of volleyball players due to the formation of the ability to control the parameters of time, space and effort.

Keywords: volleyball, blocking actions, psychomotor abilities, innate dispositions, special sensitivity of movements

For citation: Rzhanov, A.A., Akhmatgatin, A.A. & Lebedinsky, V.Yu. (2023) Psychomotor dispositions of volleyball players as the basis for improving blocking actions. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 486. рр. 228-234. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/486/25

Актуальность

Волейбол - командный игровой вид спорта, в котором движения спортсменов можно квалифицировать как ответные действия на сформированные противником игровые события, устремленные к завершению розыгрыша в свою пользу [1]. Особенность психомоторных действий в данной спортивной дисциплине связана с высокой скоростью происходящих игровых амплитуд без остановочных пауз и возможности оценки ситуации в момент розыгрыша мяча [2]. При этом игровые события не могут постоянно принимать шаблонный вид и должны прогнозироваться игроками, что обусловливает необходимость их способности к антиципации последующих технических действий соперника. Все движения в волейболе основываются на базовых ментальных и двигательных навыках, которые являются «психомоторными» и циклически повторяются в игровом процессе. В современных научных публикациях [3] достаточно подробно раскрываются вопросы технического обеспечения, организации тренировочного процесса, средств и методов обучения игре в волейбол. Вместе с тем на сегодняшний день разработаны и описаны критерии, используемые для оценки эффективности выполнения технических сложно-координационных действий в процессе соревновательной деятельности в данном виде спорта. Однако вопросы описания игровых ситуаций как набора психомоторных элементов, взаимодействующих между собой и отвечающих за результат выполнения игровой задачи в волейболе, изучены недостаточно. Роль и значение природных психомоторных задатков, влияющих на выполнение определенного психомоторного действия в процессе обучения, тренировки и на соревнованиях, практически не изучались специалистами.

Определяющими характеристиками в результативной постановке блока являются его своевременность и точность. Врожденные задатки, характеризующие психомоторные реакции человека и степень их развития, оказывают влияние на качество выполнения сложно-координационных элементов в специализации. Распознавание наследственных признаков может характеризовать перспективы эффективного развития и раскрытие спортивного таланта. Предпосылки к развитию задатков способности являются базовой составляющей врожденных характеристик, вовремя обнаружив которые можно открыть талант, направляя и развивая данную составляющую. Восприятие про-

странственно-временных ориентиров в волейболе является важнейшим качеством, определяющим стабильность и надежность игровых действий. Данные двигательные процедуры контролируются совокупностью зрительного, слухового, тактильного анализаторов через ощущения и восприятие. Чувства времени и пространства являются определяющими точность выполнения сложно-координационных технических элементов. Волейболист для выполнения сложного игрового действия учитывает время полета мяча, длительность собственных движений, сопоставляя пространственные ориентиры в процессе их выполнения. Непрограммируемые и не позволяющие оценивать их во время игры ситуационные процессы корректируются за счет психомоторных характеристик, трактуемых как различительная чувствительность параметров собственных движений (РЧД).

При этом блокирующее действие в волейболе можно рассматривать как совокупность психомоторных реакций игрока, протекающих и связанных между собой в направленном противостоянии активным действиям противника над сеткой. Методика совершенствования эффективности блокирующих действий основывается на идее оценки и развития психомоторных качеств волейболистов К.К. Маркова [4]. Формирование блокирующего действия происходит с учетом момента концентрации внимания, реакции на движущийся объект и реакции выбора с короткими вестибулярными нагрузками. Показателем, определяющим точность, своевременность и результативность выполнения технического защитного действия, является РЧД, при помощи которой волейболист перерабатывает сенсомоторные двигательные сигналы с различием по временным, пространственным и силовым ориентирам и перераспределяет двигательные ресурсы для координационного технического элемента [5]. Вместе с тем общая РЧД представляет собой перцептивную психомоторную характеристику спортсмена, имеющую врожденный верхний и нижний пороги развития. Она является фактором, определяющим его индивидуальные способности воспроизводить с помощью анализаторов первичные стимулы, обрабатывать полученную информацию и моментально принимать решение, точно и с оптимальным ритмом завершать целенаправленные двигательные действия. Процессы переработки двигательных сигналов с различием и выбором стимулов входят в центральный компонент психического акта, а процессы, характеризующие начало движения, - в моторный компонент.

При этом РЧД дифференцируется на более тонкие различия по времени (РЧВ), пространству (РЧП) и усилию (РЧУ). Эти качества являются основой многообразных форм сенсорно-перцептивной антиципации игровых действий во внешнем пространстве, всех реакций волейболиста на движущийся мяч и движения игроков команды соперников [6]. Характер точного пространственного различения (РЧП) определяется спецификой функционирования зрительного и вестибулярного анализаторов, проприоцептивной чувствительностью, умением задерживать двигательный импульс на точно заданное время, управлять скоростью реакции (в ее латентном периоде) [7]. Уровень управления РЧУ зависит в значительной мере от самоконтроля спортсмена и от точного выполнения им технических элементов.

Таким образом, можно констатировать, что блокирующие действия в волейболе возможно результативно развивать, используя свойственные человеку психомоторные способности:

- способность быстро формировать ответные действия на движущийся объект через концентрацию внимания, реагируя на меняющуюся игровую обстановку;

- способность выполнять сложно-координационные двигательные элементы, используя чувство равновесия и вестибулярную корректировку в момент выпрыгивания;

- способность определения характеристик пространственного движения объектов относительно друг друга и собственных сегментов рук;

- способность к точному восприятию коротких временных отрезков и попадания в них собственными двигательными действиями;

- способность точно распределять мышечные усилия в соответствии с условиями создавшейся игровой ситуации.

Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что блок считается самым сложным элементом в волейболе [8, 9]. Его результативное выполнение зависит не только от морфологических параметров игрока, но и (в большей мере) от его психомоторных способностей, определяющих своевременность и точность выполнения игровых действий. Наибольшие требования, предъявляемые данным видом спорта к игрокам в плане психомоторного, врожденного потенциала, отводятся координационным способностям, обеспечивающим решение сложных двигательных задач. При этом они выражаются в способностях человека за счет совокупности тонких психомоторных характеристик: реакции, концентрации внимания, вестибулярных характеристик, различительной чувствительности движения (РЧД) и т.д. Методика совершенствования эффективности блокирующего действия через развитие психомоторных способностей игроков имеет научную новизну и может обеспечить эффективную и доступную организацию спортивной тренировки, а вследствие этого повысить результативность действий спортсменов в противостоянии атакам противника в условиях соревнований.

В соответствии с вышеизложенным целью данной работы является анализ психомоторной деятельности игрока в момент блокирования и (на основании этого) разработка методики совершенствования эффективности игровых блокирующих действий в волейболе.

Формирование реакции выбора в основном реализуется через функционирование зрительного анализатора и совершенствуется за счет концентрации внимания, а индивидуальные характеристики спортсменов обусловливают точность действий. В то же время в основе сложной пространственно-временной реакции на движущийся объект лежит условно-рефлекторная деятельность, а ее различные аспекты могут проявлять себя в разных формах. При этом сенсомоторная координация имеет непосредственное отношение к вестибулярной устойчивости и равновесию. Основным признаком слабой статокинетической устойчивости является потеря пространственной ориентации и направления движения после воздействия на вестибулярный аппарат. Кумулятивные вестибулярные нагрузки в волейболе значительно превышают подобные пороги других видах спорта. Функция равновесия человека работает через нейронные связи с вестибулярным аппаратом, отделом головного мозга, определяющим по расположению головы его положения относительно гравитационного поля. Перетекание жидкостной составляющей во внутреннем ухе человека, так называемой «вестибулы», формирует ориентирующие сенсорные сигналы.

Материалы и методы исследования

Обзор источников научной литературы, посвященной изучению психомоторных способностей человека, позволил определить используемые двигательные характеристики и дал возможность описать весь психомоторный акт блокирования.

Для оценки свойственных человеку психомоторных способностей, обеспечивающих результативное совершенствование блокирующих действий, по параметрам двигательных характеристик использовалась группа тестов и проб.

Тест 1 - на реакцию выбора с помощью компьютерной программы (RTT) «Reaction Time Tes» (свидетельство о государственной регистрации № 2017618795; правообладатель - Адыгейский государственный университет); программа обладает широкими возможностями для определения времени простой реакции и реакции выбора на различные зрительные и слуховые сигналы при решении широкого круга исследовательских задач [10].

Тест 2 - на вестибулярную устойчивость и равновесие - усложненная проба Ромберга 3, предусматривающая необходимость стоять на одной ноге, опираясь подошвой другой ноги о коленную чашечку опорной; при этом глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены и расслаблены. Определяются время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращается внимание на наличие дрожания - тремора век и

пальцев рук. Уверенная и твердая устойчивость позы, сохраняющаяся в течение 15 с и более, отсутствие покачивания, дрожания пальцев рук и век - оценка «отлично». Если при удержании позы в течение 15 с наблюдаются покачивания, небольшой тремор рук, пальцев или век - оценка «удовлетворительно». Невозможность удержать позу в течение 15 с, потеря равновесия, сильное дрожание рук, пальцев и век - оценка «неудовлетворительно».

Тест 3 - для тестирования РПЧ, являющейся компонентом РЧД, с использованием «курвиметра» как прибора для замера кривых линий. Испытуемый рисует по заданию и собственным ощущениям кривую линию длиной 50, 70, 90 мм. Пространственная чувствительность пересчитывается в процентах выполнения среднего результата трех попыток от общего возможного. Полученные результаты выше 95% пространственной чувствительности имеют отличную оценку, свыше 90 % -удовлетворительную, ниже 90% - неудовлетворительную.

Тест 4 - для тестирования РЧВ, являющейся компонентом РЧД, проводится с использованием секундомера посредством проверки способности определения коротких интервалов времени по ощущениям без зрительного контроля шкалы. Испытуемому предлагается самостоятельно запускать секундомер и останавливать его по ощущениям через 7, 12, 18 с. Чувствительность по временным интервалам характеризуется процентным показателем среднего значения трех попыток от точного интервала времени. Чувствительность по времени относительно модельных характеристик, полученных в предыдущих научных исследованиях, характеризуется как отличная при результатах выше 95%, удовлетворительная - выше 90%. Результат ниже 90% считается неудовлетворительным.

Тест 5 - для тестирования РЧУ, являющейся компонентом РЧД; используется кистевой динамометр, позволяющий проверить способность распределения усилий по ощущениям без зрительного контроля шкалы. Испытуемому предлагается создать максимальное усилие правой, а затем левой рукой, потом по собственным ощущениям (без зрительного контроля шкалы) предпринять усилие в 60, 70, 80 % от собственного максимального. В зачет идет среднее значение трех попыток обеих рук, пересчитанное в процентах от заданного при проверке максимального усилия. Чувствительность в распределении собственных усилий считается отличной при значении выше 95 %, удовлетворительной - при значении выше 90 %, неудовлетворительной - ниже 90 %. Принятые значения взяты относительно модельных характеристик, полученных в процессе предыдущих исследований.

Кроме описанных тестов оценки РЧД приборными методами, в качестве дополнительных средств контроля применялись специальные упражнения [11], способствующие приобретению навыков, повышающих степень проявления природных задатков чувствительности движений у спортсменов до возможно-

го верхнего порога. Описание данных упражнений приведено в результатах исследования.

Для проверки эффективности разработанной методики применялся педагогический эксперимент, проводившийся в течение четырех месяцев (с января по май 2021 г.) на базе спортивных школ г. Ангарска. При этом в контрольной группе (КГ) было 37 мальчиков, в экспериментальной (ЭГ) - 35. Возраст участников составлял 12-14 лет. В группах КГ и ЭГ сравнивались значения антропометрических и физиометрических показателей, которые не выявили значимых различий как на начало эксперимента, так и по его завершении. В начале эксперимента спортсмены КГ и ЭГ были протестированы с помощью специальной компьютерной программы для определения значений реакции выбора, была также оценена их вестибулярная устойчивость по результату усложненной пробы Ромберга 3; приборным методом были определены характеристики их РЧД по значениям параметров РЧВ, РЧП и РЧУ [12]. В ходе эксперимента ЭГ использовала разработанную методику и в течение четырех месяцев тренировалась, добавляя в конце каждого занятия развивающие упражнения, теоретический разбор и оценку психомоторных характеристик [13], описанных выше. КГ тренировалась по программе спортивной подготовки для ДЮСШ, не применяя развивающего метода. По окончании эксперимента спортсмены КГ и ЭГ были повторно протестированы, после чего проведен анализ результатов оценки значимости различий между выборками по непараметрическому критерию Манна-Уитни.

Результаты исследования

Методика совершенствования эффективности игровых блокирующих действий в волейболе включает в себя комплекс тренировочных средств, направленных на системное решение целевых задач. Для совершенствования РЧД применяются специальные упражнения, способствующие приобретению навыков, повышающих степень проявления природных задатков чувствительности движений у спортсменов до возможного верхнего порога:

- прыжок в длину с места с максимально возможным усилием принимается за 100 %, далее по заданию тренера и без зрительного контроля шкалы испытуемый выпрыгивает в пространственном различии на 60, 70, 80% от собственного максимального результата, самостоятельно контролируя усилия при выполнении этих заданий. Результаты сравниваются, обсуждается разница в ощущениях и восприятиях;

- метание набивного мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы стоя с максимально возможным усилием и наибольшей дальностью полета. Таким же образом, как при прыжке в длину с места, испытуемый выполняет задания в пространственном различии и в усилии для сравнения, а результаты обсуждаются для дальнейшей коррекции выполнения подобных упражнений по ощущениям и восприятиям;

- различение временных интервалов выполняется с гипоксической задержкой дыхания на вдохе и выдохе с регламентом по заданию. Используются короткие

игровые приемы и упражнения с задержкой дыхания на вдохе - не более чем на 30-40 с и на выдохе - не более чем на 10-15 с;

- различение временных интервалов небольшой длительности. Группа построена в одну шеренгу, по команде «старт», поданной тренером, запускается секундомер, а испытуемые, по собственным ощущениям, каждые 5 с выполняют шаг вперед. Команда «стоп» и остановка секундомера производятся через минуту, далее считаются шаги и обсуждаются результаты. Временные коридоры могут варьироваться и меняться по мере совершенствования восприятия времени и точности выполнения.

Теоретическая часть, включающая в себя разбор удачно и неудачно выполненных упражнений, являлась неотъемлемой частью развивающей методики и применялась после каждого тренировочного занятия. Кроме упражнений, направленных на совершенствование РЧД, в методику вошли смешанные упражнения, обеспечивающие развитие общих психомоторных характеристик. Развивать психомоторные способности предлагалось посредством использования специальных упражнений, приближенных к игровому действию, формирующему понятие о двигательных

Форсирование психомоторных нагрузок, теоретический разбор ошибок, оценка психомоторных характеристик рассчитаны как дополнение к основной программе подготовки по виду спорта «волейбол» [15] и не превышают 30 мин в каждом тренировочном занятии. В совокупности методика рассчитана на 64 занятия и составляет 32 ч.

Результаты оценки психомоторных характеристик спортсменов ЭГ и КГ в пробах и тестах в начале и по завершении эксперимента приведены в табл. 2.

На начало эксперимента (см. табл. 2) с использованием проб и тестов установлено, что по пяти исследуемым психомоторным характеристикам между КГ и ЭГ

характеристиках и способствующему быстрому развитию врожденных задатков [14].

Развивающие упражнения, используемые для решения поставленных задач, включали в себя:

- выпрыгивание по сигналу тренера в заданном месте с концентрацией внимания на возможные варианты перемещения и движения кистями в завершающей фазе;

- задержка импульса выпрыгивания для ловли теннисного мяча над краем сетки с изменением дистанции атакующего;

- выпрыгивание навстречу статически закрепленному мячу над верхним тросом сетки, затем с перемещением мяча по сигналу тренера;

- выпрыгивание на блок через закрытую для обзора сетку шторой, по ощущениям высоты передачи на стороне противника;

- блокирующие действия по заранее оговоренным сигналам тренера с перекрытием определенного направления атаки.

С учетом используемых в практической работе развивающих упражнений были выделены наиболее эффективные из них для развития психомоторных характеристик спортсменов в блокирующем действии (табл. 1).

1

значимых различий не было (Р > 0,05). По завершении эксперимента по всем характеристикам между КГ и ЭГ наблюдались значимые различия (Р < 0,01). В ходе эксперимента в ЭГ произошло значимое улучшение значений указанных показателей (Р < 0,01). Вместе с тем в КГ в процессе эксперимента значимых изменений значений психомоторных характеристик не произошло (Р > 0,05).

По завершении эксперимента был проведен статистический анализ игровых действий на блоке игровым методом, когда каждый игрок КГ и ЭГ производил блокирующее действие хорошо организованных атак в количестве 45, по 15 в каждой серии в три очереди.

Таблица

Перечень селективных упражнений для совершенствования эффективности блокирующих действий

№ Упражнение с описанием Двигательная способность Дополнительное оборудование

1 Циклические повторения перемещений, статодинамических прыжков с имитацией разбега Сенсомоторная координация Координационная лестница, барьеры, пирамидки, теннисные мячи для имитации

2 Блок с перемещением по сигналу: по статическому тренажеру с мячом, ловящий блок при атаке соперника, блокирование определенной зоны при атаке соперника (между перемещениями выполняется кувырок вперед или разворот на 360 градусов) РЧД, вестибулярная устойчивость, равновесие, внимание и концентрация Тренажер для статического крепления мяча, маты для кувырков, игровые мячи

3 Подводящие упражнения: прыжок навстречу мячу после отвлекающего действия, после смены дистанции атакующего от сетки (на попадание по мячу, на технику выполнения, на точность) РЧД (различие по времени, пространству, усилию) Игровые мячи

4 Выполнение блокирующего действия на точность и надежность с осложнениями (перед атакой в определенном направлении для блокирующего: кувырок, выпрыгивание, задержка дыхания на вдохе или выдохе) РЧД, вестибулярная устойчивость, равновесие, концентрация внимания, волевые качества, специальная выносливость Координационная лестница, скакалки, маты для кувырков, игровые мячи

5 Выполнение блокирующего действия с переключением на звуковой сигнал. Первый сигнал - к выполнению, второй - для выбора дальнейшего исхода (один короткий свисток - выполнить блок левого края, два коротких - правого, без сигнала - развести руки по сторонам, оставив середину) и т.д. вариации Сложная реакция выбора, РЧД (различительная силовая чувствительность) Игровые мячи

Таблица 2

Результаты оценки психомоторных характеристик в пробах и тестах

Этап Тест Результаты измерения

КГ; Ме (25; 75) ЭГ; Ме (25; 75) Р

Январь 1, мс 385 (368; 397,5) 401 (377; 439) (Р > 0,05)

Май 383 (368; 404,5) 326 (311; 352) (Р < 0,01)

(Р > 0,05) (Р < 0,01)

Январь 2, с 2,14 (1,735; 2,335) 2,12 (1,07; 3,32) (Р > 0,05)

Май 2,34 (1,72; 2,725) 4,25 (3,45; 8,45) (Р < 0,01)

(Р > 0,05) (Р < 0,01)

Январь 3, РЧВ (%) 88,9 (87,15; 90,3) 89,3 (84,1; 91,9) (Р > 0,05)

Май 90,1 (88,25; 92,3) 93,4 (91; 96,5) (Р < 0,01)

(Р > 0,05) (Р < 0,01)

Январь 4, РЧП (%) 74,7 (73; 77,45) 72,95 (70,7; 78,6) (Р > 0,05)

Май 76,9 (74,45; 79,7) 90,5 (89,3; 93,1) (Р<0,01)

(Р > 0,05) (Р < 0,01)

Январь 5, РЧУ (%) 71,7 (70; 75,25) 72,1 (69,3; 78,5) (Р > 0,05)

Май 72,5 (70,75; 75,75) 94,4 (91,4; 97,1) (Р < 0,01)

(Р > 0,05) (Р < 0,01)

Подсчет защитных очков проводился по критерию: (+3) - успешное блокирование атаки в площадку противника, (+2) - блокирование с возможностью противника

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выполнить повторную атаку, (+1) - блокирование, позволяющее своему защитнику оставить мяч в продолжении игры, (0) - проигранные на блоке мячи (табл. 3).

Таблица 3

Результаты оценки блокирующих действий

Группа Кол-во Среднее из 45 Сумма выборки Ме (25; 75) U Р

КГ 37 8,081 793,5 8 (7; 9,5) 90.5 Р<0,01

ЭГ 35 13,91 1834,5 14 (9,5; 17)

Сравнение значений исследуемых параметров психомоторных реакций при использовании разработанной методики между ЭГ и КГ показали статистически значимые различия между группами (Р < 0,01). В результате оценки блокирующих действий между КГ и ЭГ также получены значимые различия (Р < 0,01), характеризующие превосходство спортсменов ЭГ в точности и результативности выполнения блока. Следовательно, изменение значений психомоторных параметров и результативности выполнения блокирующего действия волейболистами ЭГ говорит о более высокой эффективности разработанной методики совершенствования их психомоторных характеристик и целесообразности использования ее в тренировочном процессе.

Заключение. Анализируя проявление психомоторных свойств волейболистов при выполнении блокирующего действия, можно констатировать, что

наибольшее влияние на их точность и результативность оказывает врожденная способность РЧД спортсменов. При этом статистическая обработка результатов проведенного педагогического эксперимента показала эффективность разработанной методики совершенствования блокирующих действий волейболистов посредством формирования у них способности управлять параметрами времени, пространства, усилий, повышая результативность в соревновательной деятельности. Использование тестов и развивающих упражнений, направленных на сопряженное развитие у спортсменов способности дифференцирования силовых и пространственных параметров специфических двигательных действий, позволяет эффективно совершенствовать специальные психомоторные качества игроков, повышая игровой результат в блокировании.

Список источников

1. Ян Чжи, Губа В.П., Хуан Юнь. Эволюция теории и практики подготовки женской сборной Китая по волейболу // Теория и практика фи-

зической культуры. 2021. № 1 (110). С. 73-75.

2. Губа В.П., Булыкина Л.В., Пустошило П.В. Волейбол: основы подготовки, тренировки, судейства. М. : Спорт, 2019. 192 с.

3. Губа В.П., Родин А.В. Волейбол в университете : учеб. пособие. М. : Советский спорт, 2009. 164 с.

4. Марков К.К., Николаева О.О. Экспериментальные исследования совершенствования психомоторных качеств игроков в современном

волейболе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 2. С. 142-143.

5. Ржанов, А. А. Методика развития психомоторных компонентов ловкости юных волейболистов // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева.

2020. № 3 (53). С. 210-217.

6. Лещева Н.С. и др. Содержание психомоторного цикла и его применение при совершенствовании передачи мяча двумя руками сверху у

волейболисток // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9. С. 56-58.

7. Марков К.К., Чечев И.С. Развитие пространственной различительной чувствительности в спортивных единоборствах // Современные

наукоемкие технологии. 2016. № 9-3. С. 535-539.

8. Губарева Н.В., Эртман Ю.Н., Ковыршина Е.Ю., Баймакова Л.Г. Основные аспекты при коррекции техники блокирования в процессе

соревновательной деятельности юных волейболистов // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С. 73-76.

9. Григорьев В.А. Деятельность блокирующего в игровом процессе // Блок. Техника и тактика: сб. ст. № 19. М., 2015. С. 18-38.

10. Немцов О.Б., Ярославкин М.А., Бгуашев А.Б., Полянский А.В., Грекалова И.Н. Компьютерная программа для определения времени простой реакции и реакции выбора // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 10 (152). С. 42-46.

11. Марков К.К. Проблемы интеграции разнородных психомоторных качеств в целостных двигательных действиях спортсменов в разных видах спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-3. С. 528-532.

12. Ржанов А.А. Метод совершенствования силовой подачи в волейболе через психомоторные составляющие // Физическая культура, спорт - наука и практика. Теория и методика спортивной тренировки. 2020. № 4. С. 20-27.

13. Аврамова Н.В., Назаренко Л.Д. Формирование способности к прогнозированию двигательных действий волейболисток 15-17 лет // Физическая культура: воспитание, образования, тренировка. 2015. № 2. С. 34-36.

14. Мохова К.С., Витман Д.Ю., Бобровский Д. А. Методика развития координационных способностей на занятиях по волейболу // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 2 (18). С. 280-285.

15. Германов Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2018. 224 с.

References

1. Yan Chzhi, Guba, V.P. & Khuan Yun'. (2021) Evolyutsiya teorii i praktiki podgotovki zhenskoy sbornoy Kitaya po voleybolu [The evolution of

the theory and practice of training the Chinese women's volleyball team]. Teoriya ipraktikafizicheskoy kul'tury. 1 (110). pp. 73-75.

2. Guba, V.P., Bulykina, L.V. & Pustoshilo, P.V. (2019) Voleybol: osnovy podgotovki, trenirovki, sudeystva [Volleyball: the basics of preparation,

training, refereeing]. Moscow: Sport.

3. Guba, V.P. & Rodin, A.V. (2009) Voleybol v universitete: ucheb. posobie [Volleyball at the university: textbook]. Moscow: Sovetskiy sport.

4. Markov, K.K. & Nikolaeva, O.O. (2015) Eksperimental'nye issledovaniya sovershenstvovaniya psikhomotornykh kachestv igrokov v sovremen-

nom voleybole [Experimental studies of improving the psychomotor qualities of players in modern volleyball]. Nauchnoe obozrenie. Pedagog-icheskie nauki. 2. pp. 142-143.

5. Rzhanov, A.A. (2020) Metodika razvitiya psikhomotornykh komponentov lovkosti yunykh voleybolistov [Methodology for the development of

psychomotor components of agility of young volleyball players]. Nauchnyy zhurnal "VestnikKGPU im. V.P. Astaf'eva". 3 (53). pp. 210-217.

6. Leshcheva, N.S. et al. (2015) Soderzhanie psikhomotornogo tsikla i ego primenenie pri sovershenstvovanii peredachi myacha dvumya rukami

sverkhu u voleybolistok [The content of the psychomotor cycle and its application in improving the transfer of the ball with two hands from above among female volleyball players]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 9. pp. 56-58.

7. Markov, K.K. & Chechev, I.S. (2016) Razvitie prostranstvennoy razlichitel'noy chuvstvitel'nosti v sportivnykh edinoborstvakh [Development of

spatial distinctive sensitivity in martial arts]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 9-3. pp. 535-539.

8. Gubareva, N.V. et al. (2018) Osnovnye aspekty pri korrektsii tekhniki blokirovaniya v protsesse sorevnovatel'noy deyatel'nosti yunykh voleybolis-

tov [The main aspects in the correction of blocking technique in competitive activities of young volleyball players]. Uchenye zapiski universiteta im. Lesgafta. 11 (165). pp. 73-76.

9. Grigor'ev, V.A. (2015) Deyatel'nost' blokiruyushchego v igrovom protsesse [Activities of the blocker in the game process]. In: Fomin, E.V. (ed.)

Blok. Tekhnika i taktika: sb. st. [Block. Technique and tactics: Articles]. Vol. 19. voleybola, Moscow: VFV. pp. 18-38.

10. Nemtsov, O.B. et al. (2017) Komp'yuternaya programma dlya opredeleniya vremeni prostoy reaktsii i reaktsii vybora [A computer program for determining the time of a simple reaction and a choice reaction]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 10 (152). pp. 42-46.

11. Markov, K.K. (2016) Problemy integratsii raznorodnykh psikhomotornykh kachestv v tselostnykh dvigatel'nykh deystviyakh sportsmenov v raznykh vidakh sporta [Problems of integration of heterogeneous psychomotor qualities in the integral motor actions of athletes in different sports]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2-3. pp. 528-532.

12. Rzhanov, A.A. (2020) Metod sovershenstvovaniya silovoy podachi v voleybole cherez psikhomotornye sostavlyayushchie [The method of improving the power delivery in volleyball through psychomotor components]. Fizicheskaya kul'tura, sport — nauka i praktika. Teoriya i metodika sportivnoy trenirovki. 4. pp. 20-27.

13. Avramova, N.V. & Nazarenko, L.D. (2015) Formirovanie sposobnosti k prognozirovaniyu dvigatel'nykh deystviy voleybolistok 15-17 let [Formation of the ability to predict the motor actions of volleyball players aged 15 to 17]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovaniya, treni-rovka. 2. pp. 34-36.

14. Mokhova, K.S., Vitman, D.Yu. & Bobrovskiy, D.A. (2020) Metodika razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey na zanyatiyakh po voleybolu [Methods of development of coordination abilities in volleyball classes]. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta. 2 (18). pp. 280-285.

15. Germanov, G.N. (2018) Dvigatel'nye sposobnosti i fizicheskie kachestva. Razdely teorii fizicheskoy kul'tury: ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistra-tury [Motor abilities and physical qualities. Sections of the theory of physical culture: textbook for bachelor's and master's degrees]. 2nd ed. Moscow: Yurayt.

Информация об авторах:

Ржанов А.А. - аспирант кафедры физической культуры Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутск, Россия). E-mail: volley-angarsk@ya.ru

Ахматгатин А.А. - канд. пед. наук, профессор кафедры физвоспитания Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина (Краснодар, Россия). E-mail: ahmatgatin@list.ru

Лебединский В.Ю. - д-р мед. наук, профессор кафедры физической культуры Иркутского национального исследовательского технического университета (Иркутск, Россия). E-mail: lebedinskiy@ex.istu.edu

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

A.A. Rzhanov, postgraduate student, Irkutsk National Research Technical University (Irkutsk, Russian Federation). E-mail: volley-angarsk@ya.ru

A.A. Akhmatgatin, Cand. Sci. (Pedagogics), professor, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: ahmatgatin@list.ru

V.Yu. Lebedinsky, Dr. Sci. (Medicine), professor, Irkutsk National Research Technical University (Irkutsk, Russian Federation). Email: lebedinskiy@ex.istu.edu

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 23.09.2021; одобрена после рецензирования 29.01.2023; принята к публикации 31.01.2023.

The article was submitted 23.09.2021; approved after reviewing 29.01.2023; accepted for publication 31.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.