Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПСИХОМОТОРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ВОЛЕЙБОЛЕ'

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПСИХОМОТОРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ВОЛЕЙБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ПСИХОМОТОРИКА / ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ржанов А.А., Ахматгатин А.А., Лебединский В.Ю., Харьковская А.Г.

Цель исследования - определение значимости и интерпретирование влияния психомоторных пространственно-временных характеристик волейболистов на игровой процесс, поиск путей и методов, позволяющих эффективно формировать и развивать эти способности. Методика и организация исследования. Новизна разработанной методики развития психомоторных пространственно-временных характеристик волейболистов заключается в их эффективной оценке и подборе тренировочных средств, развивающих двигательные возможности спортсменов. Экспериментальная группа (ЭГ) тренировалась с применением разработанных методических средств, формирующих психомоторные пространственно-временные ориентировки волейболистов. Контрольная группа (КГ) тренировалась по программе для спортивных школ. В эксперименте приняли участие 72 воспитанника СШОР г. Ангарска возраста 9-13 лет. Эксперимент продолжался с сентября 2019 по сентябрь 2021 года. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования было установлено, что в КГ значимых изменений в различительной чувствительности движений (РЧД) не было, а в ЭГ наблюдалось ее значимое улучшение. Оценка результатов психомоторной деятельности спортсменов в тестах с игровыми приемами, проведенная в конце эксперимента, показала значимые различия между группами, характеризующие улучшение точности выполнения приемов ЭГ относительно КГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ржанов А.А., Ахматгатин А.А., Лебединский В.Ю., Харьковская А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIO-TIME PSYCHOMOTOR REFERENCES OF MOTOR CHARACTERISTICS IN VOLLEYBALL2

Objective of the study was to determination of the significance and interpretation of the influence of psychomotor spatio-temporal characteristics of volleyball players on the game process, search for ways and methods to effectively form and develop these abilities. Methods and structure of the study. The novelty of the developed methodology for the development of psychomotor spatio-temporal characteristics of volleyball players lies in their effective assessment and selection of training tools that develop the motor capabilities of athletes. The experimental group (EG) trained using the developed methodological tools that form the psychomotor spatial and temporal orientations of volleyball players. The control group (CG) trained according to the program for sports schools. The experiment involved 72 pupils of the Angarsk secondary school, aged 9-13 years. The experiment lasted from September 2019 to September 2021. Results and conclusions. In the course of the study, it was found that in the CG there were no significant changes in the distinctive sensitivity of movements, and in the EG it was significantly improved. The evaluation of the results of the psychomotor activity of athletes in tests with game techniques, carried out at the end of the experiment, showed significant differences between the groups, characterizing the improvement in the accuracy of performing the EG techniques relative to the CG.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПСИХОМОТОРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ВОЛЕЙБОЛЕ»

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПСИХОМОТОРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ВОЛЕЙБОЛЕ

УДК/UDC 7967012.68

Поступила в редакцию 18.04.2022 г.

Информация для связи с автором: volley-angarsk@ya.ru

Аспирант А.А. Ржанов1

Кандидат педагогических наук, профессор А.А. Ахматгатин3

Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский1, 2

Кандидат педагогических наук А.Г. Харьковская3

1Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

2Иркутский государственный университет, Иркутск 3Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, Краснодар

SPATiO-TiME PSYCHOMOTOR REFERENCES OF MOTOR CHARACTERiSTiCS iN VOLLEYBALL

Postgraduate student A.A. Rzhanov1 PhD, Professor A.A. Akhmatgatin3

Dr. Med., Professor V.Yu. Lebedinsky1' 2 PhD A.G. Kharkovskaya3

1 Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk

2 Irkutsk State University, Irkutsk

3 Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar

Аннотация

Цель исследования - определение значимости и интерпретирование влияния психомоторных пространственно-временных характеристик волейболистов на игровой процесс, поиск путей и методов, позволяющих эффективно формировать и развивать эти способности.

Методика и организация исследования. Новизна разработанной методики развития психомоторных пространственно-временных характеристик волейболистов заключается в их эффективной оценке и подборе тренировочных средств, развивающих двигательные возможности спортсменов. Экспериментальная группа (ЭГ) тренировалась с применением разработанных методических средств, формирующих психомоторные пространственно-временные ориентировки волейболистов. Контрольная группа (КГ) тренировалась по программе для спортивных школ. В эксперименте приняли участие 72 воспитанника СШОР г. Ангарска возраста 9-13 лет. Эксперимент продолжался с сентября 2019 по сентябрь 2021 года. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования было установлено, что в КГ значимых изменений в различительной чувствительности движений (РЧД) не было, а в ЭГ наблюдалось ее значимое улучшение. Оценка результатов психомоторной деятельности спортсменов в тестах с игровыми приемами, проведенная в конце эксперимента, показала значимые различия между группами, характеризующие улучшение точности выполнения приемов ЭГ относительно КГ.

Ключевые слова: волейбол, психомоторика, чувствительность движений.

Abstract

Objective of the study was to determination of the significance and interpretation of the influence of psychomotor spatio-temporal characteristics of volleyball players on the game process, search for ways and methods to effectively form and develop these abilities.

Methods and structure of the study. The novelty of the developed methodology for the development of psychomotor spatio-temporal characteristics of volleyball players lies in their effective assessment and selection of training tools that develop the motor capabilities of athletes. The experimental group (EG) trained using the developed methodological tools that form the psychomotor spatial and temporal orientations of volleyball players. The control group (CG) trained according to the program for sports schools. The experiment involved 72 pupils of the Angarsk secondary school, aged 9-13 years. The experiment lasted from September 2019 to September 2021.

Results and conclusions. In the course of the study, it was found that in the CG there were no significant changes in the distinctive sensitivity of movements, and in the EG it was significantly improved. The evaluation of the results of the psychomotor activity of athletes in tests with game techniques, carried out at the end of the experiment, showed significant differences between the groups, characterizing the improvement in the accuracy of performing the EG techniques relative to the CG.

Keywords: volleyball, psychomotor, movement sensitivity.

Введение. Предполагается, что корректное восприятие и эффективное регулирование пространственно-временных параметров движений является важнейшим показателем, определяющим результативность игровых действий волейболистов [11]. При этом специалистами отмечается тесная взаимосвязь временных отрезков с коррекцией собственных

двигательных ощущений, стабилизирующих точность попадания в них [9].

Пространственно-временные двигательные процедуры контролируются совокупностью восприятий зрительного, слухового, тактильного анализаторов, через ощущения и их анализ [10]. Индивидуальные возможности игроков характе-

ризуются общей психомоторной способностью [1, 7], состоящей из более тонких компонентов: простой и сложной реакции выбора, вестибулярных характеристик, различительной чувствительности собственных движений.

Специалистами отмечается, что чувство времени и пространства определяет точность выполнения сложнокоорди-национных технических элементов [4, 5]. Непрограммируемые и недоступные для оценки во время игры ситуационные процессы корректируются за счет описанных психомоторных характеристик.

Цель исследования - определение значимости и интерпретирование влияния психомоторных пространственно-временных характеристик волейболистов на игровой процесс, поиск путей и методов, позволяющих эффективно формировать и развивать эти способности.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в течение двух лет с воспитанниками спортивных школ города Ангарска - с сентября 2019 по сентябрь 2021 года. КГ составляли 37 мальчиков 9-13 лет, обучающихся в отделении волейбола СШОР «Ермак», а ЭГ - 35 мальчиков СШОР «Ангара» того же возраста. Спортсмены включались в ЭГ и КГ по собственному желанию и с разрешения родителей. КГ и ЭГ тестировались на однородность психомоторных пространственно-временных восприятий в начале и по завершении эксперимента.

КГ тренировалась в обычном режиме, предусмотренном программой подготовки СШОР, а ЭГ - с применением разработанной методики, включающей набор специальных упражнений (табл. 1) и методов оценки РЧД.

Согласно технологии спортивной подготовки, в 1-й и 2-й годы занятий использование разработанной методики составляло 30 минут в каждом тренировочном занятии. Общее время ее применения за два года составило 192 часа. На каждом занятии со спортсменами разбирались теоретические аспекты психомоторных связей [9, 10], использовались развивающие собственные ощущения, подводящие упражнения, применялись вестибулярные и гипоксические нагрузки

Таблица 1. Развивающие упражнения

между контактами с мячом [6, 8], выполнялись упражнения, направленные на развитие реакции на звуковой и световой сигнал с постепенным переходом к реакции выбора.

В методику вошли тесты на РЧД по времени и пространству и на оценку игровых приемов, связанных с развиваемыми психомоторными реакциями.

РЧД в пространственном восприятии тестировали:

1.1. С помощью прибора «курвиметр», которым спортсмену нужно было нарисовать кривую линию длиной 50, 90, 130 мм.

1.2. Альтернативным методом, предусматривающим выполнение задания, в котором лучший результат выпрыгивания в длину с места принимался за 100 %, после чего спортсмен по заданию должен был попасть в параметр пространства без зрительного контроля шкалы, сократив данный результат до 80, 70, 60 %.

1.3. РЧД по времени тестировали с применением секундомера, при этом спортсмен должен был без зрительного контроля шкалы остановить секундомер по заданию через 7, 12, 19 с после его запуска.

В ходе анализа результатов тестов (1.1; 1.2; 1.3) степень попадания спортсменом в заданные параметры определялась в процентах и рассчитывались ее средние арифметические значения.

Оценка игровых приемов проводилась с использованием следующих тестов:

2.1. Тестирование базового игрового приема «подачи» на точность. Каждому игроку предлагалось шесть попыток для выполнения подачи в заданную зону - по две попытки в зоны 1, 6 и 5.

2.2. Тестирование базового игрового приема «нападающего удара» на технику и точность. Каждому игроку предлагалось шесть попыток для выполнения нападающего удара с передачи в 4-ю зону. В зачет шли только удачные для атаки передачи. Затем нападающий удар выполнялся со своего на-броса - по две попытки в зоны 1, 6 и 5.

2.3. Тестирование базового игрового приема «передачи снизу и сверху» - на точность. Каждому игроку предлагалось

Направленность упражнения Описание упражнения

На развитие пространственно-различительной чувствительности Передача сверху со своего наброса от лицевой отметки, как можно ближе к сетке, на противоположную сторону (можно с касанием верхнего троса)

Передача через все игровое поле в угол разметки с касанием линии разметки. Варианты: подача, нападающий удар с контролем пространства

Спортсмен стоит лицом к сетке, тренер за спиной бросает мяч вправо/влево в район боковой разметки. Задача игрока - играть снизу только те мячи, которые не уходят в аут. Разворачиваться на мяч он может только по сигналу тренера. Варианты упражнения на уходящие мячи в аут: от блока, с подачи и т.д.

На развитие различительной чувствительности по времени По команде тренера с одновременным включением секундомера игроки начинают выполнение комплекса игровых приемов с переключением. Игроки должны закончить выполнение комплекса максимально точно в предварительно заданный отрезок времени (7, 10 или 12 секунд). Количество повторений выполнения игровых приемов игрок определяет самостоятельно по собственным ощущениям времени. По итогам выполнения упражнения тренер вносит поправки: чуть раньше, чуть позже

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Таблица 2. Результаты вводного и заключительного тестирования РЧД спортсменов

Тест 1.1 Результаты измерения, %

КГ; Me (25; 75) ЭГ; Me (25; 75) р

Начало 88,584 (81,4; 93,6) 88,282 (80,8; 93,2) >0,05

Конец 90,077(83,5; 94,2) 94,094 (87,4; 96,6) <0,05

р >0,05 <0,05

Тест 1.2 Результаты измерения

КГ; Me (25; 75) ЭГ; Me (25; 75) р

Начало 72,62 (68,6; 76,8) 74,248 (70,1; 78,3) >0,05

Конец 73,52 (69,4; 77,5) 94,285 (85,2; 97,6) <0,05

р р>0,05 р<0,05

Примечание: Тест 1.1 - определение РЧД по времени, Тест 1.2 - определение РЧД в пространстве

30

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | БеМетЬег

Таблица 3. Результаты выполнения игровых приемов в завершении эксперимента

Тест Результаты измерения

2.1 КГ; Me (25; 75) ЭГ; Me (25; 75) Р

3 (2; 4) 6 (4; 7) <0,05

2.2 КГ; Me (25; 75) ЭГ; Me (25; 75) Р

4 (2; 5) 5 (3; 6) <0,05

2.3 КГ; Me (25; 75) ЭГ; Me (25; 75) Р

4 (3; 5 ) 6 (5; 7) <0,05

шесть попыток для выполнения передач после собственного удара об пол снизу в тележку для мячей и сверху в баскетбольное кольцо.

В тестах (2.1, 2.2, 2.3) точность попадания в первой попытке оценивалась в 2 очка, в остальных попытках - в 1 очко.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе эксперимента было установлено, что на его начальном этапе статистически значимых различий в значениях параметров, характеризующих РЧД спортсменов ЭГ и КГ, не было (табл. 2). По завершении эксперимента наблюдались статистически значимые различия между значениями данных параметров у спортсменов ЭГ и КГ, а также у спортсменов КГ по сравнению с исходными данными (р<0,05) (табл. 3).

Анализ результатов выполнения игровых приемов, проведенный в завершении эксперимента, показал статистически значимо лучшее их выполнение спортсменами ЭГ по сравнению с КГ (р<0,05).

РЧД и ее составляющие развиваются из врожденных задатков, представляя часть общей сложной структуры формирования двигательных психомоторных характеристик. Результаты оценки игровых приемов отражают результативность и применимость развивающей ее методики.

Вывод. В процессе исследования была разработана методика совершенствования психомоторных пространственно-временных характеристик юных волейболистов с использованием специальных методических воздействий и развивающих упражнений. Педагогический эксперимент показал эффективность данной методики, выразившуюся в значимом улучшении характеристик РЧД у спортсменов и качества выполнения ими игровых приемов.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич, В.Г. Большенков, Ф.П. Рябинцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 2. - С. 13-18.

2. Бриль, М.С. Отбор в спортивные школы по волейболу на основе модельных характеристик спортсменов высшей квалификации / М.С Бриль, Ю.Н. Клещев // (методические рекомендации). - М., 1988. - 45 с.

3. Железняк, Ю.Д. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «волейбол» и «пляжный волейбол») / Ю.Д. Железняк, В.В. Костюков, А.В. Ча-чин // М., 2016 - 223 с.

4. Лешева, Н.С. Содержание психомоторного цикла и его применение при совершенствовании передачи мяча двумя руками сверху у волейболисток / Н.С. Лешева, В.Д. Гетьман, Н.В. Лут-кова и др. // Теория и практика физической культуры. - 2015.

- № 9. - С. 56-58.

5. Марков, К.К. Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы / К.К. Марков, О.О. Николаева // Фундаментальные исследования.

- 2013. - № 8 (4). - С. 943-947.

6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник (для тренеров): 2 кн. / В.Н. Платонов. - М. Олимп. лит., 2015. Кн. 1. - 680 с.; Кн. 2. - 752 с.

7. Ржанов, А.А. Формирование реакции выбора в волейболе / А.А. Ржанов, А.А. Ахматгатин, С.А. Гальцев и др. // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 10. - С. 92-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ржанов, А.А. Методика спортивного отбора подростков с учетом их способности к решению двигательных задач / А.А. Ржанов //

Научный журнал: Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2021. - № 1 (55). - С. 133-143.

9. Тинюков, А.Б. Методика формирования навыков пространственно-временной ориентировки в игровой деятельности волейболисток на основе экстраполяции двигательных действий. / А.Б. Тинюков, С.Н. Ключникова, Л.А. Кочурова // Педагогико-пси-хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 96-103.

10. Шестаков, М.М. Изменение точности различения пространственных и силовых параметров движений у юных футболистов 13-15 лет под воздействием утомления / М.М. Шестаков, И.В. Ку-лекин, Ж.Г. Аникиенко и др. // Теория и методика спортивной тренировки. - 2019. - № 3. - С. 26-30.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

9.

References

Balsevich VC., Bolshenkov V.G., Ryabintsev F.P. Kontseptsiya fizicheskogo vospitaniya s ozdorovitelnoy napravlennostyu uchash-chikhsya nachalnykh klassov obshcheobrazovatelnykh shkol [The concept of physical education with a health-improving orientation of primary school students of general education schools]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka.1996. No. 2. pp. 13-18. Bril M.S., Kleshchev Yu.N. Otbor v sportivnyye shkoly po voleybolu na osnove modelnykh kharakteristik sportsmenov vysshey kvalifikatsii [Selection in sports schools in volleyball based on the model characteristics of highly qualified athletes]. Methodological recommendations. Moscow, 1988. 45 p.

Zheleznyak Yu.D., Kostyukov V.V., Chachin A.V. Primernaya programma sportivnoy podgotovki po vidu sporta «Voleybol» (sportivnyye dist-sipliny «voleybol» i «plyazhnyy voleybol») [Approximate program of sports training for the sport "Volleyball" (sports disciplines "volleyball" and "beach volleyball")]. Moscow, 2016. 223 p. Lesheva N.S., Getman V.D., Lutkova N.V. et al. Soderzhaniye psikho-motornogo tsikla i yego primeneniye pri sovershenstvovanii peredachi myacha dvumya rukami sverkhu u voleybolistok [The content of the psychomotor cycle and its application in improving the transfer of the ball with two hands from above among volleyball players]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2015. No. 9. pp. 56-58. Markov K.K., Nikolaeva O.O. Formirovaniye psikhomotornykh kachestv v sovremennom sporte: teoreticheskiye i metodologiches-kiye problemy [Formation of psychomotor qualities in modern sports: theoretical and methodological problems]. Fundamentalnyye issle-dovaniya. 2013. No. 8 (4). pp. 943-947.

Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte. Obshchaya teoriya i yeye prakticheskiye prilozheniya [The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications]. Textbook (for trainers): 2 books. Moscow: Olimp. lit. publ., 2015. Book 1 - 680 p.; Book 2 - 752 p. Rzhanov A.A., Akhmatgatin A.A., Galtsev S.A. et al. Formirovaniye reaktsii vybora v voleybole [Formation of the reaction of choice in volleyball]. Teo-riya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 10. pp. 92-94. Rzhanov A.A. Metodika sportivnogo otbora podrostkov s uchetom ikh sposobnosti k resheniyu dvigatelnykh zadach [Methods of sports selection of adolescents, taking into account their ability to solve motor problems]. Nauchnyy zhurnal: Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva. 2021. No. 1 (55). pp. 133-143.

Tinyukov A.B., Klyuchnikova S.N., Kochurova L.A. Metodika formirovaniya navykov prostranstvenno-vremennoy oriyentirovki v igrovoy deyatelnosti voleybolistok na osnove ekstrapolyatsii dvigatel-nykh deystviy. [Methodology of spatio-temporal orientation skills formation in female volleyball players' playing activity based on motor actions extrapolation]. Pedagogiko-psikhologicheskiye i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskoy kultury i sporta. 2017. Vol. 12. No. 1. pp. 96-103.

10. Shestakov M.M., Kulekin I.V., Anikienko Zh.G. et al. Izmeneniye toch-nosti razlicheniya prostranstvennykh i silovykh parametrov dvizheniy u yunykh futbolistov 13-15 let pod vozdeystviyem utomleniya [Changes in the accuracy of distinguishing spatial and power parameters of movements in young football players aged 13-15 years under the influence of fatigue]. Teoriya i metodika sportivnoy trenirovki. 2019. No. 3. pp. 26-30.

11. Dumek J. Complete Description of Forces Acting on a Flying Beach Volleyball / J. Dumek, P. Safarik // EPJ Web of Conferences 180. 02021, 2018. p. 1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.