Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МЕНЕДЖМЕНТ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ"'

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МЕНЕДЖМЕНТ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / MEDICAL UNIVERSITY / МЕДСЕСТРА / NURSE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / МЕНЕДЖМЕНТ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ / MANAGEMENT IN NURSING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тончева С.

Представлены данные об обучении студентов по специальности «Менеджмент в сестринском деле». Выпускники работают медсестрами, акушерками, директорами детских ясель, хосписов и преподавателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT IN NURSING SPECIALTY

The paper gives data on students'' education in this specialty. Postgraduates work as nurses, midwives, nursery or hospice directors, and teachers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МЕНЕДЖМЕНТ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ"»

© С. Тончева, 2013

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

С. Тончева

Медицинский университет им. проф. П. Стоянова, Варна, Болгария E-mail: toncheva2960@abv.bg

Представлены данные об обучении студентов по специальности «Менеджмент в сестринском деле». Выпускники работают медсестрами, акушерками, директорами детских ясель, хосписов и преподавателями.

Ключевые слова: медицинский университет, медсестра, управление, менеджмент в сестринском деле.

Обучение по специальности «Менеджмент в сестринском деле» в Медицинском университете им. проф. д-ра П. Стоянова началось в 2003-2004 ученом году по решению Ученого совета вуза (Академический совет - АС) от 02.12.02, благодаря положительной оценке Проекта об открытии специальности «Менеджмент в сестринском деле» (образовательно-квалификационная степень - ОКС - бакалавр) и согласно решению Национального агентства по аккредитации (НАОА) от 10.07.03. Специальность была введена после углубленного исследования потребностей Северо-восточного и Восточного регионов страны в повышении качества организации ухода за здоровьем и европейских тенденций в обучении. Постановлением Совета министров № 215 от 18.08.06 специальность была переименована из «Менеджмент в сестринском деле» в «Управление менеджментом в сестринском деле».

На основании Закона о высшем образовании (ЗВО) и Распоряжения (Наредбы) об Единых государственных стандартах при приобретении высшего образования по специальности «Менеджмент в сестринском деле» (ОКС магистр и бакалавр), а также решения Ученого совета (АС) от 4.04.06 с 2006/07 учебного года на Факультете общественного здоровья проводится обучение по специальности «Менеджмент в сестринском деле» (ОКС магистр после ОКС бакалавр по той же специальности и после ОКС бакалавр и магистр по другим специальностям - психология, педагогика, социальная деятельность, менеджмент в здравоохранении и др.).

Обучение ведется в соответствии с необходимой документацией по ОКС и формам обучения. Разработаны квалификационные характеристики, учебные планы и программы по ОКС, содержание

и качество которых соответствуют целям ОКС по данному направлению подготовки специалистов.

Обучение студентов по специальности «Менеджмент в сестринском деле» (направление подготовки - «Общественное здоровье», ОКС магистр) осуществляется в соответствии с ЗВО, Уставом о деятельности Медицинского университета Варны и утвержденной учебной документацией, включающей в себя:

• квалификационную характеристику степени магистр по специальности «Менеджмент в сестринском деле»;

• учебный план;

• учебные программы изучаемых дисциплин;

• ежегодное расписание.

Квалификационная характеристика определяет профессиональную квалификацию выпускников по специальности «Менеджмент в сестринском деле» в Медицинском университете Варны, специфические профессиональные требования к их подготовке и области их реализации. В квалификационной характеристике приводятся специфические профессиональные требования к выпускникам, связанные с приобретением знаний, умений, качеств, нравственных принципов, и перечисляются возможности творческого развития. В основе квалификационной характеристики лежат академические стандарты высшего образования, действующие в Болгарии, и опыт стран Европейского Союза. В квалификационной характеристике взаимно дополняют друг друга 3 направления:

• менеджер сестринского дела;

• преподаватель по менеджменту в сестринском деле по университетским специальностям «Медицинская сестра» и «Акушерка» с ОКС бакалавр;

• наставник обучающихся по программе базовой подготовки медсестер и акушерок с ОКС бакалавр и бакалавров и магистров по специальности «Менеджмент в сестринском деле».

Специальность определяется, с одной стороны, как управленческая в области менеджмента в сестринском деле, выводящая на первый план профилактику заболеваний и пропаганду здоровья, пла-

стринское д етотшшшшлб

Ю

нирование, прогнозирование, разрешение проблем и конфликтов, подбор персонала, исследовательскую деятельность в области менеджмента в сестринском деле. С другой стороны, она педагогически ориентирована конкретно на обучение профессионалов по менеджменту в сестринском деле - медсестер и акушерок - и наставников недавно поступивших на работу специалистов, которым необходимо ознакомление с видами деятельности, соответствующими конкретным рабочим местам.

Окончившие обучение по этой специальности должны уметь анализировать ситуации, связанные с менеджментом в учреждении здравоохранения, хосписе или в самостоятельной сестринской практике, принимать решения, управлять конфликтами, предвидеть возможные проблемы, угрозы и планировать деятельность, являясь частью команды менеджеров. В соответствии со своей базовой квалификацией (медсестра или акушерка) выпускники преподают и являются наставниками, обеспечивая современный уровень обучения.

Учебный план по специальности «Менеджмент в сестринском деле» (после бакалавриата) разработан в соответствии с требованиями ЗВО, квалификационной характеристикой, Уставом Медицинского университета Варны, принятом Ученым советом.

Учебный план магистерской программы по менеджменту в сестринском деле содержит 19 обязательных и 2 факультативные учебные дисциплины. Основу учебного плана составляют следующие элементы:

• длительность обучения - 2 семестра (1 год) по 15 учебных нед (модульное обучение); преддипломная государственная стажировка длится 120 ч и проводится в реальной рабочей обстановке; во время стажировки дипломант разрабатывает проект или реферат по проблемам менеджмента в сестринском деле;

• общее число часов по специальности - 720 (690 ч обязательных + 30 ч факультативных) при требующихся, согласно Единым государственным стандартам, 690 ч;

• число лекционных часов - 620, для практических занятий - 100.

Содержание учебного плана отражает современные потребности в знаниях, умениях и компетентности лиц, практикующих в области менеджмента сестринского дела, и необходимость в синхронизации обучения с современными европейскими стандартами.

В соответствии с ЗВО и Распоряжением № 21 Министерства образования и науки о накоплении и трансфере кредитов, с 2004/05 учебного года в Медицинском университете Варны введена Система накопления и трансфера кредитов (ЕСТБ).

В основные документы, выдаваемые Медицинским университетом Варны (диплом, академическая справка и европейское приложение к диплому), вместе с оценками по 6-балльной системе вносятся и соответствующие им по шкале ЕСТБ.

Общее число кредитов в Магистерской программе по специальности «Менеджмент в сестринском деле» - 60 (38,5 - по обязательным учебным дисциплинам, 1,5 - по факультативным, 5 - по преддипломной стажировке и 15 - защита дипломной работы). Распределение часов по дисциплинам и семестрам, как и кредитов для различных дисциплин, отражено в учебном плане.

Учебные программы по специальности «Управление уходом за здоровьем» содержат стандартные элементы в соответствии с Уставом Медицинского университета. Все учебные программы по обязательным и факультативным дисциплинам обсуждались на заседании соответствующих советов кафедр и приняты на заседании Факультетского совета Факультета общественного здоровья.

Студенты, обучающиеся по магистерской программе по специальности «Менеджмент в сестринском деле» при Медицинском университете Варны, заканчивают обучение написанием дипломной работы на тему «Забота о здоровье» и защитой ее. Дипломная работа нацелена на самостоятельную исследовательскую деятельность студента, разрабатывается и защищается, согласно установленной процедуре.

Утвердившимся подходом является периодический анализ и обновление учебной документации по специальности «Управление уходом за здоровьем», исходя из данных об обучении в аналогичных болгарских и иностранных вузах. Это обусловлено множеством факторов, в число которых входят:

• изменения в развитии сохранения здоровья в национальном и международном масштабах;

• возрастающие потребности общества в адекватно подготовленных профессионалах в области защиты здоровья;

• необходимость в соответствии обучения требованиям современного европейского образования в области заботы о здоровье;

• стремление к развитию и поддержке высокого уровня качества обучения по специальности;

• стремление к актуализации программ в соответствии с основными проблемами управления уходом за здоровьем;

• обратная связь со студентами и дипломниками по специальности «Управление уходом за здоровьем» и изучение мнений работодателей.

Таблица 1

Лекционные часы преподавателей, работающих по основному трудовому договору

Менеджмент в сестринском деле; форма обучения -очная Лекционные часы

в целом в МУ на ФОЗ на ФМ преподаватели департамента преподаватели других вузов

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

В целом 620 100 590 95,16 485 78,22 30 4,84 75 12,10 30 4,84

Обязательные дисциплины 590 100 560 94,92 455 77,12 30 5,08 75 12,72 30 5,08

Факультативные дисциплины 30 100 30 100 30 100 - - - - - -

Примечание. Здесь и в табл. 2: МУ - медицинский университет; ФОЗ - факультет общественного здоровья; ФМ - Факультет медицины; департамент - Департамент обучения иностранным языкам, коммуникаций и спорта.

Таблица 2

Лекции, читаемые квалифицированными преподавателями, работающими по основному трудовому договору

Менеджмент Лекционные часы

в сестринском деле; форма обучения -очная в целом в МУ на ФОЗ на ФМ преподаватели департамента преподаватели других вузов

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

В целом 21 100 20 95,24 17 80,96 1 4,76 2 9,52 1 4,76

Обязательные дисциплины 19 100 18 100 15 84,21 1 5,26 2 10,53 1 5,26

Факультативные дисциплины 2 100 2 100 2 100 - - - - - -

Учебные программы и подготовленные учебные материалы по ОКС «Магистр по управлению уходом за здоровьем» периодически актуализируются советами кафедр. Этот процесс контролируется и созданным при Факультете общественного здоровья Программным советом по специальности «Управление уходом за здоровьем» .

Обратная связь со студентами и работодателями - основной фактор актуализации обучения по специальности, повышения его качества и поддержания его на высоком уровне. Разработаны формальные процедуры исследования мнений студентов (периодические) и дипломантов (после окончания магистратуры). Цель этих процедур - изучить степень удовлетворенности студентов обучением, а также их мнения и рекомендации относительно: адекватности изучаемых дисциплин; приобретенных знаний и умений; способов оценки; возможностей активного участия в процессе обучения; ресурсного обеспечения; методов, организации, уровня преподавания. С целью анализа профессиональной реализации студентов, кроме мнения выпускников, исследуется и мнение работодателей.

Учебные программы по специальности «Управление уходом за здоровьем» сходны с аналогичными программами болгарских и иностранных университетов. Особенно близки учебные планы по

аналогичным специальностям в Болгарии, так как они разработаны на основе единых для страны государственных стандартов. Учтен также опыт других европейских стран - Франции, Великобритании и России.

Обучение студентов в Медицинском университете Варны осуществляется преподавательским составом, обладающим соответствующими научным профилем и квалификацией; причем на дисциплины, которые ведут преподаватели (профессора и доценты), работающие по основному трудовому договору (ОТД), приходится 95,16% лекционных часов (табл. 1).

Общее число дисциплин с лекционными курсами - 21, из них 20 (95,24%) обеспечиваются квалифицированными (хабилитированными) преподавателями, работающими по ОТД в Медицинском университете Варны (хабилитация или габилитация от лат. ИаЬШз — способный, пригодный — процедура, следующая после присуждения первой ученой степени доктора). При этом 80,96% лекционных курсов читают преподаватели, работающие по ОТД на Факультете общественного здоровья (табл. 2).

В преподавание специальности «Менеджмент в сестринском деле, ОКС магистр после ОКС бакалавр, включаются и преподаватели других структур Медицинского университета Варны. 1 (4,76%) дисциплина ведется хабилитированными преподавате-

С Е СТ

РИНСКОЕ Д ЕМВМШ—ВДИ

О

_

лями с Факультета медицины. В преподавании принимают участие и преподаватели Департамента обучения иностранным языкам, комуникаций и спорта, которые ведут 2 (9,52%) лекционных курса. Все они работают в Университете по ОТД. Участие в преподавании специалистов из других вузов незначительно (1 дисциплина).

Средний возраст хабилитированных преподавателей, работающих по ОТД и обеспечивающих обучение по специальности «Менеджмент в сестринском деле», - 56,44 года.

Больничные базы, с которыми Медицинский университет подписал договор, отвечают стандартам для университетских больниц и получили аккредитацию на этот вид деятельности. Для университетской больницы «Света Марина» ЕАД (основная учебно-практическая база) в последние годы выделены средства на покупку аппаратуры по линии Всемирного банка и Швейцарского проекта с Inzelspital (Берн). Это способствует высокому качеству обучения и стажировки. В больнице «Света Марина» осуществляется электронно-информационное обеспечение стажировки благодаря наличию внутренней информационной системы из 400 компьютеров, подключенных к интернету; студенты и стажеры имеют возможность ознакомиться с европейскими консенсусами современного менеджмента и маркетинга в больницах.

В зависимости от темы дипломной работы студентам обеспечивается доступ к информации из других лечебных учреждений, социальных центров и иных организаций, например из частных медицинских центров и больниц, социальных центров (Дневной центр для детей с разными повреждениями «Карин дом», Варна; Дневной центр для лиц с ментальными нарушениями; Дневной центр для псохосоциальной реабилитации «Равный шанс», Владиславово; Центр зависимостей; НПО «Сопричастие» - для людей с нарушениями зрения; Дом медико-социальной заботы о детях, «Виница»; Центр социальной реабилитации для людей с разными видами патологии; Дом престарелых людей «Гергана»; НПО «SOS - семьи в риске»; Центр социальных услуг для детей и семей группы риска, Варна, и др.).

Учебный план по специальности «Управление уходом за здоровьем» реализуется путем теоретического и практического обучения посредством лекционных курсов, семинаров, практических занятий и преддипломной управленческой и педагогической стажировки. В обучении применяются как классические методы, так и современные интерактивные.

Преддипломная стажировка студентов по

специальности «Управление уходом за здоровьем» организована в соответствии с Распоряжением об

ЕДС по специальности «Менеджмент в сестринском деле», ОКС магистр, и проводится под контролем наставников (магистров по «Менеджменту в сестринском деле», занимающихся управленческой деятельностью - главные или старшие медсестры, акушерки), согласно разработанным процедурным правилам.

Обучение по специальности, ОКС магистр, заканчивается защитой дипломной работы или государственным экзаменом. Оценка дипломных работ по специальности «Менеджмент в сестринском деле» осуществляется на основе критериев, описанных в Формуляре об оформлении рецензии на дипломную работу, выполненную на Факультете общественного здоровья. Защита дипломной работы включает в себя мультимедийную презентацию и ответы на вопросы рецензента, государственной комисии и аудитории.

Для нас важны мнения студентов и действующая система постоянной обратной связи с ними, осуществляемая путем анкетирования и организации встреч с руководством Университета. То есть все вопросы, связанные с современными методами преподавания и оценки знаний студентов, постоянно анализируются, чтобы привести обучение и оценку знаний в соответствие с требованиями современной медицинской науки и практики.

Анализ данных о профессиональной реализации выпускников по специальности «Менеджмент в сестринском деле», получивших дипломы в 2011 г., показал, что для большей части магистров (54,55%) основной целью обучения было повышение теоретической и практической подготовки в области менеджмента в сестринском деле. У 45,33% магистров обучение полностью соответствовало их ожиданиям. Об удовлетворенности обучением по специальности заявили 73% магистров. Около половины выпускников хотели бы большей практической направленности обучения. Независимо от этого 67% выпускников считают, что обучение и квалификация, которые они получили в Медицинском университете Варны делают их конкурентоспособными.

Профессиональная реализация прослеживается с помощью анкетных карт, которые заполняются выпускниками Медицинского университета к моменту получения дипломов, через 1 год практической работы или спустя больший срок. Для этой цели создан и постоянно актуализируется «Регистр професиональной реализации окончивших Медицинский университет Варны». Анализ показывает, что из изучавших менеджмент в сестринском деле 45 работают главными и старшими медсестрами. 11 выпускников стали ассистентами (главными и старшими) на кафедрах Медицинского университета Варны.

ущщшшт

Оценка работодателей особенно важна для принятия корректировочных мер при подготовке студентов (табл. 3).

Традиционный интерес к специальности «Менеджмент в сестринском деле», что можно объяснить следующими причинами:

• обучение проводится в Медицинском университете Варны - учреждении с наиболее высокой в Болгарии рейтинговой оценкой; среди учебных заведений, в которых можно пройти обучение по специальности «Менеджмент в сестринском деле», он занимает 1-е место;

• эта специальность аккредитована в Болгарии с высшей оценкой «очень хорошо» сроком на 6 лет;

• обучение по специальности «Менеджмент в сестринском деле» соответствует европейским стандартам и отвечает требованиям единых государственных стандартов для регулируемых профессий;

• лица, окончившие Университет по специальности «Менеджмент в сестринском деле» с ОКС бакалавр, могут продолжить в Университете обучение с целью получения степени магистра;

• выпускники получают диплом, конвертируемый во всем Европейском Союзе;

• выпускники имеют возможность сделать управленческую карьеру в сфере менеджмента в сестринском деле или преподавания этой дисциплины сразу после получения образования.

Несмотря на несомненный интерес к данной специальности, мнение общества на этот счет постоянно анализируется и на этой основе планируются и реализуются меры по повышению интереса к обучению. Специальность популяризируется благодаря участию преподавателей и студентов в научных и других публичных инициативах.

Все вышесказанное можно кратко резюмировать следующим образом:

• обучение студентов по специальности «Менеджмент в сестринском деле» в Медицинском университете им. проф. П. Стоянова (Варна) ведется на основе учебной документации, включающей в себя: квалификационную характеристику, учебный план, учебные программы и ежегодное расписание учебных занятий;

• учебная документация по специальности «Менеджмент в сестринском деле», ОКС

ШКО1ВД1ЛО ЗА РУБЕЖОМ 1

(Щ1Ш Таблица 3 Оценка по 6-балльной системе знаний и умений выпускников работодателями

Знания и умения Оценка, баллы

Теоретическая подготовка 5,25

Практическая подготовка 4,43

Способность к усвоению новых умений 4,75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммуникативные умения 5,50

Навыки коллективной работы 4,86

Умение принимать самостоятельные решения 4,67

Умение выполнять распоряжения 5,38

Способность адаптироваться к изменениям 4,88

Способность понимать этические проблемы 4,75

магистр, периодически анализируется и обновляется; при этом она сравнивается с аналогичной документацией болгарских и иностранных высших учебных заведений;

• Медицинский университет им. проф. П. Стоянова (Варна) обеспечен требующимся по нормативу минимумом хабилитиро-ванных преподавателей, работающих по ОТД, ведущих аудиторные и практические занятия по специальности «Менеджмент в сестринском деле», ОКС магистр;

• на Факультете общественного здоровья периодически анализируются методы преподавания и оцениваются достижения студентов;

• Медицинский университет Варны располагает актуальной и эффективно действующей системой управления качеством обучения, соответствующим Международному стандарту ISO 9001-2000;

• в Медицинском университете Варны собирается и анализируется информация, касающаяся оценки работодателями подготовки выпускников по специальности «Менеджмент в сестринском деле».

DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT IN NURSING SPECIALTY

S. Toncheva

Prof. P. Stoyanov Medical University, Varna, Bulgaria

The paper gives data on students' education in this specialty. Postgraduates work as nurses, midwives, nursery or hospice directors, and teachers.

Key words: medical university, nurse, management, management in nursing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.