Научная статья на тему 'Подготовка кадров по специальностям «Сестринское дело» и «Медико-диагностическое дело» в Гродненском государственном медицинском университете'

Подготовка кадров по специальностям «Сестринское дело» и «Медико-диагностическое дело» в Гродненском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
548
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ДЕЛО / МЕДСЕСТРА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ВРАЧ / NURSING / MEDICAL DIAGNOSTICS / MEDICAL NURSE WITH HIGHER EDUCATION / PHYSICIAN

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Тищенко Е. М.

Излагается история становления и развития подготовки медицинских сестер с высшим образованием в Грод­ненском государственном медицинском университет (институте) и их использования в здравоохранении. Освеща­ются структурные преобразования факультета медицинских сестер с высшим образованием в медико-диагнос­тический факультет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Тищенко Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING MEDICAL SPECIALISTS SPECIALIZING IN NURSING AND MEDICAL DIAGNOSTICS AT THE GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY

The paper deals with the history of training of medical nurses with higher education at the Grodno State Medical University (Institute) and their employment in public health institutions. Structural reorganization of the Faculty of Medical Nurses with Higher Education into the Faculty of Medical Diagnostics is described.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров по специальностям «Сестринское дело» и «Медико-диагностическое дело» в Гродненском государственном медицинском университете»

УДК 614.253.52

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» И «МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ДЕЛО» В ГРОДНЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Е.М. Тищэнко, д.м.н., профессор

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

Излагается история становления и развития подготовки медицинских сестер с высшим образованием в Гродненском государственном медицинском университет (институте) и их использования в здравоохранении. Освещаются структурные преобразования факультета медицинских сестер с высшим образованием в медико-диагностический факультет.

Ключевые слова: сестринское дело, медико-диагностическое дело, медсестра с высшим образованием, врач.

The paper deals with the history of training of medical nurses with higher education at the Grodno State Medical University (Institute) and their employment in public health institutions. Structural reorganization of the Faculty of Medical Nurses with Higher Education into the Faculty of Medical Diagnostics is described.

Key words: nursing, medical diagnostics, medical nurse with higher education, physician.

Согласно приказу Министерства здравоохранения БССР № 92 от 23 мая 1991 г. в Гродненском государственном медицинском институте начата подготовка медицинских сестер на условиях целевого приема (план набора - 30 человек). На открывшееся отделение вуза зачислялись лица, имевшие средне-специальное медицинское образование. Обязательных требований к наличию профессионального стажа не предъявлялось. В основу рабочего учебного плана был положен сокращенный вариант учебного плана лечебного факультета. Некоторые кафедры относились к отделению как микролечебному факультету, видя только количественные различия в учебных часах. В дипломе делалась запись о специальности «сестринское дело», квалификации «организатор и преподаватель сестринского дела, медсестра с высшим образованием», что не было подкреплено соответствующими нормативными документами. Несмотря на принятие ряда приказов МЗ РБ (№ 59 от 6 апреля 1993 г., дополнение к нему № 55 от 27 апреля 1995 г., дополнение к первому № 8 от 12 января 1996 г.) о должностях, которые могут занимать медицинские сестры с высшим образованием, их профессиональный статус окончательно не был оговорен. Диплом содержал вкладыш с перечнем должностей, который был утвержден ректором вуза. Функции руководства отделением медицинских сестер с высшим образованием первоначально выполняли деканы других факультетов, в частности - педиатрического, а именно: 1991-1997 гг. - М.М. Пяткевич, 1997 г. - Г.Г. Мармыш, 1998 г. - К.У. Вильчук [1, 2, 3].

В 1998 г. вузом начата разработка образовательного стандарта первого поколения по специальности «сестринское дело» (введен в 2000г.). Утверж-

ден типовой учебный план (приказ Министерства образования РБ № ТД-472-тип от 4 мая 1998 г.), типовые учебные программы (1999). В последующем к моменту переаттестации университета (2005) действовали уже пересмотренные и переутвержденные типовые учебные планы и учебные программы (2003). Изменилось отношение кафедр к учебно-методической работе. Учебно-методические пособия приобрели качественные содержательные отличия от таковых для других факультетов. Ряд учебных пособий получили гриф (рекомендацию) Министерства образования Республики Беларусь. В 2000 г. организован факультет медицинских сестер с высшим образованием (1998-2000 гг. руководитель отделения, 2000-2004 гг. - декан К.М. Иодковский, с 2005 г. - декан Е.М. Тищенко). Сформирован его Совет, учебно-методическая комиссия и Совет студенческого самоуправления. В состав факультета включены 7 кафедр (медицинской и биологической физики, общей гигиены и экологии, топографической анатомии и оперативной хирургии, патологической анатомии, патологической физиологии, пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии). В Совет студенческого самоуправления входят старосты академических групп. В начале XXI века стала традицией организация и проведение дней факультета, посвященных Международному празднику медицинской сестры (12 мая). Студенты создали и обновляют web-страни-цу факультета сайта университета, участвуют в Intemet-конференциях, устраивают демонстрации мультимедийных презентаций, выявляют факторы риска акциями за здоровый образ жизни, оказывают благотворительную помощь дому-интернату для слабовидящих детей, выступают в спортивных соревнованиях, конкурсах «Мисс университета»,

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Журнал ГрГМУ 2008 № 3

«Мистер университета», «А ну-ка, девушки», концертных программах, КВН. Диплом содержит запись о подготовке по специальности «сестринское дело» с присвоением квалификации «медицинская сестра с высшим образованием». Принят приказ Министерства здравоохранения РБ № 231 от 18 октября 2004 г. «О перечне специальностей и квалификаций высшего и среднего специального образования, которые дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Республике Беларусь», определивший перечень должностей, которые могут занимать и выпускники факультета.

В 1995 г. после четырехлетнего обучения состоялся первый выпуск дневной формы (27 медсестер, из которых 3 получили диплом с отличием). В 2008 г. пройдет одиннадцатый выпуск (36 медсестер, из них три с отличием). В 1999 г. и 2000 г. набора на дневную форму обучения не было, поэтому не было и выпускников в 2003 г. и в 2004 г.

Всего за 1995-2008 гг. на дневной форме обучения подготовлен 261 выпускник (из них каждый пятый получил диплом с отличием). Министерство здравоохранения РБ, как государственный заказчик подготовки медицинских кадров, определяло численность набора, соответственно, и выпуска. В 1995-1999 гг. ежегодно в среднем выпускалось 25 специалистов, а в 2000-2006 гг. - 13. В 2004 г. и 2005 г. набор превысил 30, в 2006 г. - 60 человек. В эти числа включены места и по бюджету, и на платной основе (20-30% от бюджетных мест). В 2008 г. план набора включает уже только 20 бюджетных мест и 10 - на основе договора.

Выпускники распределялись по всей республике, и даже уезжали в Российскую Федерацию (19952000 гг. - 1,8%). Однако в 1995-2005 гг. первое место занимает г. Гродно (26,5%), второе - Брестская область (19,2%), третье - Минская область (10,2%). В 2006-2007 гг. Брестская область уже занимает первое место (34,9%), а второе и третье места делят Гродненская и Минская области (по 25,6%). Из 43 выпускников 2006-2007 гг. только один направлен в Могилевскую область. При том, что за 1995-2005 гг. в Витебскую, Гомельскую и Могилевскую область распределен каждый четвертый выпускник (25,4%). В 2008 г. распределение двенадцатого выпуска составило: 36% - Гродненская, 27,8% - Брестская, 25% - Минская, по 5,6% - Могилевская и Гомельская области.

В 1995-1999 гг. значительная часть (40,3%) выпускников распределялась в распоряжение органов здравоохранения и главных врачей, что обезличивало характер распределения, не давало социальной защищенности молодым специалистам, отражало неопределенный статус выпускников. Каждый пятый выпускник (19,4%) направлялся на должности медсестер, которые они имели право занимать и без высшего образования. Только 17,8% (третье место) выпускников распределялось на долж-

- 1

ности главных и старших медсестер. Каждый десятый молодой специалист (10,9%) направлялся на должность врача-лаборанта, а каждый пятнадцатый (6,2%) - преподавателем училища. Выпускники распределялись и в медвузы, но только на должности лаборантов кафедр или методистов (2,3%).

В 2000-2005 гг. в связи с определением каждому выпускнику первого места работы уменьшается распределение в распоряжение органов здравоохранения и главных врачей (18,9%). Однако не получает развития распределение на должности главных и старших медсестер (16,9%). При том, что почти половина молодых специалистов (47,2%) распределялись на должности врачей-лаборантов. Каждый шестой выпускник (17%) направлялся на работу преподавателем медучилища.

В 2006-2007 гг. сохраняется тенденция распределения выпускников на должности врачей-лаборантов (83,7%). Первые выпускники направляются на должности преподавателей теоретических кафедр медуниверситета. Организации здравоохранения заявляют о единичных вакантных должностях по организации сестринского дела (на 01.01.2007 г. на 30 выпускников 6 должностей). В 2008 г. каждый второй выпускник распределен преподавателем медколледжа, столько же - на должность врача-лаборанта.

В 1996 г. открыта заочная форма обучения. Предполагалось, что она без отрыва от практики позволит подготовить резерв на должности старших и главных медсестер; сохранит стаж работы и выдержит сроки сдачи на квалификационную категорию. За выбор такой формы - желание медсестер без существенных изменений в социально-бытовом и профессиональном статусе получить высшее образование, а у некоторых это единственная возможность его реализации. За 2001-2008гг. осуществлено 8 выпусков, подготовлено 505 специалистов (каждый тринадцатый получил диплом с отличием). К сожалению, лица, поступившие на факультет с сестринских должностей, получив диплом, не связывают будущее с сестринской деятельностью, а стремятся обрести возможность занять врачебные должности. В 2006 г. закрывается прием на заочную форму обучения врачей. Вместе с тем управления здравоохранения облисполкомов, за исключением Гомельского, подтверждают (2008) потребность в заочной форме подготовки медсестер с высшим образованием, которая в среднем до 2020 г. ежегодно составит 30. Отрадно, что предварительно Министерство здравоохранения Республики Беларусь разрешило в 2009 г. возобновить заочную форму обучения.

Приказ МЗ РБ 231 от 18 октября 2004 г. нормативно закрепил право выпускников факультета занимать после годичной стажировки ряд врачебных должностей (врача-валеолога, врача-диетолога, врача-ЛФК). Существующая высокая потребность организаций здравоохранения дополняется

8

желанием выпускников распределяться на врачебные должности. Об этом знают не только выпускники, но и абитуриенты, которые с учетом меньшего проходного балла целенаправленно выбирают факультет. Возникает парадокс: факультет медицинских сестер с высшим образованием, специальность «сестринское дело», квалификация «медицинская сестра с высшим образованием», а выпускники распределяются врачами-лаборантами. Причем срок подготовки составляет 7-8 лет (2-3 года - медучилище или колледж, 4 года - медуни-верситет, 1 год - стажировка). Приказ МЗ РБ № 606 от 16 июля 2007 года «О некоторых вопросах деятельности учреждения образования Гродненский государственный медицинский университет» регламентировал преобразование факультета медицинских сестер с высшим образованием в медико-диагностический факультет с осуществлением подготовки кадров по специальностям «сестринское дело» и «медико-диагностическое дело».

Впервые в истории медицинского образования республики вуз выступил как разработчик нового образовательного стандарта по специальности «медико-диагностическое дело». Предлагаемый пятилетний срок обучения, основанный на международном опыте, позволит сохранить цельную систему подготовки врача с акцентом на диагностические функции, является более экономически эффективным, а уменьшение аудиторного времени преимущественно произведено за счет лекционных часов с акцентом на активную форму обучения - контролируемую самостоятельную работу. Подготовка специалистов по данному образовательному стандарту позволит быстрее разрешить проблему кадрового обеспечения службы лабораторной диагностики лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических организаций.

В 2008 г. утверждены новые (второго поколения) план и образовательный стандарт по специальности «сестринское дело». Они составлены с учетом рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь. Включают блоки социально-гуманитарных, естественно-научных, специальных и профессиональных дисциплин. В последний блок входят дисциплины, позволяющие обеспечить психолого-педагогическую, управленческую, клиническую подготовку в соответствии с основными требованиями к профессиональной компетентности. Следует подчеркнуть, что медицинская сестра с высшим образованием - это специалист здра-

воохранения, обладающий знаниями и умениями по основам клинической медицины и сестринского дела в клинических дисциплинах. Это специалист с высшим образованием и квалификацией, необходимой для управления организации и выполнения ухода и медицинских манипуляций у больных и инвалидов.

Вместе с тем, считаем целесообразным следующие направления использования медсестер с высшим образованием в системе здравоохранения Республики Беларусь:

• управленческое (принять дополнение о преимущественном замещении должностей главных и старших медсестер лицами с высшим сестринским образованием, введение штатных должностей главных специалистов по сестринскому делу управлений здравоохранения облисполкомов);

• педагогическое (преподаватели медколледжей и училищ, преподаватели теоретических кафедр медуниверситетов);

• клиническое (первоначально установить, что должности медсестер особо значимых отделений ЛПО (операционные, реанимации и т.п.) могут занимать преимущественно лица с высшим сестринским образованием);

• медико-социальные (руководитель больниц сестринского ухода).

Следует также сохранить возможность трудоустройства медицинских сестер с высшим образованием по разрешению Министерства здравоохранения Республики Беларусь и решению государственной комиссии по распределению на ряде врачебных должностей (после годичной стажировки): врач-валеолог, врач-диетолог, врач лечебной физкультуры, врач-статистик.

Литература

1. Гарелик, П.В. Перспективы развития сестринского образования в Республике Беларусь / П.В. Гарелик, И.Г. Жук, К.М. Иодковс-кий // Медицинская сестра на рубеже XXI века: Сборник научных работ, посвященных 10-летию факультета медицинских сестер с высшим образованием Гродненского государственного медицинского университета. - Гродно, 2002. - С. 52-54.

2. Гарелик, П.В. Высшее сестринское образование в Республике Беларусь: итоги и реальность / П.В. Гарелик, И.Г. Жук, Е.М. Тищенко // Медицинская сестра XXI века: проблемы и перспективы: материалы 3-й научно-практической конференции. - Гродно, 2007. - С. 6-11.

3. Гарелик, П.В. 15 лет высшему сестринскому образованию Республики Беларусь / П.В. Гарелик, Е.М. Тищенко // Медицинская сестра XXI века: проблемы и перспективы: материалы 2-й научно-практической конференции. - Гродно, 2006. - С. 11-16.

Поступила 29.04.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.