© А.Андонова, 2012
ОБУЧЕНИЕ МЕДСЕСТЕР В БОЛГАРИИ
А.Андонова
Тракийский университет, Стара Загора, Болгария E-mail: [email protected]
Приводятся сведения о мерах по повышению компетентности, уровня знаний и умений медсестер.
Ключевые слова: образование, профессия медсестры, европейские требования, качественный медицинский уход.
После присоединения Болгарии к Европейскому Союзу (ЕС) в 2007 г. встал вопрос о приведении законодательства в сфере здравоохранения и порядка обу-
Обязательные учебные дисциплины и минимально обязательное число учебных часов
Учебные дисциплины Число учебных часов
1. Философия и введение в сестринский уход. Теоретические основы 180
2. Практические основы сестринского ухода 660
2.1. Сестринский уход за пациентами с хирургическими заболеваниями 75
2.2. Сестринский уход за пациентами с соматическими заболеваниями 90
2.3. Сестринский уход за больными с онкологическими заболеваниями 30
2.4. Сестринский уход в педиатрии 45
2.5. Сестринский уход за неврологическими больными 45
2.6. Сестринский уход за психически больными 30
2.7. Сестринский уход за матерями и новорожденными 30
2.8. Сестринский уход в офтальмологии и оториноларингологии 30
2.9. Сестринский уход за взрослыми 60
2.10. Сестринский уход на дому 60
2.11. Паллиативный сестринский уход 30
2.12. Сестринский уход при инфекционных заболеваниях 45
2.13. Сестринский уход за детьми и взрослыми с ограниченными возможностями (инвалидностью) 60
2.14. Сестринский уход в реанимации и интенсивной терапии 30
3. Анатомия и клиническая патология человека 45
4. Физиология и патофизиология человека 45
чения медицинских специалистов в соответствие с таковыми в ЕС.
Цель реформ в области образования - улучшение качества медицинских услуг и выполнение требований ЕС, соответствующих принципам Лиссабонской стратегии и Болонского процесса. В сфере образования медсестер и акушерок произошли значимые перемены, меньше они коснулись специальностей «реабилитатор», «клинический лаборант», «рентгено-лаборант» и др.
После унифицирования учебных программ, ученых степеней и квалификаций перед медсестрами открылась возможность работать во всех странах-членах ЕС.
Это повысило их мотивацию к обучению, к расширению знаний и умений. Но нельзя не отметить, что одновременно это привело к дефициту медсестер в Болгарии.
Цель современной европейской системы образования в области медицинского ухода - подготовка специалистов, способных предоставить обществу качественную медицинскую помощь, а также мотивировать их к продолжению образования и повышению квалификации. В настоящее время обучение медсестер в Болгарии проводится в медицинских университетах, на медицинских факультетах или в их филиалах, аккредитованных в соответствии с Законом о высшем образовании. Учебные программы соответствуют европейским требованиям к сертифицированным профессиям [5].
Продолжительность обучения - 4 года (8 семестров). Общее число учебных часов - 4600, форма обучения - очная. По окончании обучения студенты получают квалификационную академическую степень «бакалавр». В учебных планах на теоретические и практические дисциплины выделено одинаковое число часов (см. таблицу) [1].
Теоретическое обучение дает базовые профессиональные знания и создает условия для формирования умений, которые следует применять на практике [4]. На обязательные теоретические дисциплины выделено 1860 учебных часов. В учебный план включены также и факультативные дисциплины (не более 10% от общего количества часов). В соответствии с Законом о высшем образовании, учебные планы также учитывают кредиты.
Использование в учебном процессе обучения разных методов, форм и средств создает условия для формирования у студентов правильных моделей поведения, в том числе с разными категориями людей, нуждающихся в медицинском уходе.
Учебная (клиническая) практика проводится с 1-го по 6-й семестр, на нее выделено 1140 академических часов. Практическое обучение студентов осуществляют преподаватели или наставники, которые создают предпосылки для формирования у будущих специалистов необходимых профессиональных знаний и умений [3]. Преподаватели должны иметь квалификационную академическую степень «магистр» по специальности «Управление медицинским уходом» и профессиональную квалификацию «Руководитель медицинского ухода и преподаватель по практике».
Практическим обучением специалистов в области медицинского ухода в соответствии с новыми образовательными программами (2010) занимаются и наставники. Это - работающие на учебных/клинических базах медсестры, имеющие квалификационную академическую степень «бакалавр» и/или «магистр» по специальности «Управление медицинским уходом» и профессиональную квалификацию «Руководитель медицинского ухода и преподаватель по практике» [1, 3]. Работа наставников со студентами во время учебной практики и в период додип-ломной стажировки законодательно регламентирована.
Додипломная стажировка проводится в 7-м и 8-м семестрах и имеет продолжительность не менее 1600 астрономических часов.
Студенты, успешно окончившие полный курс обучения, сдают государственные экзамены по 4 дисциплинам:
1. Философия сестринского ухода. Теоретические и практические основы общего и специального сестринского ухода.
2. Внутренние болезни и фармакология - сестринская деятельность и уход.
3. Хирургия и анестезиология; интенсивный уход. Сестринская деятельность и уход.
4. Социальная медицина и медицинское законодательство.
Успешно окончившие обучение медсестры владеют знаниями и умениями по поддержанию, восстановлению и улучшению здоровья людей, их витальных физических и психических функций с учетом личности пациента, его психологических, социальных, экономических и культурных особенностей.
Медсестры имеют возможность продолжить образование для получения квалификационной академической степени «бакалавр» по специальности «Управление медицинским уходом». Учебные про-
Продолжение таблицы
Учебные дисциплины Число учебных часов
5. Микробиология, паразитология, вирусология 30
6. Фармакология 45
7. Медицинское оборудование 15
8. Образная диагностика 15
9. Медицинская генетика 15
10. Физиотерапия и реабилитация 15
11. Гигиена и экология 30
12. Лечебное питание 15
13. Латинский язык 30
14. Клиническая лаборатория, биохимия, иммунология 15
15. Патология. Учение о болезнях 405
15.1. Терапия 90
15.2. Гериатрия 15
15.3. Хирургия 75
15.4. Анестезиология и интенсивная терапия 45
15.5. Инфекционные болезни и эпидемиология 30
15.6. Педиатрия с неонатологией 45
15.7. Акушерство и гинекология 30
15.8. Нервные болезни, психиатрия 30
15.9. Офтальмология 15
15.10. Оториноларингология 15
15.11. Дерматовенерология 15
16.Укрепление здоровья 15
17. Медицинская психология 30
18. Медицинская этика и деонтология 30
19. Педагогика детства и детская психология 30
20. Социальное и медицинское законодательство 30
21. Социальная медицина 30
22. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях 30
23. Принципы и методы обучения 45
24. Информатика 60
Всего 1860
граммы соответствуют современным требованиям и потребностям системы здравоохранения в руководящих и преподавательских кадрах. Форма обучения - очная и заочная. При очной форме обучения продолжительность его - 2,5 года, при заочной - 3 года. Дипломированные специалисты получают профессиональную квалификацию «Руководитель медицинского ухода и преподаватель по практике» и приобретают теоретические знания и практиче-
ские умения, необходимые для выполнения основных функций по этим направлениям [2].
В данный момент в процессе аккредитации находятся программы обучения специалистов для получения квалификационной академической степени «доктор» по направлению «Медицинский уход», так что в будущем у желающих появится возможность получить ученую степень по этому направлению.
Разработаны также учебные программы для уже работающих медсестер, имеющих квалификационную академическую степень «бакалавр». Это -3-летний курс обучения по следующим специальностям: «Анестезиология и интенсивный уход», «Больничная гигиена (профилактика и контроль инфекций)», «Операционная и перевязочная техника», «Психиатрический уход», «Аппаратное поддержание внетелесного кровообращения», «Медицинская педагогика».
Все реформы системы обучения по специальности «Медицинская сестра» способствуют повышению престижа профессии и созданию высококвалифицированных кадров, предоставляющих населению качественный медицинский уход.
Литература
1. Постановление о единых требованиях для получения высшего образования по специальности «медсестра» и «акушерка» (бакалавр).- Государственная газета № 95, 29.11.2005 г., Поправка: №82, 10.10. 2006 г., № 88, 09.11.2010 г.
2. Постановление о единых требованиях государства на получение высшего образования по специальности «Управление медицинским уходом» на образовательно-квалификационную степень ««магистр»» и «бакалавр» в здравоохранении.- Государственная газета № 70, 29.08.2006 г., поправка №87, 07.10. 2008 г.
3. Постановление №1 о профессиональной деятельности медсестер, акушерок.- Государственная газета № 15 от 08.02. 2011г.
4. Попов, Т. - Студент как субъекта обучения. - София: ИИК «Везни».- 2006 г.
5. Перечень сертифицированных профессий в Болгарии. - Государственная газета №, 61, 31.07.2009 г.
NURSE EDUCATION IN BULGARIA
A. Andonova
Trakya University, Stara Zagora, Bulgaria
The paper presents information on measures to enhance the competence, knowledge, and skills of nurses.
Key words: education; nursing, European requirements, qualitative nursing.