Научная статья на тему 'Развитие современного инструментария выбора приоритетов, разработки и реализации стратегий инновационного развития регионов России'

Развитие современного инструментария выбора приоритетов, разработки и реализации стратегий инновационного развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
684
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / УРОВЕНЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахтина Светлана Сергеевна

Определено, что для обеспечения эффективного перехода России на инновационный путь развития необходимо установление четкой иерархии документов стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере науки и инноваций, на различных уровнях: федеральном, региональном и корпоративном. Обоснована необходимость формирования региональных стратегий инновационного развития с учетом потенциала и уровня технологической активности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MODERN INSTRUMENTATION PRIORITIES, DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF STRATEGIES FOR INNOVATION AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA’S REGIONS

Determined that to ensure an effective transition to an innovative way of development it is necessary to establish a clear hierarchy of strategic planning documents that define the state policy in the sphere of science and innovation at different levels: Federal, regional and corporate. The necessity of the formation of regional innovation strategies with regard to capacity and level of technological activity in the region.

Текст научной работы на тему «Развитие современного инструментария выбора приоритетов, разработки и реализации стратегий инновационного развития регионов России»

УДК 332.133.6:005.591.6

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ВЫБОРА ПРИОРИТЕТОВ, РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

С.С. Бахтина

Определено, что для обеспечения эффективного перехода России на инновационный путь развития необходимо установление четкой иерархии документов стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере науки и инноваций, на различных уровнях: федеральном, региональном и корпоративном. Обоснована необходимость формирования региональных стратегий инновационного развития с учетом потенциала и уровня технологической активности в регионе.

Ключевые слова: стратегия инновационного развития региона, уровень технологической активности в регионе.

В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики является стимулирование инновационно-технологического развития на региональном уровне. В Стратегии предусматривается разработка региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития [1].

Следует отметить, что города и регионы, начиная с 1970-х годов, интенсивно реализуют стратегические программы инновационно-технологического развития. Основными инструментами инновационного развития городов и регионов были выбраны:

- создание инновационной инфраструктуры (технопарков, особых экономических зон, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий и проч.);

- увеличение объема финансирования инновационного сектора (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и проч.);

- кадровые программы (поддержка университетов, непрерывное профобразование и проч.);

- снятие институциональных барьеров инновационной деятельности (защита интеллектуальной собственности и т.п.) [2].

Однако объекты инновационных инфраструктур стали массовыми и перестали гарантировать конкурентоспособность городов и регионов на рынке технологических разработок и инновационных производств, а увеличение объемов финансирования инновационного сектора в большинстве случаев оказалось неэффективным. Кроме того дальнейшее формирование инновационной системы России, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития страны, сталкивается с такой системной проблемой, как недооценка частью органов государственной власти и управления (включая администрации субъектов Российской Федерации)

социально-экономической значимости развития инновационных процессов в стране, что приводит к не всегда обоснованному выбору отраслевых и региональных приоритетов технологического развития и, соответственно, снижению эффективности использования бюджетных средств [3].

В настоящее время важным инструментом объединения усилий бизнеса, науки и государства по реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития региональных экономических систем являются также технологические платформы. Однако, в настоящее время, практически отсутствуют примеры эффективного формирования и функционирования технологических платформ регионального уровня с учетом существующих параметров развития региональных систем, включающих совокупность инноваций, создаваемых и осваиваемых регионами [4].

Общепризнанно, что для увеличения инновационного потенциала регионов необходимо оптимальное сочетание федеральной и региональной политики, но эта проблема пока не решена. В ходе исследования установлено, что лишь небольшая группа регионов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, имеет потенциал для научной и высокотехнологичной деятельности. Немногие регионы имеют вузы, дающие высококачественные знания. Большинство же регионов России не обладает необходимыми возможностями по самостоятельной разработке новых технологий, что ограничивает эффективность инновационного развития как отдельных региональных экономических систем, так и страны в целом. В отличие от упомянутой группы, роль инноваций, в частности технологических, в уменьшении разрыва в экономическом развитии остальных регионов, которые менее обеспечены научно-техническими ресурсами, обсуждается гораздо меньше. В таких регионах стратегии инновационного развития либо не разрабатываются совсем, либо выглядят «шаблонно» и реализуются лишь на бумаге.

Определено, что для обеспечения эффективного перехода России на инновационный путь развития необходимо установление четкой иерархии документов стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере науки и инноваций, на различных уровнях: федеральном, региональном и корпоративном. Принятая Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. является документом, развивающим соответствующие положения Концепции наряду с бюджетной стратегией и такими стратегическими документами, носящими системный характер, как Энергетическая стратегия России на период до 2030 года и Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [1]. В соответствии с указанными документами необходимо разрабатывать региональные стратегии инновационного развития или разделы по стимулированию инноваций в региональных стратегиях социально-экономического развития с учетом особенностей регионов. При этом региональные стратегии должны быть не «шаблонными», а учитывать потенциал и уровень развития каждого конкретного региона.

Параллельно с документами стратегического планирования должна быть построена система формирования и уточнения, а также реализации региональных технологических приоритетов, в рамках которой определяются конкретные направления инновационно-технологического развития региона. При этом, определение приоритетных направлений технологического развития и их реализация в регионах должны осуществляться с использованием преимуществ технологий краудсорсинга, основных положений теории лидерства и технологий управления будущим.

Кроме того, необходимо предусмотреть разработку системы мониторинга достижения запланированных индикаторов и установление механизмов регулярной отчетности о ходе реализации региональных стратегий инновационно-технологического развития. Материалы о ходе реализации стратегий должны быть включены в регулярные отчеты о результатах деятельности руководителей субъектов Российской Федерации. Только в этом возможно получить реальные результаты инновационного развития регионов.

Региональная инновационная стратегия должна быть направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры — научно-исследовательскими и образовательными центрами, инфраструктурой финансирования инноваций и инновационными компаниями. В России, безусловно, уже имеются примеры динамичного инновационного развития отдельных регионов, в числе которых Москва, Санкт-Петербург, Томская и Новосибирская области, Республика Татарстан, успешно реализующих стратегии инновационного развития. Стратегии инновационного развития перечисленных регионов ориентированы в основном на создание технологических инноваций в регионе на основе формирования инновационных кластеров, технополисов и наукоградов. Для так называемых депрессивных регионов необходима разработка стратегий инновационного развития на основе выбора технологических приоритетов с учетом региональных особенностей. При этом технологии не обязательно должны создаваться в регионе, субъект Российской Федерации может успешно осваивать существующие передовые производственные технологии.

В целом, управление инновационно-технологическим развитием регионов на основе разработки и реализации региональной стратегии должно осуществляться в соответствии со следующими общими принципами:

1) ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач социально-экономического развития региона;

2) концентрация усилий на конкурентных преимуществах региона и перспективных направлениях развития с учетом приоритетных направлений развития науки и технологий Российской Федерации;

3) ориентированность на передовой отечественный и зарубежный опыт, вариантность рассматриваемых технологических решений;

4) создание региональных технологических платформ и обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия с профильными федеральными технологическими платформами;

5) активность в привлечении внебюджетных средств из различных источников для финансирования внедрения научно-технических разработок и реализации инновационных проектов.

Таким образом, региональная инновационная стратегия в первую очередь должна определять технологические приоритеты региона и способы их реализации с учетом региональных особенностей. В качестве источника приоритета могут выступать критические технологии, приоритетные направления развития науки, технологий и техники, утвержденные Президентом Российской Федерации, или инициативные технологии, отвечающие инновационным потребностям конкретного региона.

Процесс формирования региональной стратегии инновационного развития должен включать:

- оценку стратегически значимых количественных и качественных характеристик социально-экономического и технологического развития региона на момент принятия Стратегии, доступных ресурсов его развития;

- видение текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон региона (относительно других регионов) с точки зрения уровня инновационного развития;

- оценку интересов и влияния различных групп интересов: государства, науки, бизнес-структур и потребителей.

Обоснование необходимости формирования региональных стратегий инновационного развития с учетом потенциала и уровня технологической активности в регионе в условиях нелинейной модели инноваций представлено на рисунке 1.

В этой связи предлагается методический подход к комплексной оценке состояния и тенденций технологического развития региональных экономических систем на основе многокритериального подхода. В качестве целей создания предлагаемого методического подхода можно отметить следующие:

1) оценка проводимой в субъекте РФ политики по обеспечению технологического развития региона с учетом его специфических особенностей;

2) определение группы регионов-лидеров по уровню технологического развития;

3) использование результатов оценки технологического развития субъектов РФ при разработке региональных стратегий инновационного развития и распределении субсидий и дотаций из федерального бюджета.

Для оценки уровня технологического развития региональных экономических систем разработана система критериев, объединенных в две группы: 1) оценка потенциала для технологического развития региональной экономической системы; 2) оценка технологической активности в регионе.

Ключевые проблемы ннновашюнно-технологнческого развития экономики регионов России:

отсутствие мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углублении их кооперации с сектором исследований и разработок

-

недостаточная эффективность использования инфраструктуры, ограниченная, прежде всего, стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний

низкии уровень восприимчивости компаний к инновациям технологического характера, в значительной части компаний инновационная деятельность осуществляется ситуативно

большинство регионов России, обладающих потенциалом к быстрому распространению передовых технологий, не обладают необходимыми возможностями по самостоятельной разработке новых технологий

Необходимость формирования региональных стратегий инновационного развития с учетом потенциала и уровня технологической активности в регионе

л

V

Основные направления технологической модернизации экономики России

Стратегические информационные 1 I технологии

Медицинские технологии

Космические системы

---

Эн ерг о э ффективн о сгь и эн ерг о сбережени е

Ядерные технологии

Нелинейный характер управления технологическими инновациями. ооусловленный актуальностью:

использования принципов теории лидерства V_/

использования технологии управления будущим

развития перспективной международной колтаборации

V_У

\

распространения принципов просьюмеризма в инновационной сфере

V У -----

реализации принципа диссипативности в инновационном развитии, при котором неэффективные элементы прекращают свое существование

наличия постоянных фтугктуаций, которые непрерывно созидательно или разрушительно воздействуют на инновационное развитие

Необходимость формирования региональных стратегий инновационного развития с учетом потенциала и уровня

технологической активности в регионе

Оценка потенциала для технологического развития региональной экономической системы включает следующие направления:

- организационное обеспечение технологического развития регионов (наличие научно-технического совета в регионе; наличие специализированных организаций по содействию технологического развития и модернизации региона; наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов (промышленных парков, технологических парков); наличие технологических платформ в регионе);

- законодательно-правовое обеспечение технологического развития регионов (наличие стратегии ииновационно-технологического развития региона с учетом приоритетных направлений научно-технологического развития РФ);

- информационное обеспечение технологического развития регионов (наличие специализированного двуязычного интернет-портала об инновационно-технологическом развитии региона);

- кадровое обеспечение технологического развития регионов (наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим приоритетам технологического развития региона);

- финансово-экономическое обеспечение технологического развития регионов (наличие региональной программы поддержки и развития науки и технологий).

Для количественной оценки технологической активности в регионе предлагается использование следующих показателей:

1) доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП;

2) внутренние затраты на исследования и разработки, в процентах от ВРП;

3) удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки в регионе;

4) удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций в регионе;

5) степень влияния результатов технологических инноваций на обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам (низкая степень воздействия; средняя степень воздействия; высокая степень воздействия; воздействие отсутствовало);

6) число разработанных передовых производственных технологий;

7) число разработанных передовых производственных технологий новых для России;

8) число принципиально новых разработанных передовых производственных технологий;

9) число используемых передовых производственных технологий;

10) количество приобретенных организациями новых технологий (технических достижений), программных средств;

11) коэффициент изобретательской активности [5].

Предлагаемый методический подход к оценке уровня технологического развития региона более полно отражает состояние технологического развития субъектов Российской Федерации, так как расчет производится на основе качественных и количественных характеристик. При этом оценивается не только уровень технологической активности в регионе, но и существующие условия для обеспечения технологического развития субъекта. Разработанный подход позволяет обнаруживать, представлять и использовать доступную информацию, анализировать полученные результаты и их особенности, в том числе для несогласованных многокритериальных оценок. Результаты такой комплексной оценки должны быть учтены при определении приоритетных направлений технологического развития и разработке региональных инновационных стратегий.

Следует также выделить общие требования к процессам разработки и утверждения стратегии инновационного развития региона:

- разработка инновационной стратегии и ее изменение должны вестись публично. К публичному обсуждению стратегии привлекаются эксперты, предприниматели и инвесторы;

- внесению изменений в инновационную стратегию также должно предшествовать публичное обсуждение таких изменений;

- стратегия инновационного развития региона должна утверждаться высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;

- региональная инновационная стратегия может быть составной частью общей социально-экономической стратегии региона.

При этом успешная реализация региональной стратегии инновационного развития региона должна быть обеспечена установлением структуры и периодичности отчетности о реализации мер, значениях целевых показателей и их соответствии плановым значениям; установлением личной ответственности руководителей за реализацию конкретных мер и достижение целевых значений плановых показателей; регулярной оценке соблюдения заранее заданных критериев успеха

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. -http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz3KmZ7d5Mb

2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. - http://old.mon.gov.ru/files/ materials/5053/prog.ntr.pdf

3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. - http://docs.cntd.ru/document/902367266

4. Измалкова С.А. Выбор перспективных направлений инновационного развития регионов и их реализация посредством формирования тех-

нологических платформ / С.А. Измалкова, С.С. Бахтина С.С. // Региональная экономика: теория и практика. 2013. - № 1. - С. 29-34.

5. Федеральная служба государственной статистики - www.gks.ru/

Бахтина Светлана Сергеевна, канд. экон. наук, ст. преподаватель, Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет - УНПК»

THE DEVELOPMENT OF MODERN INSTRUMENTATION PRIORITIES, DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF STRATEGIES FOR INNOVATION AND TECHNOLOGICAL

DEVELOPMENT OF RUSSIA'S REGIONS

S. S. Bakhtina

Determined that to ensure an effective transition to an innovative way of development it is necessary to establish a clear hierarchy of strategic planning documents that define the state policy in the sphere of science and innovation at different levels: Federal, regional and corporate. The necessity of the formation of regional innovation strategies with regard to capacity and level of technological activity in the region.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bakhtina Svetlana Sergeevna, candidate of economical science, senior lecturer, Russia, Orel, VPO "State University - ESPC"

УДК 005.521:001.895

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А.В. Семенихина, В.И. Романчин, А.И. Закиров

В статье рассмотрены методы прогнозирования инновационной деятельности промышленных экономических систем. Показана необходимость применения поискового прогнозирования инноваций как наиболее эффективного способа повышения обоснованности принятия решений по реализации и развитию инновационной деятельности промышленных экономических систем.

Ключевые слова: инновационная деятельность, поисковое прогнозирование, методы инновационного прогнозирования, промышленные экономические системы.

Инновационная активность - важнейшее качество предприятия будущего. Только постоянный поиск и внедрение инноваций обеспечивает выживание и развитие любой экономической системы в долгосрочном аспекте. Повышение научно-технического потенциала, насыщение рынков и жесткая конкурентная борьба, усиление социально-экономических изменений - все это требует адекватного отражения и инновационного опережающего приспособления предприятия к внешним изменениям. В этой связи резко возросло количество публикаций, связанных с изучением ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.