РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: ОРГАНИЗАЦИОННО - АДАПТАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
АХМАДОВ РАХИМДЖОН РАДЖАБОВИЧ
к.э.н., доцент кафедры государственного и местного управления ТНУ, Душанбе,
Таджикистан
Аннотация. В статье рассматриваются научные аспекты организационно-адаптационные процессы развития социальных услуг в условиях цифровизации экономики Таджикистана. Выявлена особенность внедрения цифровых технологий, которые формируют предпосылки переориентации экономических отношений и сопровождаются кардинальными изменениями структуры рынка труда, рынка социальных услуг, а также электронного общества, особенно для населения сельской местности Таджикистана, которое составляет более 74% населения. Выявлено, что высокий уровень цифрового развития характеризуется наличием Интернета (широкополосного и мобильного), количеством пользователей и уровнем компьютеризации населения.
Анализирована современная ситуация цифровизация экономики Таджикистан, а также дана оценка тенденции развития цифровизации национальной экономики, в условиях турбулентности экономических отношений на мировой арене. Сгруппированы основные проблемы цифровизации экономики Таджикистана, которые сопровождаются воздержанием развития социальных услуг в условиях цифровизации экономики. Обосновывается необходимость проведение реформ, направленных на создание развитой инфраструктуры, трансформации рынка социальных услуг с другими рынками, стимулирование государственно-частного партнерства, обеспечивающего эффективную и удачную организацию предоставления социальных услуг, а также успешную адаптацию производителей и потребителей социальных услуг в условиях непредвиденности конъектуры отечественного и мирового рынка.
Наряду с проведением институциональных реформ, разработка и внедрение отечественных аналогических технологии, предложена разработка конкретного механизма, акцентирующие на эффективной организации и успешной адаптации всех участников рынка социальных услуг.
Ключевые слова: услуги, социальная сфера, рынок, цифровизация, экономика, механизм, организация, адаптация, технология, коммуникация.
Развитие современных информационно-коммуникационных технологий в сфере услуг возложили основу для формирования нового, цифрового развития социальных услуг. Данные технологии кардинально меняют экономические отношения между производителями услуг (государственные и негосударственные социальные учреждения) и их потребителями. Вместо классического производства и предложения социальных услуг активизируются дистанционный учет потребности рынка услуг и предоставления образовательных услуг, консультационные медицинские услуги, а также услуги в сфере культуры. Однако современные реалии показывают, что экономические отношения на региональном и мировом рынке приобретают характер турбулентности, что требует систематичного подхода к организации и адаптации цифровизации экономики на предмет стабильного развития социальных услуг. В связи с этим, в условиях турбулентности экономических отношений, которые появились в результате глобализации экономики, трансформация к цифровому обществу, особенно эффективная организация и скорейшая адаптация экономических отношений на рынке услуг приобретают ключевое значение.
Цифровизацию следует рассматривать как инструмент, а не как самоцель. При системном государственном подходе цифровые технологии призваны стимулировать создание рабочих мест, повышение производительности, темпов экономического роста и качества жизни граждан [4,23].
Развитие социальных услуг в контексте цифровой экономики приобретает новую форму организации экономической деятельности между производителями и потребителями услуг, основанная на цифровых технологиях, реализуемых через электронную коммерцию, отдельные Интернет платформы и другие информационно-коммуникационные технологии. На рынке социальных услуг, оно также включает обслуживание по предоставлению онлайн-услуг, административные сайты социальных учреждений (образовательных, здравоохранительных и культурных) и сетевые ассоциации. Все это обуславливает повышение денежного и материального дохода через сбор, обработку и предоставление необходимой информации, как для производителей социальных услуг, так для их потребителей.
В нынешних условиях турбулентности экономических отношений, цифровые технологии бурным темпом распространяются на рынке услуг во многих странах мира, в том числе в Республике Таджикистан. Началось широкое использование терминов технологического развития, индустриализации экономики, цифровизации социальных услуг, которые в общем основываются на информационно-коммуникационных технологиях-Интернет ресурсах. На ряду с этим, во многих странах мира имеющих и не имеющих технологический потенциал, разрабатываются концепция и стратегии, различные республиканские, региональные, даже отраслевые программы развития социальных услуг на основе цифровой экономики. Однако, получения дивидендов от цифровой экономики, как для социального учреждения предоставляющие социальные услуги, так для потребителей социальных услуг, как отдельных граждан, коллективов и других социальных групп значительно запаздывают, нежели активизации цифровой экономики. Следует отметить, что цифровизация экономики, особенно для Республики Таджикистан, сопровождается кардинальными изменениями структуры рынка труда, рынка социальных услуг, а также электронного общества, особенно для населения сельской местности, которое составляет более 74% населения.
Опыт технологически развитых стран мира, а также современный опыт Республики Таджикистан показывают, что действительно во многих аспектах цифровые технологии способствовали стабильному развитию социальных учреждений по предоставлению качественных и своевременных социальных услуг, стимулировали их социально-экономической рост, а также снижение расходов семейных бюджетов, обеспечивали удобство потребителям социальных услуг, формировали возможность конкурентоспособности и активизировали эффективность предоставления и получения социальных услуг. Но, на ряду с высшим целям развития Республики Таджикистан, которые отражены в «Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года», в целом совокупный эффект от использования цифровых технологий намечается слабее ожидаемого и сосредоточивается неритмично.
На наш взгляд, для того, чтобы цифровая экономика обеспечивала стабильные дивиденды производителям и потребителям социальных услуг, необходимы систематические механизмы развития социальных услуг, с учетом адаптации общества, которые могут преодолеть существующий «цифровой разрыв» или «цифровая революция», особенно вопросе в области обеспечения свободного доступа к высокоскоростному Интернету. Кроме того, максимальное использования цифровых технологий не может гарантировать надежное, безопасное и стабильное развитие социальных услуг. Для этого, наряду с современными явлениями мировой экономики, непредвиденные конъектуры рынка услуг, особенно для Республики Таджикистан, важное значение имеет разработка
аналоговое дополнение, целью периодичного и систематичного совершенствования нормативно-правовых актов, обеспечивающие не только конкуренцию между производителями социальных услуг, но и для разработки приемлемых организационных механизмов развития социальных услуг в условиях цифровизации национальной экономики.
Учитывая воздействие цифровизации экономики, государство в процессе разработки собственной экономической политики должно быть готовым к новым вызовам. В стратегии государства вопросам внедрения высоко технологичного наукоемкого производства и подготовке рабочих сил с высоким интеллектуальным научно-техническим потенциалом, следует уделить особо важное внимание. Это в том, смысле, что для управления новыми технологиями мы не должны быть зависимыми от других стран [11,69].
Таблица 1
Количество пользователей новыми услугами связи в Республике Таджикистан 2021
году
компании количество пользователей интернет количество пользователей мобильной связью
1 ЗАО «ТТ- Мобайл» 870892 1287010
2 ООО «Тсе11» 1187018 2632593
3 ООО «Интерком» 656 -
4 ООО «Вавилон - Т» 13109
5 ООО «Вавилон - Мобайл» 821907 1168923
6 ООО «Истэра», ООО «Технология ТрансТематика» 492 -
7 ООО «Таком» 426751 981049
8 ЗАО «Телеком технолоджи» 4021 2551
9 ООО «Сайр Тур», ООО «Шабакаи Осмопи», ООО «Ошногрупп» 74 -
10 ООО «Тоджиктелеком» 20761 -
11 Ассоциация «Тарена», ООО «Исател» 107 -
12 ООО «Тоджиклинк» 952 -
13 Всего 3346720 6072126
Источник: Таджикистан: 30 лет государственной независимости статистический сборник. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2021. - С. 506.
Следует отметить, что на мировом уровне используется индекс оценки готовности граждан к цифровизации, с целью создания единого инструмента оценки восприятия и адаптации обществом процессов цифровой трансформации. Высокий уровень цифрового развития характеризуется наличием Интернета (широкополосного и мобильного), количеством пользователей и уровнем компьютеризации населения.
Данные таблицы 1 показывает, что на рынке Интернет услуги Таджикистана лидирует ООО «TceП» его количество Интернет пользователей в 2021 году составил 1187018 абонентов, а количество пользователей мобильной связью увеличилось более чем на 2, 6 млн. абонентов. Следом лидирует ООО «Вавилон - Мобайл», которое количество пользователей интернетом данный компании составило 821907 абонентов, а количество пользователей мобильной связью составил 1168923 абонентов. В 2021 году общее количество пользователей Интернета в стране составило 3346720 абонентов, а количество
пользователей мобильной связью достигло до 6072126 абонентов. Следует отметить, по данным службы связи при Правительство Республики Таджикистан, в 2022 году число пользователей мобильной связи республики вырос до 8 млн. человек, из них 5,5 млн человек являются активным пользователем, а количество пользователей интернета в стране составило более 4 млн человек.
Анализ данной ситуации обрисовывает современную ситуацию цифрового развития в Таджикистане, что характеризуется: во-первых, в недостаточном уровне конкуренции между компаниями, которые покупают трафик у госпровайдеров по фиксированной стоимости, во-вторых существующие дополнительные налоги на услуги связи (НДС, акциз, лицензионные сборы, налог с оборота и др.)
Кроме того, ценовая политика на Интернет-услуги отечественных провайдеров, не только может препятствовать тенденции цифровизации экономики страны, но также имеет значительное влияние на процесс организации и адаптации развития социальных услуг в контексте цифровизации экономики.
Вышеназванные причины в первую очередь усложняют процесс формирования и развития цифровизации социальных услуг и адаптации как производителей, так и потребителей социальных услуг в Таджикистане.
Данные таблицы 2 показывают, что в Таджикистане активно функционирует семь интернет провайдеров, обеспечивающих Интернет-услугами.
Таблица 2
Характеристика цен на Интернет-услуги провайдеров Таджикистана в 2022г.
Наименование Интернет-провайдер
Интерком
Сатурн
Истера
Точиктелеком
Телеком текнолоджи
Вавилон-Т
Тарена
Цена интернета за 512 кб (сомони)
190
150
120
100
180
60
600
Цена интернета за
512 кб (долл.США)
19,2
13,7
11,2
10,3
18,2
271,5
80,3
1
2
3
4
5
6
7
Источник: авторский анализ по доступным материалам
http://life.ansor.info/internet provideri (аШавита ^вИапЬе/
Кроме того, 4 мобильные компаний активно предоставляют Интернет через сотовую связь (Вавилон-М, ZET Мобайл, Мегафон и Т-Селл.). Показатели характеризуют высокие цены на Интернет трафик, которые имеют значительное расхождения по среднему доходу населения страны (в 2021 году средний доход населения по Республике Таджикистан составил 1458,2 сомони).
Таким образом, с высокими ценами на тарифы Интернет-услуг и без распространения высокоскоростного интернета цифровая трансформация в Таджикистане невозможна, электронное правительство и мобильные финансовые приложения не могут динамично развиваться. Без концентрирования усилий на необходимые реформы, цены в стране остаются одним из самых высоких в мире, даже при ограниченном доступе и низкой скорости, что в результате препятствуют успешной реализации организационно-адаптационных процессов социальных услуг.
Для широкого применения цифровых технологий на рынке социальных услуг необходимо проведение реформ, направленных на создание развитой инфраструктуры, трансформации рынка социальных услуг с другими рынками, стимулирование
государственно-частного партнерства, приводящие к эффективной и удачной организации предоставления социальных услуг, а также успешная адаптация производителей и потребителей социальных услуг в условиях непредвиденности конъектуры отечественного и мирового рынка. Чтобы получать «ожидаемые результаты» цифровых дивидендов в виде ускорения экономического роста страны, увеличения числа рабочих мест и повышения качества социальных услуг, необходимо формировать координационный механизм, для своевременной организации и быстрой адаптации участников рынка социальных услуг цифровыми изменениями. С особенными акцентами на, инвестиции в новые современные технологии социальных учреждений, масштабное дополнение экономическими реформами, эффективности нормы регулирования и обеспечения надлежащего бизнес-климата в данном рынке.
Рисунок 1. Организационно-адаптационный механизм развития социальных услуг в
условиях цифровизации экономики
Поиск и обработка информации играет ключевую роль в реализации организационно-адаптационного механизма развития социальных услуг в условиях цифровизации экономики. Данный подход взаимнообуславливает базу данных как для производителей, так и для потребителей социальных услуг. Необходимый объем информации о предоставлении и употреблении социальных услуг способствует не только реклама маркетинга услуг, но и активизации процессов эффективной реализации электронного правительства, электронного бизнеса, а также создает предпосылки создания отдельных электронных платформ.
Автоматизация и координация деятельности всех участников рынка социальных услуг, значительно снижает трансакционные издержеки социальных учреждений, а также сокращает бюджетные расходы потребителей. Автоматизированная форма сбора и передача данных, как маховик систематической реализации данного механизма обуславливает современные компьютерные технологии, с учетом сбора, хранения и обработки большего объема цифровых данных.
Технологические платформы отражают специфический параметр реализации организационно-адаптационного механизма развития социальных услуг в условиях цифровизации экономики. Потому что данные платформы наряду с появлением новых поколений компьютерных средств, технологических новшеств и программного обеспечения должны своевременно провести обязательные обновления. Кроме того, в этом компоненте данного механизма происходит активизация интеграционных процессов,
обеспечения эффективности и внедрения инновационных идеи.
В современных условиях развития рыночных отношений и усиления конкуренции приоритетным направлением считается формирование адаптивного механизма управления развития предприятий и организаций сферы услуг в региональных системах с учетом рационального использования их потенциала и инновационных методов организации деятельности [5,106].
Интеграция информации в форме автоматизации и координации участников рынка социальных услуг через электронные платформы обеспечивают направленность организационно-адаптационного механизма развития социальных услуг в условиях цифровизации экономики. Трансформационный процесс классической формы к цифровому предоставлению социальных услуг в условиях цифровизации экономики, ослабляет динамику внедрения современных технологий в развитие социальных услуг. Например, в Республике Таджикистан, как показывают исследования, наряду с недостаточность обеспечение высокоскоростного Интернета для пользователей, дороговизны цен на тарифы, существует низкий уровень технической грамотности и проблема доступности телекоммуникационных средств (компьютер, планшет, современные телефоны и т.д.) для населения. Поэтому данный компонент, обеспечивает систематическую цепочку, сплочённость участников рынка социальных услуг, а также способствует дальнейшей эффективности деятельности всех участников рынка социальных услуг, с учетом периодического внедрения инновационных идей организационно-адаптационного механизма развития социальных услуг в условиях цифровизации экономики.
Современные реалии на рынке социальных услуг, которые основываются на периодической цифровизации экономики не могут игнорировать цифровые явления, а также не способны развивать отечественный рынок за счет других технологических средств. Поэтому, целью долгосрочного развития социальных услуг Таджикистана, наряду с институциональными реформами, разработка и внедрение отечественных аналогических технологий, необходимо реализовать конкретный механизм, акцентированный на эффективной организации и успешной адаптации всех участников рынка социальных услуг. На основе улучшения электронных платформ, направленных на укрепление систем онлайн-платежей и развитие цифровой грамотности и навыков как среди потребителей, так и среди производителей социальных услуг, при укреплении гарантии к онлайн-транзакциям посредством необходимых правил защиты персональных данных и механизмов обеспечения соблюдения, рынок социальных услуг Таджикистан получит высокие цифровые дивиденды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмадов Р.Р. Активизация механизма государственно-частного партнерства в социальной сфере// Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических наук. Душанбе: 2020/№10 (2). - С. 27-32.
2. Джураева А., Таибов О.Р. Состояние оказания услуг в системе управления образованием и ее влияние на устойчивые развития национальной экономики//Таджикистан: экономика и управления. Научный журнал ТНУ. Душанбе: 2021. - № 1. - С.6-15.
3. Иваненко И.А. Цифровизация промышленности: мировой опыт и Российская специфика. Материалы международной научно-практической конференции на тему «Индустриализация страны и обеспечение устойчивого развития экономики» (27 февраля 2020 года) - Душанбе, Типография ТНУ, 2020. - С.23.
4. Инновационное развитие сферы услуг и проблемы экономики труда в национальной экономике//Коллективная монография/ Под ред. Д.э.н., профессора Р.К. Раджабова. Душанбе: «Ирфон», 2021. - 339с.
5. Комилов С.Дж. Формирование адаптационного механизма управления устойчивого развития предприятий сферы услуг в регионах // Вестник Таджикского национального университета (научный журнал). Душанбе: «СИНО», 2015. - №2/8 (18). - С. 279-285.
6. Кязимов К.Г. Цифровая образовательная среда как условие для применения цифровых образовательных технологий в УПО. Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т.10, №1. - С.355.
7. Мирбобоев Р.М., Саидова Х.М. Социальные услуги как экономическая категория// Таджикистан: экономика и управления. Научный журнал ТНУ. Душанбе: 2021. - № 2. -С.74-83.
8. Раджабов Р.К., Исоков А.А. Развитие социальной инфраструктуры предприятий сферы услуг в регионах в условиях рынка//Вестник ТНУ, Серия социально-экономических и общественных наук. Душанбе: ТНУ. №6. - 2018. - С. 84-89.
9. Солиев А.А., Рахимзода Б.К. Совершенствование механизма государственного регулирования рынка платных услуг// Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических наук. 2022/№1. - С. 106.
10. Таджикистан: 30 лет государственной независимости статистический сборник. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2021. - С. 506.
11. Шамсов И.С. Взаимодействия рынка труда и системы подготовки кадров в условиях цифровизации экономики. Таджикистан: экономика и управление. Научный журнал Таджикского национального университета. №1, 2020. Душанбе. - С. 69.
12. Цифровая экономика: библиографический указатель/сост.: Н.А. Игнатенко, И.В. Ткаченко, И.В. Ниценко. Под. Ред. М.В. Обновленской. - Ставрополь: НБСтГАУ,2019.-26с.