Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №1, Том 10 / 2018, No 1, Vol 10 https://esj.today/issue-1 -2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/52ECVN118.pdf Статья поступила в редакцию 19.02.2018; опубликована 12.04.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Турдибеков Б.А. Современное состояние формирование цифровой экономики в Республики Таджикистан // Вестник Евразийской науки, 2018 №1, https://esj.today/PDF/52ECVN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Turdibekov B.A. (2018). The modern state of the formation of the digital economy in the Republic of Tajikistan. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(10). Available at: https://esj.today/PDF/52ECVN118.pdf (in Russian)
УДК 330.3
Турдибеков Бехзод Абдувахобович
Академия наук Республики Таджикистан, Душанбе, Таджикистан
Институт экономики и демографии
Аспирант
Таджикский государственный университет права бизнеса и политики, Худжанд, Таджикистан
Ассистент кафедры «Банковского дела» E-mail: [email protected]
Современное состояние формирование цифровой экономики в Республики Таджикистан
Аннотация. Актуальность работы обусловлена современным развитием экономики на базе цифровых технологий. Цифровая трансформация представляет создание инновационных продуктов и услуг на базе комплекса передовых технологий, формирование принципиально новых бизнес-моделей и бизнес-процессов, продвинутую аналитику. Данная статья посвящена проблемам развития цифровой экономики в Республики Таджикистан и принимаемые в разных странах, ставят одним из ключевых показателей цифровизация традиционных отраслей. Развитие сектора услуг связано с развитием информационно-коммуникационных технологий, что в свою очередь, привело к трансформации всей экономической системы и формированию нового ее типа - электронной (цифровой) экономики. В работе рассматривается современное состояние и тенденция развития цифровая экономики в странах Средней Азии. В современной Таджикистане происходит динамичное формирование информационного общества, главными составляющими которого являются: информационно-коммуникационная инфраструктура; нормативно-правовое обеспечение; информационные инструменты и программные средства и организационно-управленческая система. В статье рассматривается соблюдение национальных интересов, также заключается в создании и реализации системы приоритетов для электронных технологий и услуг, основанных на отечественных разработках. Программа развития отечественной цифровой экономики также является социально ориентированной, стремится всемерно содействовать созданию новых возможностей для улучшения жизни всех социальных групп населения. В этой связи национальная программа развития цифровой экономики стремится сформулировать направления развития для формирования и поддержания наиболее благоприятных организационных, инфраструктурных и нормативно-правовых характеристик таджикской цифровой юрисдикции для развития бизнеса в условиях нового экономического уклада, а также опережающего развития национальных институтов цифровой экономики.
Ключевые слова: SD-печать; цифровизация; электронной (цифровой) экономики; нанотехнологии; биотехнологии; интернет; IT-сферы; онлайн-торговля
Последние десятилетия в мире наблюдается резкий переход от традиционной экономики, истоки которой были еще связаны с промышленной революцией, к цифровой экономике. Это исходит из основные прорывные технология пятой промышленной революции, который представлен на рисунке 1.
"Глобальная сеть экономичяеских и социальных видов деятельности, которые поддерживается благодаря таким платформам, как интернет а также
мобильные и сенсорные сети "
(Правительство Австралия)
"Система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании
цифровых информационн-коммуникационных техологий"
(Всемирный банк)
"Экономика, которая главным образом функционирует за счет цифровых технологий, особенно электронных транзакций осуществляемых с использованием интернета"
(Оксфордовский словарь)
"Ведение бизнеса на рынках, опирающихся на интернет и/или Всемирную паутину "(БОБ Великобритания)
"Экономика способная предоставить высококачественную
ИКТ-инфраструктуру и мобилизовать возможности ИКТ на благо потребителей, бизнеса и государства" (ИЦ журнала Economist)
Рисунок 1. Система взглядов на понятие «цифровая экономика»
Таджикистан как полноправный субъект мировой экономики вовлечен в этих процессах, наблюдается формирование сегменты информационной экономики, в том числе цифровой экономики.
Задача перехода к электронному управлению (или, иначе, электронному правительству, информационному государству) ставится перед органами власти Республики Таджикистан уже более 15 лет. За это время был принят целый ряд концептуальных и программных документов, в числе которых необходимо отметить следующие:
• Концепция формирования электронного Правительства в Республике Таджикистан (2012-2020) утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2011 г. № 6431.
• Указ Президента Республики Таджикистан от 5 ноября 2003, № 1174 «О государственной стратегии информационно-коммуникационное технологии для развития Республики Таджикистан».
В рейтинге ООН по развитие электронного правительстве Таджикистан занимает 139-ое место2. Рейтинг электронного правительства (E-Government Development Index) ООН является одним из ключевых показателей того, насколько хорошо развивается информационного общества в мире.
Позиция стран в Индексе развития электронного правительства ООН определяется на основе их общего индекса. Этот индекс показатель состоит из трёх факторов:
• веб-правительственные органы (онлайн-услуги);
• телекоммуникационная инфраструктура;
человеческий капитал.
1 Национальный центр законодательства при президента Республики Таджикистан [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.mmk.tj (дата обращения: 25.01.2018 г.).
2 Сайт индекс развития электронного правительства [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.publicadminstration.un.org. (дата обращения: 7.03.2018 г.).
Страница 2 из 6
52ECVN118
Новое исследование ООН по электронному правительству 28 июня 2016 года показано на таблице 1.
Таблица 1
Таджикистан в рейтинге электронного правительства ООН
№ Изменение мест в 2014-2016 гг. Страна E-Government Development Index (EGDI) БОБ1 уровень развития
1 +7 Великобритания 0,9193 Очень высокий
2 0 Австралия 0,9143 Очень высокий
3 -2 Южная Корея 0,8915 Очень высокий
4 -1 Сингапур 0,8828 Очень высокий
12 -5 США 0,8420 Очень высокий
33 -5 Казахстан 0,7250 высокий
35 -8 Россия 0,7215 высокий
63 +7 Китай 0,6071 высокий
68 +3 Турция 0,5900 высокий
80 +20 Узбекистан 0,5434 высокий
97 +4 Кыргызстан 0,4969 средний
107 +11 Индия 0,4636 средний
139 -10 Таджикистан 0,3366 средний
140 -12 Туркменистан 0,3337 средний
190 0 Сомали 0,0270 низкий
Источник: Составлено автором на основе данных из E-Government Survey 2016
Из таблицы видно, что самый высокий показатель в рейтинге развития электронного правительства лидером считается Великобритания - 0,9193, в Таджикистане - 0,3366, последнее 193-е место в рейтинге Сомали - 0,0270.
На наш взгляд, необходимо сформировать электронную базу данных о предприятиях-экспортерах, создать их электронные паспорта, содержащие информацию о производимой ими продукции, объеме экспорта и другие данные. Такие базы данных применяет развитых стран мира, например, Сингапур, Южная Корея, Япония, Германия.
В связи с этим предлагаю Правительству разработать и принять отдельную программу «Цифровой Таджикистан».
Следует адаптировать наше законодательство под новые реалии. Также важно обеспечить развитие коммуникаций, повсеместный доступ к оптоволоконной инфраструктуре. Развитие цифровой индустрии обеспечит импульс всем другим отраслям. Поэтому вопрос развития 1Т-сферы Правительство должно держать на особом контроле.
Важным условием становления новых индустрий является поддержка инноваций и быстрое внедрение их в производство.
Мы также должны развивать свой научный и инновационный потенциал на базе вузов.
Таким образом, страны бывшего Советского Союза потеряли темп развития вследствие политических трансформаций в период с 1990 г. по 2008 г. Эти годы в мировой экономике характеризуются наибольшими качественными скачками в развитии информационно-коммуникационной отрасли, радиоэлектронной промышленности и производства полупроводников. Указанные отрасли определяют технологическую и инфраструктурную основу электронной (цифровой) экономики. Соответственно, отставание стран бывшего СССР в формировании и развитии электронной экономики, отсутствие мировых лидеров электронных рынков среди резидентов стран бывшего СССР представляется закономерным, но подлежащим исправлению состоянием экономических систем [2].
В постсоветской Центральной Азии сегодня расположены пять государств. На их фоне выделяется Казахстан, который вошел в список стран с переходной экономикой наряду с Италией и Испанией. Четыре другие республики, а это Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, указаны в докладе Всемирного банка как страны с зачаточными цифровыми экономиками3 обратите внимание на таблице 2.
Сектор телекоммуникации в странах Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, улучшается в цело, но доступ высокоскоростному интернету по-прежнему ограничен и дорог по сравнению с другими регионами. По данным всемирного банка в Таджикистане только 17 % людей используют интернет на любом устройстве по сравнению с 28 % Кыргызской Республике, 44 % в Узбекистане и 55 % в Казахстане. Постоянный доступ в интернет в Таджикистане остается ограниченным крупными городскими районами, где жители платят одну из самых высоких цен в мире за интернет обслуживание. Стоимость базового пакета подписки эквивалента 16 % от среднемесячного дохода.
Таблица 2
Использование интернета в Средней Азии, данные популяции и статистика Facebook - июнь 2017 года
№ Страны Население (2017 год) Пользователи Интернета (2000 год) Пользователи Интернета июня 2017 года Проникновение (% население) Пользователи % Азия Facebook 30-июня 2017 г.
1 Казахстан 18064470 70000 13873513 76,8 % 0,7 % 1500000
2 Кыргызстан 6124945 51600 2113106 34,5 % 0,1 % 360000
3 Таджикистан 8858115 2000 1813256 20,5 % 0,1 % 84000
4 Туркменистан 5502586 2000 989915 18,0 % 0,1 % 15000
5 Узбекистан 30690914 +7500 15453227 50,4 % 0,8 % 530000
Источник: составлено автором на основе данных из Internet World Stats. 2017
На наш взгляд, улучшить конкуренцию в секторе телекоммуникации, а также провести широкие реформы делового климата с тем, чтобы сделать интернет более доступным для граждан и компаний.
Интернет может внести неоценимый вклад в производительность экономики за счет повышения эффективности бизнеса, поощрения начала деятельности и роста более производительных фирм и прекращения работы менее производительных компаний. Большая конкуренция на местном уровне также создает стимул для фирм внедрять интернет и более интенсивно использовать его.
По причине слаборазвитого доступа в интернет и высоких цен, только 57 % фирм в Таджикистане и настоящее время использует электронную почту для общения со своим клиентами, и менее 40 % фирм имеют свой веб-сайт. Чтобы полностью использовать потенциал интернет для повышения производительности компании и её выход на рынок, больший упор должен делаться на улучшение делового климата для стимулирования конкуренции.
3 Официальный сайт Мировой банк развития и реконструкция, [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.worldbank.org. (дата обращения: 25.01.2017).
Таблица 3
Представлены число объединений, предприятий и их подразделений по обслуживанию клиентов связи общего пользования
№ На конец года
годы 2010 2011 2012 2014 2016 2017
Всего 634 634 634 634 490 490
в том числе:
1 г. Душанбе 32 32 32 32 25 25
2 Согдийская область 183 183 183 183 163 162
3 Хатлонская область 212 212 212 212 135 135
4 ГБАО 62 62 62 62 39 40
Источник: составлен автором на основе данных из сайта Агентство по статистике при президента Республики Таджикистан [4]
Исследование показало, что Цифровой Таджикистан может стать важным источником инноваций, роста и занятости, при условии, что страна будет больше инвестировать в навыки людей, предпринимательскую среду, а также усиливать цифровую инфраструктуру.
На основе проведенного исследования можно предложить новую методику формирования национальная «Программа развития цифровой экономики в Республики Таджикистан» на основе опыт зарубежных стран мира.
Стоит отметить, что возможности для развития электронной торговли в Таджикистане растут из года в год. Его развитие позволит нашим национальным производителям открыть новые рынки и найти новых клиентов. Выбирая и действуя на пути развития электронной коммерции, экономика нашей страны станет одним из ведущих мировых представителей в будущем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляцкая, Т.Н. Электронная экономика: генезис и развитие - Saarbrueken: LAP LAMBERT academing Publishing, 2014 - 202 c.
2. Бабкина А.В. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы. Под редакцией доктора экономических наук, профессора. С. 28.
3. Егоров Н.Е, Ковров Г.С., Павлова С.Н., Бабкин А.В. Комплексный подход к управлению инновационной деятельностью предприятия / Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Экономические науки. 2010. №3 (99). С. 126-132.
4. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан (АСРТ) / Таджикистан в цифрах. - Душанбе: (АСРТ), 2017. На русском/таджикском языке. с. 309.
5. http://www.worldbank.org/ru/news/press-release/2017/06/13/investment-in-skills-and-business-environment-can-boost-tajikistans-digital-transformation.
Turdibekov Behzod Abduvahobovich
Academy of the republic of Tajikistan, Dushanbe, Tajikistan Postgraduate institute of economics and demography Tajik state university of business and politics law, Khudzhand, Tajikistan
E-mail: [email protected]
The modern state of the formation of the digital economy in the Republic of Tajikistan
Abstract. Actuality of work is conditioned by the modern development of the economy based on digital technologies. Digital transformation represents the creation of innovative products and services based on complex advanced technologies, the formation of a fundamentally new business models and business processes, advanced analytics. This article is devoted to the problems of development of the digital economy in the Republic of Tajikistan and adopted in different countries, one of the key indicators is digitization of traditional industries. The development of the service sector is connected with the development of information and communication technologies, which in turn led to the transformation of the entire economic system and the formation of its new type - the electronic (digital) economy. The paper considers the current state and the development trend of the digital economy in the countries of Central Asia. In modern Tajikistan there is a dynamic formation of an information society, the main components of which are: information and communication infrastructure; regulatory and legal support; information tools and software and an organizational and management system. The article discusses the compliance of national interests also with the creation and implementation of a system of priorities for electronic technologies and services based on domestic developments. The program of development of the domestic digital economy is also socially oriented, strives to promote in every way possible the creation of new opportunities for improving the lives of all social groups of the population. In this regard, the national program for the development of the digital economy seeks to formulate development directions for the formation and maintenance of the most favorable organizational, infrastructural and regulatory characteristics of the Tajik digital jurisdiction for business development in the new economic environment, as well as the advance development of national institutions of the digital economy.
Keywords: 3D-printing; digitalization; electronic digital economy; nanotechnology; biotechnology; the internet; IT-spheres; online trading
52ECVN118