Научная статья на тему 'Роль цифровых технологий в трансформации рынка страховых услуг'

Роль цифровых технологий в трансформации рынка страховых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
897
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРАХОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ / ИНТЕРНЕТ-ПРОДАЖИ / ИНТЕРНЕТ-СТРАХОВАНИЕ / ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / DIGITAL TECHNOLOGY / INSURANCE / INTERNETIZATION / INDIVIDUALIZATION / DIGITALIZATION / INSURANCE SERVICES / ONLINE SALES / INTERNET INSURANCE VOLUNTARY HEALTH INSURANCE / TELEMEDICINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухова Анна Сергеевна, Колмыкова Татьяна Сергеевна

Электронные продукты и услуги составляют содержательную основу цифровой экономики. В статье рассмотрены особенности цифровизации и использование цифровых технологий, которые определяют бизнес-процессы страховых компаний. Создание цифровой инфраструктуры является одной из главных целей экономического развития. В качестве основных направлений цифровизации страхового рынка выступают интернетизация, цифровизация и индивидуализация страховой деятельности. Среди цифровых каналов продаж наибольшее развитие получил канал интернет-продаж страховых услуг. Приведена динамика активного применения цифровых технологий через внедрение IT-продуктов и развитие интернет-страхования. Применения интернет-страхования на российском страховом рынке показывает, что количество страховых компаний, применяющих !Т-решения, возросло. данная тенденция связана с тем, что страховые компании вкладывают денежные средства в разработку и совершенствование IT-систем. Авторы делают вывод, что для успешно -го протекания процессов цифровизации страхового дела в России как инфраструктурного института необходимы высокие темпы цифровизации экономики и социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TRANSFORMATION OF THE INSURANCE SERVICES MARKET

Electronic products and services form the core of the digital economy. The article discusses the features of digitalization and the use of digital technologies that determine the business processes of insurance companies. The creation of digital infrastructure is one of the main goals of economic development. The main directions of digitalization of the insurance market are Internetization, digitalization and individualization of insurance activities. Among the digital sales channels, the channel of online sales of insurance services has received the greatest development. The dynamics of the active use of digital technologies through the introduction of IT-products and the development of Internet insurance. The use of Internet insurance in the Russian insurance market shows that the number of insurance companies using IT solutions has increased. This trend is due to the fact that insurance companies invest money in the development and improvement of IT systems. The authors conclude that the successful digitalization of insurance business in Russia as an infrastructure institution requires high rates of digitalization of the economy and social sphere.

Текст научной работы на тему «Роль цифровых технологий в трансформации рынка страховых услуг»

УДК 336

обухова Анна Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент, Юго-Западный государственный университет, РФ, г. Курск, e-mail: [email protected]

Колмыкова татьяна Сергеевна,

доктор экономических наук, профессор, Юго-Западный государственный университет, РФ, г. Курск, e-mail: [email protected]

роль цифровых технологий в трансформации рынка страховых услуг

Реферат. Электронные продукты и услуги составляют содержательную основу цифровой экономики. В статье рассмотрены особенности цифровизации и использование цифровых технологий, которые определяют бизнес-процессы страховых компаний. Создание цифровой инфраструктуры является одной из главных целей экономического развития. В качестве основных направлений цифровизации страхового рынка выступают интернетизация, цифровизация и индивидуализация страховой деятельности. Среди цифровых каналов продаж наибольшее развитие получил канал интернет-продаж страховых услуг. Приведена динамика активного применения цифровых технологий через внедрение ^-продуктов и развитие интернет-страхования. Применения интернет-страхования на российском страховом рынке показывает, что количество страховых компаний, применяющих !Т-решения, возросло. данная тенденция связана с тем, что страховые компании вкладывают денежные средства в разработку и совершенствование ^-систем. Авторы делают вывод, что для успешно -го протекания процессов цифровизации страхового дела в России как инфраструктурного института необходимы высокие темпы цифровизации экономики и социальной сферы.

Ключевые слова: цифровые технологии; страхование; интернетизация; индивидуализация; дигитализация; страховые услуги; интернет-продажи; интернет-страхование; добровольное медицинское страхование; телемедицина.

UDC 336

obukhova Anna,

Candidate of Economics, associate professor, South-West State University, Russia, Kursk, e-mail: [email protected]

Kolmykova Tatyana,

Doctor of Economics, professor, South-West State University, Russia, Kursk, e-mail: [email protected]

role of digital technologies in transformation of the insurance services market

Abstract. Electronic products and services form the core of the digital economy. The article discusses the features of digitalization and the use of digital technologies that determine the business processes of insurance companies. The creation of digital infrastructure is one of the main goals of economic development. The main directions of digitalization of the insurance market are Internetization, digitalization and individualization of insurance activities. Among the digital sales channels, the channel of online sales of insurance services has received the greatest development. The dynamics of the active use of digital technologies through the introduction of IT-products and the development of Internet insurance. The use of Internet insurance in the Russian insurance market shows that the number of insurance companies using IT solutions has increased. This trend is due to the fact that insurance companies invest money in the development and improvement of IT systems. The authors conclude that the successful digitalization of insurance business in Russia as an infrastructure institution requires high rates of digitalization of the economy and social sphere.

Keywords: digital technology; insurance; internetization; individualization; digitalization; insurance services; online sales; Internet insurance voluntary health insurance; telemedicine.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 2, 2020 37

Современная цифровая экосистема развивается на основе построения новых связей между экономическими объектами. Согласно новой экономической модели, возникающей вследствие цифровой трансформации экономического пространства, наибольшую ценность представляют не возможности сокращения затрат, а сетевые бизнес-модели, ориентированные на клиентов. Аналитики McKinsey считают, что к 2025 г. экосистемы будут давать 30% общемирового дохода (примерно 60 трлн долл.) Сегодня семь из десяти крупнейших компаний по рыночной капитализации - Alibaba, Alphabet, Amazon, Apple, Facebook, Microsoft, Tencent - представляют собой цифровые экосистемы. Их наполнение составляют различные агенты рынка, в том числе финансовые и страховые организации. В этой связи участники, предоставляющие страховые услуги, становятся важной составной частью инновационной экосистемы.

Электронные продукты и услуги составляют содержательную основу цифровой экономики. Финансовые и страховые услуги, соответственно, также трансформируются и стремительно развиваются в цифровом формате, приходя на смену традиционным формам и методам взаимодействия с клиентами. На рынке страхования происходит активный процесс цифровизации, который связан с использованием цифровых технологий страховщиками. В этой связи цифровое страхование представляет собой способ удовлетворения потребности клиента в страховой защите, которая осуществляется с использованием цифровых технологий.

Рассмотрим некоторые особенности циф-ровизации страхового рынка. Россия является активным пользователем информационно-коммуникационных технологий, их роль в организации бизнес-процессов неуклонно возрастает. В связи с этим и цифровизация рынка страховых услуг демонстрирует тенденцию к бурному росту. Цифровизация как процесс интересна для исследования не только тем, что она определяет системообразующие трансформации в обществе, а тем, что она подвергает их активному видоизменению.

Страховые компании получили опыт внедрения цифровых технологий как в каналы продаж, так и для обеспечения документо-

оборота, осуществления экспертизы страховых случаев, урегулирования убытков. Использование цифровых технологий отражается на формировании конкурентных преимуществ отдельных компаний на рынке, изменяет потребительское поведение пользователей страховых услуг при выборе как компании-страховщика, так и самой услуги.

Актуальность процессов цифровизации отмечена на государственном уроне в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [8], в которой представлен пере -чень цифровых технологий, которые применимы и при оказании страховых услуг (рисунок 1).

Рисунок 1 - Цифровые технологии, представленные в программе «Цифровая экономика Российской Федерации»

Аналитики отмечают, что создание цифровой инфраструктуры является одной из главных целей экономического развития [6]. В качестве основных направлений цифрови-зации страхового рынка выступают интернетизация, цифровизация и индивидуализация страховой деятельности [11] (рисунок 2).

Проанализируем использование

страховыми компаниями цифровых технологий. Страховой рынок - это особая система организации страховых отношений [9]. Анализ показывает, что наибольшую востребованность у страховщиков имеют технологии интернетизации бизнес-процессов (93% респондентов), технологии

38

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Рисунок 2 - Основные направления цифровизации страхового рынка

3 3

30

40

47

57

93

□ Системы распределенного реестра (технология Блокчейн)

□ Технологии виртуальной и дополненной реальностей

□ Технологии искусственного интелекта

□ Технологии беспроводной связи

□ Новые производственные технологии (телематика, телемедицина и прочие)

□ Технологии больших баз данных (Big Data)

□ Технологии интернетизации бизнес-процессов_

Рисунок 3 - Использование страховщиками новых цифровых технологий, % -ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 2, 2020

больших баз данных (57%) и новых производственных технологий (47%) [3] (рисунок 3).

Во многом уровень цифровизации и использование отдельных цифровых технологий определяется бизнес-процессами в стра-

ховых компаниях. Наибольший показатель использования цифровых технологий (97%) отмечается в бизнес-процессах продаж программ страхования.

Среди цифровых каналов продаж активное развитие получил канал интернет-продаж

42,7

40,1

40,7

38

6,9

0,6

7,9

5,4

7,1

1,1

0,8

38,1

8,1

4,4

0,8

32,1

9,2

7,4

0,6

2016 год

2017 год

2018 год

Е ДМС Е Страхование от НС и болезней □ Страхование выезжающих за рубеж □ Страхование автокаско Р Страхование имущества ФЛ_□ Страхование АГО_

Рисунок 4 - Структура интернет-страхования, %

страховых услуг, при этом на страховом рын- к интернет-продажам относят покупку полиса ке России этот вид продаж считается неодно- страхования, а другие весь процесс, начиная родным. Поскольку одни страховые компании с момента выбора страховой услуги до опла-

7

Рисунок 5 - Преимущества цифровизации страховых услуг 40 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ-

ты и получения страхового полиса, т.е. заключения договора страхования через Интернет.

Исследования «Эксперт РА» подтверждают динамику активного применения цифровых технологий [1] через внедрение 1Т-про-дуктов и развитие интернет-страхования. Более 70% страховщиков запустили онлайн-сервисы и разработали страховые магазины по различным видам страхования (рисунок 4).

В 2018 году наибольшие темпы прироста отмечаются в добровольном медицинском страховании (ДМС) - 94%, так как создаются коробочные продукты и применяются франшизы, которые увеличивают объем страхования имущества граждан (прирост составил 87%). В результате активного использования электронного канала по КАСКО прирост премий увеличился на 41%.

Исследование динамики применения интернет-страхования на российском страховом рынке показывает, что количество страховых компаний, применяющих 1Т-решения, с 2015 года к 2018 году возросло более чем на 20 процентов, и их доля за 2018 год составила 92%. Данная тенденция связана с тем, что страховые компании вкладывают денежные средства в разработку и совершенствование 1Т-систем. Вопросами внедрения новых 1Т-продуктов занимаются более 70% страховых компаний [10].

Рассмотрим такой тип страхования, как добровольное медицинское страхование и

те цифровые конкурентные преимущества, которые оно имеет.

ДМС наиболее активно развивается за счет корпоративного сегмента [5]. Анализ предложений страховщиков по услугам ДМС позволил определить особенности применения цифровых технологий, заключающиеся в появлении новых возможностей (рисунок 5).

Телемедицина означает использование ИКТ для улучшения результатов лечения пациентов за счет расширения доступа к медицинской помощи. Телемедицина представляет собой обширную область медицинской и связанной с ней деятельности и включает дистанционный биомониторинг, мобильные и стационарные телемедицинские комплексы, телемедицинские консультации, телеобучение [4].

Оказание медицинской помощи при помощи телемедицины происходит удаленно, обычно через видеочат. Ее использование имеет целый ряд преимуществ как для пациентов, так и для медицинских работников. Применимость данного метода уже положительно зарекомендовала себя как в сегменте ДМС для физических лиц, так и в сегменте корпоративного ДМС.

Цифровые конкурентные преимущества ведущих страховых компаний в реализации корпоративных программ добровольного медицинского страхования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Корпоративные программы добровольного медицинского страхования с применением

цифровых технологий

Страховая компания Онлайн- коммуникации Электронный документооборот Телемедицина

ВСК Личный кабинет. Мобильное приложение Электронный полис. Автоматизированная система по подготовке отчетности договора страхования В виде телеэкспертизы, телеобследования, телелечения, телеконсилиумов

Ингосстрах Личный кабинет для страхователя и застрахованных Автоматизированная система прикрепления / открепления, отчетов Консультационная поддержка «ТелеМедИнго»

Ренессанс Страхование Личный кабинет застрахованного лица Электронный полис: опПпе-система для прикрепления и открепления застрахованных. Информационная система обмена информацией с медицинскими учреждениями и страхователями Телемедицина. ООО «Доктор рядом» (Клиника лМС)

РЕСО-Гарантия РЕСО-Мобайл. Личный кабинет застрахованного лица Электронный полис. Автоматизированная система по подготовке отчетности в области договора страхования Консультационная поддержка «MedSwiss»

Альянс Личный кабинет. Мобильное приложение Электронный полис. Единая информационная система для получения информации о заболеваемости коллектива Действует продукт Occupational Health - «здоровье на рабочем месте»

Росгосстрах Личный кабинет застрахованного лица Информационные рассылки на различные медицинские темы Телемедицина. ООО «Доктор онлайн»

Согласие Личный кабинет застрахованного по ДМС Электронный полис: опПпе-система для прикрепления и открепления застрахованных. Телемедицина. ООО «Доктор рядом»

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 2, 2020 41

Корпоративные программы добровольного медицинского страхования с использованием цифровых технологий в виде телемедицины получили внедрение в виде программных инноваций, то есть новых программ страхования по дистанционному консультированию по медицинским вопросам.

Во многом успех и скорость процессов цифровизации страхового дела в России как инфраструктурного института будет определяться темпами цифровизации экономики и социальной сферы, при этом значительное влияние будут оказывать развитие страховой культуры и эффективность использования страховых механизмов в корпоративных системах управления.

Список литературы:

Антонова, Л. Электронные технологии в страховании: курс на электронизацию / Л. Антонова, О. Басова, О. Скуратова, А. Янин // «Эксперт РА». - URL: https:// raexpert.ru/researches/insurance /ets_1h2018. - Текст : электронный.

Болдырев, Б. М. Повышение качества андеррайтинга ДМС с применением телемедицинских технологий / Б. М. Болдырев // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-4(89). - С. 1100-1103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Брызгалов, Д. В. Перспективы цифровизации страхового дела в России/ Д. В. Брызгалов, Ю. В. Грызенко -ва, А. А. Цыганов // «12-я Международная научно-практическая конференция «Искусственный интеллект: техногенность против социальности». - URL: http://elib. sfu-kras.ru/handle/2311/129923. - Текст : электронный.

Болдырев, Б. М. Телемедицина в страховании / Б. М. Болдырев // Страховое дело. - 2017. - № 6. - С. 35-43.

Брызгалов, Д. В. Цифровизация программ корпоративного добровольного медицинского страхования / Д. В. Брызгалов // Корпоративная экономика. - 2018. -№ 2(14). - С. 25-33.

Колмыкова, Т. С. Исследование тенденций развития цифровой экономики в России на основе международных рейтингов / К. Ю. Халамеева, А. В. Зеленов // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 3. - С. 29-31.

7. Колмыкова, Т. С. Развитие цифровой экономики при переходе к шестому технологическому укладу / Т. С. Колмыкова, Е. С. Несенюк, К. Ю. Халамеева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. -2019. - Т. 9. - № 1(30). - С. 57-64.

8. Обухова, А. С. Исследование тенденций и перспектив развития цифровой экономики / А. С. Обухова, О. А. Павлова, Я. В. Черных // Регион: системы, экономика, управление. - 2019. - № 3(46). - С. 23-30.

9. Обухова, А. С. Проблемы и перспективы развития современного страхового рынка в условиях кризиса / А. С. Обухова, А. С. Коренева, Ан. С. Коренева // Известия Юго-Западного государственного универси-

тета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. -2017. - Т. 7. - № 4(25). - С. 211-217.

10. Пашкова, Е. Н. Тенденции интернет - страхования в условиях цифровизации экономики / Е. Н. Пашкова // [Электронный ресурс] «Международный научно-исследовательский журнал». - URL: https://research-journal. org/economical/tendencii-internet-straxovaniya-v-usloviyax-cifrovizacii-ekonomiki. - Текст : электронный.

11. Цыганов, А. А. Цифровизация страхового рынка: задачи, проблемы и перспективы / А. А. Цыганов, Д. В. Брызгалов // Экономика и управление. - 2018. -№ 2. - С. 111-120.

References:

1. Antonova L., Basova O., Skuratova O., Yanin A. Ehlektronnye tekhnologii v strakhovanii: kurs na ehlektronizatsiyu, Ehkspert RA Publ. Available at: https:// raexpert.ru/researches/insurance /ets_1h2018.

2. Boldyrev B. M. Povyshenie kachestva anderraitinga DMS s primeneniem telemeditsinskikh tekhnologii, Ehkonomika i predprinimatel'stvo, 2017, no. 12-4(89), pp. 1100-1103.

3. Bryzgalov D. V., Gryzenkova Yu. V., Tsyganov A. A. Perspektivy tsifrovizatsii strakhovogo dela v Rossii, 12-ya Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Iskusstvennyi intellekt: tekhnogennost' protiv sotsial'nosti» [Proc. Int. Conf.]. Available at: http://elib.sfu-kras.ru/ handle/2311/129923.

4. Boldyrev B. M. Telemeditsina v strakhovanii, Strakhovoe delo, 2017, no. 6, pp. 35-43.

5. Bryzgalov D. V. Tsifrovizatsiya programm korporativnogo dobrovol'nogo meditsinskogo strakhovaniya, Korporativnaya ehkonomika, 2018, no. 2(14), pp. 25-33.

6. Kolmykova T. S., Khalameeva K. Yu., Zelenov A. V. Issledovanie tendentsii razvitiya tsifrovoi ehkonomiki v Rossii na osnove mezhdunarodnykh reitingov, Innovatsii i investitsii, 2019, no. 3, pp. 29-31.

7. Kolmykova T. S., Nesenyuk E. S., Khalameeva K. Yu. Razvitie tsifrovoi ehkonomiki pri perekhode k shestomu tekhnologicheskomu ukladu, Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ehkonomika. Sotsiologiya. Menedzhment, 2019, Vol. 9, no. 1(30), pp. 57-64.

8. Obukhova A. S., Pavlova O. A., Chernykh Ya. V. Issledovanie tendentsii i perspektiv razvitiya tsifrovoi ehkonomiki, Region: sistemy, ehkonomika, upravlenie, 2019, no. 3(46), pp. 23-30.

9. Obukhova A. S., Koreneva A. S., Koreneva An. S. Problemy i perspektivy razvitiya sovremennogo strakhovogo rynka v usloviyakh krizisa, Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ehkonomika. Sotsiologiya. Menedzhment, 2017, Vol. 7, no. 4(25), pp. 211-217.

10. Pashkova E. N. Tendentsii internet-strakhovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii ehkonomiki, Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. Available at: https:// research-journal.org/economical/tendencii-internet-straxovaniya-v-usloviyax-cifrovizacii-ekonomiki.

11. Tsyganov A. A., Bryzgalov D. V. Tsifrovizatsiya strakhovogo rynka: zadachi, problemy i perspektivy, Ehkonomika i upravlenie, 2018, no. 2, pp. 111-120.

42

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.