РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Халкечева Л.К.
Халкечева Лейла Казбековна - психолог-педагог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР д/с «Улыбка» пос. Кавказский», Прикубанский район
Аннотация: в статье анализируются система работы педагога по созданию условий для развития
социальной уверенности у дошкольников
Ключевые слова: дошкольник, социализация, педагог.
Все социальные изменения, которым подвержено наше общество, так или иначе обнажают проблемы образовательной системы, в частности дошкольного образования. Так, в статистике заболеваемости с каждым годом все больше отмечается, что растет заболеваемость детей, в том числе психическая. По данным последних исследований «заметно нервным является каждый четвертый ребенок в возрасте 1-3-х лет (независимо от пола)» [1, с. 67]. В данном возрастном диапазоне нервным определяется каждый 3 -ий мальчик и каждая 4-ая девочка. Им ставятся диагнозы «гиперактивность» и «гипоактивность». Данную группу детей затрагивает проблема социально-психологической адаптации, с которой в дальнейшем работают специалисты.
Отмечая серьезность данной проблемы, мы разработали систему работы, направленную на развитие личности ребенка и его социализации. Так, система работы с детьми в детском саду должна включать в себя 5 блоков:
1. Обеспечение безопасной обстановки и эмоциональное сближение дошкольников;
2. Работа с межполушарными связями для развития речевых навыков;
3. Работа с системой восприятия;
4. Работа с социальными эмоциями и осознание их на физическом уровне;
5. Работа с социальными навыками.
Указанная работа направлена на развитие личности ребенка, понимание им своих особенностей и возможностей общения с ровесниками. Занятия, проводимые по данным направлениям, должны служить психологической поддержкой и помощью ребенку и реализовываться в виде игр, поскольку данный вид деятельности служит средством профилактики проблем эмоциональной сферы дошкольника. Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и обеспечивает получение ребенком наибольшей части жизненного опыта. Игровая деятельность дает широкий простор не только для усвоения знаний об окружающем мире, но и для получения опыта общения с взрослыми и сверстниками, для развития самосознания. В процессе игровой деятельности ребенок получает представления о себе как об индивиде, как о субъекте общения, о своих личностных особенностях.
Т.П. Авдулова считает, что «общение детей со сверстниками в игре является необходимы контекстом растущего социального сознания» [2, с. 110]. Сюжетно-ролевые игры дошкольников обладают большим потенциалом развития общения детей и формирования коллектива в целом, поскольку в групповой игре перед детьми раскрываются возможности освоения разнообразных отношений, которые задаются игровой ситуацией.
Социализация ребенка и сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте взаимосвязаны, поскольку дополняют друг друга. Так, любая сюжетно-ролевая игра в группе наполнена желанием постичь правила функционирования и взаимодействия в обществе. Так, Т.П. Авдулова отмечает, «что познавая социальную реальность, ребенок интериоризирует ее в игре, моделируя взаимоотношения и всесторонне исследуя содержание и формы общения людей друг с другом» [2, с. 111].
Одной из главных задач педагога является создание на занятиях условий для укрепления взаимоотношений ребенка со сверстниками, поскольку это способствует повышает уверенность ребенка в себе и своих возможностях в общении с людьми. Л.В. Филиппова разработала теорию социализации и разделила ее на 3 формы: персонализацию, идентификацию, индивидуализацию.
Под персонализацией понимается процесс формирования единства внешнего, т.е. общего и внутреннего, т.е. индивидуального. Так, ребенок учится воспринимать других людей, не сравнивая себя с ними и сотрудничать с ним, согласовывая действия для достижения какой-либо единой цели, не забывая проявлять при этом свою фантазию.
Под идентификацией понимается установление эмоциональных отношений с другими людьми, включая в этот процесс подражание и эмоциональное заражение. Так, ребенок воспринимает себя как члена единой группы и развивает свои эмпатические способности.
Индивидуализация также играет значимую роль в развитии социальной уверенности. Ребенок познает себя, учится самовыражаться и в итоге самоутверждается.
Представленная парциальная программа реализуется на протяжении всего учебного года в целостном педагогическом процессе с использованием различных форм групповой работы, в частности игровой деятельности.
Во время игровых занятий ребенок должен приобретать позитивный опыт совместной деятельности, осваивать реакции и способы поведения при возникновении проблем, а также моделировать отношения в наглядно-действенной форме. Занятия, проводимые с данной группой детей необходимо членить на 3 части, каждая из которых имеет свое содержание.
Так, 1 часть - вводная. Педагогу необходимо настроить дошкольников на работу и установить эмоциональный контакт с ними. Для этого педагог приветствует группу и проводит игры для знакомства. 2 часть занятия, основная, уже несет смысловую нагрузку и включает в себя игры, упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка. Наконец, 3 часть, завершающая, служит для создания у всех участников деятельности чувства принадлежности к группе и закрепления положительных эмоций от совместной деятельности. Эта часть предусматривает проведение игр на сплочение.
Продолжительность занятий должна варьироваться в зависимости от возраста детей:
2-я младшая группа - 10 минут;
Средняя группа - 15 минут;
Старшая и подготовительная к школе группа - 25 минут.
Таким образом, под социальной уверенностью понимается умение взаимодействовать с окружающими людьми и в частности с собой, учитывая освоение позитивного социального опыта в процессе коммуникации. Именно в дошкольном возрасте происходит процесс внедрения ребенка в социум. Перед педагогом стоит задача поддержки и направления в нужном русле ребенка, для того, чтобы он стал полноправным членом общества. Так, в своей работе он учитывает 3 фактора: персонализацию, идентификацию, индивидуализацию ребенка. Игровая деятельность является самой доступной деятельностью для достижения этой цели, поскольку во время игровых занятий ребенок должен приобретать позитивный опыт совместной деятельности, осваивать реакции и способы поведения при возникновении проблем, а также моделировать отношения в наглядно-действенной форме. Играя, ребенок не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональное переживание, отношение к сюжету присваивает их, а растущая, благодаря эмоциональной включенности, уверенность в себе улучшает способность действовать в коммуникативных ситуациях.
Список литературы
1. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. - М.: Каро, 2006. - 672 с.
2. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. - М.: Академия, 2009. - 208 с.