Научная статья на тему 'Развитие социальной перцепции у дошкольников в условиях реализации деятельностного подхода'

Развитие социальной перцепции у дошкольников в условиях реализации деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1899
631
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Т. Н.

В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия «социальная перцепция» и возможности формирования социально-перцептивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной перцепции у дошкольников в условиях реализации деятельностного подхода»

Развитие социальной перцепции у дошкольников в условиях реализации деятельностного подхода

Захарова Т.Н.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования

ГОАУЯО ИРО, г. Ярославль, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия «социальная перцепция» и возможности формирования социально-перцептивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации деятельностного подхода.

Социальная перцепция, как процесс активного отражения когнитивной сферой человека социальных объектов, ситуаций, событий, является значимой личностной характеристикой человека, определяющей эффективность его отношений и взаимодействия с окружающими людьми.

Обновление системы дошкольного образования, обусловленное внедрением идеологии, целей и задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО - 2013) обеспечивается сегодня созданием в дошкольных учреждениях психолого-педагогических, кадровых, предметно-пространственных и др. условий, способствующих формированию у ребенка установки «положительного отношения к миру, другим людям и самому себе», умению «активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми». Согласно содержанию целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает такой характеристикой как: «способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства...».

То есть, в тесте данного нормативного документа указывается в формулировках понятным практикам на необходимость формирования у дошкольников элементарных навыков социальной перцепции, без которых невозможно решение вышеперечисленных задач.

Попробуем разобраться подробнее в содержательной сущности данного феномена и рассмотреть возможные направления деятельности педагогов дошкольной организации по созданию условий для развития этих социально значимых навыков.

В психологии «социальная перцепция» (от лат. perceptio-восприятие, socialis-общественный) - определяется как восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др. (Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М. Г., 1998).

На социальную обусловленность развития восприятия как психического познавательного процесса указывал в своих работах еще Джером Сеймур Брунер, американский психолог и педагог, специалист в области исследования когнитивных процессов. Он отмечал, что восприятие окружающего зависит не только от характеристики стимула (объекта), но и прошлого опыта человека, его целей, намерений, значимости ситуации и т.д. При внешнем воздействии (обучении, взаимодействии с окружающими) у индивидуума формируются категории, понятия, способности отнесения воспринятого раздражителя к тому или иному классу вещей или событий, позволяющие ориентироваться в окружающей действительности. «Независимо от характера задачи, стоящей перед индивидом, он (или его нервная система) приходит к решению, что воспринимаемый объект есть та, а не иная вещь окружающего мира» (Брунер Дж., 1977, с.29). В своей работе «Психология познания. За пределами непосредственной информации» он писал: «Прежде всего, восприятие - это процесс принятия решений» (Брунер Дж., 1977, с.29). Здесь же Брунер указывает, что индивид способный адекватно воспринимать объекты окружающего мира, обладающий

наибольшей готовностью к восприятию «имеет лучшие шансы адекватной оценки ситуации и последующего планирования своего поведения,... возможности пользоваться своей познавательной готовностью не только для восприятия того, что находится перед ним, но и для предвидения того, что с большой степенью вероятности может перед ним оказаться» (Брунер Дж., 1977, с.24).

Данные положения однозначно переносимы и на восприятие индивидуумом объектов социума. Исследователи (Андреева Г.М., Донцов А.И., 1981) рассматривают социальную перцепцию как достаточно сложную систему, которая формирует в сознании каждого человека разнообразные образы социальных объектов в результате их первичного восприятия, а затем понимания и познания.

На восприятие другого и выстраивание дальнейшего взаимодействия с ним, с социальным миром в целом, несомненно, влияют личностные факторы, к которым относятся: мотивация индивидуума; его установки, ожидания; складывающийся с детства социальный опыт; успешность или проблемность его первичных контактов с окружающими людьми; та социокультурная среда, которая формирует у ребенка определенную систему ценностей, потребностей, интересов, способы эмоционального реагирования на различные события и явления.

Проблемам социальной перцепции, связанной с психологией познания людьми друг друга, посвящено большое количество работ (Г.М. Андреева, М.Р. Битянова,

A.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Л.А. Петровская и др.), в которых рассматриваются закономерности формирования образа другого, различные феномены восприятия, выясняются значения возраста, пола, профессии в процессе формирования у личности знаний о другом человеке, исследуются особенности процесса самопознания и т.д.

Ряд авторов (М.Ю. Олешков, Л.М. Перминова, В.М. Уваров и др.) выделяют три типа социальной перцепции в зависимости от участников взаимодействия: самовосприятие, межличностное восприятие, межгрупповое восприятие (М.Ю. Олешков, В.М. Уваров, 2006).

В структуре перцептивного акта исследователи выделяют субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в общей психологии основной акцент ставится на исследовании процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение перцепции связано с уточнением ее роли в регуляции поведения и деятельности индивида и социальных групп и с уточнением характеристик субъекта и объекта восприятия.

В процессе социального восприятия отмечаются и интерпретируются не только физические характеристики объекта (зрительное, аудиальное, тактильно-кинестетическое и обонятельное восприятие (Д. Майерс)), но и его поведенческие характеристики, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках, а также об отношениях между субъектом и объектом восприятия, что напрямую влияет на дальнейшее взаимодействие или отказ от него, на конструктивное или конфликтное общение в дальнейшем.

Исследователи (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Н.В. Казаринова,

B.Н. Куницына, В.М. Погольша и др.) выделяют следующие функции социального восприятия: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, функции установления эмоциональных отношений, организации совместной деятельности на основе взаимопонимания. Взаимопонимание в данном контексте рассматривается как социально-психическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга (В.Г. Крысько, 2006).

Восприятие людей друг другом напрямую влияет на то, как будет строиться их общение и совместная деятельность, в которой им необходимо объединяться, устанавливать контакт, общаться, добиваться взаимопонимания, сообщая и получать информацию и т.п. Социальная перцепция выполняет две основные функции: а) диагностическую и б) регулятивную.

Наиболее значимыми факторами восприятия людьми друг друга являются (В. Г. Крысько, 2006):

- психологическая чувствительность, представляющая собой повышенную восприимчивость к психологическим проявлениям внутреннего мира других людей, внимание к нему, устойчивое стремление и желание разобраться в нем;

- знание возможностей, трудностей восприятия другого человека и способов предупреждения наиболее вероятностных ошибок восприятия, которое основывается на личностных качествах партнеров по взаимодействию, их опыте взаимоотношений;

- навыки и умения восприятия и наблюдения, позволяющие людям быстрее адаптироваться к их условиям, дают возможность избегать трудностей в совместной деятельности, предотвращают возможные конфликты во взаимодействии и общении.

Первый и третий фактор, выделенные автором, активно формируются в условиях дошкольного детства, когда ребенок наиболее восприимчив к внешней информации, когда активно развиваются его индивидуальные качества, формируется понимание сущности и специфичности отдельных объектов окружающего мира.

Социально-перцептивные навыки оказывают существенное влияние и на развитии личности ребенка в целом, успешность его социализации. Для ребенка общение и взаимодействие с другими людьми не только источник разнообразных переживаний. Это еще и возможность формирования «образа Я» (А. Маслоу, К. Роджерс), понимания своей уникальности и общности с другими людьми.

Социальная перцепция совершенствуется как под воздействием стихийных влияний, так и в условиях целенаправленного воздействия социума. В развитии социальной перцепции ребенка ведущую роль играет взрослый, который помогает ему лучше понять людей, влияет на формирование взглядов, эталонов, пользуясь которыми, дошкольники оценивают поведение тех, с кем имеют дело, корректируют себя. При этом имеют значение поведение, внешний вид самого взрослого, его взаимоотношения с окружающими, его способ мышления, где креативность выступает как существенная и необходимая составляющая педагогической деятельности (Е.В.Коточигова, 2014).

Кроме этого особая роль принадлежит той совместная деятельность, которую взрослый организует для ребенка или вместе с ним. Деятельность (как психологический феномен) рассматривают как систему действий человека, направленная на достижение определенной цели. Совместная деятельность складывается из деятельностей отдельных людей, объединенных единством целей, пониманием общей стратегии и тактики деятельности, видением своей роли в достижении ожидаемых результатов, умении оценить результаты как совместного труда, так и эффективность вклада в общую деятельность каждого. Деятельность определяют и как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования (Леонтьев А.Н., 1977).

Деятельностный подход в образовании основывается на классических теориях (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных форма непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности. Личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющих потребностям личностного развития.

Суть образования, с точки зрения деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания как раз стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со сверстниками и взрослыми. В рамках такой совместной деятельности, помимо прочих новообразований, и формируются социально-перцептивные навыки у детей.

Специфическими видами детской деятельности, в которых активно происходит развитие в дошкольном возрасте, являются: игра во всех ее проявлениях, непосредственное и специально организованное общение с окружающими,

экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-творческая, театральная деятельность, труд и самообслуживание. В рамках этих видов деятельности и формируются первичные навыки восприятия других людей и самого себя. Различные упражнения на внимание, восприятие (например, игра «Азбука настроения», «Угадай кто?», «Что не так?» и др.), на понимание себя; игры на сплочение; этюды на выразительность и понимание нюансов речи, мимики, пантомимики, походки партнеров по игровому взаимодействию; включение детей в решение проблемных ситуаций; беседы на различные бытовые и социальные темы; чтение художественной литературы, составление описательных рассказов - занимают особое место в системе развития первичных навыков социальной перцепции у детей уже с младшего возраста.

Для дошкольников данной возрастной группы в процессе разнообразных контактов со взрослыми и сверстниками, формируются элементарные способности различать внешность людей, всесторонне воспринимать их, выделять их и свои существенные особенности и функции. Развитие восприятия человека способствует овладению малышом все новыми видами деятельности (особенно коллективными), расширению круга общения, возникновению интереса к разнообразным объектам социального окружения.

Чем старше становиться ребенок (5-7 лет), тем точнее он воспринимает и понимает социальную действительность. Педагогическая деятельность на этом этапе развития ребенка связана с формированием у него интереса к другим людям (разного возраста, национальностей, профессий, интересов и др.), с удовлетворением его желания более тонко понимать окружающих (их настроение, чувства, действия, характер) и взаимодействовать с ними. Взрослым важно показать преимущества того, что человек, ориентирующийся в особенностях партнера, более успешен в общении, в достижение целей совместной деятельности. Отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность, напрямую зависят от уровня развития у них социально-перцептивных навыков.

На значение социальной среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в освоении им социального опыта сделан акцент в содержании ФГОС ДО и других актуальных нормативных документах, регламентирующих деятельность педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций. Необходимость в расширении контактов дошкольников с окружающим миром, в выявлении новых средств, методов и приемов в организации взаимодействия детей с социумом обуславливают поиск эффективных направлений образовательной работы с дошкольниками.

Как показывают результаты нашего исследования (Т.Н. Захарова, 2012), деятельное участие детей в социальных проектах способствует тому, что у дошкольников закладываются базисные основы такого интегративного личностного качества как социальная компетентность. Социальные проекты рассматриваются нами как социально- и личностно-значимая, общественно-полезная совместная деятельность дошкольников со сверстниками, со знакомыми (педагогами, родителями) и новыми (различными социальными партнерами детского сада, привлеченными в проекты, исходя из его тематики и целесообразности их участия) взрослыми по разрешению понятной ребенку социальной проблемы.

В данной работе мы оперируем содержанием четырех структурных компонентов социальной компетентности у дошкольников: мотивационным, когнитивным, эмоционально-оценочным, поведенческим. Они формируются в процессе овладения ребенком представлениями и знаниями о социальной действительности, активного освоения дошкольников мира социальных отношений, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций.

Основными показателями, по нашему мнению, сформированности компонентов социальной компетентности на данном возрастном этапе являются: интерес и желание к взаимодействию с окружающими (мотивационный компонент); наличие представлений

об окружающей действительности и умение оперировать ими (когнитивный компонент); эмоциональная устойчивость и чувствительность, наличие элементарных навыков самооценки и оценивания (восприятия) окружающей социальной действительности (эмоционально-оценочный компонент); сформированные навыки сотрудничества и взаимодействия с окружающими, наличие социально одобряемых форм поведения (поведенческий компонент).

Сравнительный анализ результатов контрольно-диагностических мероприятий (бесед с детьми, наблюдений за ними, оценки способов их решений по выходу из проблемных ситуаций и др.) с дошкольниками экспериментальных групп (ЭГ 1, ЭГ 2), участвующих в различных по тематике социальных проектах в ходе нашего исследования и детьми контрольной группы (КГ), позволил сделать следующие выводы: выявлено, что в КГ и ЭГ 1, ЭГ 2 различия на высоком уровне статистической значимости (р<=0,01) были обнаружены по следующим показателям: понимание настроения и эмоционального состояния окружающих, умение выражать свои эмоции адекватно ситуации, проявление желания посочувствовать, утешить, умение оценивать других и себя, договариваться и др. Получен еще ряд интересных фактов, подтверждающих, что переход к деятельностной, индивидуально-ориентированной, средовой модели образования (в частности в условиях участия детей в социальных проектах) помогает развивать ребенка инициативной, ответственной, критически мыслящей личностью, умеющей находить свое место в большом или малом коллективе.

Совместная деятельность детей и взрослых, особенно социально значимая, является, по нашему мнению, основным условием одновременно и возникновения, и развития социальной перцепции. Отсутствие умения общаться и адекватно воспринимать окружающих отрицательно сказывается на характере взаимодействия, обуславливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми.

Литература

1. Брунер Дж. 1977. О готовности к восприятию // Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс.

2. Захарова Т.Н. 2012. Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль.

3. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. 1998. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону:«ФЕНИКС».

4. Коточигова Е.В. 2014. Креативная компетеность как требование к современному педагогу// Воспитание и обучение детей младшего возраста. № 2. С. 81-82.

5. Крысько В.Г. 2006. Психология. Курс лекций. М.

6. Леонтьев А.Н. 1977. Деятельность. Сознание. Личность. М.

7. Межличностное восприятие в группе. 1981./Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.

8. Олешков, В.М. Уваров. 2006.Современный образовательный процесс: основные п онятия и термины. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.