Научная статья на тему 'Развитие социальной ответственности школьников средствами технологии кейс-study'

Развитие социальной ответственности школьников средствами технологии кейс-study Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
314
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-STUDY / АЛГОРИТМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-STUDY / SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL RESPONSIBILITY OF SCHOOLCHILDREN / DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF SCHOOLCHILDREN / CASE-STUDY TECHNOLOGY / ALGORITHM OF USING CASE-STUDY TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Севрюкова А. А., Широченкова Н. В.

Актуализируются вопросы развития социальной ответственности школьников. Выявлены трудности педагогов в отборе инструментов для развития данного качества. На основе анализа первоисточников предложена авторская формулировка понятия социальной ответственности школьников как совокупность характеристик обучающегося, находящих своё отражение в его желании совершать социально-значимые поступки, умениях осуществлять инициативы в практической преобразовательной деятельности и принимать ответственные решения на основе анализа своих действий. Разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий определить уровень социальной ответственности обучающихся. Изучены способы развития социальной ответственности; обоснованы преимущества технологии кейс-study в этом процессе. Смоделирован и описан алгоритм развития социальной ответственности школьников с использованием данной технологии на трёх взаимообусловленных этапах: подготовительном, реализационном, итоговом. Приведены данные констатирующего исследования социальной ответственности школьников, свидетельствующие о целесообразности развития этого качества. Затем представлены результаты итогового исследования, проведённого после внедрения в практику разработанного алгоритма. Сделан вывод о положительном влиянии технологии кейс-study на развитие социальной ответственности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Севрюкова А. А., Широченкова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF SCHOOLCHILDREN THROUGH CASE-STUDY

The issues of development of social responsibility of schoolchildren are being updated. The difficulties of teachers in selecting tools for the development of this quality are revealed. Based on the analysis of primary sources, the author's formulation of the concept of social responsibility of schoolchildren is proposed. This is a set of characteristics of schoolchild, reflected in his/her desire to perform socially significant actions, the ability to implement initiatives in practical transformative activities and make responsible decisions based on the analysis of his/her actions. A criterial-evaluation apparatus has been developed that makes it possible to determine the level of social responsibility of schoolchildren. The ways of development of social responsibility are studied; the advantages of case study in this process are grounded. An algorithm for the development of the social responsibility of schoolchildren with the use of this technology is simulated and described. It is realized at three interdependent stages: preparatory, implementation, and final. The data of the study of the social responsibility of schoolchildren are given. It testify to the expediency of developing this quality. The results of the final research, conducted after the implementation of the developed algorithm, are presented. A conclusion is made about the positive impact of case-study technology on the development of social responsibility of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной ответственности школьников средствами технологии кейс-study»

УДК 37.017.7

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-STUDY

А.А. Севрюкова, Н.В. Широченкова

Аннотация. Актуализируются вопросы развития социальной ответственности школьников. Выявлены трудности педагогов в отборе инструментов для развития данного качества. На основе анализа первоисточников предложена авторская формулировка понятия социальной ответственности школьников как совокупность характеристик обучающегося, находящих своё отражение в его желании совершать социально -значимые поступки, умениях осуществлять инициативы в практической преобразовательной деятельности и принимать ответственные решения на основе анализа своих действий. Разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий определить уровень социальной ответственности обучающихся. Изучены способы развития социальной ответственности; обоснованы преимущества технологии кейс-study в этом процессе. Смоделирован и описан алгоритм развития социальной ответственности школьников с использованием данной технологии на трёх взаимообусловленных этапах: подготовительном, реализационном, итоговом. Приведены данные констатирующего исследования социальной ответственности школьников, свидетельствующие о целесообразности развития этого качества. Затем представлены результаты итогового исследования, проведённого после внедрения в практику разработанного алгоритма. Сделан вывод о положительном влиянии технологии кейс-study на развитие социальной ответственности школьников.

Ключевые слова: социальная ответственность, социальная ответственность школьников, развитие социальной ответственности школьников, технология кейс-study, алгоритм использования технологии кейс-study для развития социальной ответственности школьников.

DEVELOPMENT OF THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF SCHOOLCHILDREN THROUGH CASE-STUDY

А. Sevryukova, N. Shirochenkova

Abstract. The issues of development of social responsibility of schoolchildren are being updated. The difficulties of teachers in selecting tools for the development of this quality are revealed. Based on the analysis of primary sources, the author's formulation of the concept of social responsibility of schoolchildren is proposed. This is a set of characteristics of schoolchild, reflected in his/her desire to perform socially significant actions, the ability to implement initiatives in practical transformative activities and make responsible decisions based on the analysis of his/her actions. A criterial-evaluation apparatus has been developed that makes it possible to determine the level of social responsibility of schoolchildren. The ways of development of social responsibility are studied; the advantages of case study in this process are grounded. An algorithm for the development of the social responsibility of schoolchildren with the use of this technology is simulated and described. It is realized at three interdependent stages: preparatory, implementation, and final. The data of the study of the social responsibility of schoolchildren are given. It testify to the expediency of developing this quality. The results of the final research, conducted after the implementation of the developed algorithm, are presented. A conclusion is made about the positive impact of case-study technology on the development of social responsibility of schoolchildren.

Keywords: social responsibility, social responsibility of schoolchildren, development of social responsibility of schoolchildren, case-study technology, algorithm of using case-study technology for the development of social responsibility of schoolchildren.

В настоящее время в основах государственной образовательной политики Российской Федерации установленным приоритетом является воспитание ученика социально активного, инициативного, способного творчески мыслить, находить нестандартные решения и нести за них ответственность. Социальная ответственность - важнейший духовно--нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Таким образом, педагогическое сообщество направляет свои усилия на поиск ответов вызовов времени и

решение одной из задач Программы развития образования РФ до 2025 года, где речь идёт о важности воспитания гражданской позиции молодёжи и её социализации [7].

Вместе с тем, изучив практику, мы обнаружили, что многие педагоги испытывают затруднения при воспитании духовно-нравственной личности гражданина России. Об этом свидетельствуют результаты

осуществлённого в 2016 г. опроса 470 учителей Челябинской области, слушателей Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Результаты анкетирования продемонстрировали, что 80% педагогов не смогли дать содержательное наполнение понятию «социальная ответственность»; всего 14% респондентов чётко представляют способы развития этого качества обучающихся. Наше исследование показало, что становится очевидной идея продолжения погружения в проблемное поле воспитания гражданских начал у подрастающего поколения, поиска новых инструментов для развития социальной ответственности школьников. В данной статье будет представлена аргументация в пользу действенной технологии кейс-8Ш<1у для развития социальной ответственности обучающихся в практике современного образования.

В последние годы к проблеме социальной ответственности обращались различные науки. В психологии под социальной ответственностью понимают отношения между личностью и социальной группой, обществом, основанные на осознанном выполнении ими взаимных обязательств и своих обязанностей, вытекающих из нормативных актов, регулирующих социальные отношения [12].

Словарь бизнес терминов тоже подчёркивает осознанность действий, утверждая, что социальная ответственность является

сознательным отношением субъекта

деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности [9].

Е.А. Чернова в своём диссертационном исследовании указывает, как и предыдущие авторы, на то, что социальная ответственность подразумевает добровольные поступки, отражающие желание компании принимать на себя обязательства по развёртыванию социально значимых программ, способствующих развитию общества в различных сферах [10].

Ещё одним важным моментом в понимании сущности исследуемого нами понятия является

его сложное наполнение. Так, С.Л. Сидоркина представляет социальную ответственность у подростков как комплекс следующих сформированных характеристик: социальная компетентность, положительный социальный опыт, мотивационно-потребностная сфера личности подростка, его социальная инициативность и социальная активность [8].

Нам близка позиция Р.К. Абубакировой, указывающая на интегральность социальной ответственности. По мнению данного исследователя, это качество личности, отражающее способность подростка отдавать отчет в своих действиях, исполнять взятые на себя обязательства, прогнозировать последствия своей деятельности, соблюдать моральные нормы и правила жизни в обществе [1].

Анализ первоисточников, посвящённых социальной ответственности показал, что, хотя в каждой из отраслей есть своя специфика, тем не менее, везде подчёркиваются общие смыслы: добровольность совершаемого акта; деятельностный аспект; направленность на созидание, положительные изменения в обществе; сложная природа качества субъекта.

Данные выводы послужили основой для формулировки понятия социальной

ответственности школьников. Это совокупность характеристик обучающегося, находящих своё отражение в его желании совершать социально-значимые поступки, умениях осуществлять инициативы в практической преобразовательной деятельности и принимать ответственные решения на основе анализа своих действий.

Определение социальной ответственности школьников позволило авторам статьи разработать критериально-оценочный аппарат. Он дает возможность соотнести свои реальные умения с содержательным наполнением критериев. Такими критериями выступают ценностно-мотивационный, операциональный, рефлексивный, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Характеристика уровней социальной ответственности школьников

Уровни Характеристика уровней по критериям

ценностно-мотивационный операциональный рефлексивный

Высокий Обучающийся понимает и признаёт необходимость совершенствования общества. Активно проявляет личное желание в участии в проектах, направленных на положительные преобразования социума. Мотивирует себя на достижение успеха в реализации социальных инициатив и проектов Обучающийся умеет правильно отобрать технологии и методы преобразования общества. Реализует эффективные способы взаимодействия между всеми субъектами преобразовательного процесса. Демонстрирует умения планировать, осуществлять социальные инициативы и проекты, оценивать результаты и принимать адекватные решения по итогам деятельности Обучающийся умеет хорошо анализировать цель, задачи совершенствования общества, увидеть затруднения в собственной деятельности в этой области. Контролирует свои действия в процессе социального проектирования, оценивает результаты

Продолжение таблицы 1

Средний Обучающийся понимает и признаёт необходимость совершенствования общества. Занимает нейтральную позицию в участии в проектах, направленных на положительные преобразования социума. Демонстрирует неверие в достижение успеха в реализации социальных инициатив и проектов Обучающийся не всегда умеет правильно отобрать технологии и методы преобразования общества. Реализует недостаточно эффективные способы взаимодействия между всеми субъектами преобразовательного процесса. Испытывает трудности при планировании, реализации социальных инициатив и проектов, оценке результатов и принятии решений по итогам деятельности Обучающийся умеет в основном анализировать цель, задачи совершенствования общества, не всегда видеть затруднения в собственной деятельности в этой области. С трудом контролирует свои действия в процессе социального проектирования и оценки результатов

Низкий Обучающийся не понимает и не признаёт необходимость совершенствования общества. Занимает отрицательную позицию в участии в проектах, направленных на положительные преобразования социума. Не стремится достичь успеха в реализации социальных инициатив и проектов Обучающийся не умеет правильно отобрать технологии и методы преобразования общества. Не может реализовать эффективные способы взаимодействия между всеми субъектами преобразовательного процесса. Не способен планировать, осуществлять социальные инициативы и проекты, оценивать результаты и принимать адекватные решения по итогам деятельности Обучающийся не умеет анализировать цель, задачи совершенствования общества, не видит затруднения в собственной деятельности в этой области. Не способен контролировать свои действия в процессе социального проектирования и адекватно оценить результаты по итогам деятельности

В последние годы проблема формирования социальной ответственности молодого поколения находилась под пристальным вниманием отечественных учёных, предложивших различные педагогические способы развития этого сложного качества:

- использование ресурсов проектной деятельности (Н.В. Гузенко) [3];

- организация эффективного взаимодействия подростков и их родителей путём актуализации семейных традиций, ценностей, приобщения к труду, выполнению домашних поручений и обязательств (Р.К. Абубакирова) [1];

- создание системы условий, среди которых -активное участие обучающихся в социально-ориентированной деятельности: творческой, спортивной, волонтерской, социальной, учебно-производственной, практической (О.В. Донева) [4];

- тренинговые формы работы со школьниками для формирования у них социально-ответственного поведения (М.В. Ковалевская) [5];

- участие в волонтёрской, благотворительной деятельности (С.Л. Сидоркина) [8].

На наш взгляд, одним не до конца раскрытых способов развития социальной ответственности является использование технологии кейс-study, предлагающей рассмотрение реальных, жизненных ситуаций и поиск выхода из них. Эта технология получила широкое распространение в практике современного образования за счёт своих несомненных преимуществ:

- реальность описываемых ситуаций, что привлекает обучающихся; они становятся «соучастниками происходящих событий»;

- эргономичность работы, так как школьники работают в малых группах без давления и назиданий со стороны взрослых, они чувствуют себя при этом комфортно, не тревожатся за правильность или неправильность ответа;

- активное взаимодействие обучающихся. Быстрое обсуждение, поиск альтернативных вариантов, выбор оптимальных алгоритмов решений - всё это способствует развитию креативности, аналитических умений, умений сотрудничать, принимать ответственность за общий результат, способностей его оценить;

- значимость не только предложенного решения, но и самого процесса анализа, проработки ситуации, формирующего модель продуктивного самостоятельного мышления, что является важным для жизни детей [2; 11].

Основываясь на достоинствах технологии кейс^1Ыу, авторы статьи смоделировали алгоритм развития социальной ответственности школьников. Его цель состоит в том, чтобы содействовать обучающимся в освоении ими способов проявления социальной

ответственности. Задачи определены, исходя из компонентов социальной ответственности школьников (ценностно-мотивационный,

операциональный, рефлексивный):

- развитие мотивации школьников к проявлению социальной ответственности;

- оказание помощи школьникам по овладению технологии кейс-811^у;

- обучение технологиям рефлексии.

Алгоритм состоит из трёх

взаимообусловленных этапов: подготовительного,

реализационного, итогового и осуществляется в течение учебного года.

На первом этапе - подготовительном -педагогам важно рассмотреть известные способы структурирования кейсов и отдать предпочтение какому-либо из них. Затем целесообразно создать творческие группы по созданию кейсов социальной направленности. На наш взгляд, содержательными линиями кейсов могут стать направления, предложенные государственно-общественной организацией «Российское движение школьников». Это личностное развитие (творческое развитие, развитие детских творческих проектов, а также популяризация здорового образа жизни в молодежной среде и профориентация), гражданская активность (волонтёрство, поисковая работа, изучение истории и краеведения, безопасный образ жизни), военно-патриотическое направление и информационно-медийное. Банк ситуаций может пополняться историями из реальной практики, поэтому вполне уместно привлекать к разработке кейсов самих школьников. Затем разработанные кейсы для обучающихся различных возрастных групп рассматриваются экспертным сообществом и утверждаются в общеобразовательной организации.

На втором этапе алгоритма - реализационном - происходит отработка кейсов с детьми. На наш взгляд, это может происходить в рамках внеурочной деятельности. Здесь важно позаботиться о психологической составляющей: речь идёт о создании благоприятной атмосферы сотрудничества, где педагог не выступает доминирующей фигурой, а вовлекает всех детей в заинтересованное совместное обсуждение и решение проблем. Начать стоит со знакомства с рекомендациями работы с кейсами: как осуществлять групповой поиск оптимальных решений. На реализационном этапе отрабатываются также варианты рефлексии. Форма рефлексии выбирается самостоятельно участниками из предложенных вариантов; она

зависит от возраста и опыта работы с кейсами. Одновременно школьники погружаются в социальные пробы - проекты, тем самым доказывая на практике своё стремление преобразовывать окружающую

действительность, проявляя свою сопричастность и ответственность за происходящее вокруг.

Третий - итоговый этап алгоритма -предусматривает тщательный педагогический анализ осуществлённой деятельности по развитию социальной ответственности школьников средствами технологии кейс-8Ш<1у, презентацию лучших практик, в том числе, для широкой общественности (родителей, социальных партнёров), обобщение опыта в виде публикаций и выступлений на научно-практических конференциях различного уровня, в персональных профессиональных блогах [6]. На этом этапе организуется дальнейшая работа по совершенствованию использования технологии кейс-8Ш<1у в практике образования. Данная работа идёт в направлении продумывания применения банка кейсов в урочной деятельности. Происходит выбор тем учебных предметов, и обсуждается специфика использования кейсов в зависимости от содержания урока. Разумеется, реальной возможностью становится усложнение заданий, их обогащение исследовательской и творческой частями.

Для доказательства сформулированной гипотезы о целесообразности использования технологии кейс-8Ш<1у для развития социальной ответственности школьников нами проведено исследование на базе Средней общеобразовательной школы № 107 г. Челябинска, являющейся региональной инновационной площадкой. 240 школьникам 5 -10 классов было предложено соотнести уровневые характеристики компонентов социальной ответственности, см. таблицу 1 со своими собственными. Результаты

констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Результаты констатирующего исследования социальной ответственности школьников

Критерии Уровни

высокий средний низкий

ценностно -мотивационный 18% 38% 44%

операциональный 12% 20% 68%

рефлексивный 10% 24% 66%

Результаты констатирующего эксперимента убедительно показывают необходимость специальной работы по развитию всех компонентов социальной ответственности школьников: ценностно-мотивационного,

операционального, рефлексивного. В статье выше показано, что развитие социальной ответственности школьников может успешно осуществляться средствами технологии кейс-8Ш<1у. Смоделированный нами алгоритм развития

социальной ответственности обучающихся по использованию данной технологии был реализован в СОШ № 107 г. Челябинска в 2017 -2018 учебном году. Затем было проведено

Таблица 3. - Результаты исследования компонентов использования алгоритма

повторное исследование социальной

ответственности школьников. Результаты исследования находятся в таблице 3.

социальной ответственности школьников до и после

Критерии Уровни

Высокий Средний Низкий

до после до после до после

ценностно -мотивационный 18% 44% 38% 50% 44% 6%

операциональный 12% 34% 20% 42% 68% 24%

рефлексивный 10% 30% 24% 48% 66% 22%

Данные таблицы 3 свидетельствуют о значительном приросте показателей по всем критериям. Это означает то, что реализованный в практике алгоритм по использованию технологии кейс^1Ыу для развития социальной ответственности школьников дал ощутимые результаты. Он нашёл своё отражении в возросшем желании школьников совершать социально-значимые поступки, умениях осуществлять инициативы в практической преобразовательной деятельности и принимать ответственные решения на основе анализа своих действий.

В качестве вывода ещё раз подчеркнём значимость технологии кейс-^ш!у для

обеспечения позитивной мотивации школьников, интереса к участию в созидательной деятельности, направленной на формирование социальной ответственности. Эта технология содействует развитию умений у школьников осуществлять эффективные способы

взаимодействия между всеми субъектами преобразовательного процесса. Она обеспечивает развитие способности обучающихся уметь хорошо анализировать цель, задачи совершенствования общества, видеть

затруднения в собственной деятельности в этой области, контролировать свои действия в процессе самостоятельного социального проектирования, оценивать результаты.

1. Абубакирова Р.К. Формирование социальной ответственности подростков в условиях сельского сообщества: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Р.К. Абубакирова. - М., 2015. - 212 с.

2. Грузкова СЮ. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, - 2013. - №> 6(26). - 185 с.

3. Гузенко Н.В. Проектная деятельность как средство развития социальной ответственности младших подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Гузенко. - Архангельск, 2008. - 205 с.

4. Донева О.В. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов технологического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Донева. - Пятигорск, 2014. - 202 с.

5. Ковалевская М.В. Формирование социально-ответственного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Ковалевская. - М., 2013. - 221 с.

6. Науменко Л.С. Тьюторское сопровождение педагогов в формировании готовности к работе с персональным профессиональным блогом / Л.С. Науменко, Н.О. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 2(35). - C. 62-69.

7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря

2017 г. № 1642 (ред. от 26.04.2018 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime /аос/71748426/

8. Сидоркина С.Л. Формирование социальной ответственности у подростков посредством социально значимой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Л. Сидоркина. - Нижний Новгород, 2010. - 294 с.

9. Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс] / Сайт «Академик», 2001. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/20370

10. Чернова Е.А. Социальная ответственность и особенности ее реализации в управлении современными российскими организациями: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Е.А. Чернова. - М., 2008. - 144 с.

11. Чуланова О.Л. Кейс-метод как эффективный инструмент в системе обучения управленческого персонала организации [Электронный ресурс] / О.Л. Чуланова, М.М. Мухамедова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. - Вып. 1 январь - март. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/01EMN115.pdf

12. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] / Сайт «Академик», 2013. - Режим доступа: http://psychology_pedagogy. academic.ru/19183/

Сведения об авторах:

Севрюкова Алла Александровна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: [email protected]

Широченкова Наталья Викторовна (г. Челябинск, Россия), директор, Средняя общеобразовательная школа № 107 г. Челябинска, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. Sevryukova (Chelyabinsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: [email protected]

N. Shirochenkova (Chelyabinsk, Russia), director, secondary general school No. 107 in Chelyabinsk, email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.