УДК 372.857
МОДЕЛЬ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
© 2016
Семенов Александр Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения Самарский государственный социально-педагогический университет (443090, Россия, Самара, улица Антонова-Овсеенко, 26, e-mail: semenov@pgsga.ru) Ермохина Алина Романовна, преподаватель Самарский социально-педагогический колледж (443099, Россия, Самара, улица Крупской/Ст. Разина, 18/20-22а, e-mail: alinaerm@gmail.com) Яицкий Андрей Степанович, старший преподаватель кафедры биологии, экологии и методики обучения Самарский государственный социально-педагогический университет (443090, Россия, Самара, улица Антонова-Овсеенко, 26, e-mail: yaitsky@pgsga.ru)
Аннотация. Формирование социальной ответственности и компетентности учащихся - одна из основных задач современной общеобразовательной школы. Социальная ответственность предполагает понимание человеком своей роли в обществе, готовность к принятию социальных норм и правил, выбору наиболее эффективной стратегии поведения, предвидению результатов своей деятельности. Главный смысл ответственности заключается в побуждении человека к общественно-полезной деятельности, готовности к самоотдаче. Социальная компетентность основывается на опыте, знаниях личности о социальных взаимодействиях, готовности действовать в соответствии с ожиданиями других людей. Формирование социальной ответственности и компетентности учащихся - одна из основных задач учебно-воспитательного процесса в современной школе. Для ее решения нельзя обойти стороной дисциплины естественнонаучного цикла, в том числе такой предмет как биология, которая обладает широкими возможностями для воспитания социально значимых качеств личности, позволяет учащимся осознать себя частью окружающего мира, сформировать нравственные идеалы и принципы, выработать бережное и ответственное отношение не только к объектам природы, но и общественным ценностям. В статье представлена и обоснована модель методики формирования социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии.
Ключевые слова: обучение, воспитание, образование, учебно-воспитательный процесс, основное общее образование, модель, методика, биология, ответственность, социальная ответственность, компетентность, социальная компетентность, учащиеся, школа, естественные науки.
MODEL THE METHODS OF FORMING OF SOCIAL RESPONSIBILITY AND COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN IN TEACHING BIOLOGY
© 2016
Semenov Alexander Alexeevich, candidate of biological sciences, associate professor, head of the chair of Biology, Ecology and Methods of Teaching Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, streetAntonova-Ovseenko, 26, e-mail: semenov@pgsga.ru) Ermokhina Alina Romanovna, lecturer Samara Social-Pedagogical College (443099, Russia, Samara, street Krupskoy / street St. Razin, 18/20-22A, e-mail: alinaerm@gmail.com) Yaitsky Andrey Stepanovich, senior lecturer of the chair of Biology, Ecology and Methods of Teaching Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, street Antonova-Ovseenko, 26, e-mail: yaitsky@pgsga.ru)
Abstract. The formation of social responsibility and competence of schoolchildren one of the main objectives of the modern secondary school. Social responsibility implies a person's understanding of their role in society, a readiness to accept social norms and rules, choosing the most effective strategy of behavior, predicting outcomes of its activities. The main point of responsibility is the human urge to socially useful activities, willingness to commitment. Social competence is based on experience, knowledge of personality on social interactions, willingness to act in accordance with the expectations of others. Formation of social responsibility and student competence is one of the main tasks of the educational process in modern school. For its solution it is impossible to ignore the discipline of natural sciences. Biology as a subject has a lot of opportunities for the education of socially significant qualities of personality, allows students to realize themselves as a part of the world, to form moral ideals and principles, to develop solicitous and responsible attitude not only to the objects of nature, but also social values. The model methodology of formation of social responsibility and competence of schoolchildren in teaching biology.
Keywords: teaching, upbringing, education, process of training and upbringing, basic general education, model, method, biology, responsibility, social responsibility, competence, social competence, schoolchildren, school, natural sciences.
За последние десятилетия в России произошли значительные изменения, связанные с процессами демократизации и переходом на рыночную экономику. Это привело к возникновению новых форм общественных отношений, приобщению к западной культуре. Такие преобразования оказали заметное влияние на подрастающее поколение и стали причиной обострения ряда социальных проблем. Среди них важное место занимает проблема сохранения нравственных идеалов и ценностей, которые на протяжении столетий оставались важнейшими и значимыми для граждан нашей страны. Сегодня в поведении молодежи все чаще проявляется равнодушие, потребительское отношение к природным богатствам, несоблюдение законов и моральных норм, что негативно отражается на состоянии социальной и природной среды. В таких условиях становится очевид-
ной необходимость формирования у подростков таких качеств, как социальная ответственность и компетентность, которые позволяют человеку осознать свою роль в окружающем мире, выстраивать отношения на основе взаимоуважения и поддержки, участвовать в разрешении важных социальных проблем, предвидеть результаты своих поступков и нести за них ответственность, действовать не только в личных интересах, но и на благо окружающих.
Идеи о воспитании социально-ответственной и высоконравственной личности вызывали интерес у деятелей науки на протяжении всей истории развития общества. Среди отечественных ученых можно отметить В.И. Вернадского [1], К.Д. Ушинского [2], А.С. Макаренко [3, 4], В.А. Сухомлинского [5, 6], Б.Т. Лихачева [7], В.А. Сластенина [8]. Они внесли
большой вклад в развитие идей о нравственности, ответственности, патриотизме, любви к природе, своему народу и Отечеству. Вопросы формирования социальной ответственности и компетентности являются предметом изучения зарубежных исследователей L. Rose-К^пог [9], К^. Wentzel [10], Р. Огр^ [11].
Формирование социальной ответственности и компетентности учащихся - одна из основных задач учебно-воспитательного процесса в современной школе. Для ее решения нельзя обойти стороной дисциплины естественнонаучного цикла, в том числе биологию. В процессе изучения биологии, учащиеся постигают законы живой природы, знакомятся с различными природными объектами, организмом человека. При этом у школьников развивается экологическое мышление, складывается особое отношение к природе, формируются духовно-нравственные качества и ориентиры, происходит развитие патриотических чувств, осознание себя частью природы и общества, возникает потребность нести ответственность за свои действия по отношению к окружающей среде и обществу [12].
В настоящей статье предпринята попытка разработать и описать модель методики формирования социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии.
Понятие «социальная ответственность» впервые возникло в социологических науках. Его можно рассматривать как ожидание по отношению к действиям отдельных лиц или групп и осознание ими своего долга. В данном контексте понятие «ответственность» рассматривается на основе социальных норм и реализуется с помощью форм социального контроля [13].
Как известно, в процессе совместной трудовой деятельности людей поступки и действия человека имеют общественно-значимый характер, так как они предполагают определенные последствия не только для лица, совершившего действие, но и для окружающих, для общества в целом. В действительности, социальная ответственность не проявляется в «чистом виде», а реализуется через активную жизненную позицию и диспозицию, то есть способность осуществлять изменения. Главный социальный смысл ответственности в обществе заключается не в том, чтобы удержать кого-либо от поступка. Ее основная задача - мотивировать человека к общественно полезной деятельности во всех сферах жизни.
Однако, для того, чтобы совершать какие-либо действия, имеющие созидающий характер и положительные последствия для окружающих и общества в целом, человеку необходимо обладать компетентностью, а также учитывать ожидания и представления других людей о своих действиях.
Компетентность можно определить, как систему компетенций, наличие определенных знаний, умений, ценностных отношений и опыта для результативной деятельности в какой-либо сфере жизни. Компетентность имеет определенную структуру и включает компоненты, которые необходимы для успешного решения задач в различных сферах жизни: социальной, познавательной, трудовой, досуговой. Одной из значимых сфер является социальная сфера, где проявляются основные социальные компетенции, заключающиеся в умении брать на себя ответственность, разрешать конфликтные ситуации, совместно принимать решения и действовать на благо социума [14].
Структура социальной ответственности имеет многоплановый характер и характеризуется как взаимосвязь мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов. Кроме того, социальную ответственность можно охарактеризовать с разных позиций: она может быть внешней, внутренней, индивидуальной и коллективной. Все зависит от того, кто является субъектом ответственных действий. Социальная ответственность формируется у человека как результат требований, предъявляемых к нему обществом. Они формируют вну-
треннюю основу его социально-ответственного поведения, регулятором которого является совесть [13].
Для успешной реализации требований, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) [15], необходимо иметь представление о том, как будет проходить процесс обучения и воспитания, какую цель ставит учитель перед собой и учащимися, какие задачи будут решаться в ходе учебно-воспитательного процесса и каких результатов нужно добиться. Во многом успех зависит от готовности учителя к воплощению своих идей на практике и знания о том, из каких компонентов складывается учебно-воспитательный процесс [16].
Моделирование является одним из широко распространенных методов исследования, применяемых в педагогике [17-19]. Метод моделирования позволяет объединить все компоненты изучаемого процесса или явления, сочетая в себе эмпирические и теоретические основы исследования, поэтому модель можно назвать гипотезой, выраженной в наглядной и доступной форме. Моделирование успешно применяется для решения важных задач, связанных с оптимизацией учебно-воспитательного процесса, развитием качеств личности обучающихся, нахождением новых методов и приемов обучения и воспитания [20].
С целью систематизации всех аспектов школьного биологического образования была разработана модель методики формирования социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии. Данная модель наглядно демонстрирует ключевые стороны учебно-воспитательного процесса по биологии и механизмы его реализации (рисунок 1).
В структуре разработанной модели выделяются методологические и теоретические основы обучения и воспитания в процессе изучения школьного курса биологии, а также мотивационный, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный компоненты.
Методологические и теоретические основы разработанной модели отражают основополагающие подходы, принципы, ценности и виды деятельности, которые заложены в требованиях ФГОС ООО к организации учебно-воспитательного процесса в рамках отдельных предметов и соответствуют программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
В основе реализации представленной модели лежит системно-деятельностный подход, выступающий в качестве методологической базы ФГОС ООО. Целью данного подхода является воспитание учащегося как субъекта жизнедеятельности и формирование качеств личности, отвечающих требованиями современного информационного общества. Системно-деятельностный подход ориентирован на достижение образовательных целей на основе усвоения универсальных учебных действий, формирование готовности учащегося к саморазвитию и осознанию необходимости непрерывного образования. В рамках данного подхода учитываются возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся, необходимые для дальнейшего построения эффективного образовательного процесса, определения наиболее значимых целей и путей их достижения [21].
Разработанная модель базируется на ряде принципов. Принцип ориентации на идеал. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности, поэтому необходимо организовывать учебно-воспитательный процесс по биологии таким образом, чтобы в нем были актуализированы определенные идеалы на примере традиций, моральных и правовых норм, социально-значимых поступков известных людей, деятелей биологических наук.
Аксиологический принцип. Данный принцип позволяет включить в социально-педагогическое пространство образовательного учреждения различные общественные
субъекты (здравоохранения, культуры, различные экологические организации и др.), которые могут оказывать содействие школе при формировании у учащихся определенных ценностей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Подход:с деятельностный
Принципы: ориентации на идеал: г принцип; следованиянравстБенномупримеру; диалогического общения со значимыми другими; идентификации, п о лисуоъ ектности б о оштаняя и социализации; совместногорешения личностной общественно значимых проблем: системно-деятельностной организации в
Ценности: пр авовое го сударство, демократическое государство, социальное государство; закони правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственно сть за на стояще е и будущее своей страны
>: формироз
м социальной!
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ_
пучащихся в процесс
: .
Задачи: 1 3 областифорза^оеанияличностнойкулынуры: формирс
личности, смыслаученияиконструхшвного поБедениявприроден обществе,усвоение базовых национальных ценностей,развитие способностейксамостоятеганомупринятиюрешений, чувства ответственности за действия по отношению к окружающей среден социуму, осознание ценности человеческойждани. 2.В< формирования социальной ¡алъгтры: формирование фажданской идентичности. представлений об общественных и природных ценностях, развитие биологических и социальных компетенций, культуры общения. 3. Б области формироеаниясвмейной культуры: рязвшае отношения к семье как основе российского общества, формирование представлений о семейных ценностях, о значимости семьи в жизни человека, необходимости уважительного
Планируемые результаты: 1 Осознание ипринятиеучащимисяролигражданинавприроде и обществе. 2. Умение дифференцировать и оценивать биологическою информацию изразличныхисточников исходя из традиционных духовныхценностейиморальньлхнорм. 3. Освоение навыков пр актической деятельности в сфере биологических наук и их применение в социуме. 4. По нимание принадлежности к природе и обществу, своей ролииме став них. 5. Знание о структуре и деятельностиразлнчных общественных и профессиональных организаций в сфере биологии, медицины и здравоохранения. 6. Умение вести диалог, выражать своюпозицто, достигать
при решении содаально-б дологических вопросов. 7. Умение самостоятельно разрабатывать и правилаповеденияв природе и обществе. S.Умение моделировать социальные отношения, видеть связимеждуразличнымиприроднымиисоциальнымиявлениями. 9. Осознание ценностейиправш полорсаевого поведения в обществе
МОТИВ АЦИОННЫИ КОМПОНЕНТ"
1. Мотивация к изучению биологии. 2. Мотивация к саморазвитию и самовоспитанию. 3. Мотивация к нахождению нравственных ориентиров, ответственномуповедению в природ ей обществе. 4. Мотивациякулучшению ра
социальных сфер и окружающей среды_
_содержательный компонент_
Ко гнити в н ый
знаний о гражданских права: обязанностях, нормах и прав пове д е ния вприродеиобще
умении, необходимых для выработки конструктивного стилг поведениявириродеи обществе,
о-ориентационныи
ПРОЦЕССУ АЛЬНЫП КОМПОНЕНТ
поведенияинеооходимости оыть ответственным за свои действия перед природойиоГ
Механизмы социальное Формы: урок; Методы: Средства: Технологии:
уоеждение: осязательность и экскурсия: наглядные; коллектив и структурно-
по с л е д оват ельнос ть: вне\р очная р ао ста: практические: с оциальные группы: логические
поощрение; признание и внекласснаяраоота; словесные (беседа, духовно- технологии; ИКТ;
популярность: авторитет: домашняяраоота; рассказ, нравственные проектные
редкость и уникальность оощественно- ооьяснение. ценности; технологии; игровые
по л езныи труд дискуссия, диспут): материально- технологии. оо\чение
метод примера; технические в сотрудничестве
метод проектов, средства
кенс-метод
РЕЗУЛЪТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЬШ КОМПОНЕНТ
сформировали ости социальной ответственно сти и ко мпетентно сти учащих ся в пр о це с с е Методы оценивания: тестирование, опрос, педагогическое наблюдение Критерии эффективности: динамика основныхпоказателей во спитанияи социализации учащихся
Рисунок 1 - Модель методики формирования социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии
Принцип следования нравственному примеру. Примером для подростка является модель построения отношений с окружающими и самим собой, образец ценностного выбора, в котором демонстрируются такие качества, как целеустремленность, следование тем или иным принципам, идеалам и ценностям. Особую роль в формирования социальной ответственности и компетентности занимает пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. Диалогическое общение учащегося со сверстниками, родителями, учителями и другими взрослыми имеет важное значение при воспитании социально-значимых качеств личности. Формирование собственной системы ценностей, поиск жизненных ориентиров невозможен при отсутствии у учащегося диалогического общения со значимыми другими.
Принцип идентификации. Формирование и развитие личности учащегося основывается на примерах. В данном случае срабатывает идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока еще скрытые в нем самом, но уже осуществившиеся в образе другого.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. Эффективная организация воспитания социальной ответственности и компетентности учащихся при обучении биологии возможна при условии согласованной деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, здравоохранения, экологических и природоохранных организаций и др.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами разви-
тия человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего духовного мира личности, изменения отношений личности к явлениям жизни.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Для достижения целей воспитания в процессе обучения биологии обучающиеся вместе с педагогами, родителями и другими представителями различных сфер общества обращаются к содержанию источников: общеобразовательным дисциплинам, периодической печати, произведениям искусства, средствам массовой информации, жизненному опыту и т.д. Основной задачей системно-деятельностной организации является полноценная социализация учащихся [21, 22].
Ценности. Социальная ответственность и социальная компетентность являются родственными понятиями и дополняют друг друга. Современному человеку, который обладает достаточными знаниями, опытом и способен реализовать себя в социуме, действовать на благо общества, необходимо обладать развитым чувством ответственности, предвидеть результаты своих поступков.
Учитывая требования ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) [21] можно выделить систему ценностей, определяющую сущность формирования социальной ответственности учащихся в процессе обучения биологии. Базовые национальные ценности составляют основу духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, который определяет урочную, внеурочную и внешкольную деятельность по биологии в рамках программы воспитания и социализации учащихся. К ним относятся такие ценности, как правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны [21].
Принципы и ценности, составляющие основу формирования социальной ответственности и компетентности в процессе обучения биологии, могут быть реализованы посредством трех основных видов деятельности: познавательной, общественной и трудовой.
Целевой компонент разработанной методической модели является ведущим и определяющим ее содержание. Основная цель - формирование социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии.
Достижение поставленной цели предусматривает решение задач по трем основным направлениям: 1) задачи в области формирования личной культуры; 2) задачи в области формирования социальной культуры; 3) задачи в области формирования семейной культуры.
Планируемые результаты, представленные в целевом компоненте модели методики формирования социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии, рассматриваются в качестве системы ведущих целевых установок и результатов освоения всех учебно-воспитательных компонентов программы по биологии. Их включение в модель воспитания отвечает требованиями ФГОС ООО и соответствует программе воспитания и социализации учащихся. Планируемые результаты формирования социальной ответственности и компетентности в процессе обучения биологии направлены на осмысление и понимание учащимся своего места и роли в обществе, развитие способностей к анализу получаемой биологической информации и ее интерпретации с позиции традиционных ценностей, правовых и моральных норм, применения полученных на уроках биологии знаний в социуме, получение знаний о различных организациях в сфере биологии, экологии, здравоохранения и медицины, формирование умений вести диалог и достигать взаимопонимания при решении различных социально-биологических вопросов, выстраивать социальные отношения, находить
взаимосвязи между явлениями природы и общества, а также на соблюдение правил полоролевого поведения в социуме [21, 22].
Результаты, полученные в ходе реализации учебно-воспитательной модели, служат критерием для оценки ее эффективности и являются основой для разработки программ по биологии, учебно-методических комплектов и т.д.
Мотивационный компонент представлен совокупностью установок учащихся для достижения образовательных и воспитательных целей в обучении биологии. Он включает в себя установки, которые направлены на осознание школьниками личностной и социальной ценности знаний по биологии, их важности для составления и понимания научной картины мира и практической значимости.
Содержательный компонент модели методики воспитания соответствует учебно-воспитательному содержанию школьного курса биологии и представлен тремя элементами: когнитивным, деятельностным и ценност-но-ориентационным.
Когнитивный элемент предполагает построение системы знаний о гражданских правах, обязанностях, нормах и правилах поведения в природе обществе, без понимания которых невозможно осознание личной ответственности за свои поступки.
Деятельностный элемент включает систему умений, позволяющую учащимся выработать конструктивный стиль поведения в природе и обществе, осознать необходимость принятия социальных ролей и соответствующие этим ролям права и обязанности.
Ценностно-ориентационный элемент направлен на осознание важности собственного поведения и необходимости нести ответственность за свои действия перед природой и обществом, а также перед самим собой.
Процессуальный компонент отражает процесс организации учебно-воспитательной работы по биологии; содержит механизмы, формы, методы, средства и технологии, применяемые для успешного усвоения знаний учащимися и реализации воспитательного компонента.
При организации работы по воспитанию социальной ответственности и компетентности в ходе учебно-воспитательного процесса по биологии педагогу также следует учитывать механизмы воспитания, заложенные в основе ФГОС ООО программы по социализации учащихся, направленные на повышение эффективности процесса воспитания.
1. Социальное убеждение. Данный механизм основывается на склонности следовать образцам поведения, которым следует большинство людей. Если учащийся каждый день видит, как учителя здороваются друг с другом и со своими учениками, а ученики в свою очередь так же следуют этому примеру, то такая форма общения может рассматриваться в качестве общепринятой нормы.
2. Обязательность и последовательность. Последовательность в действиях, словах и суждениях является неотъемлемым требованием, которое предъявляет взрослое общество. Кроме того, ценятся люди, которые способны доводить начатое до конца. Однако, бывают такие ситуации, в которых человек выбирает определенный способ действия, и впоследствии он не в силах отказаться от него и изменить свое решение, даже если оно кажется ошибочным. Принимая во внимание данный механизм, учащимся необходимо освоить две важные стратегии - стремиться к тому, чтобы завершать начатое и своевременно выявлять «точку возврата», т.е. определять те признаки, которые сигнализируют о неверной стратегии поведения и необходимости выбора других способов достижения цели.
3. Поощрение. Когда учащийся получает награду от сверстников, учителей и школы, он чувствует себя обязанным по отношению к ним, тем самым проявляя склонность к тому, чтобы соответствовать общепринятым требованиям. Такой взаимный обмен является уни-
версальным и особенно эффективен при работе с детьми, у которых ярко выражено асоциальное поведение, а также является стимулом для других учащихся.
4. Признание и популярность. Учащиеся более склонны выполнять требования тех, кого они хорошо знают и кто им нравится. Поэтому при организации учебно-воспитательной работы по биологии учителю необходимо ориентироваться на признание обучающихся и их критерии популярности, однако, соблюдая нормы морали и не следуя асоциальным образцам поведения.
5. Авторитет. Учащиеся охотнее соглашаются на требования и выше оценивают свои достижения при выполнении данных требований, если они исходят от людей, имеющих авторитет среди сверстников. Авторитетность может определяться социальным статусом, различными атрибутами, мнением предыдущих поколений, ставшее традицией.
6. Редкость и уникальность. Ценность чего-либо позитивного для учащихся определяется степенью его доступности. Награда, которую вручают всем, не вызывает интереса, проект, в котором могут участвовать все желающие, становится менее привлекателен для учащихся. Условия участия в каких-либо социальных действиях не должны быть слишком сложны и недоступны. Поэтому крайне необходимо сохранять баланс между доступностью и уникальностью [21, 23].
Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в школе применяют различные формы обучения и воспитания [12]. Они выражаются в согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляются в установленном порядке и определенном режиме. Содержание программ воспитания, цели, задачи и методы формирования социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии реализуется посредством использования разнообразных форм учебно-воспитательной работы [23].
1. Урок - является основной формой учебно-воспитательной работы учителя с учащимися по определенной программе биологии, проводится по расписанию и в школьном помещении. Урок представляет собой сложную, целостную систему, включающую не только приобретение новых знаний, умений, навыков учащимися, но и обеспечивает формирование мировоззрения, воспитание чувств и качеств личности, формирует отношение к окружающей природе и обществу.
2. Экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с учащимися, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от одного объекта к другому в естественной среде или искусственно созданной, отвечающая требованиям школьной программы по биологии. Экскурсии могут проводиться в пределах учебно-опытного участка, в ботанические сады, парки, а также различные промышленные объекты, экологические и природоохранные организации, учреждения культуры и здравоохранения Возможно проведение экскурсий виртуально [24].
3. Внеурочная работа - форма организации учащихся для выполнения вне урока биологии обязательных практических работ по заданиям учителя (индивидуальным или групповым). Организация внеурочной работы обоснована необходимостью проведения длительных наблюдений за объектами и явлениями природы, которые не могут быть включены в расписание занятий. Внеурочные работы играют большую роль в воспитании личности учащихся, формируют самостоятельность, интерес к изучению биологических объектов и явлений, развивают исследовательские умения, помогают установить взаимосвязи между социальными и природными явлениями [12].
4. Внеклассная работа - форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя, направленная на развитие познавательных интересов и творческой активности, дополняющая и расширяющая школьную программу по биологии.
Внеклассная работа может проводиться в виде факультативов, исследовательской работы, общественно-полезных массовых мероприятий, встреч с учеными-биологами и представителями различных учреждений здравоохранения, экологии, охраны природы и т.д.
5. Домашняя работа - форма организации учащихся, предполагающая самостоятельное выполнение заданий по биологии, связанных с изучаемой темой. В ходе выполнения домашней работы у учащихся развиваются такие качества, как самостоятельность, трудолюбие, стремление довести работу до конца, ответственность за ее результаты.
Методами называют пути взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, как образовательных, так и воспитательных [20]. Методы, используемые в ходе учебно-воспитательного процесса по биологии для реализации воспитательных задач по формированию социальной ответственности и компетентности учащихся, должны отвечать основным требованиям ФГОС ООО и осуществляться посредством различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала [12].
Согласно разработанной модели методики формирования социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии, можно выделить ряд методов [12], отвечающих поставленным учебно-воспитательным задачам.
1. Наглядные: к ним относят демонстрацию опытов, наглядных пособий, предметов и явлений природы в реальных условиях, в виде изображений, моделей и пр. В процессе организованного наблюдения и рассмотрения изучаемых предметов и явлений ученики осмысляют получаемую информацию, делают выводы, что способствует не только приобретению знаний, но и развитию качеств личности.
2. Практические: заключаются в работе с различными объектами, учебным материалом, которые используют при проведении лабораторных и практических работ, в ходе экскурсий, работе на учебно-опытном участке или живом уголке. Данный метод позволяет продемонстрировать значимость биологических знаний и возможности их применения в реальных условиях жизни. Использование практических методов позволит учащимся развить самостоятельность, ответственное отношение к своей деятельности, а также будет способствовать освоению моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, своему здоровью и здоровью окружающих, природе и обществу в целом.
3. Словесные: к данной группе методов можно отнести беседу, рассказ, объяснение, дискуссию, диспут. При использовании словесных методов деятельность учителя выражается в виде слова, в то время как деятельностью учащихся выступает слушание, осмысление, ответы на поставленные вопросы. Данные методы позволяют сформировать у учащихся систему взглядов, понятий, убеждений по различным биологическим и социальным вопросам, развивают умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, помогают осмыслить жизненный опыт [25].
4. Метод примера: данный метод дает конкретные образцы для подражания, способствует формированию сознания, чувств, убеждений. Метод примера позволяет учащимся осмыслить значительный объем обобщенного социального опыта [23]. В качестве примеров могут быть использованы выдающиеся ученые, которые внесли большой вклад в развитие биологических наук и трудились на благо общества; современники, посвятившие свою деятельность решению различных социально-биологических проблем; обычные люди, которые не остались равнодушными к окружающим и проявили себя с лучшей стороны; герои книг и фильмов.
5. Метод проектов: позволяет развить у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, спо-
собности к анализу и решению проблемных вопросов. Выполняя учебные проекты по биологии, учащиеся могут не только овладеть новыми знаниями, но повысить уровень коммуникативной культуры, развить в себе такие качества, как самостоятельность, ответственность, способность давать оценку выполненной работе [26].
6. Кейс-метод: учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, отражающую какую-либо практическую проблему, а также актуализирует знания и способствует их усвоению в ходе решения представленной проблемы. Кроме этого, кейс-метод развивает информационные и коммуникационные компетентности, позволяет решать сложные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом [27].
Средствами выступают предметы среды или жизненные ситуации, включенные в процесс воспитания. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, используемые для решения различных воспитательных задач [23]. При организации учебно-воспитательного процесса по биологии, направленного на формирование социально-значимых качеств у учащихся, могут использоваться такие средства, как коллектив и социальные группы, духовно-нравственные ценности, а также материально-технические средства.
Технологии. Под педагогической технологией понимают [28-31] систему теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития учащихся. В соответствии с требованиями ФГОС ООО выделяют несколько основных технологий, направленных на формирование социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии.
1. Структурно-логические технологии. Основываются на традиционном подходе к обучению биологии на основе принципа «от простого к сложному» и «от теории к практике». Использование структурно-логических технологий обеспечивает целостное восприятие изучаемого материала, помогает учащимся находить взаимосвязи между компонентами, составляющими биологические объекты и явления, а также выявлять сходства и различия различных биологических систем, рассматривать их в комплексе с явлениями и процессами, происходящими в сфере человеческой деятельности, выявлять методы решения проблем, возникающих в природной и социальной среде.
2. Информационно-коммуникационные технологии. Они могут применяться не только в процессе обучения для проведения занятий с использованием мультимедиа-презентаций, организации виртуальных экспериментов и лабораторных работ, поиска информации, но и в качестве средства для овладения социальной культурой, связи с различными учреждениями и организациями здравоохранения, экологии и охраны природы, подготовки проектов по биологии с использованием веб-сервисов и последующей демонстрацией, организации обсуждения по вопросам, имеющим высокую значимость для природы и общества, например, экологической направленности, посвященных борьбе с вредными привычками.
3. Проектные технологии способствуют развитию познавательных навыков у учащихся, умения самостоятельно анализировать проблему и находить пути ее решения, а также ориентироваться в современном культурно-информационном пространстве, приобретать социальный опыт. Применение проектных технологий в учебно-воспитательном процессе по биологии поможет учащимся не только овладеть новыми знаниями при выполнении учебных проектов, но и самостоятельно находить ответы на волнующие вопросы, принимать решения, повышать коммуникативные навыки в процессе общения с учителем и сверстниками, брать ответственность за собственные действия, анализировать и оценивать полученные результаты.
4. Игровые технологии. Взаимодействие учителя с учащимися в процессе реализации определенного сюжета является основой игровых технологий. Главной особенностью игры как педагогической технологии является то, что в такой игре дидактические цели трансформируются в игровую задачу, кроме того, игра выполняет воспитательную функцию. К преимуществам игровых технологий можно отнести возможность реализацию предметных знаний по биологии в практической деятельности при помощи создания соответствующей сюжетной линии игры [12, 23, 32-35].
Результативно-оценочный компонент. Является завершающим элементом представленной модели, в качестве результата предполагает повышение уровня сформированности социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии.
Методы оценивания. Проведение мониторинга предусматривает использование следующих методов:
1. Тестирование - один из исследовательских методов, позволяющий выявить соответствие между планируемыми и полученными результатами воспитания, который проводится путем выполнения учащимися ряда специализированных заданий, сбора результатов и их анализа. В качестве материалов для проведения тестирования могут быть предложены задания, отражающие конкретные ситуации, которые затрагивают социокультурные, экологические, здоровьесберегающие проблемы, где предлагается выбрать из нескольких вариантов наиболее подходящее решение.
2. Опрос - метод, заключающийся в непосредственном получении вербальной информации от объекта исследования. Существует несколько распространенных видов опроса:
- анкетирование - метод сбора информации, предполагающий получение интересующей информации на основании ответов обучающихся на заранее подготовленный список вопросов - анкету;
- интервью - вербально-коммуникативный метод исследования, который предполагает проведение разговора между исследователем и учащимися в соответствии с заранее разработанным планом, составленному с учетом целей и задач исследования по воспитанию социальной ответственности и компетентности. Во время проведения интервью исследователь не высказывает своего мнения и не дает оценку ответам учащихся, что способствует созданию благоприятной атмосферы для общения и получения наиболее достоверных результатов;
- беседа - метод исследования, основанный на проведении тематического диалога между исследователем и учащимися с целью получения достоверной информации об особенностях воспитания требуемых качеств.
3. Педагогическое наблюдение - специфический метод исследования описательного характера, предполагающий целенаправленное восприятие и фиксацию особенностей и выявленных закономерностей развития качеств личности учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое наблюдения является приоритетным методом исследования степени сформированности социальной ответственности и компетентности учащихся в ходе обучения биологии, основной целью которого является выявление динамики процесса воспитания в условиях реализации разработанной педагогом методики
[19].
Критериями эффективности методики воспитания, направленной на формирование социальной ответственности и компетентности учащихся в процессе обучения биологии является динамика показателей сформирован-ности социально-значимых качеств - повышение уровня социальной ответственности и компетентности учащихся, их инициативности и самостоятельности, степени усвоения правил и норм поведения в природе и обществе [12, 23]. Важно обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов, форм, средств и технологий 310
воспитания в процессе обучения биологии психологическим особенностям обучающихся, неблагоприятная школьная среда, формальное отношение со стороны педагогов может привести к снижению показателей положительной динамики и появлению тенденции к отрицательной динамике процесса воспитания.
Необходимо отметить, что разработанная модель направлена на достижение конкретных результатов, которые включают не только сформированность биологических знаний, учебных умений, но и решение поставленных воспитательных задач по воспитанию социально-значимых качеств учащихся.
Учитывая требования, заложенные в модели методической системы по формированию социальной ответственности и компетентности учащихся, нами были разработаны технологические карты уроков и внеклассных мероприятий, направленных на воспитание социально-значимых качеств учащихся: «Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов», «ВИЧ-инфекция и СПИД - миф или реальность?», «Доброе сердце», а также подготовлен план проведения социального проекта «Наши верные друзья», посвященного социально значимой проблеме бездомных животных.
Таким образом, разработанная модель методики формирования социальной ответственности и компетентности раскрывает сущность процесса воспитания социально значимых качеств учащихся в процессе обучения биологии и может быть полезна в практике работы школьных учителей биологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания / отв. ред. К.В. Симаков и др. М.: Наука, 2000. 504 с.
2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 239 с.
3. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Издательство политической литературы, 1990. 416 с.
4. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. 588 с.
5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Избр. педагогич. соч.: В 3 т. / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М.: Педагогика, 1979-1981. Т. 1. 1979. 558 с.
7. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв. Самара: СИУ, 1997. 85 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр Академия, 2002. 576 с.
9. Rose-Krasnor L. The Nature of Social Competence: A Theoretical Review // Social Development. 1997. Vol.6, Issue 1. P. 111-135.
10. Wentzel K.R. Social competence at school: Relation between social responsibility and academic achievement // Review of Educational Research. 1991. Vol.61. №1. P. 1-24.
11. Orpinas P., Horne A.M. Bullying prevention: Creating a positive school climate and developing social competence. Washington, D.C.: American Psychological Association, 2006. 293 p.
12. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.
13. Сидоркина С.Л. Формирование социальной ответственности у подростков посредством социально значимой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010. 294 с.
14. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-
Центр, 2002. 396 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. №1897 [Электронный ресурс] / URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/543. Дата обращения 15.03.2016.
16. Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т.2. №3. С. 14-19.
17. Аниськин В.Н., Кислова Н.Н., Королев А.И., Шалифова О.Н. Моделирование и конструировние комплексного портфолио педагогических работников вуза для оценки эффективности их работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 11-14.
18. Березюк Ю.В. Подготовка будущего учителя к применению метода моделирования педагогических ситуаций в учебном процессе // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 12-13.
19. Наседкина А.В. Моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов - музыкантов на основе интегративно-го подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 60-64.
20. Кошелева М.Е. Воспитательный компонент ФГОС ОО [Электронный ресурс] // и^: Ы:^:// sites.google.com/site/teachprim/arhiv-zumala/vypusk-6/ vospitatelnyj-komponent-fgos-oo.
21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 454 с.
22. Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. №2. С. 198202.
23. Рау А.А. Воспитание гражданственности и патриотизма через проектную деятельность обучающихся на уроках биологии [Электронный ресурс] // URL: http://smolpedagog.ru/article%2060.html. Дата обращения 15.03.2016.
24. Семенов А.А., Макарова Е.А. Теория и методика организации учебно-воспитательного процесса в школе при изучении биологии на основе электронных ресурсов // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. Т.11. №4(2). С. 362-367.
25. Афанасова И.М. Патриотическое воспитание учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 20 с.
26. Кагакова Е.Г. Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // ЦКЬ: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/ library/proektnaya-deyatelnost-na-ш•okah-biologii-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti.
27. Казакова Л.В. Применение кейс-метода на уроках биологии и географии [Электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/obobschenie-opita-raboti-primenenie-keysmetoda-na-urokah-biologii-i-geografii-293305.html. Дата обращения 15.03.2016.
28. Дуплийчук О.Н. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей-филологов средствами технологии малых методических групп // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 27-30.
29. Дружинина М.А. Формирование социальных умений у детей дошкольного возраста посредством кейс-технологии «ролевое проектирование» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 57-60.
30. Тараскина Я.В. Современные педагогические технологии в иноязычном вузовском образовании // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 152157.
31. Овчаров С.М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в
условиях университетского образования // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 43-46.
32. Яковлева Е.Л. Многообразные облики игры: попытка философского осмысления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 87-90.
33. Ремезова Л.А. Проектирование социально-пе-дагогическтих условий обеспечения социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 98-102.
34. Сергушина О.В., Евсеева Ю.А. Значение дидактических игр на уроках в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 56-57.
35. Знакова Е.С. Развитие творческих способностей учащихся с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 33-35.